Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Народы Сибири в канун русской колонизации



 

К концу XVI в. сложилась этнолингвистическая карта Сибири, включавшая несколько десятков этнических общностей, совокупная численность которых едва превышала 200000 человек. На пространстве большем, чем вся Европа, обитало редкое население, весьма неоднородное в языковом отношении. Наиболее многочисленными были народы, говорившие на языках тюркской ветви алтайской языковой семьи. На северо-востоке Сибири, по среднему течению Лены и по рекам Алдану и Амге компактно жили представители самого крупного в Восточной Сибири тюркоязычного этноса якутов. Отдельными группами якуты проникали и в более северные районы, начиная осваивать территорию по Яне, Олекме, Вилюю. В этногенезе якутов приняли участие переселивщиеся с южных территорий племена тюркоязычных скотоводов-кочевников и местные этнические элементы, связанные происхождением с палеоазиатскими и тунгусоязычными народами.

Основная часть тюркоязычных народов концентрировалась к западу от Саянских гор. Горная система Саян была заселена предками тувинцев и тофаларов. В ранних китайских и мусульманских источниках население Восточного Саяна известно как племена дубо, «лссные урянхайцы», «лесные народы». Они и явились этническими предшественниками тофаларов и восточных тувинцев. Сам этноним дубо (туба, тыва, тува) позже стал самоназванием всех тувинцев, в том числе и насеяяющйх степные районы. Тюркоязычные обитатели Саян включили в свой состав ряд мелких этнических групп кетского и самодийского происхождения. В XVI в. территория Тувы входила в сферу политического влияния государства монгольских Алтын-ханов. 

Алтай в рассматриваемое время также был населен тюркоязычными народами, которые обосновались здесь с глубокой древности. Уже существовали различия в образе жизни и занятиях тюрков Северного и Южного Алтая. Этнические предшественники северных алтайцев – кумандинцев, челканцев, тубаларов – занимались охотой, рыболовством, собирательством и практиковали примитивное мотыжное земледелие, тогда как население Южного Алтая – предки алтай-кижи, телеутов, телесов, теленгитов-занимались скотоводством кочевого или полукочевого типов. Ближайшими историческими предками южных алтайцев были кыпчакские тюркоязычные племена. На их развитие оказали сильнейшее влияние западные монголы (ойраты), в состав государства которых – Джунгарского ханства – тюрки Южного Алтая входили до XVIII в. Северные алтайцы сформировались в результате смешения угро-, кето- и самодийскоязычных народов с древним тюркским населением. Этнически разнородное население Северного Алтая находилось, как правило, в зависимости от соседних кочевых народов, платя им дань пушниной или железными изделиями.

Минусинскую котловину, расположенную между горными системами Западного Саяна и Кузнецким Алатау, заселяли многочисленные тюркоязычные группы, находившиеся под главенством енисейских кыргызов. Основной ареал обитания енисейских кыргызов находился в месте слияния рек Черного и Белого Июсов, образующих крупный приток Оби – реку Чулым. В подчинении у относительно малочисленных кыргызов находились данники-киштымы, большая часть которых также говорила на тюркских языках. Именно среди них обнаруживаются этнические компоненты, из которых сформировалась впоследствии хакасская народность – сагайцы, бельтиры, качинцы, кызыльцы. Кроме того, в XVI-XVII вв. на этой территории существовали еще малые группы населения, говорившие на самодийских языках (тубинцы, камасинцы, маторы, койбалы, конные кашинцы) и на кетских языках (котты, асаны, арины, кайдынцы, байкотовцы), быстро подвергавшиеся тюркской языковой и этнической ассимиляции и влившиеся впоследствии в состав хакасского этноса.

К тюркам по языку принадлежало и население Притомья, Приобья и Причулымья, заселявшее лесостепные и южнотаежные районы Западной Сибири-предки томских татар (эуштинцев), обских татар, чатов, чулымских тюрков. Тюркоязычными были и многочисленные группы населения, дисперсно освоившие районы к западу от Оби, главным образом лесостепную и степную полосы Западно-Сибирской равнины. Этнотерриториальные группы западносибирских тюрков явились этническими предшественниками так называемых сибирских татар-барабинцев, теренинцев, иртышских, тобольских, ишимских татар. В середине XVI в. большая часть тюркоязычного населения Западной Сибири от бассейна Туры на западе до Барабы на востоке находилась под эгидой Сибирского ханства.

Другим крупным подразделением алтайской языковой семьи являются монгольские языки. В XVI в. монголоязычным было население, обитавшее по берегам Байкала и долинам крупных рек – верховьев Лены, Ангаре, Селенге и Баргузину. Здесь издавна жили монголоязычные племена, впоследствии составившие этническую основу бурятов-эхириты, булагаты, хори-туматы и другие. Древнее тюркоязычное население Забайкалья и Прибайкалья уже к Х в. сменилось монголоязычными переселенцами; этнические предки бурят некогда вычленились из массы монголоязычных этносов, обитавших к северу от Монголии. В состав формирующейся бурятской народности вошли также близкие по языку монголоязычные ойраты (зунгар, икин, нойон) и часть собственно монгольских племен (переселившиеся из Халхи хонгодоры). Буряты к моменту прихода русских были одним из самых больших по численности народов Восточной Сибири. В ясачной зависимости от них находились многие соседи.

К алтайской языковой семье принадлежали и народы, говорившие на тунгусо-маньчжурских языках. Среди них к XVI в. наиболее широко расселились по Сибири племена тунгусов. Ими была освоена почти вся зона восточносибирской светлохвойной тайги от Енисея до Охотского моря, включая районы северных редколесий.

В массе тунгусоязычного населения Сибири обособились затем этнические общности эвенков, эвенов и негидальцев. На территории Приамурья и Приморья жили потомки чжурчженьских племен, говорившие на тунгусо-маньчжурских языках, из которых сформировались нанайцы, ульчи, удэге. Этническая ситуация в этом районе, в особенности на Нижнем Амуре, развивалась как итог смешения коренных этносов Дальнего Востока. и переселившихся сюда из Забайкалья тунгусских родов. 

Крайний северо-восток Сибири заселяли народы, говорившие на языках палеоазиатской семьи. К ним относились юкагиры, чукчи, коряки, ительмены. К приходу русских скверная часть Восточной Сибири была заселена юкагирскими племенами, которые обитали на громадном пространстве от тундр Чукотки на востоке до низовьев Лены и Оленека на западе. С начала нашей эры в эти же районы более или менее постоянно начинают проникать тунгусоязычные группы, в результате чего формируется метисное по происхождению население.

Соседями юкагиров были обитатели приполярных тундр – чукчи. Они занимали значительную часть континентальной Чукотки, а на побережье Чукотского и Берингова морей жили чересполосно с эскимосами. Ранние этапы этногенеза этого народа проходили южнее, в области, близкой к территории обитания коренного населения Камчатки и Тихоокеанского побережья.

Начало проникновения предков чукчей на север в районы расселения эскимосов датируется приблизительно рубежом новой эры. Процесс этот был длительным, и Полярный круг предки современных чукчей пересекли довольно поздно. 

Более южные территории были населены коряками, очень близкими чукчам по языку и культуре. Коряки занимали северо-западную часть Охотского побережья н прилегающую часть Камчатки. Основную массу аборигенного населения полуострова Камчатки составляли ительмены-народ, возникший в результате смешения различных этнических компонентов, в разное время обосновавшихся на Камчатке. В русских источниках они именуются камчадалами, так их называли ближайшие соседи коряки. Ительмены-камчадалы также включаются в палеоазиатскую языковую семью. 

На крайнем юге полуострова Камчатки жили айны. Вытесненные постепенно японцами с большинства Японских островов (кроме самого северного – острова Хоккайдо) предки айнов издавна расселились по островам Курильской гряды и занимали также южную оконечность Сахалина. Язык айнов принадлежит к числу изолированных. Островным народом были преимущественно и алеуты, близкие в языковом отношении к эскимосам и входящие с ними в особую эскимосско-алеутскую языковую семью. Они жили по островам Алеутской гряды и на западном побережье Аляски. В числе палеоазиатских народов следует упомянуть небольшую народность нивхов, живущую на Амуре. Нивхи или, как их раньше называли, гиляки, накануне русского проникновения представляли собою конгломерат малочисленных родов, живших по соседству с тунгусо-маньчжурскими народами Приамурья.

Этнолингвистическая карта Западной Сибири XVI в. существенно отличалась от той, которая сформировалась в XVII-XIX вв. Значительная часть западносибирского населения говорила на языках уральской языковой семьи, которую представляли две ветви: самодийская и угорская. Самодийцы расселялись по огромной территории северной Европы в Азии – от Кольского полуострова до низовьев Енисея. В пределах северной Сибири самодийские народы, в источниках известные как «самоядь» или «юраки», занимали северные склоны Урала, жиля на Ямале и в бассейне реки Таз. Самодийские племена европейского и азиатского Севера послужили этнической основой, на базе которой сформировались ненцы, энцы, нганасаны и северные селькупы. Самодийцы плотно заселяли и более южные районы в пределах Западной и Южной Сибири, вплоть до Алтае-Саянской горной страны. Предками южных (нарымских) селькупов были самодийские племена Среднего Приобья, обитавшие на обширной таежной территории от устья Тыма на севере до устья Чулыма на юге. К самодийцам по языку принадлежала – часть обитателей Среднего Енисея и Саян. 

По склонам Уральских гор, в Нижнем и Среднем Приобье жили ханты и манси, представлявшие угорскую ветвь уральской семьи; По основному району обитания и языковой принадлежности их называют также обскими уграми. Угры, как и древняя самоядь, одними из первых стали известны русским людям и еще в XI в. фигурируют в русских письменных источниках под названием «югра». Этнотерриториальные группы угроязычного населения, жившего южнее, в бассейнах рек Туры, Тавды, Конды, в бассейне Камы, к западу от Урала с XII в. именуются вогулами. Вогулы этнически связаны с поздними манси.

Предки угроязычных хантов и манси в исторической литературе с XVI в. и позднее совокупно именуются остяками. Остяки-ханты жили -по Средней и Нижней Оби с притоками, Иртышу, включая территорию ниже устья Тобола, и по притокам Иртыша-рекам Демьянке и Конде. Манси расселялись по западным и восточным скло^м Среднего Урала. В целом ареал, обитания угорских народов в южном и западном направлениях был к XVI в. более широким, чем в последующие времена.

Позже этническое имя «остяки» нередко употреблялось и для бозначения восточных и юго-восточных соседей хантов и манси – южных самодийцев – селькупов. Самодийские племена Приобья с востока граничили с мелкими кетоязычными группами аринов, коттов, ястынцев,. расселявшихся по Среднему и Верхнему Енисею. Кетоязычное население нередко обобщенно называли «енисейскими остяками». Язык кетоязычных этносов является изолированным и принадлежит к наиболее древнему в Сибири языковому субстрату. Прародиной енисейских кетов, очевидно, были значительно более южные территории, а начало миграции предков кетов в северном направлении имело место в начале нашей эры. 

Разнообразен был и антропологический состав коренного населения Сибири. На обширной территории Восточной Сибири преобладало монголоидное население….. в промежуточную евразийскую зону, включающую также Приуралье, Казахстан и Среднюю Азию, где на основе древних смешений монголоидов и европеоидов сложились различные метисные типы. Антропологическое изучение и расовая классификация народов Сибири были проведены лишь в XIX-XX вв., но полученные характеристики в основном верны и для XVI в.

Самой распространенной в Сибири была североазиатская раса, к ней относилось не менее половины населения. От других монголоидных рас она отличается меньшим процентом тугих волос, более светлыми оттенками кожи, волос и глаз, очень слабым ростом бороды, сильным развитием эпикантуса[18], крупными размерами и небольшой уплощенностью лица. Эти черты особенно характерны для байкальского типа североазиатской расы, распространенного у юкагиров, эвенков Восточной Сибири и тунгусо-маньчжурских народов Охотского побережья, Нижнего Амура и Сахалина. Наиболее многочисленные народы Сибири – якуты, буряты, тувинцы и группа южных алтайцев относились преимущественно к центрально-азиатскому типу североазиатской расы. У них более жесткие волосы, темнее пигментация, менее плоские нос и лицо. В бассейне Енисея среди западных эвенков тофоларов и части тувинцев представлен катангский тип североазиатской, расы, у которого сильная пигментация сочетается с небольшой высотой лица. 

Крайний северо-восток Азии входил в область распространения арктической расы. Ее варианты описаны у чукчей, коряков, ительменов, эскимосов и алеутов. От североазиатской расы арктическая отличается более темной пигментацией кожи и глаз, усиленным ростом бороды, меньшей частотой эпикантуса, более прогнатным лицом[19], сильнее выступающим носом. Некоторые особенности арктической расы указывают на участие в ее сложении восточных и южных монголоидов. Признаки восточных монголоидов отчетливее выражены у нивхов, представителей амуро-сахалинского типа. Айны, жившие в XVI в. на Сахалине и Курильских островах, выделяются в особую Курильскую расу. В их антропологическом облике своеобразно соединены черты монголоидной и экваториальной (австрало-негроидной) больших рас. 

Население Западной Сибири относилось в основном к уральской расе. Все монголоидные признаки в группах уральской расы выступают в смягченном виде. Для нее характерны вогнутая спинка носа, сравнительно невысокое, умеренно уплощенное лицо. Смешение европеоидных и монголоидных элементов, по-видимому, являлось не единственной причиной промежуточного характера уральской расы, особенности – отдельных ее популяций можно объяснить сохранением изотоморфных черт, восходящих к ранним этапам формирования сибирских монголоидов. Среди хакасов, алтайцев и сибирских татар прослеживаются черты другой, переходной расы, несомненно, метисной по происхождению, - южно-сибирской. Смешанные и промежуточные типы Западной и Южной Сибири составляли около трети сибирского населения.

Несмотря на относительную малочисленность, коренное население Сибири, в дорусский период полностью (с экологической точки зрения) освоило всю ее обширную территорию. Были обжиты природные зоны с крайне суровым и неблагоприятным климатом, вплоть до границ обитаемого человеком мира – северо-востока Азии, Чукотки, Камчатки и полярных районов Крайнего Севера. В процессе заселения Сибири у ее коренного населения сложилось несколько культурно-хозяйственных типов, в которых отразились особенности освоения природной среды народами с разным уровнем социально-экономического развития.

Хозяйственно-культурные типы (ХКТ) понимаются современными исследователями как комплексы, отличающиеся взаимосвязанными особенностями хозяйства и культуры[20]. В докапиталистическую эпоху в рамках культурно-хозяйственных типов осуществлялись процессы хозяйственно-культурной дифференциации и специализации древних этносов. Согласно имеющейся классификации ХКТ разделяются на три основные группы, первую из которых представляют типы, основанные на присваивающей экономике – занятиях охотой, собирательством и рыболовством, а две другие отражают становление производящего хозяйства. Вторая группа ХКТ основана, таким образом, на занятиях мотыжным (ручным) земледелием и скотоводством, а третья представлена ХКТ, базирующимся на занятиях плужным (пашенным) земледелием с использованием тягловой силы скота.

В дорусской Сибири хозяйственно-культурная специализация не выходила за рамки первых двух групп, сохраняя в некоторых случаях чрезвычайно архаические по происхождению черты традиционной экономики и культуры. Так, с глубокой древности в Сибири существовали ХКТ, основанные на занятиях охотой, рыболовством и собирательством. Разнообразие природ«ных условий способствовало формированию различных локальных вариантов этой группы культурно-хозяйственных типов. К числу древнейших по происхождению принадлежит ХКТ пеших охотников и рыболовов таежной зоны. В рассматриваемое время в Сибири этот ХКТ сохранился у части обских угров-безоленных, хантов и манси, у народов Приамурья – удэге и орочей, у части енисейских кетов, у восточных палеоазиатов – юкагиров. По образу жизни и занятиям к этому же ХКТ близко было тюркоязычное население Алтая и примыкающей горнотаежной зоны – северные алтайцы и шорцы (кузнецкие или абинские татары). Пешими охотниками и рыболовами были и чулымские тюрки, отчасти нарымские селькупы. В тундре и лесотундре еще один вариант ХКТ пеших охотников и рыболовов. У ряда северо-самодийских народностей-нганасан, энцев основу их существования составляла пешая охота на дикого оленя. До возникновения оленеводческого хозяйства этот ХКТ был присущ большей части коренного населения Субарктики и приполярного Севера.

Еще в неолите возник и широко распространился приуроченный к крупным речным системам Сибири ХКТ рыболовов больших рек. Оседлое или полуоседлое рыболовство являлось основой экономики у большей части обских угров, части южных самодийцев – селькупов, живших по Средней Оби и ее притокам у многочисленных обитателей бассейна Амура – нивхов (гиляков), нанайцев. Своеобразная специализация охотничье-рыболовческого произво.дства осуществилась на крайнем северо-востоке Азии-Чукотке и Камчатке, где возник ХКТ морских охотников-зверобоев. Арктические, охотники и рыболовы, в избытке обеспечиваемые морским промыслом, могли вести оседлый образ жизни. К этому ХКТ принадлежали так называемые «сидячие» (оседлые) чукчи и коряки.

Распространение в Сибири хозяйственно-культурных типов второй группы с преобладанием производящих форм хозяйства, основанных на занятиях скотоводством в сочетании с примитивным земледелием, охотой, рыболовством и собирательством, географически связывается с южными и западными районами, в которые включаются Прибайкалье, Саяно-Алтай, юг Западно-Сибирской равнины. Самым северным в мире скотоводческим народом были якуты – «конные люди», предки которых, переселившись в Восточную Сибирь из Прибайкалья, принесли на новую родину традиции скотоводства. Помимо коней якуты разводили и крупный рогатый скот.

Типичными скотоводами-кочевниками степей и лесостепей были буряты и тюркоязычные обитатели Минусинской котловины – предки хакасов. На территории Тувы и Южного Алтая скотоводство было ведущей формой хозяйства. В зависимости от ландшафта здесь формировались различные варианты кочевого, полукочевого и полуоседлого скотоводства. У части обитателей высокогорного Алтая сложился редкий и своеобразный ХКТ высокогорных кочевников-скотоводов.

У многих скотоводческих народов Сибири в той или иной мере сохранялись элементы древнего земледелия.

Крошечные поля с посевами проса или ячменя обрабатывались с помощью примитивного пахотного орудия, однотипного у многих тюрко-монгольских народов-бурят, алтайцев, тувинцев. Более развитые формы земледельческого производства были у западносибирских татар. Но и здесь оно сосуществовало с полуоседлым скотоводством, охотой, собирательством и промыслами.

Под несомненным влиянием скотоводческих традиций в Сибири на рубеже эр возник и самый поздний по времени возникновения ХКТ охотников и оленеводов тайги и тундры. Вьючно-йерховое оленеводство, обеспечивая освоение обширных охотничье-промысловых угодий, было присуще в основном обитателям горной и равнинной тайги-тофаларам Саян, эвенкам, расселившимся от Охотского побережья до Обь-Енисейского междуречья, эвенам, юкагирам, негидальцам, срокам.

На Крайнем Севере, в циркумполярной тундре сложился другой вариант этого же ХКТ-оленеводов тундры, носителями которого стало самодийское население Евразии – ненцы, а на северо-востоке Сибири континентальные кочевые чукчи и коряки. Здесь развилось транспортное оленеводство, в котором лишь вспомогательную роль играли подсобные промыслы – рыболовство и охота[21].

Хозяйственно-культурные типы Сибири определяют не только специфику освоения природной среды этносами с различными культурно-хозяйственными характеристиками, но и уровень их социально-экономического развития. Социальные отношения и общественные институты Сибири дают широкую историческую картину развития, начиная с пережиточных явлений, оставшихся от первобытной древности, и кончая периодом социально-классового расслоения и становления классового общества. Общим для всего населения Сибири накануне ее русского освоения было преобладание территориально-соседской общины как основной социально-производственной единицы^. Подобный тип первичной кооперации можно найти и у оседлых рыболовов, и у полуоседлых охотников и собирателей (община-юрта), и в среде кочевников и полукочевников степи и лесостепи (аульная община). Соседская община возникает в условиях распада первобытно-родовых отношений, и конкретные исторические формы преобразования архаической (родовой) общины в территориальную, как показывает сибирский материал, оказываются очень различными. 

У народов Сибири существовало несколько типов соседской общины, определяемых содержанием и направленностью хозяйственной деятельности. К первому типу принадлежали общины, члены которых занимались охотничьим промыслом. Этот тип был характерен для эвенков, юкагиров, тофаларов, шорцев, тавгийцев (нганасан), для охотников-рыболовов Приамурья – негидальцев, сроков, удэге. Второй тип общин сложился на базе оседлого и полуоседлого рыболовства у ительменов, нивхов, ульчей, нанайцев, хантов, манси. Третий тип сформировался у оленеводов тундры-ненцев, чукчей, коряков. Интересно заметить, что у чукчей община – стойбище существовала как явление, возникшее в результате разложения родового начала и полной утраты родовых связей, а у коряков, напротив, сохранились черты архаической родовой общины. Четвертый тип общины исследователи выделяют как особый, имевший место у морских зверобоев-охотников – оседлых чукчей, эскимосов, коряков. В общине этого типа длительно сохранялся обычай уравнительного распределения добычи, хотя и здесь он нарушался и не имел абсолютного значения. 

Общей особенностью коренного населения Северной Сибири являлось сохранение традиций патриархально-родового строя, тесно переплетавшихся с такими исторически более поздними явлениями, как заметное имущественное расслоение, возникновение института частной собственности, начало социальной стратификации, вплоть до возникновения домашнего рабства (чукчи, угры), которое развивалось внутри соседской общины.

В некоторых случаях этнографы считают возможным реконструировать у северных народов Сибири явления, восходящие к эпохе материнского рода. Это и обычай матрилокального брака у нивхов, обских угров, юкагиров, тунгусо-маньчжурских народов Амура, и двойной (билатеральный) счет родства, предполагающий запрет вступать в брак не только в роде-отца, но и в роде матери, и существовавший у нганасан, энцев, кетов. Даже у тюркоязычных народов Сибири, в среде которых господствовали отцовско-правовые отношения, в терминологии родства и свойства выделяются группы терминов, которые можно объяснить только исходя из условий развития материнского рода. Почитание женской ипостаси огня-хранительницы очага и покровительницы семейно-родовой группы, универсально распространенное у народов Сибири, также уходит корнями в первобытную архаику.

Если перечисленные явления лишь реконструируют давно исчезнувшие общественные и социальные институты, то живой, реально существовавшей и наиболее распространенной формой общественной организации народов Сибири в канун колонизации был отцовский род. Патриархально-родовые отношения были присущи абсолютному большинству коренного населения Сибири, хотя и отражали разные стадии развития института отцовского рода, вплоть до его распада. Повсеместно сохранялся обычай родовой экзогамии, связанный с запрещением вступать в брак с представителями родовой группы отца, материально закрепленный в обычаях матрилокального брака и патрилинейного наследования.

Классификационные системы родства, присущие большинству сибирских народов, также отражают систему отношений, учитывающую прежде всего родовые связи. Подобный тип социальной организации в особенности наглядно был представлен, у оленеводов тайги и тундры – азиатских ненцев, эвенков, эвенов, у охотничье-рыболовческих народов Дальнего Востока. Формой существования патриархально-родового общества для народов Севера являлась прежде всего патриархальная семья, большая или малая[22].

Наряду с родовым делением» у ряда народностей Сибири существовало и фратриальное. У северных самодийцев в две фратриальные половины объединялись группы родов. У обских угров род практически отсутствовал, основной ячейкой общества была патриархальная семья, но вся система семейно-брачных и общественных связей строилась на принципах дуально-фратриальной организации, основанной на четком сознании принадлежности к одной из двух экзогамных половин этноса. Исследователи не исключают очень древнего происхождения дуально-фратриальной организации такого типа.

История племенных учреждений в Сибири и история этнических общностей типа племени может быть прослежена лишь ретроспективно. Источники до XVIII-XIX вв. вообще не пользуются этим понятием в приведенных выше значениях. Определенные черты общественного устройства, свойственные племени, в понимании Л.Моргана и Ф.Энгельса, прослеживаются у хантов. и манси, у селькупов и кетов, у северных самодийцев и тунгусов, равно как у палеоазиатских народов-юкагиров, чукчей, коряков и ительменов. Племена, очевидно, существовали и у народов Приморья, Амура и Сахалина еще до начала их контактов с русскими[23].

В Сибири имел место и пятый тип общины, свойственный тюркоязычным народам Западной и Южной Сибири, а также якутам и бурятам, т.е. преимущественно народам с развитым скотоводческим оседлым, полуоседлым, полукочевым или кочевым бытом. Этот вид так называемой аульной общины сосуществовал с институтами военно-феодального строя и при сохранении власти племенной знати. 

У скотоводческо-земледельческого населения Западной, Южной и Восточной Сибири процесс разложения общинно-родовых порядков зашел столь далеко, что на смену им пришли патриархально-феодальные отношения. Не случайно именно эти народы и их этнические предки входили в состав или образовывали этнополитическую основу государственных образований в Сибири как в эпоху раннего средневековья, так и накануне русской колонизации края. К концу XV-началу XVI вв. наиболее развитыми в социально-экономическом отношении были буряты и якуты в Восточной Сибири, татары в Западной Сибири. Общий ход исторического процесса был, резко изменен событиями XVI-XVIII вв., когда народы Сибири были включены в состав Русского государства.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь