Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Публикуется по решению методического совета ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК»
Работы участников публикуются в сокращённом варианте. Тираж 100 экз. История одного музея Морозова Наталья, 9 «Б» класс, МБОУ СОШ №3 г. Сасово Научный руководитель: Минаева Валентина Георгиевна, учитель географии МБОУ СОШ №3 г. Сасово
Я живу в г.Сасово. В 2016 г. городу исполнилось 90 лет. Слово «Сас» у многих тюркских народов означает болотистую местность. Возможно отсюда, и произошло название нашего города. В городе есть два известных музея, посетителями которых стали жители и гости нашего города. В одном из старинных зданий расположился историко-краеведческий музей. В экспозиции музея представлены подлинные произведения искусства, иконопись, предметы домашней утвари, одежды и многое другое, что повествует об истории города. Второй музей - это музей русской песни им. А.П.Аверкина, который создан в честь нашего земляка советского композитора, гармониста - Александра Петровича Аверкина. Такой музей единственный в России. Я бы хотела рассказать еще об одном музее, который не такой известный, но очень дорог многим выпускникам, педагогам и учащимся нашей школы. По инициативе директора школы № 3 Светланы Николаевны Сарычевой в 2010 г. был создан музей крестьянского быта «Крестьянская изба». Экспонаты музея были подарены жителями г.Сасово, учениками, их родителями, учителями и выпускниками школы. Более 100 различных экспонатов находятся в нашем музее. Его коллекция каждый год пополняется. В музее проводятся экскурсии, организуются различные праздники, выставки, в которых участвуют ученики школы. Были организованы встречи с известными людьми нашего города. Одной из них была встреча с мастерицей - кружевницей, которая стала рекордсменкой «Книги рекордов России», Аделаидой Ивановной Рожковой. К большому сожалению, в 2015 г. Аделаиды Ивановны не стало. Но сколько приятных эмоций, незабываемых впечатлений осталось у наших выпускниц, после встречи с этой прекрасной женщиной. Ее мастер-класс, ее невероятно красивые изделия, лучезарная улыбка, доброта, тепло души навсегда останутся в душах жителей нашего города. В музее проводятся различные праздники. С песнями, танцами и блинами встречали посетителей на Масленичной неделе. По русским традициям отмечали Святки, Рождество и другие праздники. В музеи проводятся выставки национальной одежды. Так как в нашем городе живут представители различных национальностей - русские, татары, мордва, то в нашем музеи есть экспозиция национального костюма. Мордовский национальный женский наряд привезла для музея учитель Е.С.Пупочкина Е.С. Она очень много рассказала об устоях, традициях и жизни в селах Мордовии. Центральной в экспозиции музея является печь и предметы, связанные с ней: глиняная посуда, кувшины, рогач, заслонка, чугунки и т.д. Рядом с печью в избе всегда висела детская люлька, стояли кадки с водой и ведра на лавках. Наверно больше ни у какого народа не связано так много с печью, как у русского. В сказках история русской печи очень интересна. Один только Емеля, разъезжающий на печи, чего стоит. Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал. Баба-Яга все пыталась в печи кого-нибудь поджарить, хотя сама не прочь была погреть свои косточки, лежа на печи. А знаменитая печка с пирожками из «Гусей-лебедей»? С печью связано также много суеверий. Например, на ночь в печь клали полено и сосуд с водой, чтобы печь и огонь не испытывали нужды ни в еде ни в питье. Не давали никому углей из печи – уйдет достаток. История русской печи насчитывает не одну сотню лет. Но она успешно дожила и до нашего времени. Сейчас, хоть и не так часто, ее можно встретить во многих деревнях России. В какой-то степени русская печь – символ Руси, олицетворение русского духа. Еще одним экспонатом музея является прялка. Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы. Прялка служила и оберегом для девушек. Охраняла их от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя на работу в поле, брала с собой прялку. Для лечения детей от ночного плача и испуга клали прялку девочкам в колыбель. В крестьянской семье девочек 5-7 лет сажали за прялку и учили прясть. При этом существовал обычай сжигать первую напряденную нить. Пепел давали маленькой рукодельнице выпить с водой: чтобы мастерство не пропало. В 13-14 лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в 17 — самостоятельно устанавливать ткацкий стан. И, глядя на нарядно одетую молодицу, соседские парни понимали: такая красавица не просто щеголиха - она труженица и мастерица, а значит, будет в доме хорошей хозяйкой! Веретено использовалось, как и прялка, для скручивания пряжи в нить. Оно было устроено проще, чем прялка и представляло собой палку с расширенной средней частью. Нить получалась за счёт вращения веретена Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку. Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных практичных необходимых в крестьянском быту предметов. Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды. Изделия из обожженной глины - древний вид народного художественного ремесла. Это кувшины, миски, чашки. Наши предки пользовались в основном деревянной и глиняной посудой. Благодаря тому, что глина было общедоступна, пластична, как материал становилась жаропрочной после обжига, такая посуда имела самый широкий спектр применения. Я предлагаю вашему вниманию изделия из глины, которые хранятся в нашем музее. Крынка - древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных крынках хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. Глиняный горшок применяли для тушения картофеля, мяса, различных каш и прочих горячих блюд русской кухни, которые готовились в русской печи. Посуда для русской печи была особой формы, наиболее универсальной посудой являлись чугуны. Чугун - крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет легко ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента - ухватa. Объем чугунов бывает разный - от 1, 5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX - начале XX вв. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны. Ухват - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата — рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия. Без ступы в отсутствии дробильных машин в крестьянском хозяйстве было бы трудно измельчать зерна, травы или, например, кости. Ступа - сосуд, в котором пестом дробили продукты, всегда изготавливалась из твердого материала: камня, железа, твердых пород дерева. Центральное место на столе в нашем музее занимает самовар. Самовар появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Раскопки говорят о том, что самовары существовали ещё в глиняном исполнении тысячелетия назад в Иране. Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев. Самовар - это душа Руси, это тепло души русского человека. Самовар - это не просто устройство, это центр стола, праздника, гулянья. В старину в каждой семье был самовар. Ни один праздник не проходил без этого русского чуда. И, несмотря на свою дороговизну (он стоил дороже коровы), самовар был в каждом доме. Сейчас самовар стал больше сказанием, некой былью, отошёл в прошлое. Русские самовары имели самую разнообразную форму: шара, рюмки, цилиндра, бочонка, яйца и других форм. Самовары для знати изготовлялись из серебра и стоили дорого. Обычными самоварными металлами, были медь и латунь (в исключительных случаях – сталь или чугун). Один из основных центров самоварного производства был город Тула. Отсюда возникла поговорка «В Тулу со своим самоваром не ездят». И это меньшая часть всего того, что есть в нашем музее. Одежда, куклы, музыкальные инструменты, обувь и многое другое. Двери музея открыты для всех желающих. Несмотря на то, что нашему музею 8 лет, он находится в прекрасном состоянии. К сожалению, в 2016-17 учебном году работа в музее была временно приостановлена, но уже с октября 2017 года ведутся экскурсии для учеников и гостей нашей школы. Список используемых материалов: 1. Экскурсия в школьном музее " Предметы быта русской..." kopilkaurokov.ru›…ekskursiia…nom…byta-russkoi-izby 2. Обзорная экскурсии по школьному музею..SchoolFiles/net 3. Экскурсия по школьному музею. Infourok.ru 4. Использованы материалы из архива нашего школьного музея.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы