Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


XIV областного конкурса по школьному краеведению



ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

 

 

Сборник работ участников

XIV областного конкурса по школьному краеведению

«Рязанская земля. История. Памятники. Люди»

 

СЕКЦИЯ

«К ТУРИСТСКОМУ МАСТЕРСТВУ»

Рязань -2019


© Сборник работ участников X I V областного конкурса по школьному краеведению «Рязанская земля. История. Памятники. Люди» секция «К туристскому мастерству». Рязань, ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК», 2019

© Составитель Третьяков М.Ф., методист ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК»


Публикуется по решению методического совета ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК»

Работы участников публикуются в сокращённом варианте.

Тираж 100 экз.



История одного музея

Морозова Наталья, 9 «Б» класс, МБОУ СОШ №3 г. Сасово

Научный руководитель: Минаева Валентина Георгиевна, учитель географии МБОУ СОШ №3 г. Сасово

 

Я живу в г.Сасово. В 2016 г. городу исполнилось 90 лет. Слово «Сас» у многих тюркских народов означает болотистую местность. Возможно отсюда, и произошло название нашего города. В городе есть два известных музея, посетителями которых стали жители и гости нашего города. В одном из старинных зданий расположился историко-краеведческий музей. В экспозиции музея представлены подлинные произведения искусства, иконопись, предметы домашней утвари, одежды и многое другое, что повествует об истории города. Второй музей - это музей русской песни им. А.П.Аверкина, который создан в честь нашего земляка советского композитора, гармониста - Александра Петровича Аверкина. Такой музей единственный в России.

Я бы хотела рассказать еще об одном музее, который не такой известный, но очень дорог многим выпускникам, педагогам и учащимся нашей школы. По инициативе директора школы № 3 Светланы Николаевны Сарычевой в 2010 г. был создан музей крестьянского быта «Крестьянская изба». Экспонаты музея были подарены жителями г.Сасово, учениками, их родителями, учителями и выпускниками школы. Более 100 различных экспонатов находятся в нашем музее. Его коллекция каждый год пополняется.

В музее проводятся экскурсии, организуются различные праздники, выставки, в которых участвуют ученики школы. Были организованы встречи с известными людьми нашего города. Одной из них была встреча с мастерицей - кружевницей, которая стала рекордсменкой «Книги рекордов России», Аделаидой Ивановной Рожковой. К большому сожалению, в 2015 г. Аделаиды Ивановны не стало. Но сколько приятных эмоций, незабываемых впечатлений осталось у наших выпускниц, после встречи с этой прекрасной женщиной. Ее мастер-класс, ее невероятно красивые изделия, лучезарная улыбка, доброта, тепло души навсегда останутся в душах жителей нашего города.

В музее проводятся различные праздники. С песнями, танцами и блинами встречали посетителей на Масленичной неделе. По русским традициям отмечали Святки, Рождество и другие праздники.

В музеи проводятся выставки национальной одежды. Так как в нашем городе живут представители различных национальностей - русские, татары, мордва, то в нашем музеи есть экспозиция национального костюма. Мордовский национальный женский наряд привезла для музея учитель Е.С.Пупочкина Е.С. Она очень много рассказала об устоях, традициях и жизни в селах Мордовии.

Центральной в экспозиции музея является печь и предметы, связанные с ней: глиняная посуда, кувшины, рогач, заслонка, чугунки и т.д. Рядом с печью в избе всегда висела детская люлька, стояли кадки с водой и ведра на лавках. Наверно больше ни у какого народа не связано так много с печью, как у русского. В сказках история русской печи очень интересна. Один только Емеля, разъезжающий на печи, чего стоит. Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал. Баба-Яга все пыталась в печи кого-нибудь поджарить, хотя сама не прочь была погреть свои косточки, лежа на печи. А знаменитая печка с пирожками из «Гусей-лебедей»? С печью связано также много суеверий. Например, на ночь в печь клали полено и сосуд с водой, чтобы печь и огонь не испытывали нужды ни в еде ни в питье. Не давали никому углей из печи – уйдет достаток.

История русской печи насчитывает не одну сотню лет. Но она успешно дожила и до нашего времени. Сейчас, хоть и не так часто, ее можно встретить во многих деревнях России. В какой-то степени русская печь – символ Руси, олицетворение русского духа.

Еще одним экспонатом музея является прялка. Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.

Прялка служила и оберегом для девушек. Охраняла их от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя на работу в поле, брала с собой прялку. Для лечения детей от ночного плача и испуга клали прялку девочкам в колыбель.

В крестьянской семье девочек 5-7 лет сажали за прялку и учили прясть. При этом существовал обычай сжигать первую напряденную нить. Пепел давали маленькой рукодельнице выпить с водой: чтобы мастерство не пропало. В 13-14 лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в 17 — самостоятельно устанавливать ткацкий стан. И, глядя на нарядно одетую молодицу, соседские парни понимали: такая красавица не просто щеголиха - она труженица и мастерица, а значит, будет в доме хорошей хозяйкой!

Веретено использовалось, как и прялка, для скручивания пряжи в нить. Оно было устроено проще, чем прялка и представляло собой палку с расширенной средней частью. Нить получалась за счёт вращения веретена

Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.

Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных практичных необходимых в крестьянском быту предметов.

Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды. Изделия из обожженной глины - древний вид народного художественного ремесла. Это кувшины, миски, чашки. Наши предки пользовались в основном деревянной и глиняной посудой. Благодаря тому, что глина было общедоступна, пластична, как материал становилась жаропрочной после обжига, такая посуда имела самый широкий спектр применения. Я предлагаю вашему вниманию изделия из глины, которые хранятся в нашем музее. Крынка - древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных крынках хранили и подавали на стол молоко или простоквашу.

Глиняный горшок применяли для тушения картофеля, мяса, различных каш и прочих горячих блюд русской кухни, которые готовились в русской печи.

Посуда для русской печи была особой формы, наиболее универсальной посудой являлись чугуны. Чугун - крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет легко ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента - ухватa. Объем чугунов бывает разный - от 1, 5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX - начале XX вв. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны.

Ухват - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата — рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия.

Без ступы в отсутствии дробильных машин в крестьянском хозяйстве было бы трудно измельчать зерна, травы или, например, кости. Ступа - сосуд, в котором пестом дробили продукты, всегда изготавливалась из твердого материала: камня, железа, твердых пород дерева.

Центральное место на столе в нашем музее занимает самовар. Самовар появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Раскопки говорят о том, что самовары существовали ещё в глиняном исполнении тысячелетия назад в Иране. Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.

Самовар - это душа Руси, это тепло души русского человека. Самовар - это не просто устройство, это центр стола, праздника, гулянья. В старину в каждой семье был самовар. Ни один праздник не проходил без этого русского чуда. И, несмотря на свою дороговизну (он стоил дороже коровы), самовар был в каждом доме. Сейчас самовар стал больше сказанием, некой былью, отошёл в прошлое.

Русские самовары имели самую разнообразную форму: шара, рюмки, цилиндра, бочонка, яйца и других форм. Самовары для знати изготовлялись из серебра и стоили дорого. Обычными самоварными металлами, были медь и латунь (в исключительных случаях – сталь или чугун). Один из основных центров самоварного производства был город Тула. Отсюда возникла поговорка «В Тулу со своим самоваром не ездят».

И это меньшая часть всего того, что есть в нашем музее. Одежда, куклы, музыкальные инструменты, обувь и многое другое. Двери музея открыты для всех желающих. Несмотря на то, что нашему музею 8 лет, он находится в прекрасном состоянии. К сожалению, в 2016-17 учебном году работа в музее была временно приостановлена, но уже с октября 2017 года ведутся экскурсии для учеников и гостей нашей школы.

Список используемых материалов:

1. Экскурсия в школьном музее " Предметы быта русской..."

kopilkaurokov.ru›…ekskursiia…nom…byta-russkoi-izby

2. Обзорная экскурсии по школьному музею..SchoolFiles/net

3. Экскурсия по школьному музею. Infourok.ru

4. Использованы материалы из архива нашего школьного музея.

 

ИСТОЧНИКИ

1.  Викулова О.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» - М.: Юстицинформ, 2008. - 156 с.

2. Егорова М.А. Детский туризм // Вестник Оренбургского Государственного Университета. 2013.

3. Захаренков Н. В, Логинов А. А. Клинический опыт туризма.

4. Краткий справочник туриста, сост., Ю.А. Штюрмер, изд-ние 3-е, М, Профиздат, 1985

5. Константинов Ю.С., Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие - М.: «Советский спорт», 2008.

6. Константинов Ю. С. Из истории детского туризма в России. (1918-2008 гг.) – М, 2008.

7. Константинов Ю.С., Митрахович С.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе, Учебно-методическое пособие.− М.: ФЦДЮТиК, 2011

8. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. 2-е издание, дополненное. – М.: ФЦДЮТиК, 2006

9. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. – М.: Гуманит. издат. центр " ВЛАДОС", 1999 М.

10. Макаренко А.С. Педагогическая поэма, М.: Педагогика, 1981

11. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. издат. центр " ВЛАДОС", 1999

12. Морозов М.В. В России у детского туризма социальный статус// Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2008. - №1.- С. 26-30.

13. Сонина М.М. Все секреты детского туризма. - М.: Трэвел-эксперт, 2014

14. Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие − М.: ФЦДЮТиК, 2007

15. Чичкина С. Детский отдых в России/ С.Чичкина // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2009. - N6.

 

Мой любимый маршрут

Курмак Дмитрий, учащийся 8 класса Филиал МОУ «Чучковская СШ» Ункосовская ОШ, Чучковский район, объединение ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК»

Научные руководители: Плужникова Марина Валентиновна, директор Филиала МОУ «Чучковская СШ» Ункосовская ОШ, ПДО ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК»

Бирюкова Светлана Анатольевна, учитель биологии Филиал МОУ «Чучковская СШ» Ункосовская ОШ

 

 

Цель: разработка туристического маршрута по Остро-Пластиковскому сельскому поселению Рязанской области Чучковского района.

Задачи: составить и организовать туристический маршрут по Остро-Пластиковскому сельскому поселению Рязанской области Чучковского района; выявить знаменитых людей, которые проживали на территории Остро-Пластиковского поселения и прославили наш Рязанский край; осуществить исследовательскую деятельность в области краеведения.

Актуальность проекта – воспитание любви к малой Родине и гордости за ее талантливых земляков.

Практическая значимость проекта: полученный в ходе исследования материал может использоваться на уроках истории, географии, биологии, а также во внеурочной деятельности.

Огромен и красив наш Рязанский край. А сколько знаменитых и интересных людей проживало и проживает здесь! Эти люди, которые прославили наш край. Такие люди были и есть в каждом поселении нашего Чучковского района. Вот поэтому я и решил разработать маршрут по Остро-Пластиковскому сельскому поселению. Для этого мне пришлось поработать с литературой, побеседовать с местными жителями поселения: главой сельского поселения Сергеем Васильевичем Бирюковым, библиотекарем Надеждой Викторовной Иванкиной, нашими учителями, сделать кое какие записи, пометки и т.д.

Летом 2018 г. мы с группой учащихся Ункосовской ОШ решили совершить велопоход по Остро-Пластиковскому сельскому поселению Чучковского района Рязанской области. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история. Наш велопоход проходил по маршруту: Ункосово-Чучково – Остро-Пластиково - Старо-Пластиково–Шигаевка.

Остановка №1. Первой остановкой было небольшое село Остро-Пластиково. Здесь нас встретили: глава сельского поселения С.В.Бирюков и сельский библиотекарь-краевед Н.В.Иванкина, которые провели с нами интересную и увлекательную экскурсию по достопримечательностям села. Они рассказали нам об истории села, откуда возникло такое название и т.д. Единственным памятником старины является церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которую принято считать памятником архитектуры федерального значения. Есть предположение, что воздвигнута она в конце XVIII в. по проекту знаменитого зодчего М.Ф.Казакова. По рассказам старожилов, церковь блистала красотой и величием. Если в других храмах иконостас был серебряный, то в этой – золотой. Церковь была обнесена высокой каменной оградой. Здесь хоронили священнослужителей и богатых людей.

Во времена советской власти, когда повсюду закрывались храмы, досталось и этой церкви. Вначале сорвали колокол, затем всю церковную утварь погрузили на подводы и вывезли вместе со священником в неизвестном направлении. В годы ВОВ войны в село привозили политических заключенных и те разбирали ограду храма на строительство старой Куйбышевской трассы. На фоне других полуразрушенных храмов Чучковского района церковь смотрится неплохо. Внутри здания сохранились на стенах лики святых. Вокруг церкви накатаны дороги и протоптаны тропинки. Получается, что давнее место захоронения людей превратилось со временем в подъездные пути к церкви. Более ранние сведения о Богородице Рождественской церкви можно найти в трудах И.В.Добролюбова «Историко-статистическое описание церкви в Рязанской Епархии», Рязань, 1887. Недалеко от церкви, там, где сейчас воздвигнут обелиск павшим воинам, располагалась усадьба господ Гославских. Отец семейства – потомственный дворянин Петр Васильевич Гославский жил и работал в Петербурге, а уйдя в отставку, поселился с семьёй в Остро-Пластиково. Женат он был на Софье Николаевне Шигаевой. Её сестра Мария Николаевна Шигаева вышла замуж за Ивана Васильевича Вернадского. Родители Софьи и Марии - дворяне Шигаевы, имели владения на Старо-Пластиковской земле.

     П.В.Гославский имел 8 детей и все они были весьма одаренными. Большого внимания заслуживает Евгений Петрович Гославский. В с.Остро-Пластиково прошли его юношеские, а потом и зрелые годы. С 1884 г. Евгений Петрович был учителем в сельской школе. Работу в школе он совмещал с литературным трудом. Не случайно первые рассказы посвящены жизни обитателей рязанских сел и деревень. Литературные способности Евгений унаследовал от матери Софии Николаевны. В 1886 г. Евгений Петрович женился на Александре Васильевне Карк - немке по происхождению.

   Остановка №2. Следующей остановкой было с.Старо-Пластиково В нём и жил Евгений Петрович со своей семьей. Они построили большой двухэтажный кирпичный дом, а вокруг посадили фруктовые деревья, некоторые из них дожили до наших дней. Дом стоял на берегу крутого обрыва, вблизи рощи. Имелся свой колодец, надворные постройки. Жили Гославские в этой усадьбе до 1917 г. Здесь у них родились и были крещены в местной церкви дети. С весны по осень Гославские проживали в деревне, а зимой их жизнь проходила в Москве. Именно в столице Евгений Петрович начал свою бурную литературную деятельность. В журналах он начал печататься с конца 1880-х годов. В 1902 г. рассказы Гославского вышли в Москве отдельной книгой «Путём–дорогою». С 1903 г. он являлся членом «Общества любителей российской словесности». Е.П.Гославский был участником литературного кружка «Среда». В московской квартире у них часто бывали М.Горький, И.Бунин, А.Блок, и другие, а также знаменитые актёры и художники. Особое значение для него имело знакомство с А.П.Чеховым. Чехов признавал у Гославского «настоящий драматический талант». Он оказывал Гославскому моральную и материальную поддержку и глубоко уважал его.

Пьесы Гославского печатались в журналах «Артист» и «Театрал» шли на столичных сценах Малого и Нового театров. За пьесу «Расплата» в 1893 г. Гославский был награждён Грибоедовской премией - по тому времени крупнейшим отличием драматурга. Литературная и общественная жизнь Евгения Петровича тесно переплеталась с жизнью его большой семьи. Особое место в его жизни занимал младший брат Петр Петрович Гославский. Брат был художником–пейзажистом. Его картины есть в Третьяковской галерее, в музее-усадьбе «Горки», в частных коллекциях. Петр Петрович приезжал в Старо-Пластиково погостить и поработать с художником И.И.Левитаном.

Семья драматурга на протяжении долгих лет принимала на Старопластиковской земле гостей. По рассказам местных жителей мы узнали, что сюда приезжал А.П.Чехов. Семья Гославского, несмотря на происхождение, старалась как можно больше принести пользы простым людям. У них в Пластиково издавна была утверждена традиция – два раза в лето ставить для крестьян спектакли. Женский пол Гославских брал на себя серьезную обязанность – врачевание. Дело в том, что больница находилась за 12 вёрст в с.Путятино. Ходить пешком 24 версты очень трудно. Вот и являлись по утрам в имение Гославских люди с простудой, насморком, нарывами и другими болячками.

Особой заботой Гославского являлось воспитание и обучение детей. Старшая дочь Софья сделала карьеру драматической актрисы, снималась в немом кино. За годы жизни Софья Евгеньевна снялась в более тридцати фильмах. В.И.Вернадский, сосед и друг детства Евгения Петровича, в своих воспоминаниях называл его «либеральным интеллигентом». Вероятно это так. В своей жизни он много трудился и сопереживал людям труда. Однако устроиться и выжить в условиях значительных перемен, уклада жизни, социальных бурь и революций, таким людям было очень сложно. Имения разорялись, помещиков сгоняли с земель. Заказов на новые пьесы не стало. Средства к существованию были исчерпаны. Осенью 1917 года Евгений Петрович отправляется в Старую Майну (ныне Ульяновская область), чтобы вступить в наследство после смерти брата, но там он заболевает и умирает. Местонахождение его могилы неизвестно. Так, на родине предков закончилась жизнь Е.П.Гославского в возрасте 56 лет. В Москве осталась жена Александра Васильевна. Их детей судьба раскидала по всей России.

Весной 2006 г. жительница с.Старо-Пластиково Екатерина Михайловна Орешкина (1910 г.р.) рассказала о том, что видела дом господ Гославских. В 5-6 летнем возрасте со своей сестрой ходила к барскому дому покупать яблоки. После революции поместье разорили. Дом растащили по кирпичику. А вот сады Гославского существовали долго. Всего было три сада: старый, средний и молодой. В августе 2007 г. в Остро-Пластиковскую библиотеку приезжали внук и правнук Е.П.Гославского. Они посетили все значимые для них места родового имения, взяли с собой горсть земли и кирпич от дома, яблоки и орехи из дедовского сада, посетили д.Шигаевка, с.Старо-Пластиково. В подарок столичные гости привезли много фотографий из архива рода Гославских, иллюстрации картин художника Петра Гославского, книги Софьи Гославской. С потомками рода Гославских библиотека поддерживает связь до сих пор. Остановка №3. Следующей остановкой была д. Шигаевка, которая получила своё название по фамилии владельцев. В 1825 г. помещица Шигаева Мария Тимофеевна отселила своих крестьян из села Старо-Пластиково на другое место. Так в двух верстах возникла деревня Шигаевка. В 1834 г. в ней числилось 154 человек. Николай Петрович и Елизавета Петровна Шигаевы владели землями в Старо-Пластиково и в Шигаевке. Их дочерям, Софье и Марии, они достались в качестве приданного или были получены в наследство. Документально подтверждает тот факт, что в 1868 г. Вернадские отдыхали летом в имении Шигаевых.

Старожилы помнят место, где стоял барский дом, где располагались ворота к хозяйственным постройкам. Была у них своя тропка, ведущая к «купальне», т.е. специальный спуск к реке Тырница. Сюда, в Шигаевку, приезжал в пятилетнем возрасте будущий ученый Владимир Вернадский с родителями. Имение в Шигаевке позднее было отдано Гославским. В гг. революции оно подверглось разгрому. Место, где стоял дом Вернадских, жители Шигаевки считали священным. Скорее всего, потому, что здесь жили великие люди. Сама Мария Николаевна была первой женщиной-экономистом и писательницей. Супруги Шигаевы – Мария Тимофеевна и Петр Игнатьевич захоронены на Старо-Пластиковской земле в семейном склепе. Охотники за драгоценностями несколько раз пытались вскрыть склеп, но неудачно. До наших дней сохранились памятники – надгробья господ Шигаевых (в с.Старо-Пластиково). Памятники находятся недалеко от места, где раньше была деревянная Богородице-Рождественская церковь. Во времена советской власти, эта территория была расчищена под строительство правления колхоза и памятники сдвинули в другое место. Потомки рода Шигаевых живут в России, странах СНГ и за рубежом.

  Заключение. Обобщив полученный материал, я пришел к выводу, что и по маленькому сельскому поселению, возможно, разработать туристический маршрут.

Выводы: Мне было очень интересно узнавать что-то новое из истории нашего родного района, посещать достопримечательности, фотографировать их, составлять туристический маршрут, беседовать с людьми о прошлой их жизни.

Значение и применение проекта: Я считаю, что разработанный мною туристический маршрут можно использовать для проведения экскурсий. Моя гипотеза о том, что Чучковский район может удивить даже самого изысканного туриста своей природной красотой, интересной историей, нашла подтверждение. Познакомившись с историей Остро-Пластиковского поселения, его достопримечательностями, разработав туристический маршрут, я провел виртуальную экскурсию для моих одноклассников, которая им очень понравилась.

Литература:

1. С.Е.Гославская Записки киноактрисы. М., «Искусство», 1974

2. С.Е.Гославская Так кто же виноват? Ульяновск, 2010

3. О.В.Гославский Связь времен и поколений. М., 2017

4. О.В.Гославский Гославские. Связь времен и поколений. М., 2017

5. Новая искра 03.03.2006. №16-17, №72-73

6. Рязанская жизнь. 01.05.1916

7. Русские писатели. 1800-1917г. Биографический словарь. М., 1989, т.1., С.658

 

История одного музея

Морозова Наталья, 9 «Б» класс, МБОУ СОШ №3 г. Сасово

Научный руководитель: Минаева Валентина Георгиевна, учитель географии МБОУ СОШ №3 г. Сасово

 

Электронный текст работы не выверен, имеются повторы слов, массовые опечатки, лишние пробелы. Имеются и грубые смысловые неточности, например, «пряслицем» в Древней Руси называли никак не прялку, как это кажется автору и его научному руководителю, а грузик в форме диска или невысокого цилиндра со сквозным отверстием по продольной оси, применявшийся для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём. Для этого автору было бы достаточно заглянуть в любой словарик или, в крайнем случае, в Википедию. В работе совершенно нет исследовательской части, как необходимого обязательного условия для участия в конкурсе, если не считать исследованием всем известные факты о прялках, самоварах, ухватах и т.п. Удивляет и ссылка в списке «использованных материалов» - «Использованы материалы из архива нашего школьного музея». Во-первых, в тексте работы эти архивные материалы, видимо, тщательно замаскированы (их в ней не видно), а, во-вторых, ссылка на архивные материалы даже школьного музея предполагает указание инвентарных №№ фондов, папок, дел и прочего, без указания на которые сама ссылка не имеет никакого логического смысла.

 

Мой любимый маршрут

Курмак Дмитрий, учащийся 8 класса Филиал МОУ «Чучковская СШ» Ункосовская ОШ, Чучковский район

Научный руководитель: Бирюкова Светлана Анатольевна, учитель биологии Филиал МОУ «Чучковская СШ» Ункосовская ОШ

Электронный текст работы не вычитан, масса опечаток и ошибок. Список литературы оформлен не по ГОСТ.

 

Оглавление:

Морозова Наталья История одного музея                                                       с.3

Ковалёва Полина Александр Иванович Немченко. Турист, краевед, патриот.

                                                                                                                                                 с.7

Аброськин Василий Два дня из жизни начинающего туриста                        с.13

Сопова Людмила Тропа Паустовского. Путь к лесному кордону 273          с.28

Курмак Дмитрий Мой любимый маршрут.                                                с.34

Третьяков М. Замечания к электронным текстам работ секции «К туристскому мастерству».                                                                                               с.39

 

 

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

 

 

Сборник работ участников

XIV областного конкурса по школьному краеведению

«Рязанская земля. История. Памятники. Люди»

 

СЕКЦИЯ

«К ТУРИСТСКОМУ МАСТЕРСТВУ»

Рязань -2019


© Сборник работ участников X I V областного конкурса по школьному краеведению «Рязанская земля. История. Памятники. Люди» секция «К туристскому мастерству». Рязань, ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК», 2019

© Составитель Третьяков М.Ф., методист ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь