Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И оботрите ею ваши лица и руки . Аллах не хочет создавать для вас трудности ,



а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам,

– быть может, вы будете благодарны.

Многие учёные из числа праведных предков сказали, что слово Аллаха:

 ﴿ إ ِ ذ َ ا ق ُ م ْ ت ُ م ْ إ ِ ل َ ى ا ل ص ّ َ ل ا ة ِ ﴾ Когда вы встаете на молитву – когда вы намереваетесь совершить её.

Другие комментаторы сказали: «Т.е. когда вы встаёте после сна на молитву».

Оба смысла близки по значению. Третьи сказали, что смысл более общий.

 Аят повелевает совершить омовение перед молитвой, но на самом деле, совершать омовение обязательно осквернённому человеку, а человеку с омовением совершить его повторно для совершения молитвы – рекомендуемо. Есть мнение, что омовение для каждой молитвы

было обязательным в начале распространения Ислама.

 

Имам Ахмад сообщает со слов Бурайды ибн Сулеймана, что посланник Аллаха

( да благословит его Аллах и приветствует ) совершал омовение перед каждой молитвой,

а в день взятия Мекки он совершил омовение, протёр чулки и совершил все молитвы с одним омовением. Умар сказал ему: « О, посланник Аллаха, ты сделал то, что не совершал ранее ».  Он ( да благословит его Аллах и приветствует ) ответил:

  «إ ن ي ع م د ا ف ع ل ت ه ي ا ع م ر » « Я преднамеренно сделал так, о, Умар ».

(Этот хадис также передал Муслим и другие знатоки хадисов.

 Ат-Тирмизи сказал, что это хороший, достоверный хадис.)

 

Ибн Джарир сообщает, что аль-Фадль ибн аль-Мубашшир сказал:

« Я видел, что Джабир ибн Абдулла совершал ( пять ) молитв с одним омовением.

Если же он справлял большую или малую нужду, он совершал омовение и протирал

остатками воды чулки. Я спросил у него: « Ты делаешь всё это, основываясь на своём мнении? » Он ответил: « Я видел, как посланник Аллаха делал это, и тоже делаю это,

как это делал посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) [22].»

Имам Ахмад сообщает, что у Убайдуллы ибн Абдуллы ибн Умар спросили:

 « Видел ли ты, что Абдулла ибн Умар совершал омовение для каждой молитвы,

был он чистым или осквернённым? И почему он так делал? » Тот ответил, что ему

рассказала Асма бинт Зайд ибн Хаттаб, что Абдулла ибн Ханзала ибн аль - Гасиль сказал ей: « Поистине, посланнику Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) было приказано совершать омовение на каждую молитвы, будь он осквернённым или чистым.

Когда это стало затруднительным для него, пришло повеление чистить перед каждой молитвой зубы сиваком, а совершение омовения для каждой молитвы было отменно,

кроме случаев осквернения. Но Абдулла ибн Умар считал, что в силах совершать

омовение для каждой молитвы, и он делал так вплоть до своей смерти ».

(Этот хадис рассказал Абу Дауд. Иснад хадиса достоверный[23]. То, что ибн Умар совершал, омовение для каждой молитвы доказывает то, что это рекомендуемое действие, как это принято у большинства учёных.)

 

Абу Дауд сообщает со слов ибн Аббаса, что посланник Аллаха ( да благословит его Аллах

и приветствует ) зашёл после оправки нужды, и ему принесли еду и спросили: « Принести ли воду для омовения? », на что он ( да благословит его Аллах и приветствует ) ответил:

«إ ن ّ َ م َ ا أ ُ م ِ ر ْ ت ُ ب ِ ا ل ْ و ُ ض ُ و ء ِ إ ِ ذ َ ا ق ُ م ْ ت ُ إ ِ ل َ ى ا ل ص ّ َ ل َ ا ة »

« Я получил повеление совершать омовение  если встаю на молитву ».

 (Этот хадис также передали: ат-Тирмизи и ан-Насаи. Ат-Тирмизи сказал, что этот хадис хороший.)

 

 Муслим сообщает, что ибн Аббас сказал: « Однажды мы были у посланника Аллаха,

 да благословит его Аллах и приветствует.. Он пошёл для оправки нужды, а затем вернулся, и ему принесли еду и спросили: « Разве ты не будешь совершать омовение? »

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «ل ِ م َ ؟ أ َ أ ُ ص َ ل ِ ي ف َ أ َ ت َ و َ ض ّ َ أ »  

« Зачем? Разве я собираюсь молиться, чтобы для этого совершать омовение ».

Слово Аллаха: ﴿ ف ا غ ْ س ِ ل ُ و ا ْ و ُ ج ُ و ه َ ك ُ م ْ ﴾ То умойте ваши лица,

Группа учёных приводит слово Аллаха: ﴿ إ ِ ذ َ ا ق ُ م ْ ت ُ م ْ إ ِ ل َ ى ا ل ص ّ َ ل ا ة ِ ف ا غ ْ س ِ ل ُ و ا ْ و ُ ج ُ و ه َ ك ُ م ْ ﴾

Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица  – в качестве доказательства на обязательность намерения при омовении, ибо здесь подразумевается скрытое местоимение:

﴿ إ ِ ذ َ ا ق ُ م ْ ت ُ م ْ إ ِ ل َ ى ا ل ص ّ َ ل ا ة ِ ف ا غ ْ س ِ ل ُ و ا ْ و ُ ج ُ و ه َ ك ُ م ْ ﴾ « Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица,

для неё».  Например, можно сказать: «Если увидишь повелителя, встань».

 

 В двух Сахихах приводится хадис: «ا ل ْ أ َ ع ْ م َ ا ل ُ ب ِ ا ل ن ّ ِ ـ ـ ي ّ َ ا ت ِ و َ إ ِ ن ّ َ م َ ا ل ِ ك ُ ل ّ ِ ا م ْ ر ِ ى ء ٍ م َ ا ن َ و َ ى »

 « Деяния по намерениям, и каждому человеку то, что он вознамерился [24] ».

Перед совершением омовения желательно поминание имени Аллаха,

на эту тему приводится хадис с хорошим иснадом от группы сподвижников,

 что посланник Аллаха ( да благословит его Аллаха и приветствует ) сказал:

«ل َ ا و ُ ض و ء َ ل ِ م َ ن ْ ل َ م ْ ي َ ذ ْ ك ُ ر ِ ا س ْ م َ ا ل ل ه ِ ع َ ل َ ي ْ ه »

« Нет омовения у того, кто не помянул имя Аллаха перед ним [25] ».

Также рекомендуется помыть руки перед тем, как опустить их в сосуд с водой,

 и настоятельно рекомендуется делать это после сна.

В двух Сахихах приводится хадис от Абу Хурайры ( да будет доволен им Аллах ),

что посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) сказал:

«إ ِ ذ َ ا ا س ْ ت َ ي ْ ق َ ظ َ أ َ ح َ د ُ ك ُ م ْ م ِ ن ْ ن َ و ْ م ِ ه ِ ف َ ل َ ا ي ُ د ْ خ ِ ل ْ ي َ د َ ه ُ ف ِ ي ا ل ْ إ ِ ن َ ا ء ِ ق َ ب ْ ل َ أ َ ن ْ ي َ غ ْ س ِ ل َ ه َ ا ث َ ل َ ا ث ً ا ، ف َ إ ِ ن ّ َ أ َ ح َ د َ ك ُ م ْ ل َ ا ي َ د ْ ر ِ ي أ َ ي ْ ن َ ب َ ا ت َ ت ْ ي َ د ُ ه »

« Если один из вас проснётся, то пусть не опускает свои руки в сосуд,

  не помыв их трижды. Ведь никто из вас не знает, где была его рука во время сна ».

Границами лица у учёных принято считать то, что между волосами головы, не беря в расчёт лысину до кончика двух бород ( бороды и усов ), а также от одного ухадо другого. Совершающему омовение человеку желательно перебирать  бороду при омовении, если она густая.

 

 Имам Ахмад сообщает, что Шакик сказал:  «Я видел, как Усман совершал омовение

( тут он упомянул хадис ) и он при этом перебирал ( пальцами ) бороду, когда мыл своё лицо.

Затем он сказал: « Я видел, что посланник Аллаха делал так, как вы видите, делаю это я ».

 (Этот хадис также передал ат-Тирмизи и ибн Маджах,

 ат-Тирмизи сказал, что это достоверный хадис, хороший, по мнению аль-Бухари[26].)

Также приводятся хадисы, что посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) во время омовения полоскал рот и нос. Имамы разошлись во мнениях: является ли это обязанностью во время малого и большого омовения, как, например, считает имам Ахмад,

 или же это рекомендуемое действие, как это принято в мазхабах аш-Шафии и Малика.

 

Имам Ахмад передаёт от ибн Аббаса,

  что он, совершая омовение, помыл лицо, затем взял пригоршню воды и прополоскал

ею рот и нос, затем он взял пригоршню воды и помыл ею правую руку, затем он взял пригоршню и помыл ею левую руку. Затем он соединил руки и помыл ими лицо,

а потом он взял пригоршню и побрызгал воду на правую ногу и помыл её, потом он

взял пригоршню и побрызгал воду на левую ногу и помыл её. После чего он сказал:

« Я видел, что посланник Аллаха совершал омовение таким образом ».

Слово Аллаха: ﴿ و َ أ َ ي ْ د ِ ي َ ك ُ م ْ إ ِ ل َ ى ا ل ْ م َ ر َ ا ف ِ ق ِ ﴾ И ваши руки до локтей – локти включительно.

 Как сказал Всевышний Аллах: ﴿ و َ ل ا َ ت َ أ ْ ك ُ ل ُ و ا ْ أ َ م ْ و َ ا ل َ ه ُ م ْ إ ِ ل َ ى أ َ م ْ و َ ا ل ِ ك ُ م ْ إ ِ ن ّ َ ه ُ ك َ ا ن َ ح ُ و ب ا ً ك َ ب ِ ي ر ا ً ﴾

И не ешьте их имущество в дополнение к вашему. (4: 2) .Человеку, совершающему омовение рекомендуется начинать мыть предплечья и заканчивать локтями включительно,  

аль-Бухари и Муслим сообщают хадис со слов Абу Хурайры ( да будет доволен им Аллах ),

 что посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) сказал:

«إ ِ ن ّ َ أ ُ م ّ َ ت ِ ي ي ُ د ْ ع َ و ْ ن َ ي َ و ْ م َ ا ل ْ ق ِ ي َ ا م َ ة ِ غ ُ ر ّ ً ا م ُ ح َ ج ّ َ ل ِ ي ن َ م ِ ن ْ آ ث َ ا ر ِ ا ل ْ و ُ ض ُ و ء ِ ، ف َ م َ ن ِ ا س ْ ت َ ط َ ا ع َ م ِ ن ْ ك ُ م ْ أ َ ن ْ ي ُ ط ِ ي ل َ غ ُ ر ّ َ ت َ ه ُ ف َ ل ْ ي َ ف ْ ع َ ل »

« Поистине, в День воскресения к ( членам ) моей общины будут обращаться ( называя их ) « гурран мухаджжалина [27] » из - за следов омовения [28] , так пусть же тот,

  кто сможет увеличить свою звезду, сделает это [29] ».

В Сахихе Муслима Абу Хурайра сказал:   « Я слышал, как мой любимейший друг, [30]

да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «ت َ ب ْ ل ُ غ ُ ا ل ْ ح ِ ل ْ ي َ ة ُ م ِ ن َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ح َ ي ْ ث ُ ي َ ب ْ ل ُ غ ُ ا ل ْ و َ ض ُ و ء »

( В раю ) украшения верующего ( покроют собой ), те места, которые он омывал.” [31]

 

Слово Аллаха: ﴿ و َ ا م ْ س َ ح ُ و ا ْ ب ِ ر ُ ؤ ُ و س ِ ك ُ م ْ ﴾ Оботрите ваши головы.

Учёные разошлись во мнениях по поводу предлога ب ِ ( с ) в этом аяте.

Идёт ли речь о всей верхней части головы или же лишь о части?

 

В двух Сахихах приводится хадис Амра ибн Яхьи аль-Мазини,

 что как-то раз один человек спросил ‘Абдуллаха бин Зайда, да будет доволен им Аллах:
« Можешь ли ты показать мне, как совершал омовение посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? » ‘Абдуллах бин Зайд сказал: « Да », и велел принести воды, ( а когда её принесли )  он слил воду себе на руки и дважды вымыл их, потом трижды прополоскал рот

и промыл нос, потом трижды омыл лицо, потом дважды омыл руки до локтей, потом протёр руками голову, проведя ими ото лба до затылка и обратно, а потом омыл ноги.

В хадисе от Абду Хайра об омовении  посланника Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) говорится также. В варианте Абу Дауда от Муавии и аль-Микдада ибн Ма’да об омовении

посланника Аллаха( да благословит его Аллах и приветствует ) говорится также.

 

 В этих хадисах доказательство того, что предписано протирать большую часть головы,

как это принято в мазхабах имама Ахмада и имама Малика,

 не смотря на слова тех, кто говорит, что здесь Коран не уточнил разъяснение.

 

Передают, что Хумран, вольноотпущенник ‘Усмана,

да будет доволен ими Всевышний Аллах, рассказывал,

что ‘ Усман велел принести ему воды для совершения омовения. Затем он трижды

помыл кисти рук, затем прополоскал рот и нос и высморкался, затем трижды помыл лицо,

затем трижды помыл правую руку до локтя и то же самое сделал с левой рукой,

затем (мокрыми руками) обтер голову, затем трижды помыл правую ногу до щиколотки

и то же самое сделал с левой ногой, после чего сказал: « Я видел, как Посланник Аллаха,

мир ему и благословение Аллаха, совершил омовение таким образом, а затем сказал:

«م َ ن ْ ت َ و َ ض ّ َ أ َ ن َ ح ْ و َ و ُ ض ُ و ئ ِ ي ه َ ذ َ ا ، ث ُ م ّ َ ص َ ل ّ َ ى ر َ ك ْ ع َ ت َ ي ْ ن ِ ل َ ا ي ُ ح َ د ّ ِ ث ُ ف ِ ي ه ِ م َ ا ن َ ف ْ س َ ه ُ ، غ ُ ف ِ ر َ ل َ ه ُ م َ ا ت َ ق َ د ّ َ م َ م ِ ن ْ ذ َ ن ْ ب ِ ه »

“ Если человек совершит омовение так, как это сделал я, а затем совершит молитву

  из двух рак ‘ атов, в которой не станет беседовать с самим собой,

то Аллах простит ему совершенные ранее грехи ».
(Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.)

В Сунан Абу Дауда в хадисе об омовении от Усмана ибн Аффана говорится,

что он протёр голову один раз. Также приводится в повествовании Абду Хайра.

Слово Аллаха: ﴿ و َ أ َ ر ْ ج ُ ل َ ك ُ م ْ إ ِ ل َ ى ا ل ْ ك َ ع ْ ب َ ي ن ِ ﴾ И ваши ноги до щиколоток.

Ибн Абу Хатим сообщает, что ибн Аббас сказал,  что этот аят говорит о мытье ног.

Также считали: Абдулла ибн Масуд, Урва, Ата, Муджахид и другие комментаторы.

 Этот аят буквально говорит о мытье ног, как об этом сказали некоторые учёные из числа салафов. Некоторые приводят этот аят в качестве довода на обязательность последовательного порядка при омовении. Это мнение большинства учёных, кроме Абу Ханифы, который не считал обязательным последовательный порядок. По его мнению, если помыть ноги, а затем протереть голову, омовение будет действительным, так как аят повелевает лишь помыть эти части тела, а союз و  не указывает на последовательность. Другие же считают, что соединительные союзы ف  и  و указывают на последовательность при омовении.

 

Мы уже упоминали хадисы от двух повелителей правоверных – Усмана и Али,

от ибн Аббаса, Муавии, Абдуллы ибн Зайда ибн Аасыма и аль-Микдада ибн Маида Йакраба о том,  что посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) мыл свои ноги во время омовения один раз, дважды или трижды,  в зависимости от вариантов повествований.

 

В хадисе от Амра ибн Шуайба, переданного от его отца, и от его деда говорится,

что Посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) при совершении омовения помыл ноги и при этом сказал: « Только с таким омовением Аллах принимает молитвы ».

  В двух Сахихах приводится хадис от Абдуллы ибн Амра, в котором он сообщает:

 « Вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы вернулись из Мекки

в Медину. Но когда еще были в дороге, некоторые люди поторопились приступить

к предвечерней молитве и поспешно совершили омовение и когда мы подошли к ним,

их пятки сверкали ( сухой кожей ), потому что их не коснулась вода и Посланник Аллаха,

мир ему и благословение Аллаха, произнес: «أ َ س ْ ب ِ غ ُ و ا ا ل ْ و ُ ض ُ و ء َ و َ ي ْ ل ٌ ل ِ ل ْ أ َ ع ْ ق َ ا ب ِ م ِ ن َ ا ل ن ّ َ ا ر »

" Горе пяткам от Огня! Малое омовение исполняйте в совершенстве! " »

Передают со слов Абу Хурайры,  что Пророк, мир ему и благослове­ние Аллаха, увидев мужчину, не помывшего свои пятки, сказал: « و َ ي ْ ل ٌ ل ِ ل ْ أ َ ع ْ ق َ ا ب ِ م ِ ن َ ا ل ن ّ َ ا ر » " Горе пяткам от Огня! "

 

Передают от Салима, подопечного Шаддада, сказавшего: " Я зашел к Аише,

супруге Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в день когда  скончался

Сад Ибн Абу Ваккас. Вошел Абдуррахман Ибн Абу Бакр и совершил у нее малое омовение,

а она сказала: " Абдуррахман, соверши малое омовение полностью, потому что я слышала,

как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произнес:   " Горе пяткам от Огня! ".

 (Подобный хадис был передан аль-Байхаки и аль-Хакимом с достоверным иснадом.)

 

Передают от Джабира:

 " Мне сообщил Умар Ибн Аль - Хаттаб, что муж ­ чина, совершив малое омовение,

оставил ( сухим ) участок ( кожи размером ) в ноготь на своей ступне, который увидел Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «ا ر ْ ج ِ ع ْ ف َ أ َ ح ْ س ِ ن ْ و ُ ض ُ و ء َ ك »" Вернись и исполни свое малое омовение в совершенстве".  И тот вернулся, а помолился после".

 

Имам Ахмад сообщает со слов Халида ибн Маадана,

 а тот от некоторых жён посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),

 что посланник Аллаха видел, как некий человек молился, а у него на пятке оставалось сухое пятно размером с дирхам. Посланник Аллаха велел ему заново совершить омовение.

Этот хадис также рассказал Абу Дауд с дополнением: «И молитву».

 (Хадис имеет достоверный иснад. Аллах знает лучше.)

 

В хадисе Хумрана говорится,  что Усман ибн Аффан

 (да будет доволен им Аллах), совершая омовение перебирал пальцы.

 

Передают со слов Лакита ибн Сабарах, что он сказал:

«О, посланник Аллаха, сообщи мне об омовении».

 Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

«أ َ س ْ ب ِ غ ِ ا ل ْ و ُ ض ُ و ء َ ، و َ خ َ ل ّ ِ ل ْ ب َ ي ْ ن َ ا ل ْ أ َ ص َ ا ب ِ ع ِ ، و َ ب َ ا ل ِ غ ْ ف ِ ي ا ل ِ ا س ْ ت ِ ن ْ ش َ ا ق ِ إ ِ ل ّ َ ا أ َ ن ْ ت َ ك ُ و ن َ ص َ ا ئ ِ م ً ا »

«Доводи до совершенства омовение. Перебирай между пальцами,

 прополаскивай, как следует, рот, если только ты не постишься».

Имам Ахмад сообщает со слов Ауса ибн Абу Ауса, что он сказал:

«Я видел, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

 совершил омовение и протёр свои сандалии, а затем встал на молитву».

Абу Дауд сообщает, что Аус ибн Аус сказал:

«Я видел, что посланник Аллаха пошёл к помойке, помочился.

Затем совершил омовение и при этом протёр свои сандалии и ноги».

Имам Ахмад передаёт, что Джарир ибн Абдулла аль-Баджали рассказывал:

«Я принял Ислам после того, как была ниспослана сура « Трапеза »,

 и я видел, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

 делал протирание, уже после этого как я принял Ислам».

В двух Сахихах приводится хадис, в котором сообщается, со слов Хаммама, сказавшего: " Джарир помочился, а после совершил малое омовение, (совершая которое он) протер

 свои кожаные носки. Кто-то сказал: " Ты это делаешь?! " И он ответил: " Да. Я видел,

 как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, помочился, а после, совершая

малое омовение, протер свои кожаные носки" .Аль-Амаш сказал: " Ибрахим сказал:

 " Они по-доброму удивлялись этому хадису, потому что вступление Джарира в Ислам произошло после низведения " Трапезы".  (Это текст варианта Муслима.)

Доподлинно известно от посланника Аллаха о законности протирания чулков.

Это известно как с его слов, так же из его поступков.

 

Слово Аллаха:

﴿ و َ إ ِ ن ك ُ ن ت ُ م م ّ َ ر ْ ض َ ى أ َ و ْ ع َ ل َ ى س َ ف َ ر ٍ أ َ و ْ ج َ آ ء َ أ َ ح َ د ٌ م ّ ِ ن ْ ك ُ م م ّ ِ ن َ ا ل ْ غ َ ا ئ ِ ط ِ أ َ و ْ ل َ ـ م َ س ْ ت ُ م ُ ا ل ن ّ ِ س َ آ ء َ

 ف َ ل َ م ْ ت َ ج ِ د ُ و ا ْ م َ آ ء ً ف َ ت َ ي َ م ّ َ م ُ و ا ْ ص َ ع ِ ي د ا ً ط َ ي ّ ِ ب ا ً ف َ ا م ْ س َ ح ُ و ا ْ ب ِ و ُ ج ُ و ه ِ ك ُ م ْ و َ أ َ ي ْ د ِ ي ك ُ م ْ م ّ ِ ن ْ ه ُ ﴾


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь