Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теоретическая разработка автора. Критерии выделения политологических направлений
На наш взгляд, политологические направления могут выделяться по нескольким критериям: 1) по философской определенности; 2) первым принципам политологических направлений; 3) категориям единичного, особенного и общего (табл. 4.5).
Таблица 4.5. Политологические направления и их критерии
Для удобства читателя при составлении списка политологических направлений использовалась сквозная нумерация. Возможно, неожиданным стала то, что политологических направлений оказалось не 10, а 15. Дело в том, что в параграфе 4.10 не оговаривались критерии выделения политологических направлений. Обращение к ним вынудило автора расширить список политологических направлений. Было бы непоследовательно признавать политологическим направлением либерализм, но не признавать, например, джастизм. Соответственно, признание политологическим направлением коммунитаризма влечет за собой утверждение в том же качестве политологического атомизма и генерализма. Проведенное выделение трех типов политологических направлений предполагает их последовательный анализ. Что касается притяжения политологических направлений к соответствующим философским направлениям, то оно представляется вполне естественным. В философии выделение направлений предполагает кардинальные отличия теоретических систем друг от друга. То же самое должно быть характерно и для политологических направлений. История развития философии насчитывает 26 веков. Уже существующие теории подвергались критике, преобразовывались, совершенствовались или же, наоборот, отправлялись в философские музеи. В философские лидеры выходили различные системы. Не всем удавалось длительное время удерживаться на вершине философского рейтинга. Перестройка философских теорий привела к утверждению в XX столетии на лидерских позициях трех философских направлений, а именно аналитической философии, герменевтики и структурализма. Показательно, что аналитическая философия органично вобрала в себя потенциал как позитивизма, так и критического рационализма, а также бихевиоризма. Развитие позитивизма привело к неопозитивизму, который часто называют также логическим позитивизмом, виднейшими представителями которого были Р. Карнап и Х. Рейхенбах. Неопозитивизм всегда считался органической частью аналитической философии. В силу этого автор и утверждает, что потенциал позитивизма усвоен в рамках аналитической философии с ее установками на эмпиризм. Что касается критического рационализма, то и его последним словом является опора на эксперимент, а это краеугольный камень аналитической философии. То же самое относится и к бихевиоризму, ибо он, по сути, является все тем же позитивизмом, но не в объектной, а в поведенческом представлении. К сказанному следует добавить, что аналитический контрактуализм Дж. Ролза был с восторгом принят широким сообществом англоязычных обществоведов, воспитанных на традициях аналитизма с его установками на эмпиризм и логическую ясность, именно постольку, поскольку он сам был основан на этих традициях.
Актуальный вывод Четыре из шести философски ориентированных политологических направлений образуют восходящую линию развития: позитивизм → критический рационализм → бихевиоризм → аналитический контрактуализм. Здесь нет какого-либо непостижимого плюрализма.
Что же касается экзистенциализма, то уже в 1960-х гг. он растерял свой авторитет. Немецкий экзистенциализм уступил пальму первенства критической герменевтике. Французский же эксзистенциализм растворился на подступах к постструктурализму. Критико-герменевтическое и постструктуралистское направления сохраняют свою самостоятельность, оппонируя аналитической политологии буквально по всем вопросам.
Необходимое разъяснение Противостояние аналитика Ролза и критического герменевта Хабермаса. Между Дж. Ролзом и Ю. Хабермасом, лидерами соответственно аналитического и критико-герменевтического контрактурализма, шел многолетний спор[439]. Что же не устраивало Хабермаса в построениях Ролза? Недостаточное внимание к ценностям, диалогу и пониманию общества как единого целого. Что не устраивало Ролза в построениях Хабермаса? Недостаточно четко выраженный интерес к логике и социальному эксперименту. Вопрос о возможности сочетания двух разнородных позиций будет рассмотрен ниже.
Пора обратиться к постструктуралистам. Они, в частности Ж.-Ф. Лиотар и Ж. Деррида, резко критиковали как герменевтов, так и аналитиков. Вопреки герменевтам, нет и в принципе не может быть согласия между людьми. Вопреки аналитикам, «большие рассказы», т.е. последовательная логика политологической теории невозможна. Итак, в политологических направлениях современности отчетливо просматриваются три тренда: аналитический, критико-герменевтический и постструктуралистский. Можно ли их совместить друг с другом? Вроде бы нельзя, и тогда неизбежен эклектицизм. В поддержку такой точки зрения можно привести такой аргумент: как только исследователь утверждает себя в одной из трех рассматриваемых позиций, так он тотчас же оказывается неспособным осуществить две другие. Этот, на первый взгляд правильный, аргумент не учитывает следующей возможности.
Теоретическая разработка Способ борьбы с эклектикой. Исследователь не обязан упрямо придерживаться одной позиции, избегая переходов в другие положения, разумеется, не теряя критического настроя. Можно реализовать, например, такие маршруты: аналитизм → герменевтика → постструктурализм; постструктурализм → аналитизм → герменевтика. Здесь нет эклектики. Действительно, осуществляя указанные переходы, исследователь укрепляет, а не ослабляет свои концептуальные достижения. Эклектика же, по определению, приводит к ослаблению продуктивных возможностей исследователя. Таким образом, «примирение» различных политологических направлений, причем вопреки установкам их лидеров, вполне возможно.
Не приводит к фатальной эклектике и различие политологических направлений, отличающихся своими принципами[440]. Наконец, не приводит к обязательной встрече с эклектикой и различие политологического атомизма, коммунитаризма и генерализма. Выход из ситуации вновь состоит в обходе всех трех направлений, не абсолютизируя ни методологический индивидуализм — в случае политологического атомизма, ни методологический партикуляризм — в случае коммунитаризма, ни методологический коллективизм, в частности марксистского толка, — в случае генерализма. В концептуально-плюралистическом мире эклектика порождается тогда, когда исследователь либо стоит на одном месте, либо движется в нем бесцельно, т.е. целенаправленно не добивается прироста знания.
Выводы 1. Есть основания считать, что следует различать несколько типов политологических направлений. 2. Плюрализм направлений не ставит какие-либо преграды на пути последовательного освоения их потенциала. 3. Магистральный путь преодоления эклектики состоит в последовательном обходе всех политологических направлений.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы