Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Средства выразительности.



Средства выразительности.

1. Аллитерация — усиление выразительности художе­ственной речи повторами согласных звуков. Где он, бронзы звон или ГРанита ГРань... (В. Маяковский)

2. Ассонанс — созвучие, повтор ударных гласных зву­ков внутри стиха, усиливает образность, выразительность речи, ее смысловую сторону . БрожУ ли я вдоль Улиц шУмных, ВхожУ ль во многолюдный храм, СижУ ль меж юношей безУмных, Я предаюсь иным мечтам. (А. Пушкин)

3.Звукоподражание — слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстрированный характер. Мяукать, хихикать,дребезжать, тараторить. Птицы прх... прх... вспорхнули.

4. Аллегория — иносказание; изображение отвлечён­ной идеи, конкретного понятия в художественном образе. Где, льва сразив, почил орёл России мощной. На лоне мира и отрад... (А. Пушкин)

5. Анафора — единоначатие, повторение слов в начале предложения, строфы.

Жди меня, и я вернусь, только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера. (К. Симонов)

6. Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопо­ставление, резкое противопоставление понятий, образов, состояний.

Полюбил богатый — бедную,

Полюбил богатый — бедную,

Полюбил румяный — бледную,

Полюбил хороший — вредную:

Золотой — полушку медную. (М. Цветаева)

7.Бессоюзие — стилистический приём, при котором отсутствуют (опущены) союзы, соединяющие во фразах слова и предложения; речь приобретает большую сжатость, динамизм.

Швед, русский — колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет... (А. Пушкин)

8.Гипербола — стилистическая фигура, образное выра­жение, преувеличивающее какое-либо действие, свойство, качество, усиливает художественное впечатление.

Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В. Маяковский)

(В. Маяковский)

Не волнуйся, не плачь, не труди

Сил иззябших, и сердца не мучай.

Ты жива, ты во мне, ты в груди,

Как опора, как друг и как случай. (Б. Пастернак)

9.Именительный представления (именительный темы) — изолированное существительное в именительном падеже, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его звучание.

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось! (А. Пушкин)

10.Инверсия — перестановка, изменение установленно­го грамматикой порядка слов в целях усиления выразительности введения дополнительных оттенков смысла.

 ...И курганов зеленеет Убегающая цепь. (А. Фет)

Арагвы светлой он счастливо

 Достиг зелёных берегов. (М. Лермонтов)

11. Ирония — притворство, насмешка, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель — тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии – сарказм

Посмотрите на него: каков Геракл!

12. Каламбур — игра слов, построенная на омоними­ческих словах или сочетаниях, порождающих юмор, ко­мизм.

Он двадцать лет был нерадив

Единой строчки не родив. (Д. Минаев)

13. Контекстные антонимы — слова, противоположные по значению в контексте, словесные пары со взаимно про­тивоположным значением в конкретном тексте.
 У людей-то в дому — чистота, лепота,

А у нас-то в дому — теснота, духота. (Н. Некрасов)

14. Контекстные синонимы — слова, близкие по значе­нию; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать тавтологии. Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная.

15. Крылатые выражения — афоризмы, изречения, вы­ражающие с предельной лаконичностью в отточенной фор­ме какую-либо мысль, обычно имеют авторов.
    Блажен, кто верует... (А. Грибоедов)

16. Лексический повтор — повторение слова, словосо­четания в предложении или в тексте, усиливающее эмоци­ональность, подчеркивающее ключевое слово. И ближе, ближе всё звучал грузинки голос молодой. (М. Лермонтов)

17. Литота — преуменьшение свойств, качеств. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. Я гладил всё его; как шёлковая, шёрстка. (А. Грибоедов)

18. Метафора — употребление слова или выражения не в прямом, а в переносном значении; слово, словосоче­тание,    развёрнутое высказывание, в основе которого ле­жит скрытое сравнение на основе сходства (железная во­ля, горячее сердце, тяжёлый характер); метафора пере­фразируется в сравнение при помощи слов как бы, вроде, подобно.



Скоро сам узнаешь в школе,

По своей и Божьей воле

Но горы близко.

У печки. В Имеретии. Зимою.

Как вы живёте?

Кому вы намерены

Нынче грозить? (М. Светлов)

32. Риторическое обращение — слово или сочетание слов, называющее адресата в художественной речи, где об­ращения являются носителями экспрессивно-оценочных значений.

Прощай, свободная стихия! Последний раз передо мной Ты катишь волны голубые... (А. Пушкин)

 Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая,       

 Заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М. Исаковский)

33. Риторическое восклицание — восклицательное пред­ложение, усиливающее эмоциональное восприятие художе­ственной речи.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев)

34. Сарказм — высшая степень иронии, злая на­смешка. «...рядом с «рабьим» языком народился язык холоп­ский, претендовавший на смелость, но, в сущности, пред­ставлявший смесь наглости, лести и лжи» (М. Салтыков-Щедрин) «...говорил он плавно, мягко, словно змей полз» (М. Салтыков-Щедрин).

35. Синекдоха — вид метонимии, при котором называ­ется большее вместо меньшего, меньшее вместо большего, заменяется множественное число единственным, употреб­ляется целое вместо части (и наоборот).

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз. (М. Лермонтов)

36 Синонимы- слова, разные по написанию, но одинаковые по лексическому значению. Н-р : крокодил – аллигатор

37. Синтаксический параллелизм — одинаковая струк­тура предложений, сходное расположение элементов, одно­типное построение предложений или отрезков текста, ком­позиционный приём, подчёркивающий структурную связь нескольких элементов стиля в художественном произведе­нии.

Алмаз шлифуется алмазом,

Строка диктуется строкой. (А. Недогонов)

38. Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого.

Анчар, как грозный часовой,

Горы уходят

За горы. Словно

Навек наколото Этого

Синего сахара, Светлого

Этого холода. (Н. Асеев) (развёрнутое сравнение, основанное на нескольких образах)

39. Стилизация — стилистический приём, воспроиз­ведение манеры какого-либо автора или разговорного язы­ка человека, принадлежащего к определённому социаль­ному слою (рассказы М. Зощенко, произведения А. Плато­нова).

40. Умолчание — стилистическая фигура, заключаю­щаяся в том, что начатая речь прерывается в расчёте на догадку читателя, который должен мысленно закончить её; прерванное высказывание, подчёркивает взволнованность, эмоциональность речи.

Хотя страшился он сказать,

Нетрудно было б отгадать,

Когда б... но сердце, чем моложе,

Тем боязливее, тем строже... (М. Лермонтов)

41. Эллипсис — пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

Татьяна — в лес; медведь — за ней! (А. Пушкин)

42. Эпитет — обычно метафорическое прилагательное, содержащее признак сравнения, образную, художествен­ную характеристику предмета, действия. Выделяют народ­но-поэтические, постоянные эпитеты добрый молодец, поле чистое, море синее, тучи чёрные, солнце красное; индиви­дуально-авторские румяное, громкое восклицанье, животрепетное сиянье (Ф. Тютчев).

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем. (А. Ахматова)

43. Эпифора — стилистическая фигура,  повторение в конце строк слова или словосочетания.

Лихорадка бьёт меня.

Средства выразительности.

1. Аллитерация — усиление выразительности художе­ственной речи повторами согласных звуков. Где он, бронзы звон или ГРанита ГРань... (В. Маяковский)

2. Ассонанс — созвучие, повтор ударных гласных зву­ков внутри стиха, усиливает образность, выразительность речи, ее смысловую сторону . БрожУ ли я вдоль Улиц шУмных, ВхожУ ль во многолюдный храм, СижУ ль меж юношей безУмных, Я предаюсь иным мечтам. (А. Пушкин)

3.Звукоподражание — слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстрированный характер. Мяукать, хихикать,дребезжать, тараторить. Птицы прх... прх... вспорхнули.

4. Аллегория — иносказание; изображение отвлечён­ной идеи, конкретного понятия в художественном образе. Где, льва сразив, почил орёл России мощной. На лоне мира и отрад... (А. Пушкин)

5. Анафора — единоначатие, повторение слов в начале предложения, строфы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь