Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Маркел Ушаков и Василий Кекин
Любомудрые годы неутомленной старости своей Маркел провожал в Койде[7]. В это время молодой судостроитель в городе[8], Василий Кекин, добивался на учительный разряд. Городовые мастера сказали: — Домогаешься высокой степени. Но похвалит ли Маркел Иванович на Койде? Спросишь его. Мы ему писали о тебе. Кекин в Койду прибыл. Старый мастер его встретил с усмешкой. — Пишут о тебе: строишь карбасы, а корма-то розна[9]. Еще не знаю, годишься ли в ученики. Возьми полено, сделай в образец лодейку. Кекин сделал образец художно, с вымыслом. Старый мастер сморщился. — Изукрашенье ни к чему. Отдай эту игрушку ребятишкам. Сделай проще. Кекин сделал просто. Старый мастер говорит: — Поживи да поучись на Койде года три. Хлеба мои, одежа твоя… Тебе любо ли, Василий Кекин? — Любо, Маркел Иванович! Хотя бы тридцать лет метлой стоять, только бы у ваших учительных дверей! Это все Маркел испытывал Василия. Вскоре Маркел послал в город грамотку, к городовым мастерам на верфи. А следом пустил и Кекина. В городе на верфях Кекина встречают честно; разрядные мастера сказали: — Пишет о тебе Маркел Иванович: умеешь-де ты повиноваться и учиться. Знатно, что сумеешь и начальствовать.
Треух
Пристрастие Петра Первого к кораблям и к морю заставило Маркела Ушакова полюбить преобразователя России. По рекомендации Афанасия Холмогорского Маркел был вызван к корабельному строению на Неве и Ладоге. Тут душа старого помора начала рваться на куски. Сочувствуя Петру, Маркел негодовал на преклонение перед Западом без разбору. — Бывало, в северных морях иноземец русским в рот глядел, ждал слова. А теперь извольте стулом становиться под голландца или шведа! На заседании «приказных господ и членов» произошел скандал. Ушаков вылез вперед, вывернул свой лисий треух наизнанку, поставил тульей себе на голову и сидит так, помавая лисьими хвостами. Все вытаращили глаза. Председатель прервал речь. В публике раздался шум и хохот. Тогда Маркел Иванович стукнул кулаком о стол «и рек, аки гром грянул»: — Иноземец всех нас кверху дном поставил. Всех на обезьянин лик поворотил. И это вам не дико. А я только то и сделал, что шапку свою навыворот надел, и все смутились, все оскорблены. «Притворя себе болезнь», Маркел вернулся в Архангельск.
Вера в ложке
Ушаков и товарищи пришли в Сумский посад. Был праздник, и сумляне пригласили их к столу. Маркелов подкормщик говорит: — Какой страх — со всеми есть и пить, а не знаем, кто какой веры! У меня и ложки с собой нет. Маркел говорит: — Какой страх людей обижать! В ложку ты свою веру собрал.
Пиво
Трое молодых ребят на лодье повадились тайно пробовать пьяное пиво, которое хранилось в бочке на случай праздника. Маркел это заметил, позвал ребят к себе в казенку и говорит: — Ребята, что-то вы поблекли. Чем вас развеселить? Или пивком угостить? Ребята покраснели, как брусника, и старший выговорил: — Прости, дядюшка Маркел Иванович. Вперед таковы не будем.
Ушаков и Яков Койденский
Маркел относился к делу своему и к людям страстно и пристрастно. Но людей тянуло к Маркелу, как железо на магнит. Где бы ни кидала якорь Маркелова лодья, везде являлись у него друзья и ученики. А потом оставалась незабытная память. Маркел искал и находил людей, призванием которых было мореходство. За таких людей он полагал свою душу. Когда Маркел пришел на Койду и срядился плыть на Новую Землю, в лодейную дружину вступил Яков Койдянин, подросток-сирота. В нем Маркел нашел ученика, потом и ревностного помощника в судостроении. Старый мастер веселился сердцем и умом, есть кому оставить наше знанье и уменье. Но хмель в молодости начал разбирать верного Маркелова помощника. Яков стал одолевать Маркела неотступным разговором: — Уйду в российские города Здесь тесно — Яков, у Студеного ли моря тесно? Что ты будешь делать в городах? Не отпущу тебя. Погубишь мастерство, потеряешь и себя. Ты не вернешься сюда. Яков говорит: — Я вернусь сюда, если ты, мастер Маркел, пойдешь вместе со мной. С тобой и я вернусь. А не пойдешь со мной, останусь там. И старый Ушаков, тревожась и болезнуя о судьбе талантливого ученика, оставляет свой дом, свой промысел и идет за Яковом неведомо куда. Но скитались они недолго. Однажды Яков пал мастеру в ноги с воплем и со слезами: — Господин мой, доброхот мой! Непостижно велика печаль твоя обо мне. Не стою я тебя. Но если можешь ты простить меня, если в силах ты глядеть на меня, то вернемся в нашу Койду, к нашему светлому морю, к нашему доброчестному промыслу. Как-то при людях Маркел почествовал Якова, назвав его мастером. Люди подивились: — Столь молодого ты называешь мастером… Маркел отвечал: — Дела его говорят, что он мастер.
Кондратий Тарара
Слышано от неложного человека, от старого Константина. У нас на городовой верфи состоял мастер железных дел Кондрат Тарара. Он мог высказывать мечтательно о городах и пирамидах, будто сам бывал. Сообразно нрав имел непоседливый и обычай беспокойный. Смолоду скитался, бросал семью. Столь мечтательную легкокрылость Маркел ухитрился наконец сдержать на одном месте двадцать лет. Удивительнее то, что и память о Маркеле держала Тарару на месте другие двадцать лет. А хитрость Маркела Ивановича была детская. Весной не успеет снег сойти и вода сбежать, Кондрат является в приказ. — Прощай, Маркел Иванович. Ухожу. — Куда, Кондраша? — По летнему времени на Мурман или на Мезень. Может, к промыслам каким пристану. Маркел заговорит убедительно: — Кондраша, навигация открылась. В якорях, в цепях никто не понимает. Именно для летнего времени невозможно нам остаться без тебя. — Ладно, Маркел Иванович. До осени останусь. Значит, трудится на кузнице до снегов. Работает отменно. Только снег напал — кондратий в полном путешественном наряде опять предстает перед Маркелом: — Всех вам благ, Маркел Иванович. Ухожу бесповоротно. — Куда же, Кондратушко? — Думаю, на Вологду. А там на Устюг. Маркел руки к нему протянет: — Кондрат! В эту зиму велено уширить кузницу, поставить новых три горна. Не можем оторваться от тебя, как дитя от матери. — Это верно, — скажет Тарара. — Зиму проведу при вас. Весной Кондратьева жена бежит к Маркелу: — Пропали мы, Маркел Иванович! Тарара в поход собрался. Уговори, отец родной! Приходит Тарара: — Ухожу. Не уговаривайте. — Где тебя уговорить… Легче железо уварить. Прощай, Кондрат… Конечно, этим летом повелено ковать медных орлов на украшение государевой пристани… Ну, мы доверим это дело Терентию Никитичу. — Вы доверите, а я не доверю! Ваш Терентий Никитич еще в кузнице не бывал и клещей не видал… Вот так-то год за годом удерживал Маркел милого человека. В которые годы Маркела не было в Архангельске, Тарара все же сидел на месте: — Воротится Маркел Иванович из Койды, тогда спрошусь и уйду. Но Маркел Иванович из Койды отошел к Новоземельским берегам и там, мало поболев, остался на вечный спокой. А Кондрат Тарара остался в Архангельске: — Мне теперь не у кого отпроситься, некому сказаться.
Стихосложный грумант
На моей памяти молодые моряки усердно обзаводились рукописными сборниками стихов и песен. Иногда такой «альбом» начинался виршами XVIII века и заканчивался стихотворениями Фета и Плещеева. В сборнике, принадлежащем знаменитому капитану-полярнику В. И. Воронину, находился вариант «Стихосложного Груманта», написанного безвестным помором. В старинном сборнике поморских стихов «Рифмы мореплавательны», принадлежащем моему отцу, также был вариант названной песни. Напечатанный здесь текст «Стихосложного Груманта» представляет собою свод двух вариантов.
В молодых меня годах жизнь преогорчила: Обрученная невеста перстень воротила. Я на людях от печали не мог отманиться. Я у пьяного у хмелю не мог звеселиться. Старой кормщик Паникар мне судьбу обдумал, На три года указал отойти на Грумант. Грумалански берега — русской путь изведан. И повадились ходить по отцам, по дедам. Мне по жеребью надел выпал в диком месте. … Два анбара по сту лет, и избе за двести. День по дню, как дождь, прошли три урочных года Притуманилась моя сердечна невзгода, К трем зимовкам я еще девять лет прибавил, Грозной Грумант за труды меня не оставил. За двенадцать лет труда наградил спокойством, Не сравнять того спокою ни с каким довольством.
Колотился я на Груманте Довольны годочки. Не морозы там страшат, Страшит темна ночка. Там с Михайлы, с ноября, Долга ночь настанет, И до Сретения дня Зоря не проглянет. Там о полдень и о полночь Светит сила звездна. Спит в молчанье гробовом Океанска бездна. Там сполохи пречудно Пуще звезд играют, Разноогненным пожаром Небо зажигают. И еще в пустыне той Была мне отрада, Что с собой припасены Чернило и бумага. Молчит Грумант, молчит берег Молчит вся вселенна. И в пустыне той изба, Льдиной покровенна Я в пустой избе один, А скуки не знаю — Я, хотя простолюдин, Книгу составляю Не кажу я в книге сей Печального виду. Я не списываю тут Людскую обиду. Тем-то я и похвалю Пустынную хижу, Что изменной образины Никогда не вижу. Краше будет сплановать Здешних мест фигуру, Достоверно описать Груманта натуру. Грумалански господа, Белые медведи, — Порядовные мои Ближние соседи. Я соседей дорогих Пулей угощаю. Кладовой запас сверять Их не допущаю. Раз с таковским гостеньком Бился врукопашну. В сенях гостьюшку убил, Медведицу страшну.
Из оленьих шкур одежду Шью на мелку строчку. Убавляю за работой Кромешную ночку. Месяцам учет веду По лунному свету И от полдня розню ночь По звездному бегу.
Из моржового тинка Делаю игрушки: Веретенца, гребешки, Детски побрякушки.
От товарищей один, А не ведал скуки, Потому что не спутал Праздно свои руки.
Снасть резную отложу, Обувь ушиваю. Про быванье про свое Песню пропеваю. Соразмерить речь па стих Прилагаю тщанье: Без распеву не почтут Грубое сказанье.
Круговая помощь
На веках в Мурманское становище, близ Танькиной Губы, укрылось датское судно, битое непогодой. Русские поморы кряду принялись шить и ладить судно. Переправку и шитье сделали прочно и, за светлостью ночей, скоро. Датский шкипер спрашивает старосту, какова цена работе. Староста удивился: — Какая цена! Разве ты, господин шкипер, купил что? Или рядился с кем? Шкипер говорит: — Никакой ряды не было. Едва мое бедное судно показалось в виду берега, русские поморы кинулись ко мне на карбасах с канатами, с баграми. Затем началась усердная починка моего судна. Староста говорит: — Так и быть должно. У нас всегда такое поведение. Так требует устав морской. Шкипер говорит: — Если нет общей цены, я желаю раздавать поручно. Староста улыбнулся: — Воля ни у вас, ни у нас не отнята. Шкипер, где кого увидит из работавших, всем сует подарки. Люди только смеются да руками отмахиваются. Шкипер говорит старосте и кормщикам: — Думаю, что люди не берут, так как стесняются друг друга или вас, начальников. Кормщик и староста засмеялись: — Столько и трудов не было, сколько у тебя хлопот с наградами. Но ежели такое твое желание, господин шкипер, положи твои гостинцы на дороге, у креста. И объяви, что может брать кто хочет и когда хочет. Шкиперу эта мысль понравилась: — Не я, а вы, господа кормщики, объявите рядовым, чтоб брали, когда хотят, по совести. Шкипер поставил короба с гостинцами на тропинке у креста. Кормщики объявили по карбасам, что датский шкипер, по своему благородному обычаю, желает одарить всех, кто трудился около его судна. Награды сложены у креста. Бери, кто желает. До самой отправки датского судна короба с подарками стояли среди дороги. Мимо шли промышленные люди, большие и меньшие. Никто не дотронулся до наград, пальцем никто не пошевелил. Шкипер пришел проститься с поморами на сход, который бывал по воскресным дням. Поблагодарив всех, он объяснил: — Если вы обязаны помогать, то и я обязан… Ему не дали договорить. Стали объяснять: — Верно, господин шкипер! Ты обязан. Мы помогли тебе в беде и этим крепко обязали тебя помочь нам, когда мы окажемся в морской беде. Ежели не нам, то помоги кому другому. Это все одно. Все мы, мореходцы, связаны и все живем такою круговою помощью. Это вековой морской устав. Тот же устав остерегает нас: «Ежели взял плату или награду за помощь мореходцу, то себе в случае морской беды помощи не жди».
Грумант — медведь
Зверобойная дружина зимовала на Груманте. Время стало ближе к свету, и двое промышленников запросились отойти в стороннюю избу: — Поживем по своим волям. А здесь хлеб с мерки и сон с мерки. Старосте они говорили: — Мы там, на бережку, будем море караулить. Весна не за горами. … Наконец староста отпустил их. Дал устав: столько-то всякий день делать деревянное дело, столько-то шить шитья. Не больше стольких-то часов спать. В становище повелено было приходить раз в неделю, по воскресеньям.
Оба молодца пришли в эту избу, край моря, и день-два пожили по правилу. До обеда поработают, часок поспят. Вылезут на улицу, окошки разгребут. В семь часов отужинают — и спать. В три утра встают и печь затопляют. И еду готовят. Все, как дома, на матерой земле. День– два держались так. Потом разленились. Едят не в показанное время. Спят без меры. В воскресенье не пошли к товарищам. В понедельник этак шьют сидят, клюют носом. — Давай, брат, всхрапнем часиков восемь? К нарам подошли и, вместо шкур оленьих, видят белого медведя. Будто лежит, ощерил зубы, ощетинился… Не упомнят молодцы, как двери отыскали да как до становища долетели. Из становой избы их издали увидели. Староста говорит: — Им за ослушанье какой-нибудь грумаланский страх привиделся. Заприте двери. Их надо поучить. Братаны в дверь стучат и в стену колотятся; их только к паужне пустили в избу. Они рассказывают: — Мы обувь шьем, сзади кто-то дышит-пышет. Оглянулись — медведище белый с нар заподымался. Зубами скалит, глаза, как свечки, светят… Староста говорит: — Это Грумант вас на ум наводит. Сам Грумант-батюшка в образе медведя вас пугнул. Он не любит, чтобы люди порознь жили. Вы устав нарушили. Грумант вас за это постращал.
Общая казна
Был дружинник — весь доход и пай клал в дружину, в общую казну. И некогда пришло на ум: «Стану откладывать на черный день. А то вклады у нас неравные, мне не больше людей надо». Стал давать в общую казну, равняясь по маломочным. Бывало, когда он все отдавал, дак и люди ему все отдавали. А он отскочил от людей, и люди не столь его жалеют. Однажды не пошел на ловы: «С меня запасу хватит» Захворал. И бывало, как он неможет, двое при нем останутся — знают его простертую руку. А теперь никто не остался. Он в эти дни одумался, опомнился. — Нет, лучше с людьми. Люди в старости меня не оставят. Скоро товарищи вернулись. Они беспокоились о нем. — Мы твое добро помним. И опять он стал весел и спокоен: поживи для людей, поживут и люди для тебя. Сам себе на радость никто не живет.
Болезнь
Опять было на Груманте. Одного дружинника, как раз в деловые часы, начала хватать болезнь: скука, немогута, смертная тоска. Дружинник говорит сам себе: «Меня хочет одолеть цинга. Я ей не поддамся. У нас дружина малолюдна. Моя работа грузом упадет на товарищей. Встану да поработаю, пока жив». Через силу он сползал с нар и начинал работать. И чудное дело — лихая слабость начала отходить от него, когда он трудился. Дружинник всякий день и всякий час сопротивлялся немощи. Доброй мыслею побеждал печаль и победил цингу: болезнь оставила его.
По уставу
Лодья шла вдоль Новой Земли. Для осеннего времени торопилась в русскую сторону. От напрасного ветра зашли па отстой в пустую губицу. Любопытный детинка пошел в берег. Усмотрел, далеко или близко, избушку. Толкнул дверь — у порога нагое тело. Давно кого-то не стало. А уж слышно, что с лодьи трубят в рог. Значит, припала поветерь, детине надо спешить. Он сдернул с себя все, до последней рубахи, обрядил безвестного товарища, положил на лавку, накрыл лицо платочком, доброчестно простился и, сам нагой до последней нитки, в одних бахилах, побежал к лодье. Кормщик говорит: — Ты со уставу сделал. Теперь бы надо нам сходить его похоронить, но не терпит время. Надо подыматься на Русь.
Лодью задержали непогоды у Вайгацких берегов. Здесь она озимовала. Сказанный детина к весне занемог. Онемело тело, отнялись ноги, напала тоска. Написано было последнее прощанье родным. Тяжко было ночами: все спят, все молчат, только сальница горит-потрескивает, озаряя черный потолок. Больной спустил ноги на пол, встать не может. И видит сквозь слезы: отворилась дверь, входит незнаемый человек, спрашивает больного: — Что плачешь? — Ноги не служат. Незнакомый взял больного за руку: — Встань! Больной встал, дивяся. — Обопрись на меня. Походи по избе. Обнявшись, они и к двери сходили и в большой угол прошлись. Неведомый человек встал в огню и говорит: — Теперь иди ко мне один. Дивясь и ужасаясь, детина шагнул к человеку твердым шагом: — Кто ты, доброхот мой? Откуда ты? Незнаемый человек говорит: — Ужели ты меня не узнаешь? Посмотри: чья на мне рубаха, чей кафтанец, чей держу в руке платочек? Детина всмотрелся и ужаснулся: — Мой плат, мой кафтанец… Человек говорит: — Я и есть тот самый пропащий промысловщик из Пустой Губы, костье которого ты прибрал, одел, опрятал. Ты совершил устав, забытого товарища помиловал. За это я пришел помиловать тебя. А кормщику скажи — он морскую заповедь переступил, не схоронил меня. То и задержали лодью непогоды.
Евграф
Соловецкие суда отличались богатством украшения. Я знавал там ревнителя искусства сего рода. Его звали Евграф, был он отменный резчик по дереву. Никогда я не видел его спящим-лежащим. Днем в руках стамеска, долото, пила, топор. А в солнечные ночи, летом, сидит рисует образцы. Евграф беседовал со мной, как с равным, искренно и откровенно. Я восхищался легкостью, непринужденностью, весельем, с каким Евграф переходил от дела к делу. Он говорил: — И ты можешь так работать. Дай телу принужденье, глазам управленье, мыслям средоточие, тогда ум взвеселится, будешь делать пылко и охотно. Чтобы родилась неустанная охота к делу, надо неустанно принуждать себя на труд. Когда мой ум обленится, я иду глядеть художество прежде бывших мастеров. Любуюсь, удивляюсь: как они умели делать прочно, красовито… Нагляжусь, наберусь этого веселья — и к своей работе. Как на дрождях душа-то ходит. Очень это прибыльно для дела — на чужой успех полюбоваться.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы