Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Алгоритм 2. Магическое состояние



Состояние мага периодически наблюдается у каждого человека. Задача этой системы упражнений сделать его постоянным и присущим личности, та­ким, чтобы оно стало характерной чертой и почти привычкой, а не возникало в виде случайных эпизо­дов.

Его отличительная особенность — собранность и гармония всех душевных, ментальных и физических сил организма.

Говоря магическим языком, это такое состояние, когда " Я" управляет стихиями и согласует их. Под стихией понимается любое явление, которое возни­кает независимо от нас и так или иначе влияет на нас. Ветер, солнце, вода, земля, эмоции, мысли (да, да, эмоции и мысли тоже) — стихии. Стихия сама по себе нейтральна, не исключая и эмоций, но действие ее двойственно — она может как разрушать, так и' созидать. Нет сил хороших или плохих — все зависит от того, каким образом они используются. Так, со­лнце несет жизнь и смерть одновременно. Глоток воды спасает гибнущего в пустыне, и та же вода топит или обрушивается ливнями, смывающими урожаи. Мысли могут воскресить, могут убить. И наше эго — всего лишь поплавок в океане этих таинственных сил. И очень часто этот поплавок оказывается захлестну­тым стихиями — личность страдает от обилия стрес­сов, психических блоков, неразрешенных проблем. В старину такое состояние объяснялось влиянием дья­вола, символика которого изображалась в виде пере­вернутой пентаграммы.

Эта фигура схематически напоминает голову козла, с которым ассоциировался образ князя тьмы. Однако за любой метафорой и сказочным сюжетом всегда кроется строжайший реализм. Модель любого состояния очень удобно укладывать в графические символы. Они емко и концентрированно передают суть идеи. Почему сатану рисовали именно в виде перевернутой звезды, с точки зрения психофизиоло­гии будет ясно несколько позже. Для этого нам необходимо исследовать символику прямой пента­граммы, несущей позитивное начало.

Эту фигуру мы можем встретить в самых различ­ных эзотерических школах, принадлежащих различ­ным этносам — от китайской натурфилософии до каббалистических откровений. И везде она, в принци­пе, означает одно и то же — единство и гармоничное взаимодействие основных космических стихий. Кроме того, звезда представляет собой схематический контур человека, изображение которого известно из знамени­того рисунка Леонардо. Вершина звезды соответствует голове, горизонтальные лучи — раскинутым рукам, диагональные — ногам. Магический же смысл ее таков.

 

Вершина символизирует " Я" индивида, осталь­ные пронумерованные точки означают четыре сти­хии, или четыре космических первоэлемента (их нельзя идентифицировать с элементами химически­ми), взаимодействие и комбинация которых дает, по учению мистицизма, основу всему существующему миру. Это: Земля, Вода, Воздух, Огонь. Данные эле­менты имеют свои качества, которые определяют свойства каждого из них:

Воздух — влажный и теплый,

Вода — влажная и холодная,

Огонь — сухой и теплый,

Земля — сухая и холодная.

Указанные соотношения легко запоминаются и усваиваются, будучи организованными в схему, кото­рая известна как кватернер Апостола Иоанна.

В свою очередь, эти элементы составляют и суть организма как микрокосмоса и определяют его жиз­недеятельность. Исходя из этого принципа, мы сразу обнаружим самую непосредственную взаимосвязь того, что еще древние определили лозунгом: " Человек — Вселенная", подчеркивая их изначальную гармонию и единство.

Стало быть, каждый их этих элементов имеет и свое психофизическое представительство. Та или иная психическая функция соответствует определенному элементу.

Сметь — Воздух,

Знать — Вода,

Желать — Огонь,

Молчать — Земля.

Указанные качества зашифрованы в символи­ческих знаках животных, упоминание которых мы можем встретить в Апокалипсисе Апостола Иоанна: Орел, Человек, Телец, Лев. Каждое из этих существ выражает волю той или иной стихии и соответствую­щей психической функции — Орел смел, Человек знающ, Телец молчалив, Лев пылок.

Некоторые специалисты по герметизму предла­гают систему графических начертаний, где в каждом знаке находят свое отражение эти качества.

Здесь горизонтальные линии соответствуют ори­ентированности в настоящем, восприятию в данный момент, а вертикальные — стремлению к активности.

1. Кто смеет, тот заглушает в себе сознание опасности (темная горизонтальная полоса) и устрем­лен к активности (светлая вертикальная полоса).

2. Кто полностью доволен собой и своим знани­ем, не проявляет ни активности, ни желания к при­обретению новых знаний (две темные полосы).

3. Кто молчит, тот себя не проявляет (темная вертикальная полоса), но все впитывает и принимает к сведению (светлая горизонтальная полоса).

4. Кто желает, тот и активен, и восприимчив (обе полосы светлые).

Теперь, исходя из сказанного, мы условно разде­лим первоэлементы на внутренние и внешние — с точки зрения магического мышления это может вы­глядеть не слишком обоснованно, ибо " то, что вовне, то и во мне", но сохраняющаяся инерция рациональ­ного сознания вполне допускает: подобную услов­ность, тем более, что для человека, восприятие кото­рого работает вне традиций эзотерических концепций, подобный путь представляется практически бо­лее удобным.

Внешние первоэлементы — это силы природы, изначальные энергии которых проявляются в окру­жающей нас среде.

Внутренние первоэлементы — это свойства и качества организма, имеющие представительства в виде функций или систем. В данном случае можно говорить о внутреннем воздухе, внутренней воде, внутреннем огне, внутренней земле. Кстати, подоб­ные элементы встречаются не в первый раз — их использует и беллетристика для обозначения тех или иных психофизических состояний. Внутренний воз­дух может быть адекватен ментальное™, интеллекту. Внутренняя вода — интуитивности. Внутренний огонь — эмоциям. Внутренняя земля — воле и интроверсии.

Состояние мага достигается, когда " Я" контро­лирует все эти элементы и управляет ими, так что они начинают действовать слаженно и в сторону укрепле­ния силы личности. Если мы вновь обратимся к пентаграмме, то увидим, какие психические процес­сы могут быть выражены в звезде.

Четыре угла расположены ниже одной верхней точки, где и сосредоточено Это, управляющее стихиями. Поэтому состояние Мага выражается еще формулой 1 +4.

Отсюда становится понятным психофизический смысл перевернутой пентаграммы, которая олице­творяет собой власть стихий над человеком, превра­щающих его в марионетку. Такая позиция соответст­венно может быть описана формулой 4+1. Теперь посмотрим, что может произойти, когда тот или иной элемент становится доминирующим в структуре лич­ности, и к чему это может привести.

Воздух, подчиняющий себе личность, отрывает ее от земли. Такие люди полностью уходят в сферы своих интеллектуальных построений, теряя адекват­ную ориентацию в реальности. Подобная тенденция постепенно ослабляет эмоциональные контакты, и человек подвергается все более глубокой шизоидиза-ции. Таких людей раньше называли " странными", " чудиками", " не от мира сего". Если их и не боялись, то во всяком случае сторонились и не доверяли им, полагая, что " здесь дело не совсем чисто".

Преобладание Воды легко может смешать ин­туицию с фантазией и инфантильной чувствитель­ностью. В этих чертах можно легко себе представить возникновение истерического психоза. Таких уже напрямую и в открытую обвиняли в сношении с дьяволом — они потрясали воображение не только средневекового обывателя, но и наиученейших му­жей того времени, которое в качестве примитивной саморегуляции общественного порядка прибегало к инквизиторским методам. Неуемные фантазии впе­ремежку со страстным галлюцинированием приводи­ло истериков на костер, в " очищающем" пламени которого они еще умудрялись петь, хохотать и выкри­кивать свои последние заклятия, что и неудивительно — подобные состояния часто сопровождаются поте­рей болевой чувствительности.

Доминирующий Огонь сжигает личность, поко­ряя ее страстям и импульсам. Переполненные неуп­равляемыми влечениями, такие Мити Карамазовы и рогожины в готические времена также легко попада­ли в фокус неусыпного ока великих инквизиторов. Чрезвычайная эмоциональность, раскаленная до пре­дела надрывная эффективность рано или поздно за­ставляет человека совершать опасные для него самого

или для окружающих поступки. Его поведение стано­вится деструктивным. Чаще всего — это или половые психопаты, сексуальные маньяки, переполненные самыми различными перверсиями, или истероиды с безудержными тенденциями к демонстративности. Повезет тому, кто при этом обладает гением Маркиза де Сада, но, как показывает история, подавляющему большинству все же не везло, и его представители бездарно заканчивали свой путь или в петле или на горящих поленьях.

Когда Земля является властителем души, послед­няя замыкается в своем внутреннем молчании и становится неподвижной. Аутизм не является чертой, которая бы привлекала окружающих. На людей отго­роженных, обособленных смотрят с некоторым подо­зрением. Их таинственность неизменно порождает догадки, а те в свою очередь — сплетни. Совершенно очевидно, что в далекие времена такой человек запро­сто мог спровоцировать вопрос: " А чем это он зани­мается там у себя? " и вызвать недвусмысленный ответ: " Не иначе как вступает в сношения с дьяво­лом". Людская молва всегда жестока и безапелляци­онна — тем и страшна. И вот уже подозреваемого по чьему-то доносу волокут на дыбу, где бедняга и сознается во всех своих мыслимых и немыслимых грехах.

Как бы то ни было, но указанные здесь примеры, несмотря на их кажущуюся метафоричность, раньше служили вполне достоверным диагностическим кри­терием, на котором основывалась примитивная пси­хиатрия, хотя она и не называлась таковой.

Однако отцы церкви, сами того не ведая, в большинстве своем были прекрасными психиатрами. Было бы ошибочным представлять их людьми, кото­рым больше нечем было заняться кроме того, как жечь штабелями ближних своих. Не располагая со­временной терминологией, они располагали интуи­цией и опытом, что позволяло им проводить перво­классную психотерапию на самом высоком уровне — практика экзорсизма тому пример.

С точки зрения современной психиатрии каж­дый человек располагает определенным набором характерологических черт, которые могут быть описа­ны и уложены в условные классификационные рам­ки. В том случае, когда какая-то черта начинает превалировать и становится слишком выраженной особенностью поведения, говорят об акцентуации личности. Если же данная особенность приобретает черты крайне резкие, гипертрофированные, то речь идет уже о таком явлении, которое в настоящее время принято называть термином психопатия.

У любого субъекта возникают минуты мнитель­ности, склонности к уединению, повышения или понижения активности, снижения настроения или его колебания; иногда эти минуты могут растягивать­ся в часы или даже дни, но не более того — ее величество Норма включает механизмы компенса­ции, которые быстро приводят к уравновешиванию и восстановлению равновесия сдвинутого душевного гомеостазиса. Если же компенсирующие механизмы недостаточно сильны или деформированы, то этот акцент становится практически постоянным, и уже по жизни шагает армия мучеников — психастеников, шизоидов, аутистов, циклоидов, истероидов, эпилептоидов.

Не тот же ли методологический принцип мы наблюдаем и в магическом подходе? Если все элемен­ты более или менее согласованы, то таковод является и личность — гармоничной, стабильной, то есть нормальной. Если же один из элементов является преобладающим, то это приводит ко всякого рода проблемам, причину которых раньше усматривали в дьявольском влиянии (аномалия), а сейчас усматри­вают в нарушении деятельности психодинамических структур (аномалия). И там и там — аномалия. Точки зрения магическая, теологическая и психиатрическая принципиально совпадают.

Существует еще один нюанс в отношении взаи­модействия тех же элементов друг с другом и с Эго. До сих пор речь шла о возможном доминировании одно­го из них. Но как быть с тем, когда они все в равной степени сильны, наделены властью и одновременно выходят из-под контроля " Я"? В таких случаях уже говорили об одержимости. Сейчас вместо одержи-

мости используется другой термин, который точно отражает сущность того процесса, который происхо­дит внутри такой личности. Он произошел от слияния двух греческих слов: схизо — расщепляю, расслаиваю и френ — душа. И хотя термин " шизофрения" ввел в XX веке швейцарец Блейлер, можно предположить, что слово это ненароком использовал и кто-нибудь из древних греков.

Во всяком случае, и в магии, и в психиатрии суть в подходе к подобному состоянию одинакова — она интерпретируется как расщепление, рассогласова­ние, дискоординация душевных процессов. Интерес­но также отметить, что как истинные одержимые плохо поддавались лечению, так и современные ши­зофреники в основе своей являются хроническими больными.

Проведенная параллель между психиатрией и магией обнаруживает их несомненное сходство, и это Лает нам основание считать, что методы, применяе­мые когда-то специалистами в магии, обладали набо­ром достаточных качеств, которые могут вполне отве­чать требованиям психогигиены, психопрофилакти­ки и психотерапии. В этом же ключе можно говорить и о следующем алгоритме.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь