Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чикагская школа в социологии.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Франкфуртская школа социологии. Под Франкфуртской школой в социологии принято понимать одно из наиболее влиятельных леворадикальных течений, возникшее в конце 1920-х гг. и оформившееся в 1930-х гг. на базе франкфуртского Института социальных исследований и "Журнала социальных исследований". И тем и другим руководил в то время М. Хоркхаймер (1895-1973). В 1934-1939 гг., с приходом к власти фашизма, Институт и центр школы с ее руководством перебрались в Женеву, затем в Париж. С началом Второй мировой войны в 1939 г. социологи переехали в США, где в течение 10 лет работали при Колумбийском университете в Нью-Йорке. По мере переездов в другие страны и города создавались филиалы Института в Швейцарии, Франции, США. В 1949 г. Институт вернулся во Франкфурт-на-Майне. Наиболее видные ее представители, кроме М. Хоркхаймера, - Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас. Последний - ныне единственный из всех крупных представителей этой школы - продолжает активно работать,
Феноменологическое направление в социологии А.Шюц, П.Бергер, Т.Лукман.
Феноменологическая соц-гия - теоретико-методологическое направление в современной соц-гии, рассматривающее общество в виде явления, созданного и постоянно воссоздаваемого в духовном взаимодействии индивидов. Необх-сть изучения соц. мира как повседневного жизненного мира индивида, чувствующего, переживающего, стремящегося к чему-либо человека. В этом случае соц. мир как объект социологического изучения превращался в мир феноменальный, мир субъективного опыта. Он становился тем жизненным миром, в котором действия людей имеют субъективный смысл и зависят от объектов, на них воздействующих. Этот жизненный феноменальный мир субъективного опыта и должен был стать объектом самого пристального внимания феноменологич. соц-гии. Альфред Шюц (1899—1959).Работа:«Феноменология соц. мира». Базировался на идеях М. Вебера, Дж. Мида. Критиковал позитивизм за неправильное понимание природы соц. явлений. Задача социологии — изучать не реальность мира, а те смыслы и значения, кот. люди придают его объектам. Предмет феноменологич. соц-гии – всё то, что считается «знанием» в общ-ве, делая акцент на том, что люди «знают» как «реальность».Соц. реальность - сов-ть объектов и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связ. с ними разнообразными отнош-ми интеракции. Это мир культурных объектов и соц. институтов, в кот. мы родились, внутри кот. мы должны найти себе точку опоры и с кот. мы должны наладить взаимоотношения. Люди из разных соц. групп конструируют свою соц. реальность. Задача феноменологич. соц-гии – получить научное знание о сов-ти объектов и событий внутри интерсубъективного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью и связ-х др. с др. интеракциями. Интерсубъективный мир – это общий для всех людей мир, актуально данный или потенциально доступный каждому на основе интеркоммуникации и языка. Интерсубъективный мир одной группы может отличаться от интерсуб-го мира другой, т.к. индивид из одной соц. группы видит объекты иначе, чем чел. из др. соц. гр. Именно благодаря интерсубъективности повседневное знание и жизнь индивидов одной гр. отлич-ся от других. Так возникают различия между «мы» - группа, в кот. индивид чувствует себя как дома и «они»-группа (др. группа, в кот. сложно понять обыденные интерпритации соц. реалий, из-за чего возникают опасение и недоверие).
Структурно-функциональный подход в социологии Т.Парсонс, Р.Мертон. Чикагская школа в социологии. ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА в период 1915—1935 гг. занимала доминирующее положение в американской социологии. Именно в Чикагском ун-те были развёрнуты прикладные исследования. Это направление ориентировалось на осмысление конкретной жизнедеятельности человека и следовало сугубо американской традиции – прагматическому взгляду на знание, критерием истинности которого идеологи школы считали уровень удовлетворения потребностей человека. Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского ун-та был Альберт Смол. Первыми лидерами, создавшими социологическую школу в Чикаго, были Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас. Свой значительный вклад внесли становление школы л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. Кули., ф. Знанецкий. В рамках школы сформировалось несколько поколений исследователей. Первое поколение – период развития с основания школы до 1 Мировой войны. Его бесспорным лидером был А. Смол, также были Дж. Дьюи, Д.-Г. Мид, Т. Веблен. Сформировали мощную реформаторскую традицию, а необходимость преобразований различных сторон жизни стала рассм. как один из главных приоритетов в США; гл заслуга – установление тесных связей с городским правлением Чикаго и его административными службами.
Второе поколение (между 1 Мировой войной и серединой 30-х годов ХХ века). Лидеры – Р. Парк и Э. Берджесс. Их основная проблематика – различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. В Чикаго было выпущено около 100 докторов, 60% которых были заняты в администрации, бизнесе, на исследовательских должностях и вузовском преподавании. Третье поколение Ч.ш. (середина 30-х- начало 50-х г.г.) У.Огборн, Э. Хьюз, С. Стауффер, Л. Вирт. И уже после 2 Мировой войны – Ф. Фразье, П. Кресси, Шилз, Бейкер. Четвёртое поколение (с начала 50-х г.г.) представлено Г. Блумером, М. Яновиццем. Центральными проблемами для изучения Чикагской школы на рубеже XXIвека являются экологические процессы в большом городе; социальная организация и дезорганизация; формы социального и личного контроля; символическая интеракция; управление личности собою; расовые и этнические отношения; ОМ; СМИ; отклоняющееся поведение и преступность; демографические сдвиги; МТСИ.
Соц. действие - поведенческий акт, которому присуще субъективная мотивация индивида, кот. вкладывает в свое поведение определенный смысл; ориентация на поведение других в качестве ответной реакции. В зависимости от степени рациональности и меры осознанности Вебер классифицирует соц. действия на 4 типа соц. действий:1. - Действие целерациональное, основано на ожидании определенного поведения, кот. используется для достижения осознанных целей, действие носит утилитарный характер: экономическое поведение, критерий - успех; 2. - Действие ценностно-рациональное, основано на сознательной вере в самоценность определенного поведения (этический, эстетический поступок), определяет поведение вне зависимости от успеха; критерий рациональности - долг;3. - Аффективное действие, основано на актуальных чувствах и эмоциях, смысл действия является неосознанным;4. - Действие традиционное, основано на привычках, на устоявшихся стереотипах поведения. 1) Понимание через прямое наблюдение (интерпретация действий по внешним наблюдениям); 2) Объяснительное понимание (выявление мотивов конкретных соц. действия с помощью постановки И-ля на место действующего индивида); 3) Причинное объяснение - выявление причин мотивации определенных соц. действий, осуществляется в ходе выявлений целой серии событий). Общ-во, соц.реальность расм-тся Д., с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам.Соц. факты Д. подразделял на:-- морфологические (плотность населения)-- образующ материальный субстрат общ-ной жизни,-- духовные (общ-е сознание), за кот.признавалась решающая роль.Расм-ая общ-во как ценностно-нормативную систему Д. серьезное внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. Он разработал не только общую теорию и методологию социолог. исследования, но и его конкретные методы, правила.
К. создал методологическую базу с-ии. Основными методами по К.яв-сь: наблюдение соц.фактов, эксперимент, сравнительный метод (сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Герберт Спенсер, общество-сложный организм, кот. имеет для каждой потребности или ф-ии имеет опр-ный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление сущ-щих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых соц.институтов. С. обосновал идеи либерализма с позиций социологии. -гос-во по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов. ввел понятие социальный институт-три типа ин-тов: продолжающие род (брак, семья), экономические и регулирующие (религия, полит. институты, мораль и т.д.).идеи С.: описание структуры общества как особого организма и идея эволюции — определили тот факт, что С. считается основоположником двух направлений в социологии: организма и эволюционизма. С. считал, что и общ-во, кул-ра и псх-гия естественны по происхождению и поэтому все естественное развивается по законам природы и, следовательно — эволюции.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы