Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Посеешь привычку, пожнешь характер



(дискуссия)

Цель: Помочь родителям понять процесс формирования личности ребенка и становления его характера. Способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений между поколениями.

Оборудование: В ходе беседы была использована музыка: Л. Ван Бет­ховен, симфония № 5, вступление; Г. Свиридов «Тарантелла» (отры­вок); Д. Шостакович «Ромео и Джульетта» (отрывок «Шествие рыца­рей»); Глюк «Орфей и Эвридика», «Мелодия для флейты».

Ход дискуссии

Ведущий

С тех пор как вертится земля,

С тех пор, как мир летит в сети тысячелетий,

Мы часто задаем вопрос: «А кто же Я? »

И ждем, что кто-то на него ответит.

В водовороте мыслей и идей,

Характеров и помыслов людей

Мы ищем лишь ответ на свой вопрос:

«Зачем же Я на белом свете рос? »

Чтоб принести с собой любовь и доброту,

Чтоб видеть воплощенную мечту

Иль чтоб гранита тверже быть и долететь до звезд?

Мы ищем лишь ответ на свой вопрос:

«Зачем же Я на белом свете рос? »

Как колос вырастает из зерна,

Как тот нектар, что в улей свой несет пчела,

Как капля, что дает начало океану

Есть в личности у каждого из нас

Начало, тот росток, что прорастает в гордости цветок

Или в коварную лиану.

Привычка - вот название тому ростку

Что всем приносит радость иль тоску,

Что прорастает в злой иль добрый час.

Мы приглашаем к разговору вас,

Мы приглашаем мыслить с нами вместе

И возражать, Вы не согласны если,

Ведь истина есть в споре, есть и суть

Мы начинаем над привычкой суд.

Судья. Общество состоит из отдельных личностей и характеров, как мозаичное полотно из кусочков разноцветного стекла. Чем чище и светлее ее составляющие, тем красивее картина. В возникновении негативных черт характера человека мы обвиняем привычку, как на­чальный этап формирования личности.

Мы приглашаем Вас, уважаемые педагоги, быть присяжными в этом необычном процессе. А вас, дорогие родители, свидетелями, так как семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социаль­ное рождение. Родители являются основными исполнителями про­цесса воспитания.

Итак, слушается дело о привычке. И мы предоставляем слово об­винению.

Обвинение. Ваша честь, господа присяжные заседатели! При­вычка - это сложившийся способ поведения, осуществление которо­го в определенных ситуациях приобретает для человека характер по­требности. Привычки - это вредные, закрепленные в личности спо­собы поведения, агрессивные по отношению к самой личности или к обществу. К вредным привычкам чаще всего относят курение, пьян­ство, употребление наркотиков, а также привычки, влияющие на нрав­ственное поведение человека, не соответствующее нормам обществен­ной морали. Перечисленные явления представляют собой различные отклонения от здорового образа жизни. И мы бы хотели представить их основные социальные и личностные последствия. Прежде всего здесь нужно сказать о курении. Людей не убеждают приводимые Все­мирной организацией здравоохранения цифры о болезнях и гибели огромного количества курящих. Многие говорят, что они курят пото­му, что хотят, и бросят в любой момент. Но на самом деле вырваться из круга своей пагубной привычки уже не могут. То же можно сказать о других видах зависимости: алкогольной и наркотической.

Судья. Защита, Вам слово.

Защита. Я хотела бы обратить внимание присяжных и свидете­лей на то, что формирование многих ценных качеств личности буду­щего взрослого человека, его характера, поступков включает образо­вание у ребенка уже в раннем возрасте необходимых навыков и при­вычек: нравственного поведения, трудовых, культурно-гигиенических и многих других. Частные привычки приводят к формированию бо­лее общих, дополняющихся убежденностью. И вот уже привычка ста­новится чертой характера. А наша с вами общая забота вырастить ребенка добрым, чутким, вежливым, трудолюбивым, умелым - словом, привить ему лучшие качества. И первой помощницей в этом нелег­ком деле будет привычка. Привычка сопереживать, сочувствовать, окружать себя красотой и добром.

Судья. Так что же такое привычка? Положительная или отрица­тельная сторона в процессе формирования характера наших детей?

Заслушаем свидетелей. Родители, Вам слово.

(Идет обсуждение данного вопроса между родителями и педагогами.)

Судья. Привычка является основоположником как положитель­ных, так и отрицательных черт личности. Но осталось невысказан­ным мнение не менее важных участников нашего процесса. Слово пре­доставляется Привычкам.

(Входят три девочки изображающие привычки: Нехочуха, Жадина, Грубиянка).

Судья. Привычек великое множество, но мы представляем толь­ко трех, и первая из них Нехочуха.

Нехочуха

В доме слышен стук и гром,

В доме все стоит вверх дном.

Плачет бабушка и мать,

Не пора ли дом убрать?

«Не хочу, не буду! - слышится оттуда. -

Не хочу играть в песок!

Не хочу одеть носок!

И не буду есть котлету,

Дайте лучше мне конфету».

Это я все натворила,

В Нехочуху превратила.

Я и вас всех научу:

Ну, скажите: «Не хочу!!! »

Судья. Дорогие свидетели, какой, по-вашему, характер может вы­расти из этой привычки?

(Собравшиеся высказывают предположения.)

Судья. Да, такой сложившийся способ поведения может превра­титься в большое зло.

(Заходит воспитатель, представляющий характер.)

Эгоист

Вопрос о смысле бытия не сложен.

Мне все равно - богат народ мой, иль заброшен

И почему же я; такой хороший, должен

Заботиться ну просто обо всем?

Мне ведь и дела нет до тех, кто голодает,

Кто радуется или, может быть, страдает.

А мне тепло и сытно,

И к тому же,

Зачем мне чье-то горе будет нужно?

Ведь главное на свете - это Я.

И чтобы процветала жизнь моя.

(Подходит к привычке, берет ее за руку и уводит из зала).

Пойдем со мной, моя сестричка, Моя хорошая привычка.

С уд ь я. А теперь следующая привычка - Жадина.

Жадина

Ни за что и никому, даже другу своему Я не дам игрушки, куклы и хлопушки. Ну, а это - спору нету -Очень вкусные конфеты. Но не дам и полкуска я, Мне самой едва хватает. Все мое всегда со мной Хоть зовут все жадиной.

Судья. Как вы думаете, какие черты характера будут у человека, имеющего в детстве такую привычку? Ведь как часто мы, взрослые, шепотом на ушко говорим нашим детям: «Спрячь, съешь потом, у тебя мало, на всех не хватит». Насколько это правильно?

(Идет обсуждение. Заходит воспитатель, представляющий характер).

Скупой

Средь бурь и радостей,

Средь дней тревожных и счастливых

Есть главная деталь.

Она важна сейчас,

Была важна и встарь.

Деньгами мы зовем деталь ту

И наживой.

Ведь будет счастлив лишь тогда народ,

Когда копейку он и рубль бережет.

И смыслом жизни каждого

Должно, бесспорно, быть-

Беречь копейку.

Все копить, копить, копить.

И никому другому не давать,

Пусть даже жадиной тебя

Все будут называть.

(Подходит к привычке, берет ее за руку и уводит из зала).

Суд ья. Сейчас мы послушаем еще одну привычку - Грубиянку.

Грубиянка

Что за глупые слова,

Идет кругом голова!

Мне «спасибо» говорить –

То, что кислый уксус пить.

«Здравствуйте» сказать мне сложно,

Прямо скажем, невозможно.

Вежливых детей, поверьте,

Нет скучней на целом свете.

Судья. Как Вы думаете, чем может быть опасен человек, имею­щий в детстве такую привычку?

(После обсуждения заходит воспитатель, представляющий характер).

Грубиян

Я вам скажу вот что:

Чем здесь сидеть

И сладенько о лучшей жизни петь,

Вы бы пошли и потрудились дружно.

Все то, что говорите вы,

ведь никому не нужно,

А вы тут нежите друг друга похвалой!

Вам думать нужно,

Чаще думать головой.

(Обращаясь к привычке).

Ну, что сидишь,

А ну, пошли со мной!

Судья. Человеческая личность сложна и многогранна. Некото­рые положительные черты характера дают неограниченные возмож­ности в общении.

Обвинение. Но маленький человек неопытен и не может сам сориентироваться в огромном количестве информации. Привычки возникают спонтанно и мы, взрослые, не можем ими управлять.

Защита. А я думаю, что навыки и привычки основываются на чув­ствах и разумном отношении ребенка к окружающей действительно­сти. Ребенок привыкает поступать так, как мы его учим; словом и соб­ственным примером, и наконец испытывает в этом потребность. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, должны решать эту задачу всем миром: детский сад, семья, общество.

Судья. Господа присяжные заседатели, посовещайтесь и реши­те, насколько взрослый, педагог или родитель, может влиять на воз­никновение положительных или отрицательных привычек и, со­ответственно, формирование определенных черт характера. По прошествии указанного времени вы должны будете сообщить нам свое решение.

(Педагоги совещаются.)

Судья. Мы хотим заметить, что только единство требований дет­ского сада и семьи может обеспечить ребенку условия для полноцен­ного развития, наполнить детскую жизнь полезными делами и хоро­шими поступками. Ведь как сказал древний философ: «Счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание». И в нашей жизни хорошего больше, чем плохого.

(В зал заходит ребенок изображающий положительную привычку).

Давайте будем мы добрей,

Прекрасней и мудрее,

Сильнее в щедрости своей,

И будет мир теплее.

Давайте будем говорить

Друг другу комплименты,

Моменты счастья вспоминать,

Прекрасные моменты.

Привычки, правда, могут быть

Грубы и необычны.

И лень, и черствость средь людей

Бывает так привычна.

Но если вместе нам, друзья,

Приходится по жизни плыть;

То и забота, и любовь

Привычкой тоже могут быть.

Судья. Как вы думаете, насколько справедливо это утверждение? Разве забота и любовь могут быть привычкой? Не является ли это сущ­ностью человека, данной ему от рождения?

(Идет дискуссия.)

Судья (подводит итог). «Все мы родом из детства», - эти прекрас­ные слова как нельзя лучше обращают нас к истокам нашей жизни. Ведь человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человечес­ком - воспитай своих детей. Аккуратность, привычка сопереживать - именно они помогут вырастить ребенка вежливым, добрым, чутким, трудолюбивым. Мы бы хотели видеть его именно таким.

(В зал заходит воспитатель представляющий соответствующий характер).

Пред щедрыми духом

Всегда преклоняюсь.

Мысли и чувства

Жадно ловлю,

В чувстве прекрасного

Я растворяюсь,

Я этот мир бесконечно люблю.

Обвинение. Ваша Честь, у меня вопрос. Альтруизм, щедрость -прекрасные чувства, но так как материальные блага в нашей жизни играют не последнюю роль, излишняя расточительность может иметь и довольно пагубные последствия. Ушинский говорил: «Перед вели­ким умом я преклоняю голову, а перед великим сердцем - колени». Все богатства преходящи, материальное состояние обычно бывает изменчиво. Неизменным остается лишь сила духа, богатство и много­гранность натуры. Это и есть главное сокровище, именно на это надо направлять наших детей.

Судья. Мы выслушали два разных мнения. Добро и зло - растя­жимые понятия, на любой поступок можно посмотреть по-разному.

Какие же именно поступки наших детей следует отвергать, а какие культивировать? Мы просим суд присяжных перейти к тайному голо­сованию и написать, какие привычки вы считаете необходимым вос­питывать в наших детях.

В продолжение темы у меня последний вопрос к свидетелям. Все девочки любят украшать себя, в них как в бутоне будущего цветка со­брано все женственное и прекрасное. Как часто можно слышать: «Мама, я не надену это платье, оно не модное». «Сейчас так делают все», - говорит маленькая дочка, крася глаза и губы. Хорошо это или плохо, как вы, родители к этому относитесь?

Судья. (Подводя итоги голосования, и вынося вердикт). Детство - это цветущий луг, по которому бежишь без оглядки к далекому горизонту. Порой нам кажется, что мы знаем о ребенке все, потом понимаем, что не знаем почти ничего. Он - тайна, он - загадка, он - маленькое чудо. А чудеса непостижимы. И единственной тропинкой на пути к разгадке этой тайны будет добро.

(Исполняется песня)

Творите добрые дела.

Творите добрые дела!

Они обратно к Вам вернутся,

И в каждом сердце отзовутся.

Творите добрые дела!

Не по одежке - по уму

Всегда входящего встречайте

И хлебом-солью привечайте,

Наполнив ветхую суму.

Без дел молитва не сильна,

Ее Всевышний не услышит.

Пока жива душа и дышит,

Творите добрые дела.

Без дел молитва не сильна, ее Всевышний не услышит и не смо­жет помочь. Ведь он всегда говорит с нами сначала шепотом любви, и если человек не слышит его, то он говорит с ним голосом совести. Если же он опять глух к этому голосу, то Господь говорит с ним на язы­ке страданий.

Мы желаем, чтобы вас не мучила совесть, чтобы в вашей жизни не было места страданьям, и чтобы лишь шепот любви слышали ваши души.

Преступники и жертвы

(дискуссия по вопросам ОБЖ)

Цель: Создать у родителей представление о том, что безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Ведущий

Горит свеча, и язычок огня

Трепещет и манит, и радует меня

И заставляет думать о пути,

Что нашим детям суждено пройти.

Зло и добро - вот две дороги разных

Одна - поступков страшных, безобразных.

Другая - Света, Веры и Надежды.

Какую выбрать... Наш ребенок сам решит.

Но прежде...

Обдумать и понять должны мы с вами -

Каким путем хотим идти мы сами.

Напомнить вам сегодня мы решили

Как над привычкою недавно суд вершили,

Как разбирались мы - кто виноват, кто нет.

Попробуем все вместе дать ответ

Кто жертвой может быть по нашей жизни сложной -

Преступников всегда найти возможно,

Но нам важнее обсудить проблему.

Мы предлагаем вам сегодня тему:

«Преступники и жертвы их». Возможно,

Их рассудить окажется несложно.

(Появляются две феи - Печали и Радости.)

Фея Печали. Ну вот - дождь, гроза, старый камин, старые вещи -печально и старо как мир.

Фея Радости. Тучки разойдутся, дождь перестанет плакать, улыбнется солнце и станет всем радостно. Я знаю, ведь не зря я - фея Радости.

Фея Печали. А я - фея Печали, и знаю, как могут быть печаль­ны поступки и мысли людей.

Фея Радости. Но люди только жертвы обстоятельств!

Фея Печали. Жертвы?! А вспомни свои старые Калоши счас­тья. Много ли радости они принесли?

Фея Радости. Калоши счастья... Они умеют исполнять любое желание. Когда-то давно я отдала их людям, но они не сумели полу­чить от них удовольствие. Может, попробовать еще раз? Может, от­дать их детям?

Ф е я П е ч а ли. Нет, только не детям! Ведь они - глина, материал которым могут воспользоваться взрослые, и сделать ребенка как жер­твой, так и преступником.

Фея Радости. Я Вас совсем не понимаю! Вы хотите сказать, что ребенок может стать жертвой и преступником одновременно?...

(Ведя диалог, феи уходят за бутафорский камин.)

Ведущий. Да, по-моему, поставив вопрос таким образом, наши феи совсем запутались, да и нас посадили в «калошу». Придется всем присутствующим подключаться к решению проблемы. Кстати, где они? Исчезли... Будем разбираться без них. Проблему, да и калоши тоже они нам оставили. Итак, в каком случае ребенок может стать пре­ступником, а в каком жертвой?

(Родители и педагоги обсуждают проблему.)

Ведущий. И все-таки надо найти фей. (Обращает внимание на оди­ноко сидящую девочку) Чья это девочка? (Обращается к зрителям.) Вы не знаете, чей это ребенок?

(Девочка исполняет песенку из мультфильма «Мама для мамонтенка».)

Девочка. Я мамина и папина... (Уходит.)

Ведущий. Странно, мама и папа есть, а ребенок одинок. Вы встре­чались с такой ситуацией? Наверное, встречались. Даже при наличии родителей, ребенок может чувствовать себя одиноким. Можем ли мы назвать его жертвой? Почему?

(Идет обсуждение данной ситуации. В завершении разговора появляются феи.)

Фея Печали. Бедные дети! Они жертвы невнимания своих ро­дителей. Вот из таких-то жертв и получаются преступники.

Фея Радости. Почему обязательно преступники? (Обращается к зрителям) Вы тоже так думаете?

(Дискуссия.)

Феи. Мы знаем десять заповедей родителей и хотим с вами поде­литься.

(Раздают буклеты с заповедями родителям и гостям, см. «Десять заповедей для родителей на стр. 23)

Ведущий. Как просто! И как сложно порой для нас, взрослых, принимать ребенка таким, какой он есть. А почему?

(Собравшиеся высказывают свои предположения.)

Феи. Послушай, до меня постоянно доносятся какие-то шорохи. Что же это такое?

(Из-за камина появляются Шорохи.)

Ш у р ш а в а. Послушай, что здесь шепчут.

Шорох 1. Что люди могут шептать? Всякую чепуху.

Шорох 2. Чтобы дети слушались, чтобы кого-то боялись.

Шуршав а. А я вам вот что советую (читает стихотворение Г. Остера)

Если ты остался дома

Без родителей, один,

Предложить тебе могу я

Интересную игру

Под названьем «Смелый повар»

Или «Храбрый кулинар».

Суть игры в приготовленьи

Всевозможных вкусных блюд.

Предлагаю для начала

Вот такой простой рецепт:

Нужно в папины ботинки

Вылить мамины духи,

А потом ботинки эти

Смазать кремом для бритья

И, полив их рыбьим жиром

С черной тушью пополам,

Бросить в суп, который мама

Приготовила с утра.

И варить с закрытой крышкой

Ровно семьдесят минут.

Что получится, узнаешь,

Когда взрослые придут.

Шорох 1

Бейте палками лягушек.

Это очень интересно.

Отрывайте крылья мухам,

Пусть побегают пешком.

Тренируйтесь ежедневно,

И наступит день счастливый

-Вас в какое-нибудь царство

Примут Главным палачом.

Шорох 2

Если не купили вам пирожное

И в кино с собой не взяли вечером,

Нужно на родителей обидеться

И уйти без шапки в ночь холодную.

Но не просто так бродить по улицам,

А в дремучий темный лес отправиться.

Там вам сразу волк голодный встретится,

И, конечно, быстро вас он скушает.

Вот тогда узнают папа с мамою,

Закричат, заплачут и забегают.

И помчатся покупать пирожное,

И в кино с собой возьмут вас вечером.

(Шуршава с Шорохами уходят за дверь.)

Ведущий. Да что же здесь происходит? Представляете, что бу­дет, если наши дети прислушаются к вредным советам. Ведь мы учим ребенка быть вежливым, и в то же время говорим: «Не общайся с по­сторонними людьми». Как же так? Предлагаю вам поиграть в игру «Словесный винегрет».

(Проводится деловая игра с родителями и педагогами.)

Ведущий. Я начну, а Вы продолжайте:

1. Будь добрым, но...

2. Что посеешь...

3. Доверяй, но...

4. Чтобы человека в дом пустить...

5. Прежде, чем угощенье взять...

6. Чтобы не было беды...

Вот вам и советы по охране жизни и здоровья детей.

(Появляются феи.)

Ф е я П е ч а ли. Нет, люди слишком много думают и говорят, а про наши Калоши совсем забыли.

Фея Радости. Может быть, они им не нужны?

Ведущий. Нужны! Я хочу обратиться сейчас к вам, дорогие ро­дители. У вас есть уникальная возможность пожелать и рассказать нам сегодня, что вы лично сделаете для того, чтобы ваш ребенок не стал жертвой или иреступником завтра. Я передаю вам Калоши счастья, оно в ваших руках.

(Передавая друг другу Калоши, родители по очереди высказывают свои мысли)

Ведущий. Когда мы начинали нашу встречу, проблема была для нас темным пятном. Мы раскрывали ее постепенно, шаг за шагом. И наши мысли становились все светлее и светлее, подобно тому, как маленький огонек дает теплый золотистый поток света. И мы хотим сказать вам:

Фея Печали

Давайте говорить друг другу комплименты Ведь это все любви прекрасные моменты.

Фея Радости

Давайте жить, во всем друг другу потакая, Тем более, что жизнь хорошая такая.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.095 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь