Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


IV . Составление коллективной композиции.



В школах, где есть возможность провести два и более уроков в неделю, а также при хорошей подготовке детей, можно усложнить задание: за 10-20 минут до конца урока изображения цветов вы­резать и приклеить на общем листе формата А4, фон зеленый (цвет­ная бумага, загрунтованная). Нарисовать бабочек (развернутых), об­ращая внимание не на симметрию, а яркость узора. Вырезать, приклеить.

Целесообразно показать ученикам схемы, отражающие основ­ные принципы составления коллективных композиций. Дети, вы­полняя задание индивидуально, могут до конца урока не догады­ваться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, выставленная учителем в конце урока на доске, стано­вится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит учащимся чувство радости и гордости, так как дети осо­знают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить интерьер школы.

V. Итоги урока.

При подведении итогов урока учитель подчеркивает, как дети смогли передать красоту цветов, используя 3 основные цвета, как проявили свою наблюдательность и графические навыки.

Анализируя выполненную детьми коллективную композицию, учитель отмечает разнообразие оттенков цветов, которое получа­ется от смешения одних и тех же красок, обращает внимание де­тей на красоту большой совместной работы - композиции, кото­рая будет украшать стены школы и дарить всем хорошее настроение.

Домашнее задание: понаблюдать в жизни красоту цвето­вых оттенков и запомнить, где можно увидеть смешение трех ос­новных цветов (листья, овощи и фрукты).

Урок 2

Тема: «РАДУГА НА ГРОЗОВОМ НЕБЕ». ПЯТЬ КРАСОК - БОГАТСТВО ЦВЕТА И ТОНА: ГУАШЬ

Тема коллективной композиции «Природные стихии». Форма организации коллективной деятельности: совмест­но-индивидуальная, свободное размещение в пространстве. Вид занятий: рисование по памяти и представлению.

Цели и задачи: дать представление об использовании трех ос­новных хроматических цветов и двух ахроматических (черный и белый); научить изображать природные стихии без предваритель­ного рисунка.

Оборудование урока: гуашь (5 красок - желтая, синяя, красная, белая, черная), крупная кисть, большие листы любой бу­маги (оберточная, обои; формат АЗ-А4 или по 2-3 склейки).

Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных со­стояниях - гроза, буря и т. д.; репродукции: И. Левитан «Буря -дождь», Ф. Васильев «Перед грозой», «Кучевое облако», А. Ку-инджи «Облака», «Стадо в степи», «Эльбрус», «Ночь на Днепре», «Эффект заката», «Море. Крым», И. Шишкин «Последние лучи. Этюд», К. Моне «Скалы в Бель-Иле», П. Синьяк «Гавань в Марсе­ле», И. Айвазовский «Девятый вал», «Закат на море», «Черное мо­ре», К. Юон «Русская зима. Лигаево», И. Грабарь «Февральская ла­зурь» и др.; методическая таблица «Полный цветовой круг» и др.

Литературный ряд: стихотворения по теме.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

П. Беседа по теме урока. Объяснение задания.

Учитель рассказывает о многообразии цвета и тона.

Дети должны изобразить природный пейзаж в ярком, бурном характерном состоянии, учитывая время года, время суток, осве­щение.

Смешивая три основных цвета с черной и белой красками (в разном количестве), дети должны почувствовать огромное бо­гатство красочных сочетаний, живописные возможности гуаши, способность красок смешиваться, перекрывая друг друга, их соч­ность, активность. Работа может вестись и с палитрой, и без палит­ры (в зависимости от уровня подготовленности учеников) - все смешения красок прямо по работе (не допуская полного смешения; прожилки - участки одной краски остаются в другой, это дает жи­вую живописную поверхность).

Перед работой необходимо рассмотреть таблицу «Полный цвето­вой круг». Учитель объясняет, как он образован. Целесообразно заин­тересовать детей, настроить, показав им слайды и репродукции работ художников, изображающих выразительные состояния природы.

+ черная 3     + белая
  кр.
   
  син.
1  
  жел.
   
  др.
  4

III. Выполнение упражнения (на большом листе любой бумаги).

1) Лист располагаем вертикаль­но. Отступив сверху 3 см, снизу 4 см, проводим справа-налево 2

линии. Расстояние между ними делим на 3-4 полосы с промежутками между ними в 1—1, 5 см.

2) Середину полос закрашиваем тремя основными цветами и одним по выбору.

3) Затем, добавив понемногу бе­лой краски к трем основным и чет­вертому цвету (менее 1/2), закраши­ваем справа часть полос.

4) Добавив белой (более 1/2 об­щей массы) к цветам, закрашиваем остаток полос справа.

5) То же самое (менее 1/2) с черной краской слева часть полос.

6) То же самое (более 1/2) с черной краской остаток полос. Получится цветовая растяжка. Она должна быть плавной, с не­резкими переходами оттенков друг в друга.

 

IV. Работа над заданием. Коллективная композиция.

Самостоятельная работа учащихся.

Задание: изобразить природные стихии на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день и т. п., осенний лес).

ЧЕТЫРЕ ХУДОЖНИКА

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле — белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

У второго - синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

На картине третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зелёная,

Голубая есть...

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые пушистые

В небе облака.

А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды...

Всюду бусы - ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники? Догадайся сам! (Зима, весна, лето, осень.)

Е. Трутнева

Учитель рисует на доске расположение элементов композиции, записывает термины, объясняет действия:

1) Делим лист горизонтально расположенной линией примерно пополам. Это линия горизонта. Она может быть прямой, а может быть волнистой (изображает холмы).

2) Сначала выполняется в цвете небо, земля, затем на готовом фоне (подмалёвок) - деревья и прочие элементы композиции. Жи­вопись выполняется в технике мазков (в одну сторону: слева-вниз или справа-вверх). Можно задать движение живописи (мазки по кругу точки, по спирали), придать рисунку воздушность, легкость.

Требования к работам:

- компоновка в листе, пропорциональность, соразмерность, со­ответствие;

- колорит, живописность, умение «закрыть» плоскость листа краской;

- проработка, завершенность, общая выразительность, обобще­ние работы, обработка деталей;

- можно дать работе название (на обороте листа карандашом).

V. Итоги урока.

Экспресс-выставка. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: просмотреть детские книги и журна­лы и обратить внимание, что и как изображено красками, которыми ребята работали на уроке. Если возможно, сходить в художествен­ный музей, галерею, на выставку.



Урок 3

Тема: «ОСЕННИЙ ЛЕС».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь