Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 28 марта / 10 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.



 Родился в 1880 году в селе Алексеевка Верейского уезда Московской губернии в семье крестьянина Алексея Чернова.

Начавшиеся после прихода к власти безбожников гонения на Русскую Православную Церковь не только не изменили отношения Ивана Алексеевича к гонимой Матери Церкви, но еще более укрепили его в ревности исповедания православной веры; при Петровской церкви он исполнял должность псаломщика. Власти, не добившись того, чтобы он прекратил посещать храм Божий, уволили его с Наро-Фоминской фабрики, где он одно время работал. Дочь Ивана Алексеевича избрала монашеское житие, зачто стала подвергаться гонениям и арестам.

В 1937 году должны были пройти выборы в Верховный Совет СССР - высший законодательный орган власти в стране. Иван Алексеевич, не имея возможности встретиться с кандидатом от Наро-Фоминского округа, в состав которого входила деревня Алексеевка, опустил в урну для голосования вместе с бюллетенем письмо.

" Добрый день тебе, многоуважаемый наш помощник и посредник народа Михаил Петрович... - написал он. - Мы граждане Советской Республики считаем себя свободными гражданами По сталинской конституции, можем свободно свои нужды выявлять. Мы от лица верующих в Бога и Святую Церковь просим посодействовать за нас, старичков и старушек, дайте нам молиться Богу за весь мир и за вас, чтобы нам под вашим руководством проводить тихую, мирную жизнь и ходить в церковь молиться Богу, где мы ощущаем отраду души. Мы радуемся за конституцию, которая в статье 124-й говорит о свободе отправления религиозных обрядов. Вот что нам дороже всего на свете. Молодым нужно повеселиться, песни попеть. А нам, старичкам и старушкам, в Божий храм сходить, приобщиться, отпеть усопшего. Вот нам это дороже всего земного богатства, это все на земле временно, а загробом вечно.

Чернов Иван Алексеевич

Дорогие наши собратья и друзья, почтите нашу старость. Нам нужно псалмопение, молитва, пост, кротость, повиновение властям. Всякая власть от Бога. Глас народа - глас Божий. Дорогой друг! Народа будь защитником, партийным и беспартийным, верующим в Бога и неверующим. Будь ко всем равным"

Письмо не было подписано, и арестовали Ивана Алексеевича не сразу. Зимой 1938 года верующие выбрали его ходатайствовать за открытие храма в селе Котово. Было составлено прошение властям:

" Мы, нижеподписавшиеся жители деревни Алексеевка, желаем быть прихожанами Введения Пресвятой Богородицы церкви села Котово, и желаем иметь священника, который будет выполнять наши требы, и желаем продолжить Божественную службу, и просим передать ключи от церкви группе верующих".

Эта просьба была оставлена властями без внимания. При встречах с односельчанами Иван Алексеевич не стеснялся говорить о вере, напоминал людям о Боге и Его Церкви, о вечности и Божием Суде. Безбожные власти решили арестовать Ивана Алексеевича и начали вызывать на допросы односельчан. Один из них показал:

" 10-11 декабря 1937 года перед днем голосования в Верховный Совет СССР Чернов ходил по домам деревни Алексеевки, среди колхозников говорил, чтобы не ходили на выборы, говоря: нам колхозникам не нужно ходить голосовать и выбирать советскую власть, нам нужно в первую очередь избирать церковный совет и открыть церковь, а советская власть нам не нужна. Будем молиться Богу, будем лучше жить, как жили раньше. В феврале и в марте 1938 года Чернов ходил по деревне и собирал подписи на открытие церкви при селе Котово, в связи с чем среди колхозников проводил религиозную пропаганду, говоря о необходимости верить в Бога и улучшение жизни через милость Божию, когда откроем церковь и будем ходить и молиться. В конце мая 1938 года Чернов среди колхозников распространял контрреволюционную провокацию, говоря: вот видите, колхоз ники, сегодня год неурожая, в поле все пропало, нам нужно бы было помолиться Богу, а то вот ничего не родится, мы и будем работать даром, с голоду умрем. Вот мы до чего дожили при советской власти, ни у кого ничего не стало, раньше мы были сами по себе хозяева, а теперь, что ни задумай сделать, все у кого спросись да доложись".

Подобные показания дали и прочие свидетели, среди которых был псаломщик Иван Протасов, являвшийся штатным свидетелем и подписывавший любые показания, которые требовал следователь.

28 июня 1938 года Иван Алексеевич был арестован. Он содержался сначала в тюрьме в Наро-Фоминске, а затем был переведен в Бутырскую тюрьму в Москве.

- Скажите, вы писали в день выборов в Верховный Совет СССР 12 декабря 1937 года письмо на имя депутата Верховного Совета товарища Петрова? Если писали, то куда вы его дели? - спросил следователь.

- Да, в день выборов в Верховный Совет СССР 12 декабря 1937 года я писал письмо на имя товарища Петрова. Содержаниеписьма религиозного характера, без моей подписи. Это письмо я опустил при голосовании в урну в конверте вместе с бюллетенем...

- Кем вы служили в Петровской церкви?

- Я в Петровской церкви официально не служил, а временами исполнял должность псаломщика.

Следователь провел три очные ставки со свидетелями, в том числе и с псаломщиком Протасовым, но Иван Алексеевич твердо отвечал: " Антисоветской агитацией я среди колхозников не занимался и не занимаюсь".

19 сентября 1938 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Ивана Алексеевича к пяти годам заключения в исправительно трудовом лагере. Наказание он был отправлен отбывать на Беломорско Балтийский канал, куда прибыл с этапом 8 ноября 1938 года.

10 апреля 1939 года он умер в одном из Беломорско-Балтийских лагерей и был погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых новомучеников 30 июля 2003 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Московской епархии.

Использованные материалы

  • http: //korolev.msk.ru/books/me/me_ii-146.html
  • http: //www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/? HYZ9EJxGHoxITcGZe...sCE

О дне сем.

Служба этого дня построена по великопостному чину. Вечером совершается вечерня, начинающаяся, как обычная вседневная. Так как Великие прокимны уже не поются, то вход на ней не предусмотрен, однако, по сложившейся у нас традиции, в нашем соборе он все равно совершается. Затем чтец читает «Сподоби Господи вечер сей без греха сохранитися нам…». После этого уже начинается великопостный чин, с постовым распевом…. После этого, уже традиционно – чтения «Ныне отпущаеши…» и Трисвятого по «Отче наш…». Хор уже традиционно поет тропари с земными поклонами[56]. Вместо ектении читающий традиционно читает «Господи помилуй» 40 раз и прочее….

Сразу же начинается великопостная утреня. Отличается она тем, что вместо Троичных тропарей, которые частью читаются, частью поются, после «Аллилуиа» поется удивительный по красоте и глубине содержания тропарь: Се, Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща, / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./ Блюди убо, душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: // Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Он же будет петься и во вторник, и в среду. Далее, как и в течение всего Великого поста, читаются положенные три кафизмы. Отличием является то, что после окончания чтения читается Евангелие. Отныне оно будет читаться на утрене, вечерне и даже на часах положено читать Его. Будет читаться и на Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в эти три дня.

Итак, Евангелие на утрени (от Матфея): 1И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.

4Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 5Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.

6Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

8Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; 9народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна* Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

10И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?

11Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

12И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

15Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали 16и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

17И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; 22и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́ чите.

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; 25крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26 а если сказать: от человеков, - боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

28 А ка́ к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, 32ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

45И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

Господь проклинает бесплодную смоковницу. Некоторым это действие кажется бессмысленным, ведь время плодов еще не пришло, а потому проклинать дерево из-за их отсутствия кажется бессмысленным. Однако отмечается, что на нем не было не только плодов, но даже завязи, а лишь одни листья. Потому Господь проклинает дерево, так что оно засыхает. Господь проявляет свое Божественно могущество, а ученикам дает наставление о вере. Их вера слаба, потому Господь говорит им это, уча не простой вере в существование Бога, в которой нет ничего хитрого, но доверию Богу, подобному тому, как дитя доверяет матери или отцу, не допуская мысли, что те могут замышлять зло (впрочем, у детей бывает и такое, но это скорей отклонение от нормы, чем норма). Такая вера – действительно является редкостью. Апостолы обрели такую веру лишь по Сошествии на них Духа Божия. Мы тоже должны понимать, что сами мы слабы, но лишь с помощью Божией можем обрести такую веру. Путь же к этому лежит через труд над собой. Конечно, на практике мы не всегда получаем просимое, но это происходит из-за того, что мы не всегда понимаем, чего просим. Часто исполнение наших желаний обернулось бы для нас большим злом, хоть для человека, не могущего видеть будущее, это не очевидно. Но Бог видит все, а потому ограждает нас от зла. Понимание того, что Бог не дает нам то, что для нас вредно – тоже дело веры и тоже полезно...  Однако проклятие бесплодной смоковницы имеет и другой смысл – душа, не приносящая доброго плода, но порождающая одни лишь греховные мысли и дела, не стяжавшая в себе Царства Божия уже на земле, не войдет в него и в будущей жизни. Бог изымает человека из этой жизни, когда видит, что лучше, чем есть, человеку уже не бывать, а будет только хуже. Поэтому, Писании призывает нас с вами, пока есть возможность, возделывать поле своей души, дабы она не порождала одно зло, но метаемое в нее семя Слова Божия прорастала в ней, принося плоды, преображая эту душу и делая ее достойной Царства Божия.

Вместо канона на утрене читается так называемый трипеснец, включающий в себя, вместо, девяти, лишь три песни. Посвящен он исключительно Крестному пути Христа. После его окончанию поется светилен, также удивительный по красоте и глубине смысла, заставляющий задуматься о собственной душе: Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя.

Далее утреня не отличается от обычной великопостной. Лишь после хвалитных псалмов в службу включаются стихиры, подобно тому, как бывает, когда на будние дни поста выпадают полиелейные праздники и подобно тому, как бывает при завершении всенощного бдения на праздник Благовещения в таких случаях.

Часы построены по тому же принципу, что и ранее. Также пока еще читается молитва преподобного Ефрема Сирина. В конце службы священник напоминает о том, что наступило время воспоминания Страданий Христа….

Паремия на 6 часе. Книга пророка Иезекииля (Глава 1): Бысть в тридесятое лето, в четвертый месяц, в пятый день месяца, и аз бых посреде пленения при реце Ховар: и отверзошася небеса, и видех видения Божия. В пятый день месяца, сие лето пятое пленения царя Иоакима: И бысть слово Господне ко Иезекиилю сыну Вузиеву, священнику в земли халдейстей при реце Ховар. И бысть на мне рука Господня. И видех, и се дух воздвизаяйся, грядяше от севера, и облак великий в нем, и свет окрест его и огнь блистаяйся: И посреде его яко видение илектра посреде огня, и свет в нем: посреде яко подобие четырех животных: и сие видение их, яко подобие человека в них. И четыре лица единому, и четыре крила единому: И голени их правы, и пернаты ноги их, и искры яко блистающаяся медь, и легка крила их: И рука человеча под крилами их на четырех странах их. И лица их и крила их четырех держащаяся друг друга, лица же их четырех не обращахуся, внегда ходити им: коеждо прямо лица своего хождаху. И подобие лиц их, лице человечее, и лице львово одесную четырем, и лице тельчее ошуюю четырем, и лице орлее четырем. [И лица их] и крила их простерты свыше четырем, коемуждо два сопряжена друг ко другу, и два покрываху верху телесе их, и коеждо прямо лицу своему идяше: Идеже аще бяше дух шествуяй, идяху, и не обращахуся. И посреде животных видение яко углия огня горящаго, яко видение свещ сообращающихся посреде животных, и свет огня, и от огня исхождаше яко молния. И животная течаху, и обращахуся, яко видение везеково (блистания): И видех, и се коло едино на земли держащееся животных четырех: И видение колес, и сотворение их, яко видение фарсиса, и подобие едино четырем: и дело их бяше, якоже аще бы было коло в колеси. На четыри страны их шествоваху: не обращахуся, внегда шествовати им, Ниже хребты их, и высота бяше им: и видех та, и плещи их исполнены очес окрест четырем. И внегда шествовати животным, шествоваху и колеса держащеся их: и внегда воздвизатися животным от земли, воздвизахуся и колеса. Идеже аще бяше облак, тамо бяше и дух, еже шествовати: шествоваху и животная, и колеса воздвизахуся с ними, зане дух жизни бяше в колесех.

Русский текст: 1И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии.

2 В пятый день месяца (это был пятый год от пленения царя Иоакима), 3было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня.

4 И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, 5а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; 6и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; 7а ноги их - ноги прямые, и ступни ног их - как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие).

8 И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; 9и лица у них и крылья у них - у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего.

10 Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.

11 И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их.

12 И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались.

13 И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня.

14 И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния.

15 И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их.

16 Вид колес и устроение их - как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе.

17 Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались.

18 А ободья их - высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз.

19 И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса.

20 Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах.

21Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах.

22Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их.

23А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их.

24И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои.

25И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои.

26А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем.

27И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него.

28В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом.

Паремии на Великой вечерне. Паремия 1. Книга Исхода (Глава 1): Сия имена сынов Израилевых, входящих во Египет вкупе со Иаковом отцем их, кийждо со всем домом своим внидоша: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир: Иосиф же бяше во Египте. Бяше же всех душ изшедших из Иакова, седмьдесят пять. Умре же Иосиф, и вся братия его, и весь род оный. Сынове же Израилевы возрастоша, и умножишася, и мнози быша, и укрепишася зело зело: умножи же их земля. Воста же царь ин во Египте, иже не знаше Иосифа. Рече же языку своему: се род сынов Израилевых великое множество, и укрепляется паче нас. Приидите убо прехитрим их, да не когда умножатся: и егда аще приключится нам брань, приложатся и сии к супостатом, и одолевше нам, изыдут из земли [нашея]. И пристави над ними приставники дел, да озлобят их в делех: и создаша грады тверды фараону, Пифо, и Рамесси, и Он, иже есть Илиополь. Поелику же их смиряху, толико множайшии бываху, и укрепляхуся зело зело. И гнушахуся египтяне сынми Израилевыми: И насилие творяху египтяне сыном Израилевым нуждею. И болезненну тем жизнь творяху в делех жестоких, брением, и плинфоделанием, и всеми делы, яже в полях, во всех делех, имиже порабощаху их с нуждею. И рече царь египетский бабам еврейским: единой их имя, Сепфора, и имя второй, Фуа. И рече [им]: егда бабите евреаныням, и суть к рождению, аще убо мужеский пол будет, убивайте его: аще же женский, снабдевайте его. Убояшася же бабы Бога, и не сотвориша, якоже повеле им царь египеткий, и живляху мужеский пол. Призва же царь египетский бабы, и рече им: что яко сотвористе вещь сию, и оживляете мужеский пол? Рекоша же бабы фараону: не яко жены египтяныни, тако и жены евреаныни: раждают бо прежде неже внити к ним бабам, и раждаху. Благо же творяше Бог бабам, и множахуся людие, и укрепляхуся зело.

Русский текст: 1Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом [отцом их], вошли каждый со [всем] домом своим:

2 Рувим, Симеон, Левий и Иуда, 3Иссахар, Завулон и Вениамин, 4Дан и Неффалим, Гад и Асир.

5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте.

6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их; 7а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.

8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, 9и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; 10перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].

11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь].

12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых.

13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам 14и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра [57], а другой Фуа, 16и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет.

17 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.

18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?

19 Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают.

20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался.

21И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их.

22Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.

На Страстной седмице начинает читаться Книга Исхода. Она не будет прочитана полностью, а будут читаться лишь некоторые отрывки. В данном случае рассказывается о том, как египтяне забыли о том, как Иосиф помог им спастись от голода, а потому ополчились против «понаехавших» евреев.

Паремия 2. Книга Иова (Глава 1): Человек некий бяше во стране Авситидийстей, емуже имя Иов: и бе человек он истинен, непорочен, праведен, Богочестив, удаляяйся от всякия лукавыя вещи. Быша же ему сынове седмь, и дщери три. И бяху скоти его, овец седмь тысящ, вельблюдов три тысящи: супруг волов пять сот, и ослиц пасомых пять сот, и слуг много зело, и дела велия бяху ему на земли: и бе человек оный благороднейший сущих от восток солнца. Сходящеся же сынове его друг ко другу, творяху пир на кийждо день, споемлюще вкупе и три сестры своя, ясти и пити с ними. И егда скончавашася дние пира, посылаше Иов и очищаше их, востая заутра: и приношаше о них жертвы по числу их, и тельца единаго о гресе, о душах их. Глаголаше бо Иов: негли когда сынове мои согрешиша, и в мысли своей злая помыслиша противу Бога? Тако убо творяше Иов вся дни. И бысть яко день сей, и се приидоша ангели Божии предстати пред Господем: и диавол прииде с ними. И рече Господь диаволу: откуду пришел еси? И отвещав диавол Господеви, рече: обшед землю, и прошед поднебесную се есмь. И рече ему Господь: внял ли еси мыслию твоею на раба Моего Иова? Зане несть яко он, на земли человек непорочен, истинен, Богочестив, удаляяйся от всякия лукавыя вещи. Отвеща же диавол, и рече пред Господем: еда туне Иов чтит Господа? Не Ты ли оградил еси внешняя его, и внутренняя дому его, и яже вне всех сущих его окрест? Дела же руку его благословил еси, и скоты его многи сотворил еси на земли. Но посли руку Твою, и коснися всех, яже имать: аще не в лице Тя благословит. Тогда рече Господь диаволу: се вся елика суть ему, даю в руку твою, но самого да не коснешися. И изыде диавол от Господа.

Русский текст: 1Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.

2 И родились у него семь сыновей и три дочери.

3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.

4 Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.

5 Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их [и одного тельца за грех о душах их]. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.

6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.

7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; 11но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?

12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.

13И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.

14И вот, приходит вестник к Иову и говорит: 15волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

16Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

17Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

18Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; 19и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

20Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился 21и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось; ] да будет имя Господне благословенно!

22Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.

Евангелие на Литургии (от Матфея): 1И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.

2Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.

3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 5ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: " я Христос", и многих прельстят.

6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: 7ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8всё же это - начало болезней.

9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; 10и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; 11и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; 12и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; 13претерпевший же до конца спасется.

14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - 16тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 17и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; 18и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!

20 Моли́ тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, 21ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте.

24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

25 Вот, Я наперед сказал вам.

26 Итак, если скажут вам: " вот, Он в пустыне", - не выходи́ те; " вот, Он в потаенных комнатах", - не верьте; 27ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; 28ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и

силы небесные поколеблются; 30тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; 31и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; 33так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; 35небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

36О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; 37но, ка́ к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38ибо, ка́ к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого; 40тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

42Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

43Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

44Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

45Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?

46Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; 47истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

48Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, 49и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - 50то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Господь говорит своим ученикам о том, что будет ждать их поле Его Вознесения на небеса. Часто весь текст склонны относить к последним временам мира, однако в Евангелии от Луки четко показывается, что все не так просто – Господь говорит и о разрушении Иерусалима, которое совершат римлян в 70 году, подавляя восстание иудеев. Да и народ на народ и царство на царство восстают от начала мира. Верных же Божиих преследовали с самого основания Церкви Христовой. Однако исключительно апокалипсическое понимание этого текста приводило к тому, что стоило начаться каким-нибудь нестроениям и бедствиям, как сразу начинались толки о конце света. Но «не ваше дело – знать времена и сроки», как говорил Господь. Правильнее же сказать, что Господь пересказал апостолам всю будущую жизнь основанной им Церкви, вплоть до своего ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ. А тогда каждый получит по делам своим. Об этом, а вовсе не о выискивании признаков конца света, стоило бы помышлять. Об этом Господь и говорит в конце. Увы, выдумывать сценарии, достойные голливудских фильмов, запугивая ими себя и окружающих, легче, чем думать о своей душе. Но Господь призывает нас именно к этому…


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.107 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь