Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философской и религиозной мысли, не страдающей примитивным редукционизмом



Подобного рода. Если оставить в стороне агностиков, предпочитающих хранить

Ступорозное молчание, и солипсистов, с восхитительной прямотой отрицающих

Всякий мир вне себя, то остается три версии посмертного развития событий

Для индивидуального сознания. Первая из них вселяет в своих адептов

довольно своеобразный оптимизм. Ее можно назвать версией " океанического

сознания". То есть, берется нечто, бесконечно большее, чем человек, и

Наделяется сознательной жизнью - такая жизнь, конечно же, непостижима для

Нашего маленького эго, но зато исключительно прекрасна и вечна.

Расставаясь с грубой и тщедушной оболочкой, сознающая капля, обогащенная

Опытом личностных страданий и стремлений, сливается с абсолютным и

Всемогущим Субъектом в несказанном экстазе. Так, в частности, мыслит

Объективный идеализм (будь то европейский или индийский), так мыслят

Пантеисты и христианствующие философы - каждый на свой лад. Они

предполагают в этой трансформации некую " высшую" жизнь и, судя по всему,

Очень к ней стремятся. Вторая версия является зеркальным отражением

Первой. Здесь космический Объект играет в кармический хоровод, постоянно

Отторгая от себя энергетические структуры, которые по заносчивости своей

культивируют самостоятельное, изолированное сознание.  Судьба такого

Сознания безнадежна и полна страданий. Единственный выход - вернуться в

Безличный Объект и там насладиться покоем небытия. Думаю, вы легко узнали

Описание буддистской Нирваны.

Что же касается третьей версии, то она целиком " высосана из пальца" и

В гораздо большей степени относится к мифологии и религии, чем к

философии. Здесь речь идет о самостоятельном существовании психики в

Специально отведенном пространстве. Искусственность такой идеи выражается

уже хотя бы в том, что навеки " спасенное сознание" не имеет никакого

Смысла в движении и развитии. Эта концепция свойственна христианскому

космосу. Атеисты и по сей день любят подшучивать на тему " ужасной скуки",

Царящей в раю, где праведники знают только  одно развлечение - вечно

Воспевать Славу Господню.

В первых двух случаях мы имеем дело с полным растворением центра

Восприятия. В конце концов, нам все равно - заменить личное осознание на

Абсолютный Космический Разум или на Пустоту буддистов. Жизнь сознания,

Которая всегда есть поле взаимодействия между субъектом и объектом,

Автоматически прекращается в случае устранения хотя бы одного элемента

Пары. И даже в третьем случае, когда индивидуальность сохранена, ее жизнь

Больше напоминает условность. Индивидуальное сознание может считаться

Таковым, если оно сохраняет способность и возможность постигать, двигаться

И развиваться. Законсервированная в астральных небесах монада со

Стабильным и монотонным переживанием одного и того же опыта отрицает своим

Существованием все основные атрибуты жизни, а, стало быть, возможна лишь в

Качестве абстракции - в головах богословов и религиозных философов.

Итак, честность вынуждает нас признать, что все три версии

Окончательной судьбы человека в равной мере неудовлетворительны -

Неудовлетворительны потому, что вместо грядущего развития подсовывают нам

Тот или иной способ небытия: в космическом Субъекте, в космическом

Объекте или в космической банке с формалином. В каждом случае мыслитель

Находит повод для восторга. Даже материалисты на свой лад утешаются

Круговоротом веществ: мол, из могилки вырастут цветочки, в них будут жить

Всякие козявки - и тому подобная сентиментальная чепуха. Идеалисты, в свою

очередь, воспевают неистощимые сокровища вселенского Духа (Идеи, Логоса),

Среди которых мы якобы обретем величайшее удовлетворение. Правда, совсем


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь