Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классовая борьба в Сибири в XVII в.



 

Среди вольных и невольных пришельцев в Сибирский край были ненависть к помещикам и их управляющим, нежелание терпеть произвол беззаконие начальства. Многие служилые люди в сибирских городах называли себя казаками. Это название было закреплено официально в именных списках служилых людей.

Служилые люди сибирских городов в XVII в. по своему положению отличались от казаков Дона или Запорожья с их особыми нравами и самоуправлением. Они испытывали произвол со стороны военных начальников и воевод, всякого рода притеснения. Воеводы стремились лишить занимавшихся земледелием служилых людей хлебного жалования, заставить их служить «с пашни» или платить в казну хлебные сборы (как говорилось в правительственных распоряжениях: «чтобы даром пашнями не владели»). Все это вызывало негодование у служилых людей, доходившее порой до вооруженных выступлений.

Особое недовольство проявляли находившиеся в составе сибирских военных отрядов пленные литовцы, поляки, украинцы и белорусы, захваченные во время многочисленных войн с Польшей в начале XVII в. Они пытались вернуться на родину. Побеги служилых людей, одиночные и групповые, были широко распространенной формой социального протеста. Иногда к беглецам – служилым людям примыкали пашенные крестьяне, доведенные до отчаяния притеснениями приказчиков. 

Имели место и. самостоятельные побеги пашенных крестьян, когда сибирская администрация пыталась принудительно переселять земледельцев из наиболее заселенных и освоенных в земледельческом отношении западных уездов (Верхотурского, Туринского, Тюменского) в районы малонаселенные (Кузнецкий, Енисейский, Красноярский, Илимский и др.) для распашки здесь целинных земель, создания хлебопашества и особенно десятинной казенной пашни. Постоянные военные вторжения степных кочевников в порубежные Кузнецкий и Красноярский уезды осложняли поселенным здесь крестьянам хозяйственное освоение земель и тоже вызывали побеги с мест вселения. Енисейский и Илимский уезды, расположенные в гористой восточносибирской тайге с резко континентальным климатом, также были неподходящими для принудительно переселяемых в эти районы крестьян. 

Крестьянский протест вызывали и дополнительные прибавки отработок на казенных десятинах, увеличение «изделий», строительные, ремонтные работы на казенных мельницах, амбарах, острожных сооружениях, отрывавшие земледельцев от их основных хозяйственных занятий. Крестьяне отказывались выполнять распоряжения приказчика, своего непосредственного угнетателя, не выходили на работы «по наряду», организовывали выступления, изгоняли его из слободы. 

Имели место даже случаи убийства особо ненавистных приказчиков. В качестве примера приведем крестьянские волнения в Ницынской слободе, расположенной на берегу Ницы (притока р. Туры). Основанная в 1624 г. Ницынская слобода начала строиться. Приказчик Ст. Молчанов разрешил группе поселившихся в слободе крестьян вспахать для своих посевов под рожь к 1625 г. одно из полей, предназначенное им в дальнейшем под .десятинную пашню. Крестьяне разделили между собой землю, отведенную им приказчиком, подняли целину, посеяли рожь и в 1625 г. сняли первый хлеб. Весной 1626 г. Ст. Молчанов приказал группе крестьян под руководством Лязгова, поднявшим целину на этом поле, пахать для себя новые целинные участки, а обработанный участок готовить под посев ярового казенного хлеба. Распоряжение приказчика встретило сопротивление крестьян не только группы Лязгова, но и всех остальных поселившихся в Ницынской слободе. Все крестьяне Ницынской слободы отказались готовить отобранный у группы Лязгова» под казенный яровой посев участок. Взрыв негодования был так велик, что крестьяне уили Ст. Молчанова, труп бросили в воду. 

Столкновения крестьян с приказчиками особенно в пашенных слободах (где жили крестьяне, связанные с отработками на государевой десятинной пашне) были многократными, но, как правило, носили местный характер. Обычным поводом к выступлению служила прибавка размеров отработок. Обстановка в крестьянских селениях была довольно напряженной, о чем свидетельствуют выступления жителей ряда слобод (Белослудской в 1672 г., Ирбитской в 1681 г., Новопышминской в1693г.). 

Обстановка в крестьянских селениях была напряженной. Воеводы сообщали в Москву, что крестьяне устраивают самовольные сходы, что в Сибири в последнее десятилетие XVII в. «смута большая». 

В декабре 1691 г. начались волнения в Бирюльской слободе Восточной Сибири. Крестьяне разгромили двор приказчика Павла Халецкого, отбиравшего у них скот и хлеб. 4 февраля 1692 г. жители слободы «все вскоре» и «в совете» осадили Халецкого в приказной избе и «отказали» ему от управления, заявив: «мы государеву указу послушны, а тебе, Павлу, непослушны». Осада продолжалась до 10 февраля, когда крестьянам удалось захватить и избить Халецкого. Разделив между собой его имуществен уничтожив долговые кабалы, хранившиеся в приказной избе, восставшие на сходе избрали своего ставленника на должность приказчика И. Потапова, занимавшего эту должность до приезда Халецкого. Иван Потапов в марте 1692 г. отказался выполнить требование иркутского воеводы – арестовать и выслать в Иркутск руководителей восстания. Несколько лет Бирюльская слобода была в руках крестьян. Следствие по делу о восстании началось только в 1699 г. 

Кроме крестьянских выступлений в Сибири имели место волнения и восстания служилых людей, в которых принимали участие крестьяне, жители городского посада, а в ряде случаев и коренное нерусское население (ясачные люди). Застрельщиками и главными участниками таких выступлений являлись служилые люди, т.е. рядовые конные и пешие казаки и стрельцы, расквартированные в уездных и особенно пограничных городах.

Обременительные службы, низкие оклады денежного и хлебного жалования, которое выплачивалось за истекший год и довольно часто неполностью, заставляли рядовых служилых людей заниматься хлебопашеством, чтобы прокормить свои семьи. Оберегая права феодального земельного собственника-государства, сибирская администрация уже с 20-х гг. XVII в. начала взимать с казаков-земледельцев «выдельный хлеб», а затем стала лишать хлебного жалования и переводить на «службу с пашни».

Посадские (жилецкие) люди городов, вынужденные в связи с неразвитостью хлебной торговли – заниматься хлебопашеством,- платили кроме обычных денежных сборов с торгов и промыслов еще «выдельной хлеб» с хорошего урожая «четвертый сноп», с полей среднего урожая – «пятый сноп», с полей плохой урожайности - «шестой сноп». Привлекались посадские люди к различного рода натуральным повинностям и дополнительным денежным сборам по распоряжению воевод.

Все это вызывало недовольство у городского люда. Горожане составляли челобитные царю, вместе со служилыми горожане участвовали в городских сходах и волнениях. Из числа крупных городских волнений следует назвать события в Томске в 30-40-е гг., когда дважды горожанами свергались воеводы (И. Ромодановский 1638 г. и О. Щербатов в 1648 г.) и городское управление находилось в руках выборных «мира». В эти же годы было «неспокойно», по донесениям воевод, в Нарыме и Кузнецке. 

В 50-60-е гг. происходили волнения и восстания, направленные против воевод в Тюмени, Таре, Братске, Илимске. В 1655 г. из Илимска совершено три крупных побега крестьян и служилых людей в Даурию. В 70-е гг. поднялись па борьбу монастырские крестьяне Невьянского Богоявленского монастыря. Усилились крестьянские побеги из Тюменского и Верхотурского уездов.

Крестьяне бежали на запад вооруженными группами, пытаясь присоединиться к отрядам С.Т. Разина. Произошли волнения в Ирбитской и Белослудской слободах. Жители Краснопольской слободы отказались выходить на работы на уральском заводе Тумашевых.

В 90-е гг. XVII в. широкий размах народное движение приняло в Красноярске (1695-1698 гг.), когда восставшие последовательно сместили трех назначенных правительством воевод: Алексея Башковского, его брата Мирона и Семена Дурново и выбрали свое казачье самоуправление, к которому перешли все административные, военные, судебные и хозяйственные функции. 

Выборное правление («судьи») находилось под контролем «совета старших» из служилых людей и было подчинено «всенародной думе»,т.е. собранию всех участников восстания. Прибывший из Москвы глава следственной комиссии Д. Полянский вынужден был несколько лет « находиться в Енисейске, т.к. участники движения не пускали его в Красноярск. Только убедившись, что городская верхушка в Красноярске крепко держит власть в городе, следственная комиссия прибыла на место Для проведения допросов. Боясь роста народного сопротивления, комиссия не привлекла к судебной ответственности руководителей восстания. Одновременно с красноярским движением вспыхнули восстания в Нерчинске, где жители арестовали воеводу, в Братском остроге против приказчика Христофора Кафтырева, отстраненного от должности. Началось восстание в Илимске, в котором активно участвовали крестьяне, казаки, посадские. Взамен свергнутого воеводы на сходе было избрано мирское правление, просуществовавшее до 1699 г.

Волнения в 90-е гг. XVII в. охватили забайкальские остроги Удинский, Селенгинский, Ильинский и Кабанский. Это были волнения казацкой бедноты. К ним примкнули прибывшие в Забайкалье из Илимска и других селений Восточной Сибири беглые крестьяне и казаки. В волнениях забайкальских острогов участвовали рядовые буряты и монголы, попавшие в личную зависимость от верхушки служилых людей.

Таким образом, весь XVII в. во вновь осваиваемом русскими Сибирском крае был заполнен протестом угнетенных против эксплуататоров. Этот протест охватывал все социальные группы трудового населения: пашенных и оброчных крестьян, крестьян монастырей, посадских, служилых и ясачных людей. 

Он проявлялся чаще всего в форме побегов, отказов крестьян и посадских от дополнительных работ и новых денежных сборов. Вспыхивали отдельные волнения и восстания в городах, острогах, крупных слободах, во время которых столкновения с приказчиками и воеводами приводили к тому, что решением схода (общего собрания) воевода или приказчик снимался с должности, отстранялся от всех дел, иногда оказывался под домашним арестом. Полнота власти переходила выборным лицам.  

Для волнений и восстаний в Сибири (как и во всей стране в феодальную эпоху) была характерна локальность выступлений, хотя в ряде случаев (Томск 1648 г., Красноярск 1695 г.) имели место попытки скоординировать свои действия в ходе борьбы.

Политическая наивность трудовых слоев русского населения проявлялась в сохранении веры в «хорошего» справедливого царя. Этим и объяснялись столь частые челобитные с изложением всех тягот народа, «неправд» и притеснений, причиняемых ему местными администраторами-воеводами, их помощниками, приказчиками. Раскрывая тяжелое положение крестьян, посадских и служилых людей, ясачного населения, жалуясь на ко рыстолюбие и злоупотребления местных начальников, челобитчики обращались «за правдой» (за помощью) к царю, наивно веря, что все их беды проистекают от нерадивости воевод. Такие коллективные челобитные, предварительно составленные вожаками движения, обсуждались на общих сходах, подписывались его участниками и направлялись с выборными челобитчиками к царю в Москву. Челобитчики выступали в качестве представителей пославшего их мира.

Масса трудового люда пока еще не могла понять, что действия сибирских воевод были выражением и проведением политики центрального феодального правительства, направленной на угнетение трудящихся, выкачивание с земледельцев-держателей земли феодального собственника феодальной ренты, а с аборигенного населения ясачных платежей пушниной.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь