Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Театр, живопись, музыкальное искусство



 

Общий подъем народного образования, литературы в 60-70-е гг. XIX в. отражается на состоянии театрального искусства, живописи, подъеме музыкальной культуры.

В 60-80-е гг. театральное искусство Сибири делает значительный шаг вперед по сравнению с тем состоянием, в котором оно находилось в первой половине XIX в. Сценическое искусство, представляемое в основном любительскими спектаклями, делает поворот к профессиональному. Все чаще на гастроли в Сибирь приезжают группы из центра страны. В крупных городах строятся специальные здания для театров: в Томске и Иркутске такие здания существовали в 60-х гг. XIX в. После пожара вновь отстраиваются в 1870-х гг. здания в Иркутске, Красноярске, Омске, Томске. Среди легковесных пьес, рассчитанных на доход, начинают появляться спектакли, поставленные по произведениям Гоголя, Писемского, Островского. Благодаря усилиям передовых актеров в Сибири развивались лучшие традиции русской сценьр. Успеху Иркутского театра способствовало то, что на его сцене шли произведения Фонвизина, Грибоедова, Лермонтова, Шекспира, Бомарше. В 80-х гг. XIX в., несмотря на запреты подготовлены были инсценировки произведений Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «Иудушка», пьесы Мамина-Сибиряка, Чехова и др. К этому времени театр становится центром общественной жизни города. Отличается своей серьезностью и репертуар Томского театра, где спектакли (А.Н. Островского, А. К. Толстого, Л. Мея, А. Ф. Писемского и др.) чередуются с литературно-музыкальными. Сибирское театральное искусство второй половины XIX в. накапливает творческие силы, которые в полной мере раскрываются в период подъема пролетарского движения в стране. Как и в центре страны, на сценических подмостках начинается борьба с театральной рутиной, безыдейностью в искусстве, отрывом его от злободневных вопросов жизни – за искусство подлинно реалистическое, гражданственное. Эта борьба возглавляется Московским художественным театром, созданным в конце 90-х гг. XIX в., оказавшим большое влияние и на театральное искусство Сибири. 

В сибирских городах строятся хорошо оборудованные специальные здания театров (в 1885 г. – в Томске, в 1897 г. - в Иркутске, в 1899 г. – в Тобольске, в 1902 г. - в Красноярске, в 1905 г.- в Омске). Это способствует устойчивости театральных коллективов, притоку свежих артистических, сил, приезду видных мастеров сцены на гастроли. 

С ростом освободительного движения в стране, особенно. накануне революции 1905 г., наблюдается процесс и дальнейшей демократизации театра, рост прогрессивных тенденций в этом виде искусства. Несмотря на противодействие царской администрации, передовые деятели сцены стремятся приблизить театр к народу. Создаются общества любителей драматического искусства, «народные аудитории» (Красноярск, Тобольск). Идут специальные спектакли для учащихся и народа в Омске, организуется специальная комиссия по устройству народных развлечений в Томске и т. д. Значительное место в репертуаре театров занимают спектакли, шедшие на сцене МХАТа: «Доктор Штокман» Г. Ибсена, «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого, «Три сестры» и «Вишневый сад» А. П. Чехова. Это было не простое подражание, а жизнь лучших представителей сценического искусства общими творческими устремлениями. Большое влияние в этом отношении на сибирские театры оказывали крупные художники русской сцены, приезжавшие на гастроли в Сибирь. 

В 1895 г. в Сибири .побывал неутомимый пропагандист Шекспира известный трагик В. В. Чарский. Огромное впечатление на сибирскую публику произвели спектакли с участием выдающихся русских актрис Г. И. Федотовой (1898 г.), А. А.Яблочкиной (1902, 1903 гг.). В различное время в городах Сибири побывали выдающиеся актеры Петербурга и Москвы - В. Ф. Комиссаржевская, К. А. Варламов, П.Н.Орленев, В. Н. Давыдов, братья Адельгеймы, В. П. Долматов, М. В. Дальский, М. И. Петипа, Л. В. Собинов и др.

Значительное влияние на сибирский театр оказала горьковская драматургия. В октябре-ноябре 1903 г. в Иркутском театре с огромным успехом идет спектакль «Фома Гордеев». Иркутский комитет РСДРП противодействует попыткам администрации снять спектакль. Горьковские «Мещане», «На дне» ставятся в Красноярск и других городах Сибири. Нередко спектакли превращались в политические демонстрации, митинги; разбрасывались листовки. Большим событием была постановка (1908/09 гг.) в Омском театре спектакля «Степан Разин». Из среды театральных исполнителей выделяются талантливые актеры Н.Н. Васильев, В.Н. Янов, М.А. Саблина-Дольская (Иркутск), Е. М. Долина, А. И. Слонов, М. М. Тарханов (Омск), труппы К.П. Красновой (Красноярск), Каширина и Аярова (Томск), С. 3. Ковалевой (Тюмень) и др. Проводя в жизнь лучшие традиции сценической культуры, передовые деятели театра постоянно испытывали гонение со стороны цензуры и властей. Это тормозило развитие сценического искусства. Особенно состояние депрессии сибирское театральное искусство переживало в годы реакции. Только с победой Октябрьской революции наблюдается подъем, возрождение к новой жизни. 

Развитие критического реализма наблюдается и в изобразительном искусстве второй половины XIX в. Подъем демократического движения затронул передовую часть художников России и получил отклик на ее сибирских окраинах, где передовые художники выступили против консерватизма, схоластики, отрыва искусства от жизни народа. Так, в известном «протесте четырнадцати» артели петербургских, художников, ставшем вехой общественного движения представителей русской живописи против академической рутины в 1863 г. находился талантливый художник-сибиряк из Иркутска М. Песков (1834-1864). Его известные монументальные полотна «Кулачный бой при Иване Грозном», «Воззвание Минина к нижегородцам», «Взятие Искера Ермаком», «Стенька Разин, .бросающий персидскую царевну в Волгу», портреты современников имели огромную популярность.

Разнообразно художественное наследие художника-демократа М. С. Знаменского (1833-1892 гг.), воспитанника декабристов, живших на поселении в Ялуторовске и Кургане. Обличительная карикатура, принадлежавшая его карандашу, появилась на страницах сатирического журнала «Искра». Он едко высмеивал порядки полицейско-бюрократического управления, клеймил стяжательство, казнокрадство, самодурство и тупость чиновников. Его кисти принадлежали и известные картины «Смерть отца», серия рисунков «Остяки Тобольской губернии», хранящиеся в Иркутском художественном музее и др.

М.С. Знаменский сыграл заметную роль в развитии общественной культуры в Сибири, выступал как художник-гражданин, демократ и-просветитель. Художественный и историко-этнографический интерес имеют работы томского художника Г. М. Кошарова. В 1886 г. он издает альбом рисунков «Виды города Томска», в 1883 г. им издаются «Художественно-этнографические рисунки Сибири». В 60-х гг. XIX в. преподавал рисование в Красноярске, затем в Иркутске Н.В. Гребнев-первый учитель В.И. Сурикова. Н.В.Гребнев сыграл важную роль в судьбе великого художника, многие полотна которого были посвящены Сибири. Среди них «Взятие снежного городка», «Меньшиков в Березове». Виды Красноярска, типы его жителей использованы художником в его знаменитой картине «Боярыня Морозова». 

Со второй половины 80-х гг. XIX в. развивается творчество одного из талантливых русских живописцев М.А. Врубеля – уроженца Омска (1856-1910). 

На знаменитых передвижных выставках появляются картины на сибирские темы, отличающиеся глубиной и выразительностью. Это картины С. В. Иванова» «Переселенцы» (1887), «Смерть переселенца» А. М. Васнецова, «Тундра», К. А. Савицкого «Беглые из Сибири» и др. Произведения сибирских художников демонстрировались на выставках (1810, 1818, 1869 гг.) в Иркутске и Чите. Знакомила сибиряков с замечательными произведениями русских художников картинная галерея в Иркутске, организованная собирателем картин Сукачевым. Выставки картин устраивались в Томске, Омске, Красноярске. Открываются училища, студии живописи, образовываются общества художников, оживляется выставочная деятельность. В живописи, как и в театре, встречаются сторонники многих направлений. Одни художники испытывали влияние формалистических, декадентских течений. Другие продолжали развивать революционно-демократические традиции. Среди них был И.И. Верхотуров (1865-1944), уроженец с. Монастырского (близ Нерчинска), учившийся в мастерской И. Е. Репина. На его полотнах изображалась жизнь каторжан: «Заковка арестантов», «Прикованный к тачке», «Невольный убийца» и др. В начале XX в. Н.И. Верхотуров целиком переходит на историко-революционную тематику. Широкую известность получают его картины «Расчет», где изображены две враждебные стороны – рабочий и капиталист, и «Локаут», получившая международную известность после выставки в Лондоне в 1910 г. Портреты деятелей революционного движения, картины «Пропагандист» и «Накануне казни» стали наглядным средством политической пропаганды. 

Социальные мотивы выражались в творчестве оригинального самобытного сибирского скульптора И.И. Жукова (1875-1948гг.). Уроженец Забайкалья, учился у знаменитого французского скульптора Родена. Высокую оценку его работы получили у Л.Н. Толстого, А. М. Горького. 

Широкую известность имели работы известных пейзажистов Алтая Г.И. Гуркина, А. Н. Никулина, Н. В. Чистякова. 

Быт сибирской деревни Приенисейского края, труд охотников, рыбаков изображал художник – краевед Д.И. Каратанов (1872-1952 гг.). Природа Забайкалья отображена в полотнах И. В. Лодейщикова, на Дальнем Востоке работал художник П. Шабалин.

Воспевая труд простого народа, природу родного края, картины прогрессивных сибирских художников способствовали культурно-эстетическому и патриотическому воспитанию населения края, неслив гущу масс лучшие традиции революционно-демократического; искусства. 

Развивалось в Сибири и массовое народное искусство. В сибирской деревне художественное творчество пронизывало все стороны деревенского быта. Ажурностью и разнообразием форм отличалась деревянная резьба, украшавшая жилища, которая дополнялась росписью предметов быта, утвари, стен жилища и т.д.

Творчество сибирских мастериц-рукодельниц проявилось в ткачестве, вышивке, плетении и вязании кружев, изготовлении ковров. 

Получает широкое распространение обработка металлов. Славились литые медные украшения для женщин, мастеров Тобольска. Усиление социальной дифференциации в деревне, развитие техники влечет засо^ой и смену видов прикладного искусства. Богатые используют более дорогие материалы. Каждый вид крестьянского художественного промысла имеет и свои порайонные особенности, определявшиеся географическими факторами. Крестьянское .прикладное искусство обогащало художественную культуру всего народа, было неисчерпаемым источником для деятелей профессионального искусства. 

Культура народов Сибири

 

Колониальная политика царизма тормозила развитие культуры аборигенного населения, но была бессильной задержать процесс объективного развития.

С середины XIX в., у народов Сибири начинается обучение в школах на русском языке, формируется своя национальная интеллигенция. Будучи немногочисленной, она вносит вклад в духовное развитие своего народа. Ее представители составляют учебные пособия, создают труды по истории, этнографии, художественные произведения. Из среды коренного населения выходят революционеры, они способствуют развитию самосознания народа, его просвещению. 

Проводниками передовой культуры и просвещения были политические ссыльные, демократическая интеллигенция, ученые. Они изучали экономику, историю, этнографию, народное творчество аборигенов Сибири, несли к ним просвещение. Русские крестьяне, рабочие, ремесленники были для этих народов учителями хлебопашества, земледельческой культуры, ремесленно-технических навыков, проводниками «домообзаводства» и оседлого быта. Реформы 1860 г. в области просвещения оказали влияние на развитие народного образования у народов Бурятии, Якутии, Тувы, Горного Алтая и районов Севера и Дальнего Востока. Здесь открываются школы министерства просвещения, миссионерские, растет количество начальных училищ. С начала 60-х годов по 1899 г. количество начальных училищ Бурятии возросло с 4 до 35. Важным событием в истории просвещения Бурятии было открытие в 1867 г. первой женской школы в Балаганском округе, Иркутской губернии. Согласно школьной переписи 1911 г. в начальных школах было зарегистрировано 3245 учащихся бурят.

К 1916 г. около 30 человек получили высшее образование в вузах центра страны. Создавались и национальные кадры учителей, которые переводили на бурятский язык книги и учебники русских авторов, участвовали в краеведческой работе.

Сотрудник Русского географического общества Н. С. Болдонов перевел на бурятский язык «Российский букварь», известный учитель М.Н. Хангалов был этнографом. В 1890 г. была издана его работа «Новые материалы о шаманстве бурят». Вклад в развитие бурятской письменности и фольклора сделали члены Всероссийского географического общества Ш. Б. Банзаров, С. А. Шагдарон. Во второй половине XIX в. среди бурят распространяются рукописные издания, из которых они узнают о сказках А. С. Пушкина, рассказах Л.Н. Толстого, баснях И.А. Крылова. Переписываются национальные эпосы.

Литература религиозного направления, народного фольклора была создана в дацанах, возглавляемых ламами. Ламаистское духовенство сосредоточило в своих руках и опыт народной медицины. С развитием товарно-денежных отношений претерпевает изменение традиционный быт. Все чаще появляются промышленные товары. Развивается и традиционное народное творчество: вышивка, металлообработка, как наиболее ценный вид бурятского искусства. 

Первые школы в якутских улусах появляются лишь в 1870 годах. Царская администрация открыто заявляла о «вреде» образования для национальных районов. Ко времени Октябрьской революции грамотность якутского населения едва достигала 2%. К этому периоду в этом огромном крае было лишь 164 начальные школы, 4 средних учебных заведения и 2 профессиональных. Большую роль в обучении детей якутов сыграли ссыльные – В.Г. Короленко, В.М. Ионов, И. А. Худяков и др. При активном участии политических ссыльных в Якутске создаются музей, бесплатные библиотеки-читальни, «вольные» школы. 

Жизнь якутского крестьянства находит отражение в художественной литературе местных писателей А.И. Сафронова («Бедный Яков», «Любовь») и др. Якутскими писателями переводятся произведения М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и др. Большое влияние на развитие якутской культуры оказывали исследования русскими учеными быта, нравов, экономической жизни Якутии (И. А. Худяков, В. А. Приклонский, Н. А. Виташевский, Э.К. Пекарский и др.). 

Якутская интеллигенция принимает активное участие в общественно-политической и литературной газете либерально-буржуазного направления «Якутский край», которая издавалась в 1905-1907 гг. В 1912 г. начал выходить журнал на якутском языке «Саха сангата» («Голос якута»), где публиковались записи образцов народного творчества, переводные и национальные художественные произведения.

Главными создателями духовных ценностей были якутские крестьяне. От одного поколения к другому передавался героический эпос «Олонхо», свидетельствующий об огромной духовной культуре якутского народа. Высокого уровня в начале XX в. достигла художественная резьба по мамонтовой кости. Широкое распространение получает декоративный орнамент, которым украшали одежду, обувь, домашнюю утварь, жилища. Развивалось иконописное искусство. Среди художников-самоучек выделялись И.И. Сивцев (Мытыйыкы) и И. В. Попов - один из крупных мастеров якутской живописи. Широкую известность получают его картины «Шаман» и «Якутская ураса». 

Во второй половине XIX - начале XX вв. не было письменности в Туве и Хакасии. В Туве господствовала ламаистская религия. Вместе с тем в процессе трудовой деятельности тувинский народ накопил немало знаний в духовной, материальной области, а также народной медицине. Тувинский народ – создатель и хранитель многожанрового фольклора. Эпические герои его наделяются необычайной силой и ловкостью. Жанровым разнообразием и мелодичностью отличается музыкальный фольклор. 

Среди хакасского населения только богатые имели возможность удовлетворять потребность в знаниях за счет найма учителей. С развитием просвещения на окраинах России на территории Хакасии открывается несколько начальных школ. Царские власти отдавали предпочтение церковно-приходским школам. К 1916 г. на территории Хакасии работало 50 школ, из них только в 13 церковно-приходских и 7 министерских обучались дети хакасов. Развитие просвещения сыграло положительную роль в становлении национальной интеллигенции, кадров учителей, хотя немногие из хакасов имели возможность получить высшее образование. Единственным ученым из хакасов до Великой Октябрьской революции был Н.Ф. Катанов. Ему была присвоена ученая степень доктора сравнительного языкознания. Тюрколог, фольклорист и этнограф, он был известен в России и за ее пределами.

Изменения, прошедшие в период капитализма в социально-экономическом развитии Горного Алтая отразились и на культуре его населения.

Развитие народного образования здесь было связано с деятельностью Алтайской духовной миссии.

К концу XIX в. в Горном Алтае в 25 школах обучалось 640 алтайцев. Миссионеры стремились использовать школу как средство «обрусения инородцев».

Развитие капитализма в районах Горного Алтая выдвигало задачу повышения грамотности населения.

Хозяйственное и культурное сотрудничество с русским трудовым народом и лучшими представителями интеллигенции оказывало положительное влияние на развитие национальной культуры. Большой популярностью пользовались произведения художника-алтайца Г. И. Гуркина, ученика известного русского пейзажиста И. И. Шишкина. Появляются литературные произведения. Первым алтайским писателем был М. В. Чевалков. 

Народ создает и хранит в своей памяти героические поэмы и эпосы «Когутей»,»Алтай-Бучай», «Маадай-Кара» и др. Алтайские мастера- заимствуют у русских навыки плотнического, столярного дела и используют национальный и русский орнамент в декоре.

Не заботился царизм о развитии культуры народов Севера. Накануне 1917 г. в этом огромном крае было всего 17 небольших школ. Среди эвенков Якутской области было грамотных лишь 0,1%. Среди юкагиров и других малых народов не было ни одного грамотного до самой Октябрьской революции. Но тяжелые условия, порожденные политикой царского правительства, не могли убить тягу народа к знаниям.

Во второй половине XIX - начале XX вв. расцветает творчество известного эвенкийского писателя Г.С. Гантимурова. Его перу принадлежит ряд романов («Ганя Хмуров», «Двое в овечьей шкуре»), а также двухтомный этнографический труд, посвященный жизни эвенков Забайкалья, русских крестьян и купцов Сибири.

Жители Севера на протяжении многовековой истории создали самобытную духовную культуру. В их мифах отражены представления о сотворении мира, происхождении животных и человека и т.д. 

Получает развитие самобытное музыкальное и танцевальное искусство. Мужчины украшали резьбой и инкрустацией орудия охоты и рыболовства, женщины создавали причудливые орнаменты из набора бересты, кожи, меха, волос и жил животных, рыбьих шкурок, ниток. Использовались краски, полученные из ягеля, отвара древесной коры, цветов растений. Самобытным видом творчества было изготовление из клыков моржей, рогов оленей, костей мамонта различных художественных произведений. Из бересты, дерева и металла создавались фигурки животных. 

В искусной работе мастеров, изобразительном искусстве, устном народном творчестве, художественных произведениях народов Сибири выражалась их тяга к знаниям, надежда на освобождение от гнета самодержавия. На развитие национальной культуры оказывала стимулирующее влияние культура русского трудового народа и его лучших представителей из числа творческой интеллигенции.

Расцвет культуры народов Сибири начался после свершения Великой Октябрьской революции.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь