Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Неправильное сексуальное поведение.



Сущность третьего неблагого деяния тела — неправильного сексуального поведения — вступать в связь с тем, с кем не разрешено.

В этом деянии можно выделить следующие разновидности:

1. Не подобает простому человеку иметь сношение с тем, кто находится под опекой царя, например, с царицей.

2 Не подобает иметь сношение с тем, с кем это запрещено законом.

3. В Индии не подобает иметь случайные сношения с теми, кто находится под опекой родителей, поскольку мужчины и женщины, не живущие своим домом, находятся под защитой родителей.

4. Не подобает иметь сношения с тем, кого защищают «общественные устои», то есть с тем, с кем это считается постыдным, например, с матерью или сестрой.

5. Не подобает иметь сношения с тем, кто находится под опекой священной Дхармы, например, с супругой гуру, с теми, кто принял монашеские обеты и т. д.

Похотливые люди не вступают на путь освобождения. Цогял, применяй противоядие.

Существуют также случаи, когда не подобает иметь сношения даже с тем, с кем это позволительно:

1. Не подобает иметь сношения в неподходящее время, такое как полнолуние, новолуние и восьмой день.

2. Не подобает иметь сношения в неподходящем месте, например, перед алтарем Трех Драгоценностей.

3. Не подобает совершать сношения через несоответствующее отверстие, делая это, как животные.

Цогял, обычно люди, не оставившие мирскую жизнь, попадают в темницу мары. Как и те деяния, о которых уже шла речь, неправильное сексуальное поведение считается полностью совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и точно так же у него бывают три вида следствий:

1. Следствие созревания приводит к перерождению в трех низших мирах. Даже если ты родишься в высших мирах, тебя будуг ждать ссоры с супругом и тому подобное.

Преобладающее следствие: даже в будущих жизнях твои помощники, супруг и другие не будут отзывчивыми и станут проявлять различные виды неблагодарности.

Следствие, соответствующее причине: твои неблаготворные привычные склонности приведут к тому, что ты будешь находить удовольствие в неправильном сексуальном поведении.

Цогял, отказавшись от этих поступков и воздержавшись от их совершения, ты обретешь противоположные следствия, поэтому отказаться от них чрезвычайно важно.

Во-вторых, существуют четыре вида неблагих деяний речи.

Ложь.

Сущность первого, лжи, — на словах выдавать нечто неистинное за истину.

Это деяние подразделяется на следующие разновидности:

1. Ложь, от которой ни пользы, ни вреда, например, бредни выжившего из ума старика.

2. Ложь, приносящая выгоду или ущерб, например, принесение пользы одному человеку в ущерб другому.

3. Ложные притязания на обладание высшими человеческими качествами: заявлять, что обладаешь такими качествами, как сверхспособности, когда на самом деле этого нет.

Цогял, не произноси бездумных слов.

Как и предыдущие деяния, ложь считается полностью совершённой, если в ней есть четыре аспекта, и точно так же у нее бывают три вида следствий:

1. Следствие созревания заключается в падении в низшие миры.

2. Преобладающее следствие: даже если ты родишься человеком, к твоему голосу не будут прислушиваться.

3. Следствие, соответствующее причине: в будущих жизнях ты снова будешь с удовольствием лгать.

Цогял, отказавшись от этих деяний, ты обретешь противоположные следствия, поэтому отказаться от них чрезвычайно важно.

Подстрек ат ельство к раздорам.

Сущность второго неблагого деяния речи — подстрекательства к раздорам — заключается в том, чтобы разлучать добрых друзей.

Это деяние подразделяется на следующие разновидности:

1. Открытое подстрекательство к раздорам, когда говорят прямо в лицо.

2. Скрытое подстрекательство к раздорам, когда говорят за глаза.

3. Тайное подстрекательство к раздорам, когда нашептывают каждому поодиночке.

Цогял, люди, не умеющие держать язык за зубами, не обретут счастья.

Как и предыдущие деяния, подстрекательство считается полностью совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и точно так же у него бывают три вида следствий:

1. Следствие созревания заключается в падении в три низших мира.

2. Преобладающее следствие: даже если ты родишься человеком, у тебя будет мало друзей и много ссор. Ты будешь часто испытывать сожаление, вызывать всеобщую неприязнь, и все, что ты скажешь, не возымеет действия.

3. Следствие, соответствующее причине: в будущих жизнях тебе снова будет нравиться подстрекать к раздорам.

Цогял, отказавшись от этих деяний, мы обретем противоположные следствия, поэтому важно от них отказаться.

Пустословие.

Сущность третьего неблагого деяния речи, пустословия, — трата времени.

В этом деянии выделяют следующие разновидности:

1. Шаманские заклинания.

2. Байки и игра словами.

3. Шутливые беседы.

Как и предыдущие деяния, пустословие считается совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и у него бывают три вида следствий:

1. Следствие созревания — падение в три низших мира.

2. Преобладающее следствие: даже если ты родишься человеком, твои слова будут лишены достоинства, подобны лепету и бессвязны.

3. Следствие, соответствующее причине: в будущих жизнях ты снова станешь находить удовольствие в пустословии.

Цогял, отказавшись от этих действий, обретешь противоположные следствия, поэтому не увлекайся бесцельной болтовней.

Резкие слова.

Сущность четвертого неблагого деяния речи, резких слов, — речь, ранящая другого человека.

Это деяние подразделяется на следующие разновидности:

1. Изобличать на людях чьи-то недостатки.

2. Оговаривать кого-то за глаза.

3. Нашептывать по секрету то, что может повредить другому.

Цогял, огонь резких слов опаляет и твое сердце, и сердца других людей. Оружие резких слов убивает жизненную силу освобождения.

Это действие считается совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и у него бывают такие три вида следствий:

1. Следствие созревания — перерождение в трех низших мирах.

2. Преобладающее следствие: даже если ты родишься человеком, любые твои слова будут обидными для других, и ты всегда будешь их раздражать.

3. Следствие, соответствующее причине: тебе будет нравиться говорить резкие слова.

Цогял, отказавшись от этих действий, ты обретешь противоположные следствия. Живые существа темной эпохи не обладают счастьем.

В-третьих, есть три неблагих деяния ума:

Жадность.

Сущность первого, жадности, — привязанность к чему-то наилучшему.

Это деяние подразделяется на следующие разновидности:

1. Воздерживаться от раздачи своего имущества.

2. Желать, чтобы чужое имущество принадлежало тебе.

3. Привязанность к чему-то наилучшему, что не принадлежит ни тебе, ни другим.

Цогял, не держись за владение материальными вещами. Те, кто практикует Дхарму, не понимая непостоянства, не обладают счастьем.

Это действие считается совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и у него бывают такие три вида следствий:

Следствие созревания — перерождение в трех низших мирах.

Преобладающее следствие: даже если родишься человеком, всегда будешь жить в безотрадной местности, где царствуют голод и жажда.

Следствие, соответствующее причине: в будущих жизнях ты станешь находить удовольствие в жадности.

Поэтому, Цогял, важно отказаться от этих деяний.

Недоброжелательство.

Сущность второго неблагого деяния ума, недоброжелательства, — враждебное отношение.

Это деяние подразделяется на следующие разновидности:

1. Недоброжелательство, проистекающее из гнева.

2. Недоброжелательство, проистекающее из чувства недовольства.

3. Недоброжелательство, проистекающее из зависти.

Цогял, не совершай деяний ума, которые вредят тебе и наносят ущерб другим.

Это действие считается совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и у него бывают такие три вида следствий:

1. Следствие созревания — перерождение в низших мирах.

2. Преобладающее следствие: даже если родишься человеком, люди будут беспричинно враждебны по отношению к тебе, и ты постоянно будешь сталкиваться с неприязнью и тяжбами.

3. Следствие, соответствующее причине: у Тебя разовьется злобный склад ума.

Цогял, не отказавшись от недоброжелательства, не сможешь практиковать ни Хинаяну, ни Махаяпу.

Ложные воззрения.

Сущность третьего неблагого деяния ума, ложных воззрений, — преувеличивать или преумалять.

Это деяние подразделяется на следующие разновидности:

1. Ложное воззрение, при котором придерживаются небуддийских взглядов этернализма и нигилизма.

2. Ложное воззрение, при котором придают первостепенную важность правилу или ритуалу, такое как «аскетизм собак и кур»[18].

3. Ложное воззрение, при котором придерживаются веры в «преходящее собрание»[19].

Цогял, мало кто понимает разницу между Дхармой и не Дхармой.

Это действие считается совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и у него бывают такие три вида следствий:

1. Следствие созревания — перерождение в трех низших мирах.

2. Преобладающее следствие: если ты родишься человеком, то это произойдет, например, в диком окраинном племени, где даже не услышишь имени Трех Драгоценностей.

3. Следствие, соответствующее причине: в твоей основе- алае укрепятся привычные склонности следовать ложным воззрениям, после чего они станут для тебя привлекательными.

Цогял, все благородные существа осуждают эти десять неблагих деяний. Все ученые их отвергают. Их не следует совершать даже тем, кто стремится достичь особого величия и богатства богов и людей, поэтому откажись от них.

Есть много людей, которые не отличают добро от зла, но те, кто отличает, становятся последователями учения Будды. Совершать неблагие деяния, прекрасно зная о причинах и следствиях благих действий и проступков, — значит ничем не отличаться от животного.

Благородная Цогял спросила: Чего достигнет тот, кто откажется от этих действий?

Учитель ответил: Благодаря следствию созревания ты родишься среди богов или людей. Твой голос будет мелодичным, как у Брахмы, тело будет прекраснее всех других, как у Индры, и, подобно правителю вселенной, ты будешь владеть великим богатством.

Благодаря преобладающему следствию ты будешь обладать великими знаниями, станешь очень умной и встретишься с Дхармой учений Будды. В конце концов ты достигнешь трех уровней просветления.

Благодаря следствию, соответствующему причине, ты будешь во всех грядущих жизнях прилежно избегать десяти неблагих деяний.

Благородная Цогял спросила: Если взять эти десять неблагих деяний, есть ли какая-нибудь разница в тяжести зла?

Учитель ответил: Да, разница есть. Обычно она зависит от соответствующей беспокоящей эмоции:

1. Совершая десять неблагих деяний из гнева, родишься существом ада.

2. Совершая неблагие деяния из страсти, родишься голодным духом.

3. Совершая неблагие деяния по неведению, родишься животным.

Есть также разница в тяжести в зависимости от объекта деяния:

1. Совершая десять неблагих деяний по отношению к особому объекту, родишься существом ада.

2. Совершая их по отношению к обычному объекту, родишься голодным духом.

3. Совершая их по отношению к низшему объекту, родишься животным.

Среди разных видов убийства особенно тяжкое созревание зла происходит, если отнять жизнь у бодхисаттвы, развившего бодхичитту.

Среди различных видов взятия того, что не было дано, самое большое злодеяние — украсть то, что принадлежит Трем Драгоценностям.

Среди разных видов неправильного сексуального поведения величайшее злодеяние — насилие над архатом.

Среди разных видов лжи величайшее злодеяние — обмануть учителя или почтенного члена сангхи.

Среди разных видов подстрекательства к раздорам величайшее злодеяние — вызвать раскол в сангхе.

Среди разных видов резких слов величайшее злодеяние — грубо говорить с членом сангхи.

Среди разных видов пустословия величайшее злодеяние — беспокоить ум монаха или того, кто практикует сущность недвойственной медитации.

Среди разных видов жадности величайшее злодеяние — желать завладеть деньгами, пожертвованными Трем Драгоценностям.

Среди разных видов недоброжелательства величайшее злодеяние — замышлять «пять деяний с немедленными последствиями».

Среди разных видов ложных воззрений, величайшее злодеяние — преумалять истинный смысл.

Цогял, ты не должна совершать ни одно из этих деяний даже ради спасения своей жизни.

Вообще говоря, между десятью неблагими деяниями тоже есть разница:

1. Вследствие убийства, подстрекательства к раздорам, резких слов и недоброжелательства родишься существом ада.

2. Вследствие неправильного сексуального поведения, взятия того, что не дано, и жадности родишься голодным духом.

3. Вследствие лжи, пустословия и приверженности к ложным воззрениям родишься животным.

Десять благих деяний.

Благородная Цогял спросила учителя: Как следует практиковать десять благих деяний — противоядия, которые следует применять?

Учитель ответил: Десять благих деяний имеют четыре стороны:

1. Их сущность — чистое деяние тела, речи или ума, порождающее истинно высокое [20].

2. Определение благого деяния: действие, которое приносит плод желаемого счастья, если его правильно совершил тот, кто обладает свободами и дарованиями.

3. Благие деяния подразделяются на противоположные десяти неблагим деяниям: спасать жизнь, быть чрезвычайно щедрым, вести чистую жизнь, говорить правдиво, примирять раздоры, говорить мягко и сдержанно, говорить со смыслом, любить всех существ, не испытывать привязанности, быть свободным от сомнений относительно следствий деяний и окончательного смысла.

4. Десять опор, которые помогают благим деяниям пребывать в твоем потоке бытия, следующие: обладать верой в истинные учения, иметь самоуважение и чистую совесть, воздерживаться от азартных игр и ссор, воздерживаться от базарных зрелищ, всегда поступать по совести, отбросить лень, не водиться с безнравственными друзьями, упражняться в гибкости тела, речи и ума, развивать четыре сферы восприятия и, в особенности, сосредоточивать ум на пути благородных.

Цогял, нет никакого сомнения в том, что, действуя таким образом, ты достигнешь плодов истинно высокого.

Десять парамит.

В-третьих, что касается выполнения десяти парамит, то есть пять разделов:

1. Общая сущность — то, что имеет природу пути для достижения непревзойденного просветления.

2. Определение парамиты — то, что дает возможность достичь ( ита ) великой нирваны, другого берега (парам) океана сансары.

3. Назначение — завершение двух накоплений и достижение блага для всех живых существ.

4. Есть два способа подразделения парамит: общий и особый. В общем способе перечисляют шесть парамит: щедрость, нравственность, терпение, усердие, сосредоточение и различающее знание.

В особом способе выделяют три вида щедрости: даровать учения Дхармы, даровать материальные вещи и даровать защиту от страха.

Нравственность тоже бывает трех видов: воздерживаться от неблагих деяний, обретать благие качества и приносить пользу живым существам. Иначе говоря, эти виды нравственности соблюдают, воздерживаясь от десяти неблагих деяний с помощью шести парамит и четырех средств привлечения.

Терпение тоже бывает трех видов: терпение, отрекшись от сансары, не замечать выпавших страданий; терпение сносить трудности ради блага существ и терпение хранить уверенность в Дхарме, что означает не страшиться глубокой сущности.

Усердие тоже бывает трех видов: усердие в применении учений Махаяны; подобное доспехам усердие в отражении несчастий и неустанное усердие в достижении совершенного всеведения будды.

Медитация (сосредоточение) тоже бывает трех видов: сосредоточение, нацеленное на правильный мирской путь; сосредоточение, нацеленное на немирской путь, и общее сосредоточение, нацеленное на тот и другой путь.

< Различающее> знание тоже имеет три вида: знание, постигающее, что все обусловленное — вне опоры на представления; знание, постигающее, что исконная природа — вне опоры на представления, и знание, постигающее, что все явления пребывают вне двойственности и выходят за рамки слов, мышления и описания.

Следует знать, что для нераздельного объединения каждого метода со своим потоком бытия необходимо завершить выполнение четырех парамит.

Победить скупость и нужду щедростью, не ждущей вознаграждения, — парамита силы.

Отдавать, не руководствуясь намерениями обычных людей и сторонников Хинаяны, — парамита метода.

Отдавать с мыслью: «Да избавлю я от нужды себя и всех живых существ! » — парамита устремления.

Отдавать с абсолютной чистотой трех категорий[21] — парамита мудрости.

Точно так же, победить недобродетель нравственным правилом нежелания сансарных плодов — парамита силы.

Соблюдать обеты, не впадая в восемь мирских забот, — парамита метода.

Желать: «Да прекратится безнравственное поведение всех живых существ! », не жаждая состояния богов и людей только для себя самого, — парамита устремления.

Объединить это со свободой от представления о трех категориях — парамита мудрости.

Победить гнев равным поведением по отношению к каждому — парамита силы.

Не ставить мирскую цель, такую как обман или лицемерие, — парамита метода.

Не желать перерождения в прекрасном теле богов или людей только для себя, а желать: «Да исчезнет уродство всех живых существ! » — парамита устремления.

Наполнить это свободой от представлений о трех категориях — парамита мудрости.

Победить лень усердным осознаванием недостатков и качеств — парамита силы.

Не ставить мирскую цель, например, не ожидать, чтобы другие верили в тебя, — парамита метода.

Желать: «Да избавятся все существа от лености и посвятят себя истинному пути! » — парамита устремления.

Наполнить это свободой от представлений о трех категориях — парамита мудрости.

Победить отвлечение сосредоточением, вышедшим за пределы миров без формы, — парамита силы.

Практиковать ради достижения качеств непревзойденного просветления, не стремясь достичь состояния богов или людей, — парамита метода.

Желать: «Да прекратится отвлечение всех живых существ! » — парамита устремления.

Воздерживаться от представлений о трех категориях — парамита мудрости.

Победить умопостроения, отличительные признаки, знанием пустоты, наделенной природой сострадания, — парамита силы.

Быть с этим нераздельным в трех временах — парамита метода.

Желать: «Да постигнем я и все другие истинный смысл! » — парамита устремления.

Признать, что сущность твоего ума изначально имела природу этого знания, — парамита мудрости.

Цогял, практикуй таким образом, не отвлекаясь.

5. Плод практики десяти парамит — то, что ты освободишься от низших миров и, достигнув особого уровня божеств или людей, будешь совершенствоваться на пути и быстро достигнешь состояния будды, после чего станешь великим путеводителем, освобождающим живых существ от сансары.

11. Граница между утратой обета и обладанием им.

Момент получения обета внешней бодхичитты таков. Собрав обширное накопление заслуг и зародив мысль о том, что необходимо осуществить истинное благо существ посредством полного очищения своего ума, ты получаешь обет бодхичитты после того, как трижды произнесешь полный ритуал.

Момент утраты обета бодхичитты наступит, если у тебя появятся неверные воззрения или ты отвергнешь Три Драгоценности, таким образом нарушив практику. Поэтому необходимо проявлять усердие, бдительно сохраняя осознавание и добросовестность.

12. Метод восстановления обета в случае его

нарушения.

Если нарушишь коренные заповеди, следует вновь принять обет, как было объяснено ранее. Если нарушишь второстепенные обеты, следует раскаяться в этом в присутствии учителя или Трех Драгоценностей.

ВНУТРЕННЯЯ БОДХИЧИТТА

Благородная Цогял спросила учителя: Как следует практиковать зарождение бодхичитты внутренним способом?

Учитель ответил: Это проясняют двенадцать аспектов практики.

1. Сущность.

Сущность заключается в зарождении намерения помочь тем существам, которые не понимают, что исконная природа — истинный смысл — свободна от построений.

2. Определение.

Независимая от «внешних» действий тела или речи, она называется «внутренней», поскольку ее порождает исключительно твой ум.

3. Подразделения.

Существуют два вида: устремление и применение. Устремление — это желать, чтобы живые существа, не понявшие эту природу, смогли ее постичь. Недостаточно лишь сидеть и бормотать это пожелание: следует усердно применять средства, дабы все живые существа ее постигли. Цогял, пока ты не свободна от привязанности к двойственности, применение бодхичитты довольно затруднительно.

4. Особенности практикующего.

В дополнение к предыдущим объяснениям, человек, который занимается этой практикой, должен отличаться тем, что у него лишь в малой степени присутствуют умозрительные построения. Цогял, дай отдых своему уму!

5. От кого получают обет бодхичитты.

Ты должна получить его от учителя, который благодаря практике трех видов знания постиг природу двойного отсутствия «я» и потому свободен от восьми мирских забот.

Цогял, чтобы войти во врата учений Махаяны, учитель совершенно необходим.

6. Ритуал получения обета.

Освободись от трех категорий представлений, оставь заботы обо всей мирской деятельности, после чего проси истинных устных наставлений.

7. Польза практики.

Ты поднимешься намного выше Хинаяны и ошибочных путей. Поэтому благодаря этой практике ты оставишь все эгоистические мысли и привязанность к двойственности, а также постигнешь природу отсутствия «я».

8. Задача практики.

Задача практики этого внутреннего способа зарождения бодхичитты заключается в том, чтобы укрепить всех живых существ на истинном пути, в природе двойного отсутствия «я».

9. Вред отсутствия практики.

Вред отсутствия практики заключается в том, что ты отклонишься от природы отсутствия «я».

Обычные люди, умы которых не изменила философская школа, и небуддисты, примкнувшие к неверной философской школе, рассматривают человеческое «я» как нечто такое, что воспринимает и контролирует пять зависимых скандх, двенадцать основ чувств, восемнадцать составляющих. Более того, считая это «я» чем-то постоянным и конкретным, они держатся за него как за друга и врага, себя и другого.

Цогял, ты должна вырвать этот кол привязанности.

Опасность превращения такого индивидуального «я» в понятие состоит в том, что при наличии представления об эго и собственной сущности объекты будут проявляться как «нечто другое». Принимая эту двойственность, ты станешь относиться к тому, что приносит пользу твоему «я», как к другу, а к тому, что наносит «я» вред, как к врагу. Таким образом переживания влечения и неприязни побудят тебя совершать различные виды неблагих поступков. Из-за этих действий ты будешь блуждать в низших мирах и во всей сансаре.

Цогял, пока не изгонишь этого злого духа, не найдешь счастья.

Какие люди отвергают такое «я»? В общем, его отвергают все буддисты. В частности, его особенно отвергают шраваки.

Само собой разумеется, что мы, вошедшие во врата Махаяны, тоже отвергаем привязанность к индивидуальному «я»*.

Утверждают, что шраваки частично признают «я» явлений, а пратьекабудцы признают его не полностью. Это означает, что шраваки ошибочно утверждают существование материи, не понимая «я» явлений, а пратьекабудцы пребывают в состоянии сосредоточения на пустой сущности ума, не понимая истинного смысла.

Цогял, пока не освободишься от взглядов низших философских школ, не постигнешь истинный смысл.

Опасность представления о «я» явлений заключается в том, что из-за такого представления и привязанности к нему ты породишь беспокоящие эмоции. Они заставят тебя блуждать в сансаре.

Это бессмысленное усилие, даже если ты будешь стараться изо всех сил на протяжении кальп.

Какие люди отрицают «я» явлений? В общем, его отвергают все последователи Махаяны. В частности, было бы плохим знаком, если бы мы — те, кто вошел во врата Тайной Мантры, — были привержены к пристрастиям, поскольку последователи Срединного Пути его тоже отвергают.

10. Заповеди, которые нужно соблюдать.

Следует осваивать смысл отсутствия «я». Эта практика разделяется на два вида — устремление и применение.

Три важных момента устремления, которые следует соблюдать, таковы:

1. Постоянно зарождай в себе такое пожелание: «Пусть все живые существа всегда понимают смысл отсутствия «я»! »

2. Приучайся три раза за день и три раза за ночь испытывать радость за тех, кто размышляет о смысле отсутствия «я».

3. Постоянно без устали приучай себя не отклоняться от смысла отсутствия «я».

Во-вторых, следует соблюдать два аспекта применения: внешний и внутренний.

Четыре внешние практики таковы:

1. Не отделять себя от учителя или духовного друга, который учит смыслу отсутствия «я», пока ты его не постигнешь.

2. Отказаться от пристрастий к месту жительства, стране и местности, касте, врагам и друзьям.

3. Изучать наставления, демонстрирующие отсутствие «я» и пустоту, размышлять и медитировать о них.

4. Не привязываться к себе как к имени, члену семьи или телу.

Четыре внутренние практики таковы:

1. Не принимать названия за вещи, поскольку все ярлыки и названия внешних вещей не обладают бытием в твоем уме.

2. Признавать, что все, составляющее мир и существ в нем, не имеет собственной природы, хотя и появляется подобно сновидениям и волшебству.

3. Три раза за день и три раза за ночь искать тот ум, который держится за различные объекты, хотя ничего не существует.

4. Не отклоняться от смысла, который не имеет имени и свободен от крайностей. Даже если ищешь свой ум, его не найти ни в каком виде.

Чрезвычайно важно усердно практиковать таким образом.

Благодаря такому прилежанию ты уничтожишь злого духа и отвратишься от сансары.

11. Граница между утратой обета и

обладанием им.

Момент обретения обета внутренней бодхичитты наступает, когда получаешь устные наставления от своего учителя.

Момент его утраты наступает, когда тобой владеет обычная привязанность к двойственности без понимания отсутствия собственной природы.

Поскольку в такой момент обет утрачивается, обязательно примени противоядие!

12. Метод восстановления обета при его

нарушении.

Приучайся не отвлекаться от смысла только что объясненного, и тем самым ты развяжешь узел привязанности к двойственности.

ТАЙНАЯ ПРАКТИКА

Благородная Цогял спросила учителя: Как следует практиковать тайное зарождение бодхичитты?

Учитель ответил: Здесь есть одиннадцать разделов:

1. Сущность.

Сущность тайного зарождения бодхичитты — признать то, что изначально пребывает за пределами усилия: изначальную чистоту невозникновения, свободного от ограничений мышления и описания.

2. Определение.

Оно по природе тайно для всех низших колесниц, поскольку пребывает за пределами того, на что можно указать словом или о чем можно помыслить умом.

3. Подразделения

Есть два подразделения: утверждение, что всеобщая чистота есть не-медитация, и утверждение, что спонтанно присутствующая природа изначально совершенна как не-медита- ция. Здесь следует быть свободным от любых пристрастий.[22]

4. Особенности практикующего.

Особенность человека, который занимается этой практикой, заключается в том, что он должен обладать высшими способностями, а его ум должен устать от конкретных явлений.

Цогял, таким может быть только тот, кто выполнил предшествующие практики.

5. Тот, от кого получают Спередачу тайной

практики бодхичитты>.

Тот, от кого ее получают, должен реализовать единый круг дхармакаи и поэтому пребывать в состоянии великого пространства, свободного от усилий.

Цогял, таким может быть только учитель, постигший смысл Великого Совершенства.

6. Ритуал получения этой практики.

Ритуал получения — это посвящение проявления осозна- вания.

Оставь как свои нечистые мирские занятия, так и чистые благие деяния. Уподобься человеку, завершившему свои дела.

Оставь как свои нечистые неблагие высказывания, так и песнопения и чтения мантр, и уподобься немому, который пробует сахар.

Оставь как свое нечистое сансарное мышление, так и свойственную нирване чистую деятельность мышления, и уподобься человеку, у которого вырвали сердце.

Так с помощью простого указания своего учителя ты постигнешь изначальную дхармакаю собственного ума за пределами досягаемости слов и описания.

Цогял, это мое устное наставление есть учение об освобождении в момент понимания.

7. Плод практики.

Цель упражнения в этом такова: сансара освобождается сама собой, ее не нужно покидать.

После этого беспокоящие эмоции сами собой становятся совершенными мудростями.

Посему эта практика обладает свойством даровать просветление в настоящий момент.

8. Задача практики.

Задача такой практики состоит в том, что ты должна обладать природой, свободной от предубеждения и пристрастности.

9. Вред отсутствия практики.

Опасность отсутствия практики заключается в том, что ты впадешь в пристрастность философских школ и у тебя появится изъян: внутренняя скованность.

Цогял, если твоя практика впадает в пристрастность, это не Великое Совершенство.

10. Заповеди, которые следует соблюдать.

1. Считай просто данностью, что корень всех явлений содержится в твоем собственном осознавании-бодхичитте, изначальной чистоте невозникновения.

2. Пойми, что это осознавание-бодхичитта изначально просветлено, потому что свободно от любых построений, таких как наблюдатель и наблюдаемое.

3. Знай, что какая бы мысль или привязанность ни возникли в состоянии этого осознавания, они есть само изначально пустое и светоносное осознавание.

4. Знай, что какие бы внешние проявления ни возникали, они с самого мгновения их восприятия не обладают собственной сущностью и поэтому есть не больше чем проявления дхарматы.

5. Переживай недвойственность объектов и ума как исконное великое блаженство, свободное от приятия и неприятия, утверждения или отрицания.

6. В частности, переживай все беспокоящие эмоции и страдание как священный путь просветления.

7. Постигни, что живые существа с самого мгновения их восприятия не обладают никаким истинным бытием, а потому сансара есть изначальная чистота невозникновения, и ее не нужно покидать.

8. Постигни, что все, воспринимаемое как каи и мудрости, содержится в твоем уме, а потому состояние будцы — вне достижения.

Делай так, и ты станешь преемницей достославного Самантабхадры.

11. Граница между утратой и обретением

и метод восстановления в случае нарушения.

Здесь нет никаких усилий, поскольку на протяжении трех времен ты изначально никогда не отделена от этого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цогял, я свел смысл всех сутр, тантр, трактатов и устных наставлений в эти внешние, внутренние и тайные способы зарождения бодхичитты.

Примени их на практике!

Внеси их в путь!

Прими их к сердцу!

Будь в согласии с их смыслом!

Они — корень учений Махаяны.

Так он сказал.

Это было обучение бодхичитте Махаяны, озаглавленное «Учения о принятии зарождения бодхичитты как пути». Записано в Монка Сэнге Дзонге.[23]

Завершено.

Печать сокровища.

Печать сокрытия.

Печать вверения.

 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.143 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь