Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЛОВО И ОБРАЗ В РАБОТЕ ХУДОЖНИКА КОСТЮМА



04 января 2008
Рынок легкой промышленности №53, 2007

Кузнецова Майя Михайловна

Личная активность, интеллектуальная любознательность, умение аргументировать свое мнение и брать на себя ответственность за принятые решения, открытость к сотрудничеству, коммуникативность, пунктуальность - свойства, необходимые современному дизайнеру наравне с креативностью и художественным вкусом. Проявить эти качества можно в рамках первого международного конкурса виртуальных дипломных проектов «Умные вещи». Участниками конкурса могут стать дипломники учебных заведений, выпускающих художников-модельеров и дизайнеров одежды, желающие продемонстрировать специалистам, работодателям и широкой публике свою творческую состоятельность, готовность профессионально работать в условиях сектора модных товаров.

На конкурсе не будет кастингов и примерок, подиума и манекенщиц, но наблюдать за его проведением сможет весь мир. В период подготовки к защите участники конкурса будут общаться с членами жюри и оргкомитетом по электронной почте. Статистическая информация о ходе конкурса, количестве участников и числе номинантов будет размещаться на порталеРоссийские торговые марки (www.rustm.net).

Почему новый конкурс создателей одежды получил такую неожиданную форму?

Требования современной индустрии ставят художника в жесткие рамки. Чтобы быть успешным, надо уметь креативно, быстро и грамотно решать поставленную задачу. Кроме этого, надо уметь разъяснять и защищать предлагаемое решение, вдохновлять команду исполнителей. Поэтому конкурс устроен так, что основное внимание уделено способности дизайнера мыслить и превращать свои мысли в слова.

«Огромный выигрыш человека, обладающего развитым языком, заключается в том, что мир удваивается... Человек имеет двойной мир, в который входит и мир непосредственно отображаемых предметов, и мир образов, объектов, отношений и качеств, которые обозначаются словами» (А.Р.Лурия).

Значимость слова в процессе творческого мышления мы проследили на примерах науки, искусства и дизайна.

Слово и мысль. Наука считает, что зрительное восприятие и вербальная деятельность тесно связаны как составляющие процесса мышления человека. Воспринимая мир в виде картинок, мы храним их в памяти, как альбом фотографий, но когда надо извлечь тот или иной образ, превращаем его в слова, понятные окружающим. С другой стороны, слушая собеседника, мысленно мы преобразуем его слова в визуальные образы. Слова для нас тождественны тем или иным изображениям, обращаясь к одним, мы, тем самым, вызываем к жизни вторые. Ученые, чья деятельность, на первый взгляд, не связана с визуальными объектами, признавались в том, что математические и физические формулы являлись им в виде неких образов, позже превращаемых в слова и цифры. А.Эйнштейн писал: «Психические сущности, служащие, по-видимому, элементами мысли, являются определенными знаками... Упомянутые выше элементы относятся в моем случае к визуальному типу. Условно принятые слова или другие знаки становятся мыслями только на второй стадии, когда упомянутая ассоциативная игра станет достаточно установившейся и может быть воспроизведена по желанию». Таким образом, наука приходит в соприкосновение с искусством - миром ассоциаций, а слово является проводником мысли.

Искусство слов. Но у слова есть и пророческая роль. Именно в литературе зарождаются стилистические направления, кристаллизуются новые образы задолго до того, как они будут восприняты и развиты другими видами искусства. Произведения Уильяма Блейка предвосхитили появление стиля Art Nouveau в Европе. Игры со словами и смыслами в стихах Гийома Аполлинера и Андре Бретона породили множество новых визуальных идей и сделали их теоретиками и вдохновителями сюрреализма. Предложенные ими образы нашли яркое отражение в картинах современников. Иногда творчество не ограничивается рамками одного вида искусства. Надо отметить, что талант художника и поэта - нередкое сочетание, чему примером стихотворения итальянского скульптора и живописца Микеланджело и новаторская графика русского поэта-футуриста Маяковского. Слово, использованное художником, является самостоятельным произведением искусства.

История мирового искусства свидетельствует о том, что даже самое экспрессивное и эмоциональное творчество осмысливается автором на стадии создания художественного произведения и находит вербальное выражение, понятное окружающим. Художественный замысел, новая идея облекаются в слова так же как в краски. Слово становится изобразительным средством наравне с рисованием. Чтобы работа художника стала убедительной для окружающих, он в первую очередь должен сознавать сам, что он делает. Письма и дневники многих художников свидетельствуют о том, что не только интуиция, но и мысль двигали их работой. Художник, чье творчество часто считают плодом безумия, Винсент Ван Гог оставил много свидетельств творческих исканий, записанных словами. Он описывал брату Тео замыслы картин, формулировал творческие задачи. Художественное наследие Леонардо да Винчи, Делакруа, Кандинского включает не только живописные шедевры, но и не менее значимые теоретические труды. «Черный квадрат», ставший одной из наиболее известных мировых картин, был создан К.С.Малевичем как иллюстрация к его социально-теоретическим текстам. «Лозунги» конструктивизма, записанные А.Родченко, и представляющие собой творческую программу художника, можно смело признать состоявшимся литературным произведением. Слово выражает замысел художника, иллюстрирует ход его мыслей, помогает проверить интуитивные поиски логикой языка, превращается в один из творческих инструментов.

Слово в дизайне. Дизайн подразумевает кроме творческого начала прикладное значение своих произведений. Следовательно, осознание художником целей, задач и способов их решения приобретает первоочередное значение.

Теория проектирования костюма, созданная Н.П.Ламановой, стала результатом ее размышлений над собственным творческим опытом и служит до сих пор отправной точкой профессионального моделирования костюма. Теория представляет собой вербальную формулу или алгоритм, где каждое слово четко вставлено в смысловую структуру. Н.П.Ламанова сформулировала позиции теории костюма путем постановки трех вопросов:

для чего, для кого, из чего создается костюм?

и одного ответа: как, раскрывающегося на несколько основных композиционных составляющих костюма:

 форма, цвет, ритм, орнамент.

 Создавая костюм или коллекцию, художник всегда отвечает на эти вопросы, даже в том случае, когда руководствуется интуицией при выборе темы, формы, цвета или определенного акцента.

Но дизайнер не может полностью доверяться своей интуиции. Это связано с тем, что промышленное творчество является звеном единой цепи или системы, включающей коммерческие, производственные и коммуникативные связи. Необоснованное решение творческой задачи в рамках индустрии, может вызвать сбой системы и привести к огромным убыткам. Работая в команде (в структуре крупной компании или в собственном ателье), дизайнер должен точно передавать свои идеи коллегам, объяснять, убеждать и вдохновлять их. Слово выступает в роли основного средства коммуникации между специалистами.

Для этого художнику необходимо владеть двумя языками:

1. аналитическим (то есть, уметь анализировать, всесторонне рассматривать отдельные стороны своей работы)

2. профессиональным (языком терминологии, графическим языком дизайна). Аналитический подход к решению проектной задачи является одной из составляющих успешной деятельности промышленного художника.

 В условиях работы современной компании дизайнер получает проектное задание или план с точно определенными параметрами будущей коллекции (назначение, количество, ассортимент, размеры, ценовые параметры моделей). Задача дизайнера - наиболее четко, ярко и образно ответить на поставленную задачу, то есть «быть гениальным в строго поставленных рамках».


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

· «Кутюрья» или профессионалы?

· Анатолий Васильев о лучших и самых дерзких модельерах России, модных СМИ, сердечках, мишках и пешках

· БИОТ доводит молодых дизайнеров до требований fashion-компаний

· БИОТ: дизайнеры, готовые для fashion-компаний, компании, «заточенные» под дизайн

· Дизайн костюма и мерчендайзинг. Англо-Российская магистерская программа - The MA Fashion Design and Merchandising course. British-Russian Program

· Дизайн-образование в контексте проектной культуры

· Дизайн-образование в Петербурге: государственное или частное?

· Дизайн-образование и индустрия одежды в России: поиск точек соприкосновения

· Инновации в педагогике. Принципы организации самостоятельной работы студентов художественного вуза

· Композиция и стилистика костюма. О методах преподавания

· Майя Кузнецова: творческая лаборатория «Артизиа» - инновации в дизайн-образовании

· Новые эффективные методы профессиональной подготовки дизайнеров костюма

· Школа модельеров: чем дальше, тем страшней!

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь