Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структурный функционализм Т.Парсонса



Американский социолог, основатель школы структурно-функцион. анализа. Работы: «Социальная система», «О структуре социального действия». На него оказали влиятельные работы Вебера (обоснование соц. действий в контексте функционирования соц. организация и институтов) Дюркейма (анализ стабильности системы).

При структурном подходе сложный объект задается аналитическим вычлениением входящих в его состав единиц. Функциональный подход – выясняет связи между элементами и целым, соотнесение определенных единиц со способами их функционирования. Парсонс – основатель теории соц. систем и соц. действия. Рассматривает соц. систему через соц. действие. Соц. система – это некоторая сов-ть множества элементов, характерная особенность которых в том, что связи между ними сильнее, чем связи между элементами и окружением. Струкутра соц. действия: наличие агента действия (человека),наличие целей или предполагаемого будущего положения дел, наличие ситуации действия, состоящей из средств можно контролировать) и условий (нельзя контролировать), наличие нормативных ориентаций дейст-го лица.Понятия соц-ой системы и общества являются взаимосвязанными, но не сводимыми друг к другу, об-во – это особый тип соц. системы оно есть соц. система, достигшая наивысшего уровня самодосаточности в отношении к своему окружению. Подсистемы соц. системы: пол, экон, социетальной общности, система социализации. Проблема соц. изменений и эволюция. Процесс функционирования общества объясняет посредством: изменения структуры и эволюции. Рассматривал изменение соц-ой структуры через концепцию дифференциации. Элемент, подсистема или категория элементов и подсистем, обладая своим относительно четко определенным местом в обществе, разделяется на элементы и системы (обычно две), различающиеся как по структуре, так и по функциональному значению для более широкой системы.

Роберт Мертон - представитель структурно-функционального направления в социологии. На него оказали влияние работы М. Вебера, Э. Дюркейма, Т. Парсонса, учеником которого он был. Лейтмотив его работ - тема соц-ой структуры и ее влияние на социальное действие (анализ бюрократической организации). Работы: «Социальная теория и социальная структура», «Социальная структура и аномия». Создатель более динамической эмпирически обоснованной теор. системы. 2 крупных проблемы: выяснене дилеммы, кем же является социолог(функционалист или стурктуралист) и какое место занимает структура и сруктурный анализ.

Функционализм – теор. и динам. представление о работающей соц-ой структуре, о ее работающих компонентах, взаимосвязях. Мертон утверждает, что анализ Парсонса слишком абстрактн, недетализирован, и поэтому мало применим для исследования соц-ой реальности. Своей задачей ставит создание «теории среднего уровня», которая была бы мостом между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами. Занимается критикой обобщений предшествующего функционализма и пояснение понятий. Наряду с функционал. анализом интересуется и структурой.

 

Социология К.Маркса и Ф.Энгельса.Основоположники марксистской парадигмы – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Они создали социологическое учение на базе диалектико-материалистического понимания истории. Концепция Маркса основывается на таком представлении о развитии общества, которое предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к высшей, от одной формации к другой. Основные труды: «Капитал», «Немецкая идеология»,«Манифест Коммунистической партии».Маркс и Энгельс внесли важный вклад в обогащение и развитие социологической мысли – это нашло свое выражение в следующих аспектах:1)Полное и глубокое понимание и изучение общества как социальной системы. Системный подход марксизма проявляется в связи с разработкой центральной категории «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Именно способ производства является системообразующим компонентом соц. системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них. Марксом был проведен углубленный анализ взаимодействия взаимосвязи и взаимодействия этой подсистемы с другими.2)Выдвинули фундаментальное положение социологической науки о том, что соц. знание должно опираться на изучение самой соц. реальности, а не только тех идей и представлений, которые ее отражают.3)Обогатили теорию соц. развития.

 

 

Формальная социология: Ф.Тённис и Г. Зиммель. ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ — социологическое направление, пользовавшееся значительным влиянием в Германии и США в конце XIX — начале XX в. Ее представители (Ф. Теннис, Г. Зиммель, Л. фон Визе, А. Фирканд и др.) противопоставляли свое учение широко распространенным в тот период историко-эволюционным концепциям, стремились создать науку об обществе на базе анализа не конкретно-исторических социальных явлений, а чистых форм «социальности». Под ними они понимали общее, свойственное всем общественным явлениям, а именно формы социального взаимодействия или социальных отношений. Фердинанд Теннис (1855-1936)Основной вклад: разработка системы теоретических понятий, начало которой было положено публикацией книги «Общность и общество» (1887). Главная идея Тенниса, противопоставление «общинных» отношений и связей «общественным». Это первый шаг к разработке формальной концепции социологии («чистая сц»). Впоследствии в работах по истории социологии чистая социология стала рассматриваться как формальная социология, а Теннис — ее основоположником. «Общность» = соответствует народность и культура, «общество» = государственность и цивилизация; где способ мышления людей все более определяется наукой, а не религией. Общность - синоним очага, семьи общины традиционного образца, общество - «чужое», основанное на коммерции и капиталистическом расчете.Социальность преимущественно «общинная» в ходе истории все более вытесняется социальностью преимущественно «общественной». Теннис выдвинул, ряд идей, которые получили свое дальнейшее развитееи реализацию а западной социологии XX в. Это прежде всего стремлениепостроить социологию как аналитическую науку, что нашло отражение в дихотомии «общность» - «общество».

 

Подобная идеальная типологизация позволяла привлекать и сопоставлять, как исторический так и современный материал по самому широкому спектру человеческих отношений.Георг Зиммель (1858-1918).Основные труды: «Философия денег», «Религия», «Социальная дифференциация Зиммель предлагает выстраивать социологию не как науку об "обществе вообще", а как науку о типичных, повторяющихся социальных ситуациях, связях, положениях, которые наблюдаются во многих обществах. Их он называет "социальными формами". Они подлежат оценке, моральному истолкованию - в соответствие с историческим контекстом и ценностями исследователя. Формальная социология рассматривает общество как сумму форм взаимодействия, посредством которых из индивидов получается общество: сумма индивидов, объединенных взаимными связями, основанными на общности интересов («оформленный общественно-человеческий материал»). Формы взаимодействия считал предметом социологии Зиммель уподобляет формальную социологию - геометрии, изучающей формы и отвлекающейся от содержания. Тем не менее, чистые формы обнаруживаются лишь в редких случаях, поскольку форма и содержание в обществе неизбежно переходят друг в друга. "Формы" это: Во-первых, это границы свободы, поставленные классовыми или сословными рамками жизни. Во-вторых, всеобщие морально-правовые нормы. В-третьих, способы общения и достижения целей в коммуникации, принятые в данном обществе. В-четвертых, идеальные типы в веберовском смысле, служащие как в науке, так и на бытовом уровне сознания для классификации, упорядочивания и понимания пестрого потока жизненных явлений. В-пятых, форма выступает как модель поведения, социальная роль, дискурс.

 

Их понимание соц. истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и закономерной смене общественных формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической - представляло собой крупный шаг в развитии соц. философии и социологической мысли.4)Являются одними из основателей конфликтологического направления в социологии. Социальные противоречия и конфликты для них – это не временное и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они пронизывают все и общество в целом, и его отдельные сферы, уровни и структурные элементы. В соц. сфере – борьба классов, в экономике – между производительными силами и производственными отношениями. Конфликты – источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.5)Одна из первых попыток создания теории стратификации – сделали вывод об историческом характере классов, которых не было в древности и не будет в будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов, применительно к современному периоду – пролетариат и буржуазия, антагонизм между которыми составлял основное содержание социальной жизни. Маркс и Энгельс твердо верили в необходимость победы пролетариата в классовой борьбе и в превращение его в господствующий класс, установлении диктатуры пролетариата, что представляет собой лишь переход к обществу без классов.6)Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности общественных отношений, направлено на изучение не личности в общем, а личности конкретного общества, конкретного человека.

 

Задача социологии по Мертону : ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтверждаемых положений о структуре общества и его изменениях, о поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения. Разработал более конкретную и действенную концепцию соц. структуры. Осн. компоненты этой структуры: статусы, роли, ролевые и статусные установки, нормы ценности, институты, коллективы, группы, организации, интересы. Любая соц. структура ассиметрична и сложна: в ней постоянно присутствуют конфликты, дисфункции, отклонения, напряжение, противоречия.

Структруно-функц. Анализ сосредотачивает свое внимание прежде всего на объективных последствиях. Вводит понятия явные и латентные функции. (Функция – это те наблюдаемые последствия, которые способствуют ааптации и приспособлению данной системы; Дисфункция - это те наблюдаемые последствия, котрые уменьшают приспособление как адаптацию систем; Явные – это те объективные последствия, котрые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и котрые входили в намерение и осознавались участниками системы; Латентные – те объективны последствия, которые не входили в измерение и не были сознаны.

Понимал общество – как особый вид объекивной реальности, что действие индивидов рационально и сознательно мотивировано. Социальные явления как структуры, определяющие поведение людей, ограничивающих и рациональный выбор. Введенные им понятия служат снятию напряжения, возникающих при анализе эмпир. Фактов. Недостатки: консерватизм и утопизм взглядов на соц. жизнь, не объясняет соц. изменения. Развитие теории аномии. Аномия-ситуация в обществе, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальное взаимодействие. Мертон занимался разработкой понятия аномии вслед за Дюркгеймом. Вывод: любая социальная структура естественным образом разрушает личность, приводя ее к аномическому состоянию, которое глубоко противно человеческой натуре. Стремясь восстановить себя как личность, она вырабатывает эти реакции: Конформность, Инновация (использование институционально запрещенных, но часто бывающих эффективными средств достижения богатства и власти), Ритуализм (большие притязания влекут разочарование, а малые – удовлетворенность и спокойствие), Ретритизм (уходят в свой мир, отказываются жить по нормам общества, результат постоянных неудач достижения цели законными способами и неспособности прибегнуть к незаконным способам в следствие внутреннего запрета, при которых личность может приобрести определенное равновесие.

 

3. Ж. Бодрийяр - французский социолог и культуролог. Испытал сильное влияние К. Маркса, Э. Дюркгейма, структуралистов, особенно структурных лин­гвистов, М. Фуко, взяв у него идею деконструкции. Труды: «Сис­тема вещей». «Конец социального» означает, что соц. рас­творяется, разжижается в массе. Такие соц. реалии как класс или этнос просто растворяются при создании огромной, недифференцированной массы, кот. мыслится им как стати­стическая категория, а не соц. общность. В таком пони­мании соц. отмирает. А если соц. отмирает, то с ним исчезает и классическая социология, предметом кот. является соц.. Тогда возникает потребность в новом типе теоретизирования об окружающем мире. И Б. предпринимает попытку создания принципиально новой теории об общ-ве. Речь идет об «антисоциальной» теории с принципиально новыми понятиями. Он свою теорию ассоциирует с «патафизикой» - «наукой воображаемых решений», заявляя что это единственный путь отражения реальности, в которой сегодня оказалось человечество.

О "смыслах пост" Ж. - Ф. Лиотара выражает ту же идею о завершении развития искусства. Постмодерн, следующий за модерном,объявляется постсовременным искусством, ничего нового не предвещающим. Преемственность/повторение, характерное для современной культуры, не выражается в некой переработке "первозабытого", поэтому предположение Лиотара также является мифологичным. В культуре происходит не повторение, но потребление различных элементов, заимствованных из предшествующих стилей и периодов. Постмодерн, следуя принципам современного общества потребления, отражает их в новых видах искусства. Завершение движения культуры на стадии постмодерна и преемственность - миф, созданный Ж. - Ф. Лиотаром. На стадии постмодерна нет не развития, но движения, поэтому изменения в культуре заметны только в масштабе.

Ф.Джеймисон, труд - «Постмодернизм или культурная логика позднего капитализма». Осн.черты общ-ва постмодернизма:1.общ-во постмодерна хар-ся поверхностностью и недостатком глубины. 2. Хар-ся ослаблением эмоций и аффектов (отчуждение и аномия заменились фрагментацией) 3. Утрачена историчность, это приводит к «беспорядочному пожиранию всех стилей прошлого».4. новые технологии. 5 поздний капиталистический хар-р.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь