Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общественное движение и политическая ссылка в Сибири во второй половине XIX в.
Массовые народные волнения явились объективной почвой общественного движения, представленного передовыми слоями местной интеллигенции. К середине XIX в. интеллигенция еще не сложилась как особая социальная группа, но процесс ее политического созревания был значительно ускорен политической ссылкой. Политические ссыльные несли в Сибирь передовые идеи, способствуя пробуждению общественной мысли. Эпоха буржуазных реформ, как и в Европейской России, активизировала общественную жизнь Сибири. В городах открываются воскресные школы. Широкое распространение получает демократическая публицистика: журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Различными нелегальными путями Сибирь поступали также герценовские издания – «Полярная звезда» и «Колокол». Важным очагом просвещения и культуры, способствующим росту политических настроений, стали библиотеки, игравшие роль своеобразных общественных клу-
«т^т ^ - ^Однойиз форм борьбы прогрессивной интеллигенции демократические преобразования стало сотрудниче- 1» ^ газетах. Поднимая острые социальные вопросы, 1еты способствовали формированию передовых поли- 1е&ких настроений среди наиболее мыслящей части шр^кого общества. В крупных городах Сибири по- ^дсь кружки интеллигенции. Наиболее известными ?ди них были кружки учителя К. К. Гуковского и чи- ж^ика Я. Ф. Капустина в Омске, учителей мужской ^назии Д. Л. Кузнецова и И. С. Щукина в Томске, аеведа М. А. Зензинова и инженера М. И. Михайло- г-в Нерчинске, писателя М. В. Загоскина и братьев доголовых- в Иркутске и другие. В кружках фор- 1(?валось передовое мировоззрение, развивалось само- ш-ание молодежи.
lji Демократически настроенные круги Сибири боро- ^ьс произволом и злоупотреблениями местной вла- [, требовали свободы торгово-промышленной деятель- ITH, равноправия аборигенного населения, развития ^азования и культуры, отмены уголовной ссылки. Ост- ^обсуждениезтих вопросов демократическими слоя- . общественности принимало временами форму рез- о обличительства, направленного против правитель- ^нной политики в целом. Такой характер, в частно- t, получило в 1850-х гг. обсуждение на страницах «ирской (и не только сибирской) периодической пе- 11и проблемы заселения Амура. Демократический ла- 1рь, возглавляемый политическими ссыльными (В. Ф. ^кий, М. А. Бестужев, И. И. Горбачевский, Д. И. 1лишин, М. В. Буташевич-Петрашевский, Ф. Н. )в) и представители местной интеллигенции {М, В,
Загоскин, М. П. Шестунов, Н. А. Белоголовый, Н. Н, Пестерев и др.) выступали против насилия и злоупот- реблений, допускаемых местными властями в органи- зации заселения северного побережья Амура. Это вызвало недовольство сторонников генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского. Преследование его клевретами наиболее честных и деятельных представителей прогрессивно настроенной интеллигенции привело к взрыву общественного недовольства, поводом к которому послужила спровоцированная одним из представителей «партии» Муравьева Ф. Беклемишевым дуэль с чиновником М. Неклюдовым, закончившаяся заранее подготовленным убийством последнего. Похороны Неклюдова (апрель 1859 г.) превратились в демонстрацию протеста против произвола сибирской администрации. Но это выступление передовых слоев Иркутска не было поддержано в других городах. Общественный подъем в Сибири 50-начала 60-х гг., обусловленный в значительной мере влиянием подъема движения в центре страны, явился начальной вехой в формировании единого общесибирского лагеря прогрессивных общественных сил. Вследствие неразвитости массового народного движения уровень его классовой дифференциации был ниже, чем в Европейской России. Важной вехой в размежевании прогрессивного общественного движения на революционеров-демократов и либералов явилось возникновение своеобразного направления в общественно-политическом движении Сибири, вошедшего в историю под названием «областничества». Оно вобрало в себя и отразило как черты общероссийского революционно-демократического движения, так и требования, рождаемые своеобразием социально-экономического развития Сибири. Вопрос о классовом содержании, областнического движения остается дискуссионным. Однако прогрессивный характер его применительно ко второй половине XIX в. несомненен. Временем становления областничества является рубеж 1850-60-х гг. В обстановке подъема массового народного и общественного движения в годы первой революционной ситуации сибирская молодежь устремляется в учебные заведения Европейской России. В Казанском и Петербургском университетах в конце 1850-х гг. создаются сибирские землячества. В начале 1860-х гг. – за счет прибывших сюда студентов Казанского университета (И. Худяков, Ф. Усов, Ч. Валиханов, Пирожков, Н. Павлинов и др.) и молодежи, приехавшей из Сибири. Обсуждение острых социальных вопросов и событий студенческой жизни на сходках землячества стимулировали внимание к нуждам Сибири, 1ай споры об ее будущем. По инициативе казаха Валиханова и бурята И. Пирожкова на обсуждение был вынесен «инородческий вопрос». Постепенно оформлялась программа кружка. Она включала в себя требования буржуазно-демократических преобразований в Сибири, ожидаемых вслед за отменой крепостного права в России. Развернувшееся ыб 1861 г. революционное движение студенчества Петербурга, вызванное закрытием университета, захватило и членов сибирского землячества. Активно участвовавшие в студенческих сходках и митингах Н. Нау- 1^йя1,В. Березовский, Г. Потанин, Н. Лосев, Д. Кузне^1^в оказались в числе 300 арестованных и отправленных в Петропавловскую и Шлиссельбургскую крепости. Взгляды будущих деятелей областнического движения в петербургский период их деятельности нашли отражение в прокламации «Сибирским патриотам», написанной после реформы 1861 г. Содержание прокламации свидетельствовало о том, что ее авторы были увлечены общим потоком революционно-демократического движения, пробудившим в них потребность «служить своему краю», совокупной борьбы с общим врагом – Самодержавием, - говорилось в прокламации, - мы, сибиряки, братски подаем руки российским патриотам». Позитивная часть программы областников включала требование уничтожения экономической зависимости Сибири от Европейской России, отмены уголовной ссылки, открытия университета в Сибири, улучшения жизни периферийных жителей. Осуществить эту программу сибирские патриоты надеялись путем вооруженного восстания приписных крестьян, горно-заводских рабочих, раскольников и коренного нерусского населения. Попытки привлечь к своему движению как можно больше сил привели их в конечном счете к концентрации внимания только на нуждах Сибири. Революционная идея освобождения всей России вылилась постепенно в идею освобождения Сибири путем отделения ее от России. Эта мысль была изложена в прокламации «Патриотам Сибири», написанной областниками уже в Сибири в конце 1864 – начале 1865 гг. В прокламации говорилось, что поскольку интересы Сибири не могут слиться с интересами России, Сибирь должна отделиться во имя блага своего народа. Так появился лозунг областного сепаратизма Сибири, давший название самому течению. Областники пытались пробудить общественное мнение путем организации лекционной и печатной пропаганды, направленной на разоблачение социальных зол сибирской жизни: злоупотреблений местной администрации, закабаления и эксплуатации бедных слоев крестьянства, ограбление аборигенов. Стремление осуществить свою социальную программу логически приводит их к попыткам создать революционные кружки в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске. Однако областникам не удалось создать тайное Всесибирское общество «Независимость Сибири». Н. М. Ядринцев в письме к Ф. Усову писал о своих сторонниках: «На днях я с Г. Н. Потаниным пересчитывал и ужаснулся их малочисленности. ...Как их у нас мало, как мало... Где смелые фанатики, преданные родным интересам, готовые на отчаянную борьбу за них. Или они явятся? Но когда?». В 1864 г. движение областников было разгромлено. Созданная в Омске следственная комиссия привлекла к суду по делу о «сибирских сепаратистах» 43 человека, 20 из них были осуждены, в том числе Г. Н. Потанин. После ареста и ссылки деятелей областничества само движение не прекратилось. Появляются новые его сторонники. Но это было уже не революционное, а либерально-реформистское движение. Сепаратистские тенденции нашли поддержку в кругах сибирского купечества и промышленников. Широкой поддержкой местного населения пользовались призывы к демократическим реформам: развитию образования, свободе предпринимательства и торговли, защите коренного населения Сибири. В такой ситуации практическая работа областников по возвращении их из ссылки свелась к просветительству. Своей деятельностью областники внесли 1ыяой вклад в становление духовной культуры, развитие науки и просвещения своего края. С середины 60-х гг. после разгрома организации областников, общественное движение в Сибири пошло на убыль. Новый подъем начинается в конце 70-х гг. в связи развитием революционного движения в России и ро- 1 политической ссылки. Будучи органически связанной с революционным, движением в центре страны, ссылка вписала яркую страницу в историю революционной борьбы. Как и дру- 1 репрессии, она служила царизму средством защиты от своих политических противников. Но, наводняя отдельными революционерами все отдаленные районы России, правительство в то же время добивалось этой «ой того, что «даже самая глухая провинция становилась неспокойной»[67]. К революционному движению приобщались новые социальные слои и группы, оживлялась общественно-политическая жизнь и в далеких окраинах. Ссылка в Сибирь являлась своеобразным барометром революционного движения в стране, отражая его ^эмах, глубину и организованность на разных этапах 1»^вития» До амнистии, последовавшей в 1856 г., в Си Ьфи еще оставались на поселении декабристы, в том 1сле известные деятели движения С. Трубецкой, И Волконский, А. Поджио, И. Якушкин, Г. Батеньков, «»» Раевский, И. Анненков и другие. В 1857 г. после энчания срока каторжных работ были высланы на по- 1^ние петрашевцы М. В. Буташевич-Петрашевский, Ц^Толль, Ф. Львов, Н. А. Спешнев, С. Ф. Дуров. Оставались участники национально-освободительного движения в Польше 1830-1831 гг. В 1857-1859 гг. в Томске, затем в Иркутске (1859-1861 гг.) отбывал ссылку известный деятель не только русского, но и международного движения, идеолог революционного народничества М.А. Бакунин. Во второй половине XIX в., когда революционное движение обретает демократический характер и в его поток оказываются вовлеченными представители всех классов и сословий страны, политическая ссылка в Сибирь становится массовой. В 60-е гг. расправа с участниками революционного движе только на нуждах Сибири. Революционная идея освобождения всей России вылилась постепенно в идею освобождения Сибири путем отделелия ее от России. Эта мысль была изложена в прокламации «Патриотам Сибири», написанной областниками уже в Сибири в конце 1864 - начале 1865 гг. В прокламации говорилось», что поскольку интересы Сибири не могут слиться с интересами России, Сибирь должна отделиться во имя блага своего народа. Так появился лозунг областного сепаратизма Сибири, давший название самому течению. Областники пытались пробудить общественное мнение путем организации лекционной и печатной пропаганды, направленной на разоблачение социальных зол сибирской жизни: злоупотреблений местной администрации, закабаления и эксплуатации бедных слоев крестьянства, ограбление аборигенов. Стремление осуществить свою социальную программу логически приводит их к попыткам создать революционные кружки в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске. Однако областникам не удалось создать тайное Всесибирское общество «Независимость Сибири». Н. М. Ядринцев в письме к Ф. Усову писал о своих сторонниках: «На днях я с Г. Н. Потаниным пересчитывал и ужаснулся их малочисленности. ...Как их у нас мало, как мало... Где смелые фанатики, преданные родным интересам, готовые на отчаянную борьбу за них. Или они явятся? Но когда?». В 1864 г. движение областников было разгромлено. Созданная в Омске следственная комиссия привлекла к суду по делу о «сибирских сепаратистах» 43 человека, 20 из них были осуждены, в том числе Г. Н. Потанин. После ареста и ссылки деятелей областничества само движение не прекратилось. Появляются новые его сторонники. Но это было уже не революционное, а либерально-реформистское движение. Сепаратистские тенденции нашли поддержку в кругах сибирского купечества и промышленников. Широкой поддержкой местного населения пользовались призывы к демократическим реформам: развитию образования, свободе предпринимательства и торговли, защите коренного населения Сибири. В такой ситуации практическая работа областников по возвращении их из ссылки свелась к просветительству. Своей деятельностью областники внесли большой вклад в становление духовной культуры, развитие науки и просвещения своего края. С середины 60-х гг., после разгрома организации областников, общественное движение в Сибири пошло на лад. Новый подъем начинается в конце 70-х гг. в связи развитием революционного движения в России и ролью политической ссылки. Будучи органически связанной с революционным движением в центре страны, ссылка вписала яркую страницу в историю революционной борьбы. Как и другие репрессии, она служила царизму средством защиты своих политических противников. Но, наводняя ссыльными революционерами все отдаленные районы России, правительство в то же время добивалось этого. Кроме того, что «даже самая глухая провинция становилась неспокойной»[68]. К революционному движению цйюбщались новые социальные слои и группы, ожив- il^acb общественно-политическая жизнь и в далеких окраинах. Ссылка в Сибирь являлась своеобразным барометш революционного движения в стране, отражая его «размах, глубину и организованность на разных этапах развития. До амнистии, последовавшей в 1856 г., в Сибири еще оставались на поселении декабристы, в том известные деятели движения С. Трубецкой, Волконский, А. Поджио, И. Якушкин, Г. Батеньков, Раевский, И. Анненков и другие. В 1857 г. после венчания срока каторжных работ были высланы на последние петрашевцы М. В. Буташевич-Петрашевский, Толль, Ф. Львов, Н.А. Спешнев, С.Ф. Дуров. Остались участники национально-освободительного дви- шшя в Польше 1830-1831 гг. В 1857--1859 гг. в Том- i, затем в Иркутске (1859-1861 гг.) отбывал ссылку честный деятель не только русского, но и международного движения, идеолог революционного народничества M.А. Бакунин. Во второй половине XIX в., когда революционное движение обретает демократический а^актер и в его поток оказываются вовлеченными редставители всех классов и сословий страны, поли- вческая ссылка в Сибирь становится массовой. В 60-е Жы расправа с участниками революционного движе-
ния приводит в Сибирь до 4 000 революционеров. К середине XIX в. здесь уже образовалась разветвленная сеть тюрем, острогов, каторжных рудников и заводов. Создается особый вид тюрем – централы, в которых заключенные выполняли работы по контрактам между тюремным начальством и администрацией приисков, шахт, рудников. Известны централы: Александровский – близ Иркутска, Нерчинский, Кутомарский и Алгачинский-в Забайкалье, Рыковский и Корсаковский – на Сахалине и другие. В 70-80-е гг. приток политических ссыльных особенно возрос. Партии ссыльных шли в назначенные места круглый год. Для удобства наблюдения за политическими ссыльными их расселяли колониями. Такие колонии существовали почти во всех городах Сибири, начиная от Тобольска в ее западной части до острова Сахалина – на востоке, Березова и Верхоянска – на севере. Будучи не в состоянии справиться с наплывом большого количества ссыльных, административные власти допускали некоторые «послабления» в их размещении и в установлении внутреннего распорядка. Это на первых порах способствовало возникновению связей не только между разными колониями ссыльных, но и революционными организациями центра. В начале 60-х гг. в Сибирь были сосланы крупнейшие деятели революционного движения: Н. Г. Чернышевский, М. И. Михайлов, Н. А. Серно-Соловьевич, Н. Обручев и другие. В 1866 г. в Сибирь были высланы каракозовцы (26 человек), осужденные по делу кружка Ишутина-Каракозова, в 1869 г. – нечаевцы (члены организации С. Г. Нечаева). В 1864 г. в Сибирь последовали участники нового национально-освободительного восстания в Польше – восстания 1863-1864 гг. Это была самая большая волна массовой политической ссылки. По мнению исследователей, общее число сосланных в Сибирь польских повстанцев превышало 22 тысячи. Тяжелые условия жизни, жажда свободы, тоска по родине приводили к стремлению продолжить борьбу и в ссылке. Немалую роль в этом сыграло пребывание в Сибири видных деятелей русского революционно-демократического движения. Идейная близость русских и польских революционеров, оживление общественного движения в Сибири стимулировали помыслы и надежды польских ссыльных. В Сибири ссыльные поляки приступили к созданию революционной организации и разработке планов революционного выступления. Первая подпольная организация «Товарищество ^ямной помощи», возглавляемая Ф. Боцярским, была «дана в Тобольске. К осени 1864 г. она уже имела гь организаций в других городах Сибири: Томске, 1ске. Кургане, Тюмени, Нарыме, Ишиме, Иркутске. юре, однако, центр организации переместился в 1ск, куда тобольские власти, узнав о существовании ^анизации, выслали заподозренных в причастности к 1лиц. Это были самые деятельные ее члены: В. Гри- шич, А. Маевский, Н. Дембицкий, А. Живицкий, ,Мацевич. В Томске деятельность польских революционеров развертывалась в условиях массового наплыва ссыльных. В пределах Томской губернии на жительство было определено более 6 тысяч ссыльных. Поскольку в городе можно было получить какую-нибудь работу, многие старались остаться здесь. Кроме того, в городе Некоторое время находились и те, кто должен был еле- Назвать дальше , в другие места ссылки. В результате к уК^чалу 1865 г. здесь проживало более тысячи ссыльных. ^революционная организация насчитывала в это время. ll; своих рядах около ста членов. Она установила связи многими колониями польской ссылки. Весной 1865 г.
координации действий с центром был устроен побег Цтрех ведущих членов организации: Минейко, Окинчица, УБашкевича. В Москве при встрече с членом Комитета Вольских студентов Б. Шостаковичем (с 1866 г. по 1886 I^OA отбывал ссылку в Томске и Нарь^е, затем пере- в Иркутск) они получили адреса явок польской ^^организации в Петербурге. 11^ Установление связи с центром придало революци-
работе польской ссылки более действенный и целенаправленный характер. Задача заключалась в подготовке всесибирского восстания с целью установления в Сибири республики под названием «Свободославия». Исследователи считают, что в разработке и подготовке к осуществлению этих планов полякам большую помощь оказали ссыльные революционеры-демократы и участники областнического движения. Раскрытие и раз «м организации областников привели к распаду том- )й группы польских ссыльных. Многие из ее членов были отправлены в другие места. В связи с этим руко- водство томской организации переместилось в Красно- ярск и Канск. К осени 1865 г. оформилась объединен- ная канско-красноярская русско-польская революцион- ная организация, возглавившая подготовку всесибир- ского восстания. Позже ее руководство переместилось в Иркутск, где и должно было произойти восстание, на- чало которого намечалось на 3 мая 1866 г. Однако в связи -с переброской большой партии, ссыльных (более 700 человек) на строительство Кругобайкальского трак- га восстание началось здесь, возле с. Култук, 26 июня 1866 г. Оно было подавлено. Военно-полевой суд жесто- ко покарал участников восстания. Его руководители (Г. Шарамович, Я. Рейснер, Н. Цилинский, В. Катков- ский) были приговорены к расстрелу.
Борьба польских революционеров не осталась бесплодной. Ее традиции и революционные связи заложили основы для деятельности нового этапа политической ссылки – революционно народнического. Народническая ссылка, ставшая массовой в конце 70-х гг. (первые крупные партии политических ссыльных появились в 1879 г. в результате массовых судебных процессов над народниками-процессов «193-х» и «50-ти»), совпала с обстановкой подъема в развитии политической мысли в Сибири. Выдвинутая областниками программа демократических реформ находила широкую поддержку в кругах сибирского общества. Народническая ссылка, благодаря тесным связям с революционными организациями центра, подняла общественное движение в Сибири на новую, более высокую ступень. Сюда стали поступать антиправительственные прокламации из центра, появление которых вызывало страх у местных губернаторов. Так, по сообщению енисейского губернатора, в феврале 1877 г. администраци- ей губернии было перехвачено письмо из Парижа с вложенной в него печатной прокламацией «Демонстра- ция на площади у Казанского собора». В 1878 г. в Ир- кутске и Красноярске была получена прокламация «От московской учащейся молодежи». В секретном докумен- те, посланном в,это же время из Енисейской губернии, говорилось, что из взятой во время обыска у одного из местных ссыльных переписки следует, что ссыльные на- мерены и в Сибири продолжать пропаганду, и что они
Щиаходятся в сношении с революционным комитетом 1дцутри России». В 1881 г. в карийской тюрьме в связи ^-побегом восьми заключенных, в том числе И. Мышкн- 1яа, был произведен обыск и обнаружено большое коли- чество литературы «противоправительственного содер- жания», Широко распространялась нелегальная лите- iTypa в Кургане, Ялуторовске, Туринске. К началу 1-х гг. в городах Сибири складываются многочислен- це колонии ссыльных народников, в рядах которых со- «аются подпольные революционные кружки. Одной из уупнейших и самой деятельной оказалась колония ильных в Томске. Этому способствовали уже имею- 1иеся здесь традиции и опыт конспиративной револю- ионной работы, заложенные деятельностью польской 1^сш1ки. Большое значение имело и то обстоятельство, 1^9 из Томска вышел целый ряд хорошо известных дея-
революционного движения. Это, прежде всего, ^й^здатели и активные члены «Земли и воли» братья 1^имофей и Александр Квятковские. Александр стал за- ^ппш одним из учредителей «Народной воли», членом ее ^Исполнительного комитета. Томичами были также уча- ерники московского «Общества переводчиков и издате- ^Дей» П. Аргунов, член «Террористической организации йсНародной воли» В. Осипанов (казненный в 1887 г. в и числе 7 человек, среди которых был брат В. И. Ленина
Ульянов, за покушение на Александра III), деятель- 11ый член Исполнительского комитета «Народной воли» IB последний год ее существования Б. Оржешко, земле- 1^&ольцы И. Пьянков и А. Кузнецов. 1- В начале 1880 г. в Томске сложился кружок ссыль- 1ных народников. Вероятно, он был значительным по 1^йсленности, поскольку местная колония ссыльных на- считывала более 40 человек. Среди них были крупные деятели «Земли и воли» и «Народной воли» - Ф. В. Й1олховский, Д. А. Клеменц, С. Л. Чудновский, М. Мло-
С. Жебунев, Л. Шишко, Г. Ф. Зданович, А. И. 1йванчин-Писарев, С. С. Синегуб, мать и дочь Субботи- ны и другие. В то же время в Томске пребывали в Ссылке и целый ряд томичей, уехавших в свое время в ^Петербург и приобщившихся там к революционной ра- оте. Среди них были Я. Сулин, С. Миртова, Н. Кузне- ов,-А. Черников, братья Павел и Александр Орловы. (звестно, что они поддерживали тесную связь с Цент- 333
ром через своего земляка Александра Квятковского. Пребывание в Томске целого ряда известных деятелей революционного движения, уже имевших опыт борьбы, обусловило то обстоятельство, что кружок ссыльных стал опорным для Исполнительного комитета «Народной воли», в его планах было создать в городах Сибири, как и России в целом сеть кружков вспомогательной революционной организации «Красный крест». Цель создания такой организации заключалась в устройстве побегов революционеров из тюрем и ссылки. В условиях многочисленных арестов революционеров пос- ле 1 марта 1881 г. это стало одной из первоочередных задач «Народной воли». Такая организация была соз- дана. В сети ее кружков в Сибири руководящим стал томский кружок, вошедший в четверку сильчейших фи- лиалов «Красного крестах (наряду с петербургским, московским, минским). Его члены занимались не толь- ко устройством побегов ссыльных, но и вели также ре- волюционную работу среди молодежи города. При обы- ске у руководителя организации П. Орлова (24 декаб- ря 1881 г.) были найдены программные документы - проекты устава «Креста мучеников» и устава «Сибир- ской организации». В работе томского революционного кружка активное участие принимали ссыльные поляки Я. Штарк, С. Николяи, С. Ярошинский (сын ссыльного) и видный деятель левого крыла партии красных поль- ского национально-освободительного восстания 1863 г. Б. Шварце. В 1881 г. в Иркутске существовал народо- вольческий кружок, возглавляемый учителем местной женской гимназии, выпускником Петербургского универ- ситета К. Г. Неустроевым. В кружок входили политиче- ские ссыльные и гимназисты. Задача кружка заключа- лась в организации побегов ссыльных и заключенных и оказание помощи по пути следования их в Сибирь: снабжение их одеждой, деньгами, адресами явочных квартир. Члены кружка устроили побег Е. Брешко- Брешковской из Баргузина, Е. Ковальской и С. Бого- молец из иркутской тюрьмы. Кружок Неустроева, явля- ясь одним из филиалов общесибирской организацид «Красный крест», был связан с колониями ссыльных в Киренске, Верхоянске, Якутске, Балаганске, Краснояр- ске, Томске. В 1882 г. кружок был раскрыт полицией, а Неустроен казнен,
(ьные народники не ограничивались только уча- в делах «Красного креста» и революционной про- 1дой среди .молодежи. Они стремились использо- ^также легальные возможности для борьбы. Ис- ктельно важное значение имело сотрудничество Ьаческих ссыльных в Томской «Сибирской газете», ^аной П. И. Макушиным. Газета стала не только гной пропаганды радикальных идей, но и органи- зм центром политической ссылки. Не случайно ^рих мест высылки в Томск переехали С. Л. Чуд- аД, Д. А. Клеменц, Ф. В. Волховский, имеющие 1ой опыт литературной работы. Они составили ре- даное ядро газеты. В 1883 г. на страницах газеты ie в западносибирской печати упоминалось имя Маркса как «знаменитого ученого-экономиста,.. все- дреданного интересам рабочих». Демократическая цвленность газет вызвала гонения со стороны ме- 1 администрации. В 1888 г. она была закрыта. ^ганизационно-пропагандистская направленность 1йрской газеты», создание общесибирской органи- т «Красный крест» сыграли большую революцио дующую роль в деятельности политических. ссыль- ,1 трудных условиях сибирской ссылки они про- ржали борьбу, требуя установления гражданских llH свобод. Так, в декабре 1881 г. в красноярской тюрьме была устроена своего рода демонстрация в ответ на притеснения тюремной администрации. Летом ^г. крупные события произошли в карийской ка- кной тюрьме. Возмущенные притеснениями тюрем- · начальства, заключенные (около 60 человек) объ- ги голодовку, которая длилась 13 дней. В результа- 1ключенным возвратили книги, письменные принад юсти, отобранные ранее по ничтожному поводу, вшили прогулки. В 1889 г. вся сибирская общественность была потрясена известием о новых трагических событиях на Каре. В знак протеста против бес- I^TB коменданта тюрьмы Масюкова (по его приказу была подвергнута телесным наказаниям ссыльная ^Вигида) несколько заключенных (М. Ковальская, Ц^алюжная и Н. Смирницкая) покончили с собой. 1авоб этом, приняли яд и 16 заключенных в муж- политической тюрьме. Двое из них (И. Калюж- й С. Бобохов) скончались. Самоотвержение ссыльных не было бесплодным. Правительство вынуждено было в 1890 г. карийскую каторжную тюрьму закрыть, а телесные наказания для женщин отменить. Важные события произошли в 1889 г. в якутской колонии ссыльных. Решив не подчиниться приказу местных властей, распорядившихся рассредоточить их по разным улусам, группа ссыльных (в составе 30 человек) оказала сопротивление, забаррикадировавшись в доме купца Монастырева. Результатом столкновения явились новые жертвы и потери: пять человек было убито в процессе перестрелки, троих приговорили к смертной казни. Однако протест якутских ссыльных был услышан в других колониях и получил большой резонанс. В 1890-х гг. наблюдается спад в революционной деятельности ссылки, совпавший с падением активности народнического движения в стране в целом. Борьба революционных народников все более изживала себя. На смену им на арену революционного движения вступали деятели первых марксистских кружков. Начинался новый по своему классовому и идейному содержанию этап политической ссылки. Роль политической ссылки в истории Сибири исключительно велика. Она внесла в жизнь глухой отдаленной провинции дыхание новой общественной мысли и культуры, поставив перед передовыми слоями сибирского общества проблемы, за разрешение которых боролась вся передовая Россия.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы