Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Инновационный долгосрочный проектСтр 1 из 3Следующая ⇒
Инновационный долгосрочный проект « Теневой театр в детском саду» Автор проекта Стебенькова Анна Владимировна, воспитатель МБ ДОУ « Центр развития ребёнка -детский сад № 99» Г.Чита
Данный проект разработан и представлен с целью оказать информационную и педагогическую помощь родителям детей дошкольного возраста и воспитателям дошкольных образовательных учреждений в организации и проведении работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет с использованием творческих способностей детей с использованием теневого театра. Представленная работа раскрывает поэтапный вектор реализации основных задач формирования креативного мышления дошкольников, умению общаться в детском коллективе, открыто проявлять творческие способности через теневой театр. Каждый этап работы достаточно подробно представлен предварительной работой по подготовке сопутствующего оборудования, костюмов, атрибутов и т.д. Подготовлена и апробирована серия игр, этюдов и упражнений для вовлечения детей разных темпераментов и творческого потенциала, что позволяет построить работу индивидуально с каждым ребёнком, подгруппой детей, сборным разновозрастным детским коллективом. Так же позволяет добиться успешной самореализации каждого дошкольника через активное вовлечение родительской общественности. В тоже время помогает педагогу раскрыть свои возможности как актёра, режиссёра, постановщика театрализовано теневого действия. Успешность проекта заключается в опоре на основной вид деятельности дошкольника – игра, а так же привлечение нетрадиционных технологий и форм театрализованного действия: « пижамные сказки» рассчитанные на детей с круглосуточным пребыванием в ДОУ и использование их родителями в домашних условиях; «оздоровительные теневые сказки» на снятие страхов и психологического напряжения; «интерактивные сказки» с непосредственным участием как детей так и взрослых. А это всегда интересно, весело, увлекательно и оставляет яркие детские позитивные впечатления о времени проведённом в детском саду на всю жизнь!!! В свете ФГОС ДО к структуре и условиям реализации основной образовательной программы организация дошкольного образования меняется коренным образом. В стандарте образования заложены основные принципы: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; реализация проекта в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка. Так же нужно учитывать тот факт, что стандарт направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Существует признанное мнение, что теневой театр, безоговорочно призван самым романтичными самым загадочным видом театрального искусства. Где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете…. О пользе теневого театра сегодня говорят не только педагоги, но и психологи. Как известно, они активно выступают против того, что дети подолгу просиживают перед экраном телевизора и компьютера по той простой причине, что готовое, законченное телеизображение усыпляет детскую фантазию, приучая мыслить стандартно. Совсем другое дело – теневой театр. Здесь вместо готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. А значит, ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Участвуя в теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. У детей формируется уважительное отношение друг к другу: они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральные теневые игры обогащают эмоциональную сферу детей, учат их понимать свои чувства и по мере сил управлять ими. Наши дети – натуры удивительно открытые и творческие. И игра для них – та волшебная призма, сквозь которую они познают мир и находят свое место в нем. При организации театрализованной теневой деятельности учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие всех стрессообразующих факторов; даёт некую раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности. Исходя из выше сказанного, театрализованная теневая деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» - Б.М. Теплов. Актуальность данного проекта определяется: потребностью в поиске новых, более эффективных путей и способов решения задач обучения, воспитания и развития детей в современных условиях. Данной работы является обобщение теоретического и практического материала по проблеме театрально-творческой деятельности детей дошкольного возраста, обоснование необходимости широкого внедрения в воспитательный процесс детских театрализованных теневых представлении, а также возможностей театрально-творческой деятельности в интересах обучения, воспитания и развития детей-дошкольников. В связи с этим основной целью моего проекта: развитие творческих способностей детей средствами теневого театра. Объект исследования: процесс формирования способностей у детей дошкольного возраста через теневой театр. Предмет исследования: театрализованная деятельность как фактор формирования личности ребенка через теневой театр. В ходе исследования было выдвинуто предложения о том, что теневой театр является не только неисчерпанным источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, но и позволяет решать многие педагогические задачи, в том числе развитие художественного вкуса, творческих способностей, формирование устойчивого интереса к театральному искусству. Задачи: 1. Познакомить детей с теневым театром. 2. Создать условия для развития творческой активности детей. 3. Развить артистические способности, исполнительские умения и эмоциональную сферу дошкольника. 4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Участники проекта: Дети, родители посещающие «Театральную студию – Арлекин». Сроки проекта: 2 года октябрь 2013г – апрель 2014г; октябрь 2014г – апрель 2015г. ü Этапы работы: 1 этап: Накопительный. Накопительный ü Подборка литературы по театру: ( Образцов. К.Л. « Как сделать куклу своими руками»; И.А.Лыкова. В.В. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня»; А.С. Игнатова. С.Н. Илларионова. «Теневой театр своими руками». ) ü Знакомство детей с историей Теневого театра, его разновидностями. ü Работа над выразительностью речи, интонацией, и пантомимой. ü Просмотр интерактивных спектаклей теневого театра. ü Оформление родительского уголка на тему « Теневой Театр», «Развитие творческих способностей через театр». ü Работа с рукой и светом. ü Изготовлении теневой ширмы, атрибутов декорация для постановок ( лес, горы), персонажи для сказок. Творческий ü Оформление театрального теневого уголка в «Театральной – студии АРЛЕКИН» ü Изготовление ширмы для теневого театра. (Пенопластовых труб) Изготовления атрибутов и теневых персонажи для сказок: « Снежная Королева», «Золушка», Пижамные сказки - «Сказка о глупом мышонке».(см.приложения №1, 2, 3)
ü - Анализ и подведение итогов реализации проекта ü - Выставка детских работ, ü - Фото отчет на сайте группы. ü - Отзывы родителей о проекте. ü Драматизация теневой сказки «Снежная Королева», «Золушка». ü Проведение занятий по театральной деятельности. ü Фото – выставка « Мы играм в теневой театр». УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (102 ч)
Р а з д е л 3. Драматургия
Ой год обучения Риски программы: · Недостаточное финансирование ДОУ · Минимальная популяризация программы · Отсутствие долгосрочных интересов со стороны воспитанников, родителей, педагогов · Занятость, профессиональное выгорание педагогов.
Выводы: Опыт работы показал, что включение теневого театра в работу с дошкольниками обогащает их жизнь: вводит в удивительный мир сказок теней. Использование в работе с детьми теневого театра положительно влияет на процесс обучения, способствует воспитанию и развитию дошкольников. Данное положение можно считать аксиомой, не требующей обоснования и доказательств. Атмосфера теневого театра, тем более театра детей – это стихия, которая естественна для ребенка. Именно театр теней позволяет реализовать и развивать огромные, не востребованные обычной повседневной жизнью творческие и эмоциональные возможности детей. Театральные способности детей в теневом театре уже сейчас позволяет детям становиться актерами, художниками, костюмерами, режиссерами – творцами своего собственного театра. Для полноценного развития детей в теневом театре необходим научный подход к организации, содержанию и методам работы с детьми. В заключение необходимо отметить, что, теневой театр главным образом влияет на развитие творческих способностей детей. Но также влияет и на взрослых, в данном случае на педагогов. Это настолько взаимообусловленный, взаимосвязанный процесс, что результат этого развития невозможно оценивать раздельно. Прежде всего, это выражается в особом ощущении, не всегда осознаваемом и фиксируемом самим педагогом. Но это ощущение, это новое профессиональное качество дает чувство легкости, свободы, независимости, когда буквально захлестывает «фонтан» творческой энергии и без особого труда, как-то сами собой сочиняются и сценарии утренников, и конспекты занятий, и другие материалы для работы с детьми. А еще, возможно, весьма существенное приобретение – это понимание, осознание смысла данной деятельности, а отсюда – ощущение уверенности в собственных силах. Ведь любой педагог, если он профессионал, должен чувствовать в себе ясность, силу и энергию, иначе он не сможет вести за собой ребенка. В современных условиях только от педагогов зависит «быть» теневому театру в жизни ребенка или «не быть». Только они могут доставить детям ни с чем несравнимую радость приобщения к театральному искусству. Список литературы
1. Антипина А.Е. " Театрализованная деятельность в детском саду. Игра, упражнения, сценарий". Творческий центр. Москва: 2003. – стр. 15-20. 2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин А.П., и др. Обучение детей театрализованной деятельности.- Псков, 1999. - стр. 3-16. 3. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загрибаева Е.В., Зарин А.П. В мире сказки: Театральные игры-занятия с детьми.- СПб., 2000. – стр. 1-40. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. 1991. – стр. 45-112. 5. Генов Г.В. Театр для малышей. Изд. Просвещение.- М., 1999. – стр. 13-56. Горбушена Л.А., Николаевича А.П. Выразительное чтение. и рассказывание детям дошкольного возраста. М., 1983. – стр. 45. 6. Доронова Т.А. Развитие от 4 до 7 лет в театральной деятельности.// Дошкольное воспитание 2001, № 2, стр.56. 7. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Бабаева В.И, Логинова М.П. Ноткина С.И и др.; Под ред. Бабаевой Т.И, Михайловой З.А, Гурович Л.М.- СПб., 1996. – стр. 24. 8. Игры-драматизации в детском саду: Методические рекомендации/Сост. Е.Л.Трусова. - Киев, 1991. - стр. 4-24. 9. Изард К.Е.Эмоции человека. - М., 1980. – стр. 12-15. 10. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитание детей. - М., 1972. – стр. 18-39. 11. Маханев М.Д.Театрализованные занятия в детском саду./ Творческий центр Сфера.- М., 2001. – стр. 16-79. 12. Маханев М.Д.Ребенок в детском саду. // Дошкольное воспитание 1999, №11, стр.6. 13. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников. / Под ред. Л.Б. Баряевой, Э.А.Зарин, Н.Д.Соколовской.-СПб., 1996. – стр. 205. 14. Образцов. К.Л. « Как сделать куклу своими руками» - М., 1997.; 15. И.А.Лыкова. В.В. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня» - М., 1999.; 16. А.С. Игнатова. С.Н. Илларионова. «Теневой театр своими руками» - М 1995. 17. Сорокина Н.Я., Миланович А.А. Програма " Театр-творчество-дети" //Дошкольное воспитание 1997. №11, стр.45. 18. Сухомлинский В.А. О воспитании. - Санкт-Петербург, 2002. – стр. 226-337. 19. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - Изд. Влад. Москва. 2000. – стр. 15.
Инновационный долгосрочный проект « Теневой театр в детском саду» Автор проекта Стебенькова Анна Владимировна, воспитатель МБ ДОУ « Центр развития ребёнка -детский сад № 99» Г.Чита
Данный проект разработан и представлен с целью оказать информационную и педагогическую помощь родителям детей дошкольного возраста и воспитателям дошкольных образовательных учреждений в организации и проведении работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет с использованием творческих способностей детей с использованием теневого театра. Представленная работа раскрывает поэтапный вектор реализации основных задач формирования креативного мышления дошкольников, умению общаться в детском коллективе, открыто проявлять творческие способности через теневой театр. Каждый этап работы достаточно подробно представлен предварительной работой по подготовке сопутствующего оборудования, костюмов, атрибутов и т.д. Подготовлена и апробирована серия игр, этюдов и упражнений для вовлечения детей разных темпераментов и творческого потенциала, что позволяет построить работу индивидуально с каждым ребёнком, подгруппой детей, сборным разновозрастным детским коллективом. Так же позволяет добиться успешной самореализации каждого дошкольника через активное вовлечение родительской общественности. В тоже время помогает педагогу раскрыть свои возможности как актёра, режиссёра, постановщика театрализовано теневого действия. Успешность проекта заключается в опоре на основной вид деятельности дошкольника – игра, а так же привлечение нетрадиционных технологий и форм театрализованного действия: « пижамные сказки» рассчитанные на детей с круглосуточным пребыванием в ДОУ и использование их родителями в домашних условиях; «оздоровительные теневые сказки» на снятие страхов и психологического напряжения; «интерактивные сказки» с непосредственным участием как детей так и взрослых. А это всегда интересно, весело, увлекательно и оставляет яркие детские позитивные впечатления о времени проведённом в детском саду на всю жизнь!!! В свете ФГОС ДО к структуре и условиям реализации основной образовательной программы организация дошкольного образования меняется коренным образом. В стандарте образования заложены основные принципы: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; реализация проекта в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка. Так же нужно учитывать тот факт, что стандарт направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Существует признанное мнение, что теневой театр, безоговорочно призван самым романтичными самым загадочным видом театрального искусства. Где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете…. О пользе теневого театра сегодня говорят не только педагоги, но и психологи. Как известно, они активно выступают против того, что дети подолгу просиживают перед экраном телевизора и компьютера по той простой причине, что готовое, законченное телеизображение усыпляет детскую фантазию, приучая мыслить стандартно. Совсем другое дело – теневой театр. Здесь вместо готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. А значит, ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Участвуя в теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. У детей формируется уважительное отношение друг к другу: они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральные теневые игры обогащают эмоциональную сферу детей, учат их понимать свои чувства и по мере сил управлять ими. Наши дети – натуры удивительно открытые и творческие. И игра для них – та волшебная призма, сквозь которую они познают мир и находят свое место в нем. При организации театрализованной теневой деятельности учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие всех стрессообразующих факторов; даёт некую раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности. Исходя из выше сказанного, театрализованная теневая деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» - Б.М. Теплов. Актуальность данного проекта определяется: потребностью в поиске новых, более эффективных путей и способов решения задач обучения, воспитания и развития детей в современных условиях. Данной работы является обобщение теоретического и практического материала по проблеме театрально-творческой деятельности детей дошкольного возраста, обоснование необходимости широкого внедрения в воспитательный процесс детских театрализованных теневых представлении, а также возможностей театрально-творческой деятельности в интересах обучения, воспитания и развития детей-дошкольников. В связи с этим основной целью моего проекта: развитие творческих способностей детей средствами теневого театра. Объект исследования: процесс формирования способностей у детей дошкольного возраста через теневой театр. Предмет исследования: театрализованная деятельность как фактор формирования личности ребенка через теневой театр. В ходе исследования было выдвинуто предложения о том, что теневой театр является не только неисчерпанным источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, но и позволяет решать многие педагогические задачи, в том числе развитие художественного вкуса, творческих способностей, формирование устойчивого интереса к театральному искусству. Задачи: 1. Познакомить детей с теневым театром. 2. Создать условия для развития творческой активности детей. 3. Развить артистические способности, исполнительские умения и эмоциональную сферу дошкольника. 4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Участники проекта: Дети, родители посещающие «Театральную студию – Арлекин». Сроки проекта: 2 года октябрь 2013г – апрель 2014г; октябрь 2014г – апрель 2015г. ü Этапы работы: 1 этап: Накопительный. Накопительный ü Подборка литературы по театру: ( Образцов. К.Л. « Как сделать куклу своими руками»; И.А.Лыкова. В.В. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня»; А.С. Игнатова. С.Н. Илларионова. «Теневой театр своими руками». ) ü Знакомство детей с историей Теневого театра, его разновидностями. ü Работа над выразительностью речи, интонацией, и пантомимой. ü Просмотр интерактивных спектаклей теневого театра. ü Оформление родительского уголка на тему « Теневой Театр», «Развитие творческих способностей через театр». ü Работа с рукой и светом. ü Изготовлении теневой ширмы, атрибутов декорация для постановок ( лес, горы), персонажи для сказок. Творческий ü Оформление театрального теневого уголка в «Театральной – студии АРЛЕКИН» ü Изготовление ширмы для теневого театра. (Пенопластовых труб) Изготовления атрибутов и теневых персонажи для сказок: « Снежная Королева», «Золушка», Пижамные сказки - «Сказка о глупом мышонке».(см.приложения №1, 2, 3)
ü - Анализ и подведение итогов реализации проекта ü - Выставка детских работ, ü - Фото отчет на сайте группы. ü - Отзывы родителей о проекте. ü Драматизация теневой сказки «Снежная Королева», «Золушка». ü Проведение занятий по театральной деятельности. ü Фото – выставка « Мы играм в теневой театр». |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы