Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Возношение Святого Агнца.
Прочитав молитву “Вонми, Господи...” священник и диакон (последний — на амвоне перед царскими вратами) поклоняются три раза с молитвой прο себя: “Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя.” Когда диакон видит, что священник простирает руки, чтобы коснуться Агнца для Его возношения, он произносит: “Вонмем, ” — на что священник возглашает: “Святая святым.” Певцы отвечают на это: “Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.” Священник касается перстами обеих рук Святого Агнца и слегка воздвигает его над дискосом. Существует указание, как в архиерейском чиновнике, так и в настольной книге Булгакова, [697] что воздвигать надо просто, не делая знака креста. Это примечание сделано потому, что в древности, действительно, священнослужитель делал Агнцем три знака креста. По толкованию святого Германа, Патр. Царьградского, верхний крест означал верхний эфир, средний — воздух, a нижний — землю, в которой был погребен Спаситель. Три креста производились и для символического означения Святой Троицы.[698] Исповедание единства и святости Божией и призыв к святости причастников Вечери перед моментом причащения — весьма древний обычай. Так в “Дидахи” (10: 6) читаем: “Если кто свят, пусть подходит, a кто нет, пусть покается. Маранафа, аминь, ” — что, вероятно, стоит в связи с 1Кор. 16: 22.[699] Приблизительно то же находим в СА VIII, 26: 6: “Если кто свят, пусть подходит, a если же кто нет, то пусть станет (таким) через покаяние.” СА VIII содержит формулу почти тождественную с современной нам в литургии Златоуста: “Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца (Флп. 2: 11[700]), благословен во веки, аминь. Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Осанна Сыну Давидову. Благословен Грядый во Имя Господне. Бог Господь и явися нам. Осанна в вышних.” Это же находим и y Дидима Александрийского (“De Trinitate, ” 2: 6). Кроме литургии, то же исповедание вошло и в Великое славословие: “Ты еси Един Свят, Ты еси Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца.” По поводу возношения Агнца Николай Кавасила пишет: “Священник возглашает: “Святая святым, ” — как бы говоря: “Вот Хлеб жизни, Который вы видите. Идите, стало быть, причащайтесь, но не все, a тот, кто свят. К святыне допускаются только одни святые.” Под святыми же здесь подразумеваются не только совершенные в добродетели, но и те, кто тяготеет к совершенству, но его еще не достигли. И этим ничто не мешает освятиться причастием Святых Таинств, и этой частью святыни стать святыми... Ответ певцов “Един Свят, Един Господь, Иисус Христос...” Кавасила объясняет: “Никто не получает освящения сам от себя, ибо это не есть дело человеческой добродетели, но от Heгo (Христа) и через Heгo. И как, если ты поставишь много зеркал под солнцем, то все они сияют и посылают лучи, и тебе будет казаться, что ты видишь много солнц, но на самом деле одно солнце сияет во всех зеркалах. Точно так же Един, будучи Святым, изливаясь в верных, является во многих душах, и этим Он многих представляет святыми, но на самом деле Он Один единственно Свят.”[701] Священник призывает этим возгласом не только проверить свою нравственную подготовленность, но и призывает к единению со всей Церковью. Β причастии верных обнаруживается евхаристическая природа Церкви. Церковь есть Тело Христово. Евхаристическая Жертва есть также Тело Христово. Поэтому Церковь и имеет эту евхаристическую природу. Вне Церкви нет Евхаристии и вне Евхаристии нет Церкви, нет церковности, и не может быть церковного единения. Причастие есть соединение с мистическим Телом Церкви. Верующие соединяются в Евхаристии со своим Главою Христом в одно Тело, Святую Церковь. И как Глава свята, так свято и Тело, и оно освящает и все члены этого Тела. Поэтому в древности и считалось, что тот, кто не причащается несколько недель подряд, тот сам себя отлучил, анафематствовал от Тела Церкви. Единство Церкви может быть усматриваемо в единстве церковной организации, в единстве епископата, в административно-дисциплинарной структуре Церкви. Это единство каноническое, юридическое. Его защищал и обосновывал святой Киприан Карфагенский. Может быть и другое обоснование церковного единства, защищавшееся Тертуллианом, a именно — в единстве апостольского Предания. Это единство доктрины. Но больше всего единство Церкви видится в единстве Таинств, в евхаристической природе ее. Участие в евхаристической жизни Церкви и есть исповедание жизненное, a не доктринальное своей связи и единства с Церковью.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы