Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Всемирный день защиты прав потребителей
В этот день родились:
1838 — 180 лет назад — ДАВЫДОВ Карл Юльевич (1838–1889), виолончелист, дирижер, композитор, педагог. Основоположник русской виолончельной школы. В 1858 окончил физико-математический факультет Московского университета. Брал уроки игры на виолончели. Некоторое время занимался у М. Гауптмана (теория композиции). В 1860–1862 профессор консерватории и концертмейстер оркестра Гевандхауза в Лейпциге. В 1862–1887 профессор Санкт-Петербургской консерватории, где вел классы виолончели и истории музыки, с 1876 директор консерватории. Выступал с сольными концертами в России и за рубежом, играл в квартете Императорского Русского музыкального общества, был солистом оркестра Итальянской оперы в Санкт-Петербурге (1862–1882), дирижировал симфоническими концертами. Автор четырех концертов и многочисленных пьес для виолончели, романсов, камерно-инструментальных сочинений, симфонической поэмы «Дары Терека» и др.
1918 — 100 лет назад — ДОЛУХАНОВА Зара Александровна (МАКАРЯН Заруи Агасьевна) (1918–2007), певица (колоратурное меццо-сопрано). Народная артистка СССР (1990), народная артистка РСФСР (1956), народная артистка Армянской ССР (1955), заслуженная артистка Армянской ССР (1952). В 1933–1938 училась игре на скрипке в Третьем московском музыкальном техникуме им. Гнесиных (с 1944 — Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных). Дебютировала в 1939 в Ереванском театре оперы и балета им. А. Спендиарова, но вскоре перешла на концертную эстраду. В 1958–1982 солистка Московской филармонии. Включала в свой репертуар произведения композиторов разных эпох, исполняла вокальные миниатюры старых мастеров — А. Страделлы, А. Скарлатти, Д. Перголези. Первой из отечественных певиц исполнила партию Золушки в одноименной опере Дж. Россини и оригинальную версию партии Розины в его же «Севильском цирюльнике». Участвовала в концертном исполнении малоизвестных оперных произведений, в т. ч. оперы Дж. Пуччини «Сестра Анджелика». С 1972 преподавала в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (с 1992 — Российская академия музыки им. Гнесиных), с 1984 профессор кафедры сольного пения, в 1980–1985 заведовала кафедрой сольного пения. Лауреат Госпремии СССР (1951), Ленинской премии (1966), Международного конкурса певцов (Будапешт, 1949, I премия), премии Роберта Шумана (Германия, 1975), премии Фонда «Русское исполнительское искусство» (2002). Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003), медалями, почетной грамотой правительства Москвы за творческую и педагогическую деятельность (1998) и др.
1933 — 85 лет назад — ДЕ БРОКА Филипп (1933–2004), французский кинорежиссер. После окончания Высшей технической школы фотографии и кино в Париже работал оператором и ассистентом режиссера и снял несколько короткометражных фильмов. В 1960 поставил первый художественный фильм. Известен как постановщик легких комедий. Наибольшую известность принесли ему фильмы с Ж.-П. Бельмондо в главных ролях — «Картуш», «Человек из Рио», «Великолепный», «Амазония». Среди наиболее известных киноработ режиссера — «Неисправимый», «Нежный полицейский», «Украли бедро Юпитера», «Гадюка в кулаке» и др. Кавалер ордена Почетного легиона (Франция).
1933 — 85 лет назад — МЕССЕРЕР Борис Асафович, театральный художник, сценограф. Народный художник РФ (1993). Член-корреспондент (1990), действительный член (1997) РАХ. Член СХ СССР (1960), Союза театральный деятелей РФ и Союза кинематографистов РФ. Член Национальной академии кинематографических искусств и наук России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». Президент Ассоциации художников театра, кино и телевидения Московского союза художников. В 1956 окончил Московский архитектурный институт, где учился у А. А. Дейнеки, посещал мастерскую графика А. В. Фонвизина. В 1956–1957 в составе авторской группы работал над панно «Москва» для главного павильона выставки «EXPO-58» в Брюсселе. С 1960 работал как театральный художник в Театре «Современник», где создал декорации для спектаклей «Третье желание» В. Блажека, «Моя старшая сестра» и «Назначение» А. М. Володина, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана и др. В дальнейшем художник работал над сценографией к спектаклям Театра им. Евг. Вахтангова, Театра им. Моссовета, Театра сатиры, Театра им. А. С. Пушкина, Театра на Малой Бронной, Театра им. Вл. Маяковского. После «Современника» продолжил сотрудничество с О. Н. Ефремовым, оформляя спектакли возглавляемого им МХАТа им. А. П. Чехова (главный художник театра в 1990–1997). Не менее плодотворным было сотрудничество сценографа с музыкальными театрами. После премьеры первого оформленного им балета «Подпоручик Киже» С. С. Прокофьева в Большом театре последовали: «Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. К. Щедрина, «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича, «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина. Работал над постановками в Тбилисском театре оперы и балета им. З. П. Палиашвили, в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова, в Ереванском театре оперы и балета им. А. Спендиарова. В кино участвовал в работе над фильмами и спектаклями: «Уступи место завтрашнему дню», «Феерическая комедия», «Лев Гурыч Синичкин», «Двенадцать стульев», «Романовы: венценосная семья» и др. Всего за годы своей творческой деятельности Борис Мессерер стал художником-постановщиком более 150 театральных спектаклей, создавал костюмы для ансамблей народного танца, работал в области станковой живописи, графики, коллажа, инсталляции. С 1957 участник многих московских, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок. Автор концепций и художественного оформления более 30 крупных выставок, в т. ч.: «Русский придворный костюм», «Маски. От мифа до карнавала», «Москва — Берлин», «Сальвадор Дали», «Прерафаэлиты: викторианский авангард» и «Шедевры Тициана из музеев Италии» в ГМИИ им. А. С. Пушкина; «Сто и двенадцать стульев» и «Пиковая дама. Карты в жизни. Жизнь в картах» в Государственном историческом музее. В 2001 создал уникальную выставку «Художники Большого театра за 225 лет», посвященную декорационному искусству Большого театра. Занимался оформлением книг для столичных издательств, в 1979 стал одним из оформителей альманаха самиздата «Метрополь», в составлении которого приняли участие Б. Ахмадуллина, А. Битов, В. Ерофеев. Создатель памятника поэтессе Б. Ахмадулиной в Тарусе. Автор книги воспоминаний «Промельк Беллы», автор и составитель книги «Театр Бориса Мессерера», а также книг-альбомов «Таруса» и «Белые ночи» (совместно с Б. Ахмадулиной). Лауреат Госпремии РФ (1996, 2002), премии «Хрустальная Турандот» (2008), Царскосельской художественной премии (2007), премии «Душа танца» журнала «Балет» (2003), премии им. О. Янковского и премии им. Н. Рериха (2013) и др. Награжден орденами Почета (2003), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008), Дружбы (2013), «За служение искусству» РАХ (2013), серебряной медалью АХ СССР (1987), золотой медалью РАХ (2001).
1938 — 80 лет назад — СТРИЖЕНОВА (СКИРДА, ПЫРЬЕВА) Лионелла Ивановна, актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1991). В 1961 окончила ГИТИС им. А. В. Луначарского. В 1961–1964 актриса Московского драматического театра им. К. С. Станиславского, с 1964 в труппе Театра-студии киноактера (с 1992 — Государственный театр киноактера). Сыграла роли в кинофильмах: «Вольный ветер», «Выстрел в тумане», «Свет далекой звезды», «Человек без паспорта», «Братья Карамазовы», «Хозяин тайги», «Опасные гастроли», «Мой любимый клоун», «Оглашению не подлежит» и др.
1958 — 60 лет назад — ФЛЯРКОВСКИЙ Владислав Пьерович, журналист, телеведущий. В 1985 окончил отделение телевидения факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1985–1987 редактор-издатель отдела научной пропаганды Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки. С 1986 работал на телевидении в качестве репортера, ведущего, комментатора, обозревателя в программах: «Взгляд», «Время», «Вести», «Подробности», «Неделя», «Мир и молодежь», «12-й этаж». Работал в разных телекомпаниях, дольше всего, 17 лет, — в ВГТРК (телеканалы «Россия» и «Культура»). В середине 1990-х был собственным корреспондентом и шефом бюро ВГТРК в Израиле. С 2001 ведущий программы «Новости культуры» телеканала «Культура» (ныне — «Россия К»). С ноября 2015 ведет субботний выпуск «Новости культуры с Владиславом Флярковским». Сотрудничал с радио «Эхо Москвы», был автором еженедельных комментариев, участвовал в создании радиоспектакля по роману братьев Стругацких «Трудно быть Богом». Лауреат общественной премии профессионального признания «Лучшие перья России» (2004), премии I Московского открытого конкурса журналистов «Москва Media» (2011), национальной телевизионной премии «Телегранд» (2014). Награжден орденом Дружбы (2008).
МАРТА События в Москве:
1918 — 100 лет назад — Постановлением IV Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов столица Советской Республики перенесена из Петрограда в Москву. Вопрос о переносе столицы в Москву вплотную встал перед Советским правительством в конце февраля 1918 в связи с начавшимся 18 февраля германским наступлением, поставившим под угрозу ближайшие подступы к Петрограду. Согласно постановлению ВЦИК, все правительственные учреждения 8–12 марта 1918 переехали из Петрограда в Москву. Чрезвычайный IV Всероссийский съезд Советов санкционировал своей резолюцией это решение правительства. На съезде также была утверждена резолюция о ратификации Брестского мирного договора.
В этот день родились:
1878 — 140 лет назад — ТАМАНОВ Александр Иванович (ТАМАНЯН Александр Ованесович) (1878–1936), архитектор. Народный архитектор Армянской ССР (1924). Академик АХ (1914). Учился в Императорской АХ в Санкт-Петербурге (1898–1904). Первой работой архитектора стала реставрация армяно-григорианской церкви в Петербурге (1904–1906). Жил и работал в Москве с начала 1910-х. Используя традиции московской усадебной архитектуры в стиле классицизма, создал тип большого доходного дома в духе неоклассицизма (дом С. А. Щербатова на Новинском бульваре, 1911–1913). В 1915 перестроил усадьбу Охотниковых по ул. Пречистенка. Участвовал в градостроительных работах по созданию прилегающих к Москве «городов-садов», осуществил строительство комплекса туберкулезного санатория в Кратове под Москвой (1913–1923). Другие работы: особняк В. П. Кочубея в Царском Селе (1911–1912) (совместно с Н. Е. Лансере и В. И. Яковлевым), центральное депо Казанской железной дороги в Люберцах (1916). С 1923 работал в Ереване. Лауреат Госпремии СССР (1942, посмертно).
1933 — 85 лет назад — ТАЛАНКИНА Лилия Михайловна, балетмейстер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985). В 1956 окончила ГИТИС им. А. В. Луначарского, получив квалификацию режиссера-балетмейстера. Работала в кино, на телевидении, в музыкальных и драматических театрах, создавая танцы и пластическое решение фильмов и спектаклей. Со дня его основания в 1972 работает в Камерном музыкальном театре (ныне — им. Б. А. Покровского). В спектаклях театра ставила танцы в разных жанрах и стилях («Похождения повесы» И. Ф. Стравинского, «Дон Жуан, или Наказанный развратник» В. А. Моцарта, «Юлий Цезарь и Клеопатра» Г. Ф. Генделя и др.), работала над сценической пластикой артистов. В качестве балетмейстера поставила ок. 40 спектаклей, среди которых: «Не только любовь» Р. К. Щедрина, «Много шума из-за… сердец» Т. Н. Хренникова, «Нос» Д. Д. Шостаковича, «Ростовское действо» Д. Ростовского, «Волшебная флейта» и «Так поступают все женщины» В. А. Моцарта, «Тайный брак» Д. Чимарозы, «Давайте создадим оперу» Б. Бриттена и др. Работала в зарубежных театрах. С 1956 преподавала на балетмейстерском факультете ГИТИСа, более 15 лет заведовала кафедрой сценического танца. Награждена орденом Почета (1997), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2013).
1943 — 75 лет назад — ГОБЗЕВА Ольга Фроловна, актриса театра и кино, инокиня РПЦ (с 1992). Председатель Координационного совета женских благотворительных организаций при Синодальном отделе Московской патриархии. В 1966 окончила ВГИК. В 1966–1990 актриса Театра-студии киноактера. В кино дебютировала в 1962, сыграв в фильме «Эй, кто-нибудь!» В последующие годы снималась в фильмах: «Застава Ильича», «Похождения зубного врача», «В городе С.», «Крылья», «Не самый удачный день», «Операция “Трест”», «Фокусник», «Старый дом», «Ехали в трамвае Ильф и Петров», «Гамлет Щигровского уезда», «Дом у кольцевой дороги», «Однажды, двадцать лет спустя», «Портрет жены художника», «Свободное падение», «Этюды о Врубеле» и др. Озвучивала игровые и анимационные фильмы. С 1991 по совету духовного отца проживала в монастыре. Преподавала в гимназии и в воскресной школе, читала курс «Русская духовная классическая поэзия». В 1992 приняла монашеский постриг под именем Ольга. В 2016 была назначена исполняющей обязанности игуменьи Свято-Елисаветинского женского монастыря Каменской епархии РПЦ, расположенного в г. Алапаевске.
МАРТА В этот день родились:
1628 — 390 лет назад — ЖИРАРДОН Франсуа (1628–1715), французский скульптор. Представитель классицизма. Учился в Риме (до 1650) у Дж. Л. Бернини. В это время в окрестностях Парижа начинают сооружать величественные комплексы, окруженные садами и парками, украшенные скульптурами. Жирардону принадлежит оформление дворца Во-ле-Виконт, скульптурная часть галереи Аполлона в Лувре. С 1666 много работал в Версале. Здесь им были созданы группа из семи фигур «Аполлон и нимфы», скульптурная группа «Похищение Прозерпины Плутоном», рельеф «Купающиеся нимфы», скульптура «Зима», декоративные вазы, ряд бюстов и др. Другие произведения: «Персей и Андромеда», надгробие кардинала А. Ж. Ришелье, бюст Н. Буало.
1898 — 120 лет назад — СМИРНОВ-СОКОЛЬСКИЙ (СМИРНОВ) Николай Павлович (1898–1962), артист эстрады, писатель, библиофил. Народный артист РСФСР (1957), заслуженный артист РСФСР (1945). В 1914 окончил Александровское коммерческое училище. Работал в книжном магазине, в газете. С 1915 выступал на эстрадах летних театров, в московском Театре миниатюр «Одеон». В 1920-е создал сатирические образы «братишки» Бывалого и обывателя-мещанина. В 1930-е артист отказался от образа-маски, его выступления стали носить форму прямого диалога со зрителем. В сатирических обозрениях высмеивал пошлость, хамство, другие пороки. Успехом пользовались фельетоны: «Роптать желаю», «Мишка, верти», «Не могу молчать», «Хамим, братцы, хамим!», «Отелло», «Коварство и любовь», «На все Каспийское море», «Театральный разъезд», «Проверьте Ваши носы» и др. Собрал уникальную библиотеку первых и прижизненных изданий русских классиков XVIII–XX вв., литературные альманахи и книги, запрещенные цензурой. Автор трудов по истории книги.
1908 — 110 лет назад — ПОЛЕВОЙ (КАМПОВ) Борис Николаевич (1908–1981), писатель. Герой Соц. Труда (1974). Секретарь правления СП СССР (с 1967). Член бюро Всемирного совета мира и президиума Советского комитета защиты мира. Депутат Верховного Совета РСФСР второго-четвертого созывов (1947–1958). Окончил Тверской текстильный техникум, работал на Тверском хлопчатобумажном комбинате «Пролетарка», стал активным рабкором газеты «Тверская правда». В 1927 вышла в свет его первая книга очерков «Мемуары вшивого человека», отмеченная М. Горьким. В 1928 стал журналистом. В 1941–1945 был военным корреспондентом на Калининском фронте и выпустил книгу очерков «От Белгорода до Карпат». В качестве корреспондента присутствовал на Нюрнбергском процессе. В 1946 вышла «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, в основу которой лег реальный подвиг летчика А. П. Маресьева. Военной тематике посвящены сборник рассказов «Мы — советские люди», роман «Золото». В 1950–1960-е выпустил сборник очерков «Современники», романы «Глубокий тыл» и «На диком бреге...», повесть «Доктор Вера». С 1962 главный редактор журнала «Юность». Лауреат Госпремии СССР (1947, 1949), Международной премии Мира (1959). Награжден орденами Ленина (1962, 1967, 1974), Октябрьской Революции (1971), Красного Знамени (1944, 1945), Отечественной войны I степени (1943, 1945), Трудового Красного Знамени (1958), Дружбы народов (1978), Красной Звезды (1942), медалями, в т. ч. золотой медалью Мира им. Жолио-Кюри (1968). Почетный гражданин города Твери (1978).
1938 — 80 лет назад — НУРИЕВ Рудольф Хаметович (1938–1993), артист балета, балетмейстер. В 1955 поступил в Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. В 1958 стал солистом Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где выступил в партиях в балетах: «Лауренсия» А. А. Крейна, «Гаянэ» А. И. Хачатуряна, «Жизель» А. Адана, «Баядерка» Л. Минкуса и др. В июне 1961 во время гастролей театра в Париже артист принял решение остаться на Западе. Его карьера там сложилась вполне успешно. Работал в Королевском балете в Лондоне. В 1972 вышел танцевальный фильм с его участием «Я — танцовщик». Виртуозно владел классическим танцем и различными стилями свободного танца. В 1960-е возродил постановку балета М. Петипа «Баядерка» Л. Минкуса и поставил «Раймонду» А. К. Глазунова, «Лебединое озеро», «Спящую красавицу» и «Щелкунчик» П. И. Чайковского и др., в 1977 — «Ромео и Джульетту» С. С. Прокофьева. В 1983–1989 жил во Франции и работал директором балетной труппы Гранд-опера. С 1991 выступал как дирижер. В 1990 посетил СССР. Кавалер ордена Почетного легиона (Франция, 1992), командор французского ордена Искусств и литературы.
МАРТА День Парижской коммуны Международный день планетариев |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы