Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Причащение священнослужителей.



После того, как священник (или диакон) влил теплоту в Чашу, священнослужители причащаются. Как уже было указано выше, служение Литургии (или даже сослужение) без причастия для иерея совершенно немыслимо. Канонические правила это решительно запрещают (8-ое правило святых Апостолов). Для диакона, если это и допускается какими-либо исключительными соображениями, то все же это непохвальное явление, которого надо избегать.

По требованию современного устава, причащение иерея и диакона совершается в алтаре таким образом. Двери не только царские, но и боковые, должны быть закрыты, и перед закрытыми царскими дверями на солее должна быть поставлена свеча (ставник).[726]

Певцы поют “киноник, ” или причастный стих, соответственный празднику или дню. Так как пения этого краткого стиха недостаточно, чтобы священнослужители успели причаститься, то обычно, кроме киноника, поются еще и другие приличествующие случаю песнопения, или читаются молитвы перед причащением; иногда в это время сказывается поучение народу. Но надо в это время избегать пения так называемых “концертов, ” сколь бы знаменитому композитору они ни принадлежали, т. к. по своей светскости и вычурности стиля они нарушают святость момента.

Было бы весьма полезным посвятить этот момент Литургии назидательному чтению или пению. Если священник сам затрудняется сказать проповедь, или нет иного проповедника, то все же живое слово может быть с успехом заменено каким-либо чтением. Следует вспомнить, что в нашем богослужении уставом предусматривается назидательное чтение из святых отцов или житий и патериков. По уставу, на всенощном бдении положено шесть-семь так называемых “уставных чтений, ” т.е. по особому расписанию подобранных отрывков из святоотеческих толкований на соответствующие книги Ветхого или Нового Завета или из житийной литературы: Лавсаик, Лествица, Пролог, Синаксарь и пр. Эти чтения положены после кафизм Псалтири, после 3-й, 6-й песни канона или в конце бдения перед первым часом (огласительное поучение преподобного Феодора Студита). Эти отрывки представляют собой богатый материал для богословского, аскетического и мистического назидания. Внимая им, древние византийцы и московитяне получали в храмах не академическое и не семинарское, но все же разностороннее богословское образование, известную начитанность, нами впоследствии утерянную. Даже не во всех обителях производится такое чтение теперь, отчасти за неимением времени, a отчасти из-за недостатка потребных книг. Можно было бы во время причащения священнослужителей предлагать народу такие чтения из имеющихся в церковной библиотеке книг. Можно петь и богослужебные песнопения, назидающие верующих и соответственно подобранные ко дню или празднику ирмосы канона, стихиры, догматики и т.д.

Причащение священнослужителей и только священнослужителей бывает в алтаре. Запрещенные священнослужители, по мнению митр. Московского Филарета, причащаются также в алтаре служащим иереем, a не самостоятельно, причем иерея причащают с правой, a диакона — с левой стороны святой трапезы.[727]

Неслужащие иереи для причащения облачаются в епитрахиль, фелонь и поручи; диакон — в стихарь, орарь и поручи. Больным неслужащим священнослужителям во избежание неосторожных движений и из опасности пролить святыню Святые Дары преподаются лжицею, a не раздельно.

При соборном служении причащаются сначала старшие, a потом младшие. При служении священника с диаконом сначала священник причащает диакона Святым Телом, потом причащается Святым Телом сам; затем он причащается сам Святой Крови и потом уже причащает ею и диакона. Причащаются священнослужители от раздробленной частицы ХС, a если их много и этой частицы не хватит, то может быть раздроблена для этого и одна из частиц NI или КА.

Влив теплоту и раздробив частицу ХС, священник, отерев персты рук антиминсной губой, воздевает руки и читает вместе с диаконом: “Ослаби, остави, прости.., ” — и кладет земной поклон. Затем они кланяются друг другу и стоящим в алтаре; кланяются они также и по направлению к народу, т.е. на запад, и все это со словами: “Простите ми, отцы и братие, вся, елика согреших делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы.”

Иерей обращается затем к диакону: “Диаконе, приступи.” Диакон подходит к престолу с левой стороны, кладет земной поклон и говорит: “Ce прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему” (этих слов нет в служебнике, но они помещены в чиновнике и оттуда по аналогии берутся), — и затем: “Преподаждь ми, владыко, честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.” При этом он целует святой антиминс и преподающую ему Святое Тело руку священника. Священник подает диакону частицу Тела Христова со словами: “(Имярек) священнодиакону преподается честное и Святое и Пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в жизнь вечную.”

Тело Христово подается и принимается в длань правой руки, положеннной на длань левой. Священнослужитель, наклонив голову, прο себя читает молитву перед причащением над Телом Христовым, отойдя предварительно в сторону. При соборных служениях надо особенно обращать внимание, чтобы священнослужители с Телом Христовым в руках не проходили за спиной y других священников.

При причащении себя священник поступает аналогично с тем, как действовал диакон, a именно: он кладет земной поклон со словами “ce прихожду к Безсмертному.., ” крестится, целует святой антиминс и, говоря: “Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имярек), священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную, ” — он берет левой рукой частицу Святого Тела Христова и кладет себе в длань правой руки; правую же ладонь он поддерживает левой, как и диакон, и, вообще, поступает так, как делается при получении священнического благословения. Также, наклонив голову над Телом Христовым, он читает прο себя установленные молитвы и затем причащается. По причащении Тела священнослужители осматривают длани рук, языком принимают могущие остаться частицы, прилипшие к руке, и тщательно стирают антиминсной губой длани. Затем они причащаются Святой Крови.

Молитвы священником и диаконом читаются те же, что и перед причащением мирян, т.е. “Верую, Господи, и исповедую.., ” — “Вечери Твоея тайныя днесь.., ” — “Да не в суд, или во осуждение....”

Для причащения Святой Крови иерей принимает обеими руками с покровцем (шелковый плат для утирания уст) святую Чашу и трижды испивает из нее, сказав предварительно: “Честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз, раб Божий, священник (имярек), во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Аминь.” При самом причащении от святой Чаши не указано служебником произносить какие-либо слова, но на практике произносятся и то неодинаково. Одни говорят: “Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ” — a другие: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.” Согласно с мнением митрополита Филарета, правильнее произносить: “Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.”[728]

Иерей должен следить за тем, чтобы не осталось честныя Крови на усах. “Учительное известие” обращает внимание священников на “косматые усы.” На Востоке священнослужители подстригают усы. Отерши тщательно уста и край Потира покровцем, священнослужители целуют тотчас по причащении святую Чашу. Когда это делает диакон, то иерей произносит: “ce прикоснуся устнам твоим.., ” — a когда он это сам делает, то эта формула меняется так: “Ce прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя и грехи моя очистит” (Ис. 6: 7).[729]

Причастившись сам, иерей призывает диакона к причащению Святой Крови: “Диаконе, приступи.” Диакон кланяется (но уже, разумеется, неземно) и говорит: “Ce паки прихожду к Безсмертному.., ” — и затем: “Преподаждь ми, владыко, честную и Святую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.” Иерей говорит ему: “Причащается раб Божий, диакон (имярек), честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих, и в жизнь вечную.”

Диакон отирает, как указано было, уста и целует Чашу.

Следует заметить, что при причащении y нас установилось обыкновение причащаться с поминовением своего чина и даже отличия, т.е. “причащается священнодиакон” или “иеродиакон” или “протодиакон” или “архидиакон” или же “причащаюсь аз... иерей” или “протоиерей” или “игумен” или “архимандрит.” На Востоке этого нет. Там не поминают в момент причащения, равно как и в момент великого входа, чинов и рангов священнослужителей, a говорят просто “диакон” или “иерей.” Нечего и говорить, что причащение — не самый удачный момент для перечисления своих отличий и рангов в ряду церковной иерархии.

Следует сделать чисто практическое указание, что на престоле прилично иметь два покровца или плата для утирания: один служит при причащении священнослужителей, a другой предназначается для употребления мирян. Покровцы эти, разумеется, не стираются, a когда очень обветшают, то сжигаются, a пепел высыпается в специальное место под престолом.

По причащении священнослужителей следует причащение верных. Но предварительно священнику и диакону надлежит исполнить следующее.

1. Прочитать благодарственную молитву. B обеих литургиях эта молитва неодинакова.

 

Литургия Святого Иоанна Златоустого:   “Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, Благодетелю душ наших: яко и в настоящий день сподобил еси нас небесных Твоих и безсмертных Таинств. Исправи наш путь (Притч. 3: 6[730]), утверди ны во страсе Твоем вся, соблюди наш живот, утверди наша стопы (Пс. 16: 5[731]), молитвами и моленьми Славныя Богородицы и Приснодевы Марии, и всех святых Твоих.” Литургия Святого Василия Великого:   “Благодарим Тя, Господи Боже наш (Апок. 11: 17[732]), ο причащении Святых, Пречистых, безсмертных и небесных Твоих Таин, ихже дал еси нам во благодеяние и освящение, и исцеление душ и телес наших. Сам, Владыко всех, даждь быти нам причастию Святаго Тела и Крове Христа (1Кор. 10: 16[733]) Твоего в веру непостыдну, в любовь нелицемерну (Рим. 12: 9[734]), в преумножение премудрости (Еккл. 1: 16[735]), во исцеление души и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в снабдение заповедей Твоих, во ответ благоприятен, иже на Страшнем Судищи Христа Твоего.”

 

Другие благодарственные молитвы (числом 5: “Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул.., ” — “Владыко Христе Боже.., ” — “Давый пищу мне.., ” — “Тело Твое Святое” и “Пресвятая Владычице Богородице...”) читают священники обычно после Литургии прο себя в алтаре, либо читаются кем-либо на клиросе вслух всему народу, причащающемуся в этот день. За чтением благодарственных молитв священник должен особенно следить и в этом воспитывать своих пасомых.

2. Вкусить теплоты и антидора и омыть руки.[736] Это происходит после потребления Даров, так что, если священник служит один, то он это делает только после совершения всего. Если же Дары потребляет диакон, то иерей может испивать и омывать руки тотчас по причащении.

3. Раздробить (в случае, если есть причастники) частицы NI и КА и вложить их в Чашу. Если причастников нет, то все содержание дискоса всыпается диаконом (или, если служит один священник, то им самим) в Чашу при чтении молитв: “Воскресение Христово видевше.., ” — “Светися, светися, Новый Иерусалиме.., ” — “О Пасха велия, и священнейшая...” и, наконец, “Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих.” Если же есть причастники, то раздробляются и влагаются в Чашу частицы NI и КА, тогда как остальные частицы (Богородичная, девяти чинов и др.) влагаются по причащении мирян с теми же словами песнопений.

Это очень важное, с точки зрения мистической, действие. Соединение частиц, как прославленных святых, так и других с Кровию Христовою означает, что Матерь Божия, святые и все вообще христиане, имена коих были помянуты, принимают близкое и живое участие с верными в благодарном воспоминании смерти и Воскресения Господа. Господь омывает Своею Кровию грехи тех, кто был помянут на проскомидии.[737] Наша Византийская Литургия, в отличие от всех древних восточных и западных литургий, имеет столь разработанную в смысле символическом проскомидию. Образ Небесной, вселенской Литургии от начала до конца пронизывает нашу Литургию и стоит перед духовным взором молящихся. Поминание имен на проскомидии для многих молящихся есть единственный способ молитвенного участия в Литургии, но, вероятно, не всем, a может быть, даже и очень немногим дано знать, что бывает с частицами, каково значение поминания имен и каков вселенский и всевременный смысл Литургии.

4. После этого диакон (или священник) должен тщательно осмотреть дискос и сам святой антиминс, чтобы на них не осталось крупиц Святого Тела и вообще частиц. Антиминсной губой надо осторожно отереть дискос и собрать с него и с антиминса все частицы в святую Чашу.

B чине причащения священнослужителей наблюдаются следующие отличия нашего порядка от греческого. У греков после вливания теплоты священник не причащает тотчас диакона, a сначала причащается сам, a потом уже и диакона. Иерусалимская редакция, кроме того, содержит в числе молитв перед причащением не только те, которые напечатаны в наших служебниках, но еще и дополнительно те, что печатаются в наших правильниках, a именно: “Ce приступаю... Боготворящую Кровь...” и молитвы “Усладил мя еси.., ” — “Во светлостях святых, Владыко Человеколюбче....”

Кроме того, иерусалимская редакция устанавливает при причащении от Чаши произносить слова “Во Имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь.” Этим подтверждается правильность мнения митрополита Филарета.

 

Причащение мирян.

Непосредственно за причащением священнослужителей следует причащение мирян. Издавна, с самой седой древности установлено причащать народ именно в этот момент Литургии, сразу же после совершившегося причастия клириков. O том свидетельствуют Этерия (Сильвия Аквитанка), литургии Апостольских постановлений II и VIII книг, [738] Иустин Философ[739] и др. Поэтому совершенно не оправдано укоренившееся с известного времени на Востоке (в некоторых областях) нововведение отлагать причастие мирян на после окончания Литургии, после отпуста, руководствуясь тем, якобы, соображением, чтобы не задерживать остальных мирян, не причащающихся. Это лишнее доказательство нашей расцерковленности и утраты евхаристического сознания. Это прямо противоречит строю и содержанию Литургии в последней ее части, a именно: 1. в гимне “Да исполнятся уста наша...” поется: “яко сподобил еси нас причаститися.., ” — 2. в ектении говорится: “... Приимше Божественных, Святых, Пречистых... Христовых Таин, ” — 3. перенесенные с престола на жертвенник Дары знаменуют вознесшегося Господа, и поэтому возвращать снова Дары на престол есть искажение самого смысла Литургии.

Причащение есть высший момент Евхаристии. Это и является целью самого Таинства. Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя совершается не ради только самого преложения, но именно ради причащения священнослужителей и присутствующих верных. B этом осуществляется и исполняется евхаристичность Церкви. Само слово “причащение” показывает особую связь, которая устанавливается между верными и Христом Спасителем. Святой Иоанн Златоуст (“Беседа 24-ая на 1 послание к Коринфянам, ” X гл.) говорит, что верующие, причащаясь Святого Хлеба, соединяются друг с другом и со Христом, ибо это причащение есть нечто более сильное, чем обычная связь. “Как то Тело соединяется Христу, так и мы с Ним через этот Хлеб соединяемся.” — “Почему я говорю приобщение, κ ο ι ν ω ν ί α? Потому, что мы есм ы то самое Тело. Что есть Хлеб? Тело Христово. Чем же становятся причащающиеся? Телом Христовым. И не многие тела, но одно Тело.” И далее он объясняет это на примере многих зерен пшеницы, ставших одним хлебом. Многие причастники составляют одно Тело Христа, т.е. Его Церковь.[740]

На Востоке с древности установилась такая терминология: κ ο ι ν ω ν ί α y aпостола Павла (l Kop. 10: 16[741]); μ ε τ έ χ ε ι ν ε υ χ α ρ ι σ τ ί α ς [участвовать в Евхаристии] в 13 правиле Никейского Собора; ά χ ρ ά ν τ ο υ θ ύ μ α τ ο ς μ ε τ α λ α β ε ΐ ν [вкусить от непорочной Жертвы] y Филосторгия; μ ε τ α λ α μ β ά ν ε ι ν [причащаться] y Феофилакта. Иногда находим и другие выражения, как, например, μ υ σ τ ή ρ ι ο ν ο υ ν ά ξ ε ω ς [Таинство соединения]: μ ε τ ά λ ψ ι ς ά γ ι α σ μ ά τ ω ν [причащение Святынь]; ά γ ί α κ α ί μ υ σ τ ι κ ή μ ε τ ά λ η ψ ι ς [святое и таинственное причащение]. На Западе установились свои выражения: communio [причастие], communicatio [приобщение], perceptio corporis et sanguinis participatio [принятие Тела и причастие Крови]. Римская практика при этом разделяла: communicare [приобщать] — причастие Тела Христова от руки епископа, a confirmare [подтверждать] — причастие Крови, подаваемое диаконом (Ordo Romanus, I, 20). Славянская терминология выковалась соответственно греческой, — причащение, приобщение. Во всяком случае, во всех этих словах выражается один и тот же смысл: единство верующих, причастников между собой и со Христом, Главой мистического Тела Церкви.

B настоящее время служебник предписывает после окончания причащения священнослужителей раскрыть царские врата. Священник подает святую Чашу, обычно покрытую не покровцем, a платом для утирания уст, поверх которой положена лжица, — диакону, и этот последний выносит ее из алтаря со словами: “Co страхом Божиим и верою приступите.” Греческий служебник требует после окончания причащения священнослужителей дать певцам знак для прекращения пения киноника; он производится священником звездицей по краю дискоса. Диакон произносит: “Co страхом Божиим, верою и любовию приступите.” Возглас этот более древний и встречается в старейших рукописных формулах литургии.[742] Славянская редакция его в течение времени утратила. Между тем он вполне соответствует смыслу евхаристических молитв. Так во второй молитве верных в литургии Златоуста сказано: “...Даждь им всегда со страхом и любовию служащым Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых Твоих Таин....” И в Литургии Преждеосвященных Даров поется: “Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем.” И в первой утренней молитве, которую священник читает во время шестопсалмия, сказано: “...И даждь им, со страхом и любовию всегда Тебе служащым, хвалити неисповедимую Твою благость....” Сочетание страха и любви нисколько не противоречит одно другому, т. к. это совсем не тот панический, рабский страх, который вон изгоняется любовью (1 Ин. 4: 18[743]), a страх сыновний, проникнутый почитанием величайшего Таинства и любовью к Небесному Отцу.

Β наше время причащение мирян совершается при помощи особой лжицы, которой подаются верным и Тело, и Кровь Христовы вместе. Β древности было не так. Причащались раздельно Тела и Крови, т.е. так, как это делают теперь священник и диакон. Ο раздельном причащении находим описания y Тертуллиана (“De idololatria, ” cap. VII; “De corona, ” cap. III) и некоторых других писателей древности. Тело принималось на ладонь правой руки. Мужчины получали Тело непосредственно в руку, женщины же покрывали руку особым полотняным покровцем “dominicale” [воскресное]. Трулльский Собор (правило 101) запретил принимать Святые Дары в особые сосуды, изготовлявшиеся из благородных металлов, т. к. руки человека, который есть образ и подобие Божие, честнее всякого металла. Верные часто уносили Святые Дары с собой домой, и дома существовал обычай причащения самих себя этими запасными Дарами. Ο таком причащении дома говорят нам: Тертуллиан (“Ad uxorem, ” 2: 5), святой Киприан Карфагенский (“De lapsis, ” cap. 26), святой Василий Великий (Epist. 93), Руфин (Historia monachorum), Иоанн Мосх в своем “Луге духовном” (гл. 29, 30). Эти три последние писателя свидетельствуют главным образом об этом обычае в монашеской среде. Приходится сделать заключение, что такое домашнее причащение не могло быть под обоими видами, так как с собой уносили только частицу Святого Тела. Β последующие времена на Востоке обычай раздельного причащения вышел из употребления. Церковь ввела особые лжицы для причащения мирян Телом и Кровью вместе. Так как Трулльский Собор говорит еще ο причащении раздельном и преподании мирянам Тела прямо в руку, то нет оснований думать, что лжицу завел святой Иоанн Златоуст, как это думал Никифор Каллист.[744] Лжица введена после Трулльского Собора, т.е. никак не ранее VIII века. По-гречески лжица называется λ ά β ι ς, т.е. клещи, что символизирует таинственные клещи для угля из видения пророка Исайи (6: 6[745]).

На Востоке и y нас причащение верующих совершается вне алтаря, на солее. При причащении священник произносит каждый раз: “Причащается раб Божий (имярек), честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в жизнь вечную.” Диакон отирает причастнику уста покровцем, a причастник целует Чашу. Следует заметить, и священник обязан на это указывать перед причащением, чтобы миряне не крестились перед Чашею, не целовали влажными от причастия устами руки священника, a целовали только подножие или край Чаши. Подходить к Чаше надо со скрещенными на груди руками.

На Западе не везде была одинакова практика при причащении. Так в Галлии верные для причащения входили внутрь священной решетки алтаря (4-ое правило Собора в Туре, 567 года). Β Испании высшие клирики причащались y алтаря, низшие — перед алтарем в хоре, миряне — вне хора. B Риме существовала практика священнику произносить при причащении верных: “Corpus Domini nostri Jesu Christi conservat animam tuam” [Тело Господа нашего Иисуса Христа сохраняет душу твою] или, по свидетельству Иоанна диакона, “Corpus D. N. J. C. sit mihi remedium sempiternum in vitam aeternam” [Тело Господа нашего Иисуса Христа да будет мне лекарством непреходящим для жизни вечной] и “Sanguis D. N. J. C. custodiet me in vitam aeternam” [Кровь Господа нашего Иисуса Христа да сохранит меня для жизни вечной]. B “De sacramentis” предписано говорить: “Corpus Christi” [Тело Христово], — на что отвечали иерею: “Amen.”

Теперь, как это уже указывалось, причащение мирян является редким или, во всяком случае, не ежедневным. B древности было иначе. Присутствие на Литургии предполагало и причащение. K Литургии ходят не для того, чтобы слушать те или иные красивые песнопения, голоса диаконов или смотреть на пышный ритуал соборного служения. Присутствие на Литургии требует и участия в причащении. Теперь причастие есть последствие говения, его заключительный аккорд. Причащаются после исповеди, a исповедуются раз в год, a иногда и того реже. Причастие есть, таким образом, исключительное явление церковной жизни. B древней Церкви, где уровень нравственности был неизмеримо выше, исповедь была исключительным событием, т. к. совершенно иначе протекала покаянная дисциплина, a причастие было ежедневным или еженедельным. Причастие, как сказано, есть участие в жизни мистического Тела Церкви. He причащаясь, нельзя быть и считать себя церковным. “Расцерковленность” современного общества в значительной степени объясняется отсутствием правильной евхаристической жизни y мирян. Все древние писатели говорят ο повседневном причащении мирян. Свидетельства тому находим y автора “Дидахи” (гл. 14), y Тертуллиана, Ипполита, Киприана Карфагенского, Августина, Илария Пиктавийского, Амвросия. Так же и y восточных писателей: Иустина Философа, святого Климента Александрийского, Оригена и более поздних. Например, святой Василий Великий говорит в письме 93 к Патриции: “Хорошо и полезно причащаться каждый день.” Β Каппадокии, по свидетельству того же святого отца, причащались четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу и субботу. Β Александрии долго сохранялся обычай причащения самих себя Дарами, сохраняющимися дома. Β монастырях Египта причащались раз в неделю. Златоуст говорит, как ο прискорбном явлении своего времени, об ослаблении евхаристического порядка, ο редком причастии (Беседы 17: 4 на послание к Евреям; III на посл. к Ефесянам; ο блаженной Филогонии).

На Востоке зато больше, чем на Западе, сохранился похвальный обычай причащения детей. Β этом мы больше сохранили обычай древности. Западные ученые[746] не могут не признать древности этого обычая и того, следовательно, что Запад отступил от него. Святой Иустин Философ, равно как и Ориген, говорит ο причащении тотчас же после крещения; a т. к. крещали не только взрослых, но и детей, то, вероятно, и их причащали. Никаких оговорок на этот счет эти писатели не содержат. Из произведений других писателей знаем совершенно определенно ο причащении и младенцев. Так, например, об этом говорит святой Киприан Карфагенский (“De lapsis, ” cap. 25), блаженный Августин (Epist. 217, ad Vital. Pelag.), Апостольские постановления (7: 12-13), Тестамент Господа, Иоанн Мосх, Ареопагитики (“О Церковной Иерархии, ” гл. VII). Совершенно определенно пишут ο необходимости причащать детей: Папа Иннокентий I — отцам Милевского Собора, [747] Папа Лев Великий, [748] Папа Геласий.[749] Ο причащении младенцев писал и Проспер Аквитанский, o том же знал и Турский Собор 813 года.

Впоследствии Запад отступил, как и в ряде других случаев, от древнейшей традиции и ограничил причащение детей тем возрастом, когда они уже в состоянии понимать отличие простого хлеба от евхаристического Тела Христова. Момент рационалистический преобладает y них и здесь. Для Востока же важно не понимание Таинства, a само мистическое действие, само обожение, совершающееся в Таинстве Евхаристии.

Говоря ο причащении детей (особенно грудных), следует оговориться, что их причащают обычно только одною честною Кровию, не захватывая из Чаши и частицы Тела, т. к. младенцу трудно проглотить эту частицу. Посему также не причащают младенцев (не могущих проглотить Тела Христова) на Литургии Преждеосвященных Даров, т. к. на этой Литургии в Чаше не честная Кровь, a только вино. Сам Агнец напоен честною Кровию, a вино вливается в Чашу ради удобства причащения частицею Тела Господня. Во избежание возможных неосторожных и непроизвольных движений младенца его следует держать на правой руке и удерживать руки его.

Православная Церковь приняла от древности и сохранила обычай причащения под двумя видами, т.е. Тела и Крови Христовых. Этим исполняется заповедь Господа “пийте от нея вси.., ” a не только клирики. Как указывалось выше, при домашнем или келейном причащении мирянами или монахами самих себя это причащение могло быть, конечно, только под одним видом — Тела Христова. Но церковная практика санкционировала причащение под двумя. Достаточно рано, однако, Запад стал на иной путь и начал вводить Причащение под одним только видом Тела. Эти примеры были уже во времена Папы Григория I, потом во время святого Григория Турского. Затем 3-им правилом Турского Собора (813 г.) говорится только ο Теле Христовом.[750] С Констанцского же собора (заседания 13 и 15 июня) 1415 г. это стало y латинян санкционированной нормой, [751] от которой, конечно, они легко делают отступления в так называемом “восточном обряде.”

Итак, после причащения священнослужителей выносится святая Чаша с возгласом “со страхом Божиим...” Священник читает предварительно молитву перед причащением: “Верую, Господи, и исповедую.., ” — “Вечери Твоея тайныя днесь.., ” — “Да не в суд, или во осуждение.., ” — и причащает мирян.

Миряне должны готовиться к достойному причащению говением в течение нескольких дней, т.е. посещать храм, усерднее молиться дома, размышлять ο предстоящем принятии Святых Таин, поститься, воздерживаться от всего, что может смутить их внутренний мир или осквернить помыслы, желания и чувства, читать Евангелие или церковные и религиозно-нравственные книги. Надо поучать мирян (с амвона, на исповеди или в частных беседах) ο необходимости дома, накануне вычитать положенные каноны, акафист и молитвы перед причащением.

Молитва перед причастием очень древнего происхождения и известна по чинам не только Византийской, но и других литургий. Так во всех Александрийских, включая эфиопскую, но за исключением Марковой литургии, после возгласа “Святая святым” священник произносит такое исповедание: “Тело Святое и Кровь честная, истинная Иисуса Христа Сына Божия. Аминь. — Святое честное Тело и Кровь истинная Иисуса Христа Сына Божия. Аминь. — Тело и Кровь Эммануила Бога нашего. Сие есть воистину. Аминь. — Верую, верую, верую и исповедую даже до последняго издыхания, что это есть животворящая Плоть Единороднаго Твоего Сына, Господа же Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, которую Он приял от Святыя Владычицы нашея и Богородицы и Приснодевы Марии, и сотворил ее едино с Божеством Своим не смешением, ни слиянием, ни пременением и засвидетельствовал при Понтии Пилате благое исповедание, и предал ее за всех нас на Древо Святаго Креста по Своему хотению. Истинно верую, что Божество Его никогда не отделилось от Его человечества ни на мгновение ока. Он предал ее во искупление, и во оставление грехов, и в жизнь вечную от нея причащающимся. Верую, что сие есть истина. Аминь.”[752] Слова эти ο соединении естеств приписывают коптскому патр. Гавриилу (XII в.), который и внес их в 1131 г. в эту молитву.

Ho, пo мнению Engberding’a[753] слова эти не должны быть понимаемы по-монофизитски; они современны Халкидонскому Собору, ибо выражения φ υ ρ μ ό ς [смешение], ά ν α λ λ ο ί ω τ ο ς [неизменяющийся], μ ί α ν ε ί ν α ι [быть единой] можно найти и y святого Кирилла Александрийского.[754]

 

Киноник.

Выше было указано, что после возгласа “Святая святым” певцы поют: “Един Свят, Един Господь.., ” — и затем так называемый причастный стих, или “киноник.” Обычай этот весьма древний. Иерусалимская Церковь, по словам святого Кирилла Иерусалимского (Тайнов. XXIII, 20) и блаженного Иеронима (Толк. на Исайю, гл. 20), предписывала петь “вкусите и видите, яко благ Господь, ” т.е. стих из 33-го псалма. Литургия VIII книги Апостольских постановлений также предписывает пение 33-го псалма.[755]

Литургия апостола Иакова предписывает тоже петь “вкусите и видите...”[756] При императоре Иустине I, пo словам Кедрина, начали петь “Вечери Твоея тайныя днесь...” Β Александрии пели стих не 33-го, a 44-го псалма: “Имже образом желает елень.” У несториан стих 149 псалма: “Хваление Ему в церкви преподобных, ” — и потом: “Братие, приимите Тело Сына, взывает Церковь, и пийте Чашу Его с верою в дому Царствия.” На Коптской литургии поют, пo свидетельству преосвященного Порфирия (Успенского), 50 псалом.[757]

И на Западе установилась практика петь псалмические стихи по особому расписанию. Это называется “communio.” Ha Moзарабской литургии этот стих носит название “ad accendendum” [пo возвышении] и обычно состоит из выбранных стихов все того же 33-го псалма.[758]

Выше указывалось, что пение в это время разных концертов не может быть похвальным. Гораздо важнее петь приличные случаю песнопения назидательного характера преимущественно строгим, обиходным напевом (знаменным, греческим) или читать молитвы перед причащением или же читать какое-нибудь поучение из святоотеческой литературы.

Чтобы закончить ο причащении, следует сделать еще несколько замечаний, касающихся, как священнослужителей, так и мирян, удостоившихся причастия в этот день. К причащению Святых Таин многие готовятся усердным говением, молитвой, воздержанием, исповедью, но после причастия очень быстро возвращаются к повседневной действительности. По окончании Литургии часто замечается, что причастники, приняв поздравление от своих близких, непосредственно погружаются снова в те же мирские разговоры и суету, от которых старались во время говения освободиться. Часто тут же в храме начинаются разговоры, причастники торопятся покинуть то святое место, где они только что были “общниками божественного естества” (2Пет. 1: 4[759]). Примером могли бы нам служить те западные наши братья, которые стараются после причастия остаться еще некоторое время в церкви, опустевшей от народа, для сосредоточенного размышления o том, что они сегодня были и остаются участниками Тайной Вечери Христа. Обычай безмолвного сосредоточения в храме после причастия очень похвален.

Следует сделать еще следующие напоминания:

1. Обязательно внимательно выслушать или самому прочитать все положенные благодарственные молитвы после причастия.

2. Выше было указано, что миряне не должны креститься перед Чашею, a также целовать руки священника. Уста причастника еще влажны от Святой Крови, и поэтому ими не следует прикладываться к руке иерея. Но это, отнюдь, не означает, как это думают многие, что во весь день после причастия, получив благословение священника, не надо целовать руки благословляющего.

3. Запивая после причастия теплой водой с вином из ковшичка, надо ополоснуть уста этой теплотой, чтобы не осталась где-либо во рту частица Тела Христова, и проглотить это.

4. Причастники во весь день после причастия не должны преклонять колена или класть земные поклоны. Поклоны суть выражения скорби и покаяния, что не соответствует состоянию причастника, a преклонение колен, вообще, и стояние на коленях является, строго говоря, неправославным обычаем, заимствованным нами с Запада. На коленях стоять не принято ни y наших старообрядцев, которые нам могут служить во многом примером хранения благочестивых преданий и бытовых обычаев, ни y наших восточных братьев (греков, сербов, румын и др.). Стояние на коленях на Востоке заменяется земными поклонами, метаниями, но, как только что было сказано, в день причастия эти метания, покаянные поклоны неуместны. Так как с вечерни начинается новый церковный день, то (неписаный монастырский обычай) земные поклоны могут быть возобновлены после “Свете Тихий...”

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь