Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКс



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКс

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Политическая глобалистика и регионалистика»

 

 


 


Автор-составитель: Аипов А.Х. к.и.н., доц.

 

    Учебно-методический комплекс «_______________________» составлен в соответствии с   требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности_____________________________________________________

                                             шифр, наименование специальности (направления)   

 

 Дисциплина входит в федеральный (или региональный) компонент цикла

 

___________________дисциплина и является обязательной (или выбору) для изучения.

 

 

Утвержден на заседании Учебно-методического совета Тульского филиала

 

РАНХиГС «____» _____20____г., протокол №______________________.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ, СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

    Контроль знаний студентов осуществляется в различных формах: проведении семинарских и практических занятий, подготовка и защита курсовых работ, периодическое проведение тестирования, организация презентаций и др.

Семинарские и практические занятия подразумевают развитие у студентов навыков самостоятельной аналитической работы, поиска необходимой информации, умение подать эту информацию и подтвердить свою точку зрения. В подготовку квалифицированных специалистов входит развитие творческого начала, которое позволяет решать задачи, применяя оригинальные подходы. Решение задач должно осуществляться с применением лекционного и других учебно-методических материалов. Кроме учебной литературы, активно используется справочная литература, приветствуется знание и понимание текущих событий и связь их с историческим развитием общества.

    Вовлечение всей аудитории в дискуссию по каждому из обсуждаемых вопросов повышает эффективность семинарских занятий, предполагает применения достоверных источников информации, системный поиск литературы, логичное доказательство своей точки зрения. Это формирует у учащихся навык быстро ориентироваться в изменчивой обстановке дискуссии и применять данные оппонентов для формулировки определенных выводов. Семинарские занятия позволяют более полно и глубоко изучить дисциплину.

    Практикуются некоторые формы семинарских занятий:

1. дискуссия - обсуждение вопросов по заданной теме, с привлечением знаний, полученных на лекциях, из учебно-методической литературы и из дополнительных источников информации;

2. фиксированные доклады - подготовка и представление информации по заранее определенной теме, тематика докладов приводится по отдельным темам после вопросов для обсуждения на семинаре;

разбор ситуации - изложение гипотетической (или реальной) ситуации, которое используется для анализа, обсуждения и совместных поисков путей решения.

    Фиксированные доклады подразумевают предварительную подготовку, доклад до 15 минут. Доклады и выступления должны быть краткими, логичными, построены с применением теоретических знаний. В конце выступления необходимо ответить на вопросы по теме доклада.

    В разборе ситуации применяют для обсуждения различных проблем, с которой могут столкнуться в процессе своей профессиональной или общественной деятельности. В этапы процесса входят описание ситуации, детальное ознакомление с ситуацией, формулировка проблемы, которую надо решить, подготовка к обсуждению и поиск путей решения задачи, изложение подготовленных предложений или вариантов ответа на вопросы, обсуждение предложенных вариантов решения, подведение итогов.

    Семинарские занятия – это форма текущего контроля знаний студентов, участие в них является обязательным.

 

.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ, СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

 

Тема 1. Глобалистская проблематика в социально-гуманитарном знании.

 

Занятие - 1ч30мин

Цели занятия:

Дидактическая – сформировать у студентов ассоциативное мышление, связанное с такими предметами как «Геополитика», «Международное право», научить студентов умению сочетать новые знания с межпредметными связями в сфере гуманитаристики.

Методическая – включение в семинарскую работу элементов индивидуального собеседования.

Воспитательная – сформировать у студентов навыки работы на едином, общем исходном материале.

Методы проведения занятия: устный опрос, заслушивание подготовленных докладов, проведение тестирования, проверка структурно-логических схем, работа с политической картой мира.

Подготовка к проведению занятия:

Примерный расчет учебного времени занятия:

1. Вступительное слово преподавателя: постановка цели и задачи семинара — 5 мин.

2. Глобалистика сквозь призму различных дисциплин. Дисциплинарный статус глобалистики – 30мин.

3. Глобализация как качественно новая ступень интернационализации всей общественной жизни – 25мин.

4. Глобализация и трансформация национально-государственной формы организации жизни людей. Проблема регулирующей функции национального государства – 25мин.

5. Подведение итогов занятия преподавателем: выводы, оценки — 5 мин.

 

 

Тема 2. Глобализация мирового развития на рубеже XX-XXI вв. и политическая     жизнь

 

Занятие - 1ч30мин

Цели занятия:

Дидактическая – дать знания студентам по эволюции политических партий и демократических методах управления.

Методическая – дать студентам необходимые навыки обработки документов.

Воспитательная – формирование толерантности у студентов.

Методы проведения занятия: устный опрос, заслушивание подготовленных докладов, проведение тестирования, проверка структурно-логических схем, работа с политической картой мира.

Подготовка к проведению занятия:

Примерный расчет учебного времени занятия:

1. Вступительное слово преподавателя: постановка цели и задачи семинара — 5 мин.

2. Особенности массового сознания в условиях глобализации и их влияние на политическое поведение граждан – 10 мин.

3. Эволюция политических партий в ведущих странах Запада – 10мин.

4. Кризис левой идейно-политической традиции: причины и проявления – 15мин.

5. Основные демократические движения на рубеже XX-XXI вв – 15мин.

6. Межэтнические и межконфессиональные конфликты – 15мин.

      7 Значение демократических методов смягчения конфликтов на межнациональной и религиозной почве – 15 мин.

      8. Подведение итогов занятия преподавателем: выводы, оценки — 5 мин.

 

Тема 3. Социальная глобализация и формирование общественного сознания

 

Занятие - 1ч30мин

Цели занятия:

Дидактическая – дать знания о роли глобальных проблем в социальной сфере современного сообщества

Методическая – помочь студентам выработать систему обработки научной и учебной методической литературы.

Воспитательная – формирование толерантности у студентов.

Методы проведения занятия: устный опрос, заслушивание подготовленных докладов, проведение тестирования, проверка структурно-логических схем, работа с политической картой мира.

Подготовка к проведению занятия:

Примерный расчет учебного времени занятия:

1. Вступительное слово преподавателя: постановка цели и задачи семинара — 5 мин.

2. Культурная глобализация – 20 мин

3. Цели, объекты, принципы и методы экологической политики – 20 мин

4. Государство как важнейший субъект экологической политики – 20 мин

5. Технология формирования общественного сознания. – 20 мин

6. Подведение итогов занятия преподавателем: выводы, оценки — 5 мин.

 

Тема 4. Экономическая глобализация

 

Занятие - 1ч30мин

Цели занятия:

Дидактическая – дать студентам представление о структуре государственных и муниципальных учреждениях в регионах.

Методическая – помочь студентам выработать систему обработки научной и учебной методической литературы.

Воспитательная – формирование у студентов толерантности.

Методы проведения занятия: устный опрос, заслушивание подготовленных докладов, проведение тестирования, проверка структурно-логических схем, работа с политической картой мира.

Подготовка к проведению занятия:

Примерный расчет учебного времени занятия:

1. Вступительное слово преподавателя: постановка цели и задачи семинара — 5 мин.

2. Проект мировой экономической политики и современный экономический порядок – 25 мин

3. Глобальная (информационная) экономика – 25мин

4. Современные экономические пространства; мировые полюса развития и депрессивные регионы – 30мин

5. Подведение итогов занятия преподавателем: выводы, оценки — 5 мин.

 

Тема 5. Роль России в обеспечении глобальной политической, экономической и экологической безопасности

 

Занятие - 1ч30мин

Цели занятия:

Дидактическая – показать ресурсный потенциал современной России.

Методическая – показать возможность использования презентаций при освещении вопросов семинара.

Воспитательная – формирование патриотизма у студентов.

Методы проведения занятия: устный опрос, заслушивание подготовленных докладов, проведение тестирования, проверка структурно-логических схем, работа с политической картой мира.

Подготовка к проведению занятия:

Примерный расчет учебного времени занятия:

1. Вступительное слово преподавателя: постановка цели и задачи семинара — 5 мин.

2..Внешняя политика России на общемировом фоне – 20 мин

3. Реалии современной российской экономической и финансовой политики и основные причины трудностей ее осуществления – 20 мин

4. Значение государства и гражданского общества в осуществлении эффективной экологической политики: российский аспект проблемы - 20 мин

5. Обращение к международному опыту в области преодоления экономических, финансовых и экологических проблем – 20 мин

6. Подведение итогов занятия преподавателем: выводы, оценки — 5 мин.

 

Тема 6. Глобализация как становление взаимосвязанного мира через творческий диалог цивилизаций. Сравнительный анализ политических культур современных мировых цивилизаций

 

Занятие – 1ч30мин

Цели занятия:

Дидактическая – дать студентам представление о значении цивилизационного диалога культур мира.

Методическая –проверить насколько каждый студент разобрался в теоретических вопросах по данной теме. 

Воспитательная – формирование уважения к другим культурам и народам.

Методы проведения занятия: устный опрос, заслушивание подготовленных докладов, проведение тестирования, проверка структурно-логических схем, работа с политической картой мира.

Подготовка к проведению занятия:

Примерный расчет учебного времени занятия:

1. Вступительное слово преподавателя: постановка цели и задачи семинара — 5 мин.

2. Основные принципы сравнительных исследований в области политических культур – 10мин

3. Индо-буддийская политическая культура: истоки, характерные черты, перспективы. Индийская цивилизация в глобализирующемся мире – 15мин

4. Политическая культура конфуцианско-буддийского типа: традиции и самообновление.– 15мин

5. Исламская политическая культура: ее происхождение и парадоксы. Политическая модернизация в ОАЭ и Турции – 15мин

6. Политическая культура западного типа: особенности генезиса и развития. Место протестантской традиции в системе культурных ценностей современного западного общества – 10 мин

7. Рациональность и реформаторство в политике. Способность западного общества к спонтанной модернизации – 15мин

8. Подведение итогов занятия преподавателем: выводы, оценки — 5 мин.

 

  

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ И СТЕПЕНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «Политическая глобалистика и регионалистика»

                                                                                                                                                                                                                                                   

Тест № 1

Антиглобализм является:

А) международным движением за права трудящихся;

Б) транснациональным социальным протестным движением;

В) международным движением за охрану окружающей среды.

Тест № 2

 

Что такое регионализм.

А) идеология и практика существующих этнических и культурных общностей

Б) стремление к сепаратизму

В) попытка региона институционализировать свой статус

Что такое локализация

А) консолидация этнических и цивилизационных образований, проводящих политику «культурной изоляции»

Б) стремление к самосохранению различных культурных ареалов с их «партикуляристскими» системами ценностей

В) стремление выйти из состава субъекта РФ

 

7.Назовите три мировых полюса (макрорегиона) экономического и технологического развития

А) Североамериканский, Западноевропейский, Азиатско-Тихоокеанский

Б) Африканский, Западноевропейский, Латиноамериканский

В) Восточноевропейский, Азиатско-Тихоокеанский, Китайский

8. Когда был учрежден Совет Европы.

А) 1956

Б) 1949

В) 1951

 

 

Тест № 3

 

1. Наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникаци­онном пространстве:

А) География

Б) Геополитика

В) Политология

 

2. Мировой порядок, формирующийся на основе военно-политической и экономической мощи США после поражения СССР в «холодной войне»:

А) Двухполярный

Б) Многополярный

В) Однополярный

 

3. Каким образом глобализация влияет на развитие наиболее отсталых государств:

А) Ускоряет их развитие

Б) Замедляет их развитие

В) Подчиняет их развитие законам внешнего рынка

 

4. Процесс детерриториализации и дематериали­зации богатства, лишающий национально-территориальные госу­дарства части их суверенитета в экономической политике:

А) Глобализация

Б) Экспроприация

В) Интеграция

5. Какое из перечисленных интеграционных объединений создавалось в интересах безопасности:

А) АСЕАН

Б) Андское сообщество

В) Африканский союз

 

6. Мировой порядок, основанный на сосуществовании нескольких (более двух) геополитических полюсов (центров военно-политической или экономической мощи):

А) Монополярный

Б) Многополярный

В) Биполярный

 

7. Наука о Больших экономических пространствах, где экономика интегрирует управленческие и властные функции:

А) Геоэко­номика

Б) Геополитика

В) Глобалистика

 

8. Важнейшая экономическая предпосылка глобализации:

А) Региональная интеграция

Б) Либерализация международной торговли

В) Резкое снижение масштабов производства

 

9. Расширение глобальных рынков в развивающихся странах сдерживается:

А) Национальными традициями и привычками

Б) Местными законами

В) Бедностью населения и социокультурными барьерами

 

10. Мировой порядок, основанный на домини­ровании в международных отношениях двух сверхдержав или общественно-политических систем:

А) Многополярный мир

Б) Биполярный мир

В) Глобальный мир

 

11. Попытки ус­тановления мирового порядка на основе международного права без войн и доминирования великих держав:

А) Геополитический идеализм

Б) Региональный консерватизм

В) Интеграционный процесс

 

12. Распространение западных ценностей по всему миру:

А) Глобализация

Б) Интеграция

В) Вестернизация

 

13. Какое из перечисленных интеграционных объединений создавалось с целью только экономического сотрудничества:

А) АТЭС

Б) ЕС

В) ОБСЕ

 

14. Наука, изучающая мировые многомерные пространства (глобализм, глобальность, глобализацию) как субъекты мировой по­литики:

А) Геополитика

Б) Глобалистика

В) Геоэко­номика

 

15. На какой стадии интеграции находится Лига арабских государств:

А) Зона свободной торговли

Б) Политический союз

В) Общий рынок

 

16. Наука, изучающая регионы как субъекты мировой политики и международных отношений:

А) Политология

Б) Глобалистика

В) Регионалистика

 

17. Какой из перечисленных документов ООН регулирует количество выбросов парниковых газов в атмосферу:

А) Киотский протокол

Б) Декларация тысячелетия

В) Монреальский протокол

 

18. Способность людей думать и ориен­тироваться своим умом без наставников и авторитетов:

А) Мироощущение

Б) Просвещение

В) Мировоззрение

 

Тест №4

Вопрос №1.Что такое хронос?

А) Хронология событий.

Б) Формальное время.

В) Подлинное время.

Тест № 5.

1. Основное оружие войн седьмого поколения:

А) высокоточное оружие;

Б) информация;

В) ядерное оружие.

Что такое коллаборационизм?

А) сотрудничество с оккупационными войсками в захваченных странах;

Б) репрессии против захваченного народа;

В) теория глобального господства фашисткой германии.

4. Начало Второй мировой войны:

А) 6 октября 1939г.;

Б) 1 сентября 1939г.;

В) 22 июня 1941г.

Литература

8.2 Основная литература

1. Амосов М.Ф. Политическая глобалистика. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы. - Орел: Издательство ОРАГС, 2005. - 124 с.

       2. Матюхова С.А. «Геополитика» Учебно-методическое пособие для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление», специальности 080507 «Менеджмент организации», специальности 080105 «Финансы и кредит». – Тула: 000 «Контур». – 333с.

       3. Нартов Н.А. Геополитика. Учебник – Москва: Юнити-Дана, 2004. – 439 с.

 

8.3 Дополнительная литература,

      1. Гаджиев К.С. Политология. Учебник - Москва: Высшее образование, 2007. – 460 с.

       2. Глухова М.И. Мировая экономика. Учебное пособия - Москва: Риор, 2005. – 113 с.          

       3. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. Учебник - Москва: Юнити, 2004. - 600 с.

4. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник - Москва: Юнити, 2006. – 495 с.

5.  Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник – Москва: Экономист, 2003. – 303 с

 

 . Сайты Интернета:

 

а) http: //revolution.allbest.ru/international/00372835_0.html

б) http: //platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/uchebnye_posobija_uchebniki/vasilenko_politicheskaja_filosofija/27-1-0-1882

в) http: //bookz.ru/authors/torkunov-av/torkunov_av01/1-torkunov_av01.html              

г) http: //dergachev.ru

д) http: //polit.msu.ru

е) http: //all-politologija.ru

ж) http: //www.twirpx.com/file/689046/

з) http: //politologus.ucoz.ru/

и) http: //www.polit-slovar.ru

к) http: //www.regional-science.ru

л) http: //www.globalistics.org

м) http: //www.polisportal.ru

н) http: //www.igpi.ru

 

8.4 Методическое обеспечение дисциплины.

1. Методические указания для самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса подготовки специалистов с высшим образованием.

СРС - это познавательная, организационно и методически планируемая и направляемая преподавателем учебная деятельность студентов по достижению конкретных результатов. Самостоятельная работа студентов предполагает проявление инициативы обучающегося в процессе отбора и усвоения информации, приобретения новых знаний, умений и навыков, а также ответственность за планирование, реализацию и оценку результатов собственной учебной деятельности.

Функции СРС

- способствует усвоению знаний, формированию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего специалиста;

- воспитывает потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;

- побуждает к научно-исследовательской работе.

Цели СРС

- формирование активной субъектной позиции студентов в образовательном процессе;

-формирование навыков самостоятельного поиска и отбора необходимой информации, творческого отношения к труду, умений решать профессиональные задачи;

развитие потребности в непрерывном самообразовании, совершенствовании профессиональных компетенций, расширении кругозора;

приобретение опыта планирования и организации рабочего времени;

побуждение к научно-исследовательской работе.

Виды и формы самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов охватывает все формы организации учебного процесса. В зависимости от времени и места проведения СРС, характера руководства со стороны преподавателя и способов контроля её результатов самостоятельная работа студентов делится на СРС:

- во время аудиторных занятий (на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях) под непосредственным руководством и контролем преподавателя;

- во внеаудиторное время под контролем преподавателя на основе специально разрабатываемого учебно-методического обеспечения; виды и формы контроля указываются преподавателем в программах учебных дисциплин;

- в процессе научно-исследовательской работы (научных, научно-практических и научно-методических конференциях, семинарах, олимпиадах и других мероприятиях различного уровня) под руководством преподавателя.

Виды аудиторной СРС

- выполнение письменных контрольных работ, проведение коллоквиумов, контрольных опросов и т.п.;

- работа с раздаточным дидактическим материалом;

-выполнение тестовых заданий;

-выполнение учебной исследовательской работы (например, исследовательские проекты) и другие виды СРС.

Виды внеаудиторной СРС

- написание реферата по учебной дисциплине, выступление с докладом на семинаре и т.п.;

- перевод текста с иностранного языка, аудирование;

- составление литературного обзора по научной тематике;

- конспектирование обязательной литературы к семинарским занятиям, работа с первоисточниками;

- проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, другой учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

- подготовка к практическим и семинарским занятиям, к коллоквиуму, контрольному опросу, контрольной работе, зачетам и экзаменам;

- написание аннотации на книгу, составление аннотированного каталога по отдельным разделам, темам;

- использование ресурсов Интернет: поиск информации в сети, использование баз данных информационно-поисковых и информационно-справочных систем;

- создание студентами тематических web–страниц.

Возможны и другие виды СРС. Особое значение приобретает выполнение учебных заданий, требующих от студентов самостоятельного подбора материала, нахождения способов решения нетиповых задач, применения приобретенных знаний и умений в новых, нестандартных условиях и т.д. Виды участия студентов в научно-исследовательской работе

- написание курсовых работ;

- написание научной статьи, тезисов доклада на конференцию; выступление с докладом на научной конференции и т.п.

2.Методические обеспечения дисциплины при проведении практических занятий для студентов

Цель семинарских занятий - активировать работу студентов, привить навыки самостоятельной аналитической работы при подготовке к семинарам, поиск необходимой литературы.

Наибольший эффект от семинарских занятий достигается при вовлечении всей аудитории в дискуссию по каждому из обсужденных вопросов. Подобная форма работы помогают мобилизовать все имеющиеся у студентов знания, почувствовать свою причастность к решению обсуждаемых проблем, способствует развитию научного мышления, формирует навыки изложения собственной позиции умение держаться перед аудиторией.

При проведении семинарских занятий используется следующие методы и формы: демонстрации, презентация, разбор ситуации, ролевая игра, доклады.

Демонстрация - это предоставление участникам игры, семинары т.п. методологии выполнения чего-либо.

Метод используется: для обучения какому- либо конкретному навыку или способу и для моделирования постепенного подхода к поставленной цели.

Преимущества метода:

- легко сконцентрировать внимание студентов (слушателей) на чем-либо существенном;

- определять варианты практического использования метода;

- активно вовлекать слушателей в процесс обучения при самостоятельном использовании этого метода.

Этапы процесса: установление цели демонстрации; представление материалов, предназначенных для использования; непосредственно сама демонстрация; обсуждение демонстрации в аудитории (вопросы - ответы); подведение итогов.

Презентацией называется деятельность по передаче информации, по изложению каких – либо теорий и принципов, проводимая с использованием информационных ресурсов. Формы презентации различны и могут варьировать от обычной лекции (доклада) до некоторого вовлечения студентов (слушателей) в процесс через вопросы и участие в дискуссии. Презентация наиболее часто используется в практической деятельности государственных и муниципальных служащих.

Метод используется: для получения какому- либо конкретному аспекту теории или методологии и для моделирования постепенного подхода к решению задачи. Может быть использован при проведении семинар - дискуссии, выступлении с докладом, проведении ролевых и деловых игр, защите курсового проекта и т.п.

Этапы процесса: определение содержания материала и цели презентации; составление примерного плана презентации; подведение итогов, изложение самых главных моментов представленного материала; обсуждение вопросов; выявление достоинств и недостатков проведенной презентации.

Разбор ситуации - это изложение гипотетической ситуации, которое используется для анализа и обсуждения. Этот метод стимулирует дискуссии и обсуждения в группах, совместные поиски новых путей работы.

Метод используется: для обсуждения различных проблем, с которыми типовой ситуации сталкиваются практически все муниципальные служащие развития у студентов навыков коллективной работы над их разрешением преодолениям трудностей.

Этапы процесса: описание конкретной ситуации; детальное ознакомление с ситуацией; формулирование проблемы, которую надо решить и вопросы для обсуждения; подготовка к обсуждению и поиск путей решения проблемы изложение подготовленных предложений или вариантов ответы на вопросы обсуждение предложенных вариантов решений; обобщение результатов занятий и подведение итогов.

 

Ролевая игра - это когда несколько участников разыгрывают роли по сценарию, связанному с темой изучения.

Использование метода:

· помогает сформулировать или изменить отношение участников к тому или

иному вопросу;

· позволяет участникам опробовать различные варианты решений и

альтернативные подходы;

· предоставляет возможность другим увидеть последствия своих действий и их воздействия на других;

· дает студентам возможность увидеть, как иные люди могут вести себя и что они могут чувствовать, находясь в сходной ситуации;

· создает благоприятную обстановку для обсуждения и исследования проблем, о которых участникам не очень удобно говорить применительно к реальной жизни.

Этапы процесса: подготовка «исполнителей» к выполняемой роли в игровой ситуации; разъяснение ситуации всем наблюдателям; проведение ролевой игры; личные высказывания участников о своих впечатлениях и замечаниях; обсуждение различных реакций участников на происходящее; обобщение полученных знаний в качестве общих принципов.

Наиболее широко используемая форма самостоятельной работы студентов – подготовка докладов с последующим обсуждением их на семинаре.

Преподаватель предварительно для каждой студенческой группы предлагает тематику докладов (фиксированных выступлений). Их примерная тематика приводится по отдельным темам после вопросов, предлагаемых для обсуждения на семинаре. Доклады и выступления должны быть краткими, логически стройными, демонстрирующими применение теоретических знаний не только по данной дисциплине. Для доклада отводится до 15 мин., для выступления – 3-5 мин.

В целях создания на семинарских занятиях атмосферы активного слушания и повышения эффективности коммуникации со студентами преподаватель оценивает не только доклады и выступления, ответы на контрольные вопросы, но и вопросы, задаваемые студентами докладчику, дополнения и критические замечания.

Семинарские занятия являются формой текущего контроля знаний студентов, участие в них является обязательным.

 

 

содержание семинарских и практических занятий дисциплины «политическая глобалистика и регионалистика» с распределением учебного времени по темам с указанием литературы.

для студентов очной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования

 

Название темы практических и семинарских занятий: Литература: Часы:
Тема 1. Глобалистская проблематика в социально-гуманитарном знании. Осн. 1-5 Доп. 1-6
Тема 2. Глобализация мирового развития на рубеже XX-XXI вв. и политическая     жизнь Осн. 1-5 Доп. 1-6
Тема 3. Социальная глобализация и формирование общественного сознания. Осн. 1-5 Доп. 1-6
Тема 4. Экономическая глобализация. Осн. 1-5 Доп. 1-6
Тема 5. Роль России в обеспечении глобальной политической, экономической и экологической безопасности. Осн. 1-5 Доп. 1-6
Тема 6. Глобализация как становление взаимосвязанного мира через творческий диалог цивилизаций. Сравнительный анализ политических культур современных мировых цивилизаций Осн. 1-5 Доп. 1-6

 

для студентов заочной формы обучения на базе СПО

 

Название темы практических и семинарских занятий: Литература: Часы:
Тема 1. Глобалистская проблематика в социально-гуманитарном знании. Осн. 1-5 Доп. 1-6
Тема 2. Глобализация мирового развития на рубеже XX-XXI вв. и политическая     жизнь Осн. 1-5 Доп. 1-6

 

для студентов заочной формы обучения на базе ВО

Название темы практических и семинарских занятий: Литература: Часы:
Тема 1. Глобалистская проблематика в социально-гуманитарном знании. Осн. 1-5 Доп. 1-6
Тема 2. Глобализация мирового развития на рубеже XX-XXI вв. и политическая     жизнь Осн. 1-5 Доп. 1-6

 

 

 8.5 Краткий словарь терминов по дисциплине «Политическая глобалистика и регионалистика»

Агностицизм— первоначально: позиция неведения относительно существования или несуществования Бога; в современном философском смысле — неверие в возможности познания мира, достижения объективной истины.

Алармизм (от фр. alarme — бить тревогу) — современное идейное течение, объединяющее интеллектуалов и экспертов, предупреждающих по поводу грозящих миру глобальных опасностей и угроз (ядерной, экологической и т.п.).

Антиномия— столкновение двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений. Антиномии посягают на логический закон исключительного третьего (А либо не-А) и потому игнорируются педантичной рассудочностью. В то же время в них могут отражаться реальные противоречия человеческого бытия и сознания.

Апокалипсис— одна из книг Нового Завета «Откровение Иоанна Богослова», в которой содержится пророчество о конце света, страшном суде и последующем наступлении царства небесного на земле.

Аскетизм— религиозный принцип поведения, связанный с умерщвлением плоти и воздержанием от всего потакающего личным удовольствиям и радостям.

Витальный— относящийся к жизни, органическому началу, биологическим стихиям.

Гетерогенный— разнородный, состоящий из качественно различных начал.

Глобалистика— наука о глобальном мире и его проблемах.

Интенция— направленность внимания, духовный настрой.

Консенсус — согласие; в политике означает готовность к взаимным компромиссам и уважение прав другой страны.

Конформизм — установка на пассивно-приспособительный, соглашательский тип поведения в социальной жизни и в политике.

Легитимность— законность власти, исторически выступающая в разных формах: традиционной монархической (законный наследник престола), демократической (законно избранный глава государства), харизматической (законный продолжатель великого дела первооснователя, великого задания, миссии).

Перцепиент (от слова перцепция — чувственное восприятие) — в теории коммуникации воспринимающая сторона, т.е. тот, кто принимает сигнал, сообщение или другие внешние импульсы.

19. Материалы для подготовки к ГЭК – не предусмотрены

ГЛОССАРИЙ

Авторитарно-подданническая традиция — в отличие от традиций демократического гражданства предполагает не взаимообязательные (договорные) отношения граждан с государством, а односторонние обязательства подданных.

Антропология— первоначально наука о происхождении и биологических свойствах человека, сегодня — совокупность наук, в центре которых стоит человек как планетарный феномен, взятый в биологическом и социокультурном измерениях.

Антропология культурная— наука, изучающая доцивилизованные (примитивные) и архаические (традиционные) общества преимущественно в духовном измерении — верования, ценности, нравы. Сегодня наметилась тенденция расширить предмет а.к. до исследования национальной культурной специфики как таковой применительно к любым обществам.

Антропоцентризм — установка на то, чтобы поставить человека в центр мироздания в качестве венца творения и меры всех вещей.

Архаизация— вытеснение из культуры и повседневных практик новообретенных (современных) элементов и активизация более традиционных, прежде подавленных или прячущихся в тени.

Архетип— спрятанный в коллективном подсознании культурный стереотип, косвенным образом влияющий на наше поведение, наши предпочтения и выборы.

Бихевиоризм— направление в американской психологии и социологии, призывающее не интересоваться внутренним миром человека, а изучать внешние стимулы и ответные реакции. Предполагалось, что тем самым общественные науки преодолеют свою «гуманитарную ограниченность» и уподобятся по точности и доказательности естественным.

Буддизм— одна из мировых религий, основанная великим религиозным реформатором и духовным учителем в Индии на рубеже VI-V вв. до н.э.

Вестернизация— распространение западных ценностей, институтов и образа жизни во всем мире частично в результате товарного и культурно-информационного обмена, а частично — в результате западной гегемонии, а также деятельности местных «западников».

Волюнтаризм— апологетика свободной и иррациональной воли, не ограниченной ни космическим, ни нравственным законом.

Гедонизм—тип психологической или социокультурной установки на получение удовольствий и избегание страданий любой ценой.

Геобиоценозы— естественно сложившиеся эволюционные звенья, объединяющие геологические и биологические элементы нашей планеты в неразрывную и гармоничную взаимоподдерживающую систему.

Даосизм—учение о дао или пути бытия (человека и всего сущего), связанных с такими принципами, как цзы жань (естественность, соблюдение законов и ритмов природы) и у-вэй (воздержание от вмешательств в естественный ход вещей). Основатель — китайский мудрец Лао-Цзы (VI-V вв. до н.э.).

Девиация— отклонение; девиантное поведение — отклоняющееся от норм морали и культуры.

Деидеологизация— требование отказа от идеологии как препятствия для рационально-прагматического поведения в политике, ориентированного на реальные интересы и проверяемые факты, а не на ценности и утопические прожекты. На самом деле концепция деидеологизации сама страдала утопизмом, ибо отказ от идеологии может быть только условным; чаще всего речь фактически идет об отказе от одной идеологии в пользу другой, вступающей в моду.

Демократия свободы— понятие, обозначающее одну из двух разновидностей посттрадиционного общества. В частности, согласно французскому политическому мыслителю А.Токвилю (1805-1859), демократическими являются все постфеодальные общества, в которых рухнули сословные перегородки. Но при этом одни из них пошли по пути демократии свободы — рыночной и иной соревновательности людей, неизбежно приводящей к неравным результатам, к успеху наиболее предприимчивых, а другие — по пути демократии равенства, т.е. ограничений свободной соревновательности и втискивания неравных по природе людей в прокрустово ложе равенства.

Десублимация— противоположность сублимации. Если последняя, согласно автору понятия З.Фрейду, означает облагораживание наших инстинктов, получающих шансы на удовлетворение лишь постольку, поскольку они обретают реабилитированные культурой возвышенные формы, то десублимация есть высвобождение инстинкта из «оков» культуры.

Дискурс— вид коммуникации, ориентированной на обсуждение, согласование мнений и высказываний ее участников.

Дихотомия—деление на две части.

Золотого миллиарда теория—современная европоцентристская версия концепции избранного народа, согласно которой обеспеченное существование на планете может быть гарантировано только для одного миллиарда человек из наиболее преуспевающих стран, в то время как остальным странам уготовлена участь сырьевого придатка и поставщика дешевого человеческого материала для обслуживания интересов транснациональных корпораций. Согласно адептам данной теории, в противном случае планета взорвется от экономической перегрузки.

Идентичность (в социокультурном смысле) — совокупность устойчивых черт, позволяющая той или иной группе (этнической или социальной) отличать себя от других.

Имманентный— внутренне присущий, а не привнесенный или заимствованный извне.

Инверсия— резкий переход в противоположное качество.

Инволюция (в социокультурном смысле)—утрата достигнутых завоеваний культуры и цивилизации, отступление в варварство.

Индология— комплекс научных дисциплин, посвященных изучению Индии.

Интровертный тип— предложенный австрийским социальным психологом К.Лоренсом термин, обозначающий одну из двух психологических разновидностей: интровертов, живущих внутренними переживаниями, и экстравертов, нацеленных на внешний мир общительных жизнелюбов.

Истеблишмент— правящие круги общества, доминирующие элиты (не только политические).

Космогония— философское учение о происхождении Вселенной. Соответствующие мифы, объясняющие на донаучном уровне проблему первоначала, называются космогоническими.

Космология— философское учение о строении мира.

Космоцентризм—установка на то, чтобы осмыслять любые наши действия и перспективы в контексте великого космического целого.

Контрреформация— попытка Римской церкви и консервативных клерикальных кругов выкорчевать гнезда реформации в Европе. Привела к религиозным войнам XV1-XVII вв. в Европе и рождению инквизиции.

Конфуций (551-479 до н.э.) — знаменитый древнекитайский философ и этико-религиозный реформатор, основатель конфуцианства. Проповедовал идеал государственного устройства, при котором власть принадлежала бы мудрецам — носителям высшего знания и добродетели.

Ксенофобия— неприязнь к «чужакам» (иностранцам), представителям другой расы и т.п.

Коэволюция—термин, означающий понимание развития как возрастания соразмерности, взаимоувязки разных начал, в частности целей человека и внутренних гармоний природы вместо былых установок на ее покорение и завоевание.

Лаический— светский.

Латентный— скрытый, не обнаруживающий (до поры до времени) видимых признаков.

Легизм — школа «законников» в древнем Китае, отстаивающая идею высшего юридического закона в государстве, подчиняющего все сословия и всю жизнь народа служебному долгу и высшему благу.

Легитимность— законность власти, исторически выступающая в разных формах: традиционной монархической (законный наследник престола), демократической (законно избранный глава государства), харизматической (законный продолжатель великого дела первооснователя, великого задания, миссии).

Либертаризм— концепция невмешательства государства в социально-экономические отношения, целиком отдаваемые на откуп рынку. Сегодня настойчиво пропагандируется Чикагской школой (М.Фридман, Г.Бэккер, А.Лаффер, П.К.Робертс).

Логос (греч.— слово, мысль, упорядочивающий разум) — термин, обозначающий всеобщий закон—логику, которой подчиняются и объективный мир, и человеческий разум.

Манихейство—основанное в III в. персом Мани религиозно-философское учение, видящее в мире лишенную всяких промежуточных состояний противопоставленность Света и Тьмы, Добра и Зла.

Маргинализация— выталкивание на дно, резкое понижение в социальном статусе.

Ментальность— исторически обусловленная специфика мышления представителей разных стран и культур.

Мессианизм (от слова «мессия» — спаситель) — учение о спасении мира какой-то персонифицированной высшей силой.

Милленаризм (от англ. millenium — тысячелетие) — система религиозно-эсхатологических ожиданий, приписывающая мистический смысл концу тысячелетия как роковой черты, отделяющей земную историю человечества от страшного суда и последующего тысячелетнего царства святости и справедливости.

Модернизации теория— теория перехода от традиционного к современному «высокоорганизованному» обществу, при этом под традиционным фактически понимается любое общество — от примитивных племен, занимающихся собирательством, до рафинированных цивилизаций Индии, Китая, Ирана... Современность же отождествляется с Западом и тем самым теряет свою многовариантность и альтернативность: другим народам не оставляют другой перспективы, кроме самоотказа в пользу западного «эталона».

Неоконсервативная волна— идейно-политическое течение на Западе, заявившее о себе на рубеже 70-80-х годов и связанное с попытками преодолеть левое диссидентство во всех его разновидностях, консолидировать западные общества на основе идеалов классического либерализма, преодолеть капитулянтские настроения перед натиском СССР. Оказалась фактором, сыгравшим свою роль в победе Запада в холодной войне.

Неофрейдизм — направление западной социальной философии и психологии, связанное с пересмотром концепции З.Фрейда в духе реабилитации человеческого подсознания и критики подавляющих его общественных институтов (Фрейд, напротив, в конфликте подсознания и культуры занимал преимущественно сторону последней). Н. дополняет марксистскую концепцию социально-экономического отчуждения личности концепцией витального отчуждения («репрессивное общество» посягает на нашу чувственность).

Нобили (фр. noblesse) — благородное сословие, дворянство; в современном политическом лексиконе — то же самое, что истеблишмент — правящие круги общества.

Номинализм—течение в западной философской и социологической мысли, рассматривающее общество как сумму индивидов, а все понятия, относящиеся к коллективному интересу, общественному благу и другим надындивидуальным уровням, — как «пустые». Противоположная позиция—реализм, настаивающий на примате общего над отдельным (общее существует реально, а не номинально).

Нонконформизм— психологическая и социокультурная установка на несогласие с общепринятым или навязываемым властью и авторитетом.

Онтология— философское учение о бытии (в отличие от гносеологии — учения о нашем познании).

Открытое общество— понятие, предложенное англо-немецким философом Карлом Поппером (1902-1985) для обозначения либерально-демократических обществ в отличие от «закрытых», авторитарных. Это понятие сегодня получает разные акценты: в экономике речь идет о свободе торговли — устранении таможенных барьеров, что выгодно странам с более развитой экономикой, так как обеспечивает их проникновение на рынки более слабых стран; в социокультурной и идеологической сферах—об устранении разного рода цензуры, а также ограничений на пути экспорта западной массовой культуры.

Ориентализация—уподобление Востоку, усиление восточных компонентов политики и культуры.

Парадигма—устоявшиеся образец или модель, создающие осознанную или неосознанную установку мышления видеть явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем методологическом ключе.

Патернализм—установка на отцовскую опеку (заботу), перенесенная на все общество, свобода которого ограничивается властью, выступающей как благонамеренный опекун народа.

Патронимия— община родственников вместе с работниками и слугами, выступающая как хозяйственная единица, ответственная в фискальном отношении.

Плюрализм— социально-философская и политическая позиция. Согласно п. существует множество независимых и равноправных начал (интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно.

Правовое государство— государство, не только насаждающее универсально действующие юридические нормы, но и само подчиняющееся им, т.е. ограничивающее свои действия конституционно-правовыми нормами.

Принцип реальности— термин неофрейдизма, означающий жесткие внешние ограничения и нормы.

Принцип удовольствия— термин неофрейдизма, означающий сидящее в нас инфантильное начало, не признающее норм и требующее немедленного удовлетворения наших влечений.

Прометеизм — установка культуры, восходящая к мифической фигуре Прометея, похитителя небесного огня; означает неограниченные дерзания человека, направленные на покорение природы и преобразование мира.

Психоанализ — созданный австрийским психологом З.Фрейдом психотерапевтический метод, связанный с расшифровкой неврозов как инфантильных травм сознания, полученных в результате столкновения наших природных влечений (принцип удовольствия) с общественными нормами и запретами (принцип реальности).

Радикализм — установка на крайние позиции и решительное, ни перед чем не останавливающееся претворение в жизнь тех или иных идейно-политических принципов.

Редукционизм — упрощающая трактовка тех или иных явлений и процессов, связанная со сведением высших форм к низшим (например, духовных факторов к экономическим, технологическим или биологическим).

Релятивизм—учение об относительности, условности и проблематичности всех законов и норм — от научных, связанных с познанием, до культурных и нравственных.

Реформация— религиозно-политическое движение XVI в. в Европе, родившее протестантизм. Ознаменовалось национализацией религии, избавившейся от опеки папского престола, и новыми, более независимыми отношениями верующих с клиром.

Секуляризация — процесс освобождения общества, различных сфер социальной жизни и институтов от религии.

Синкретизм— слитность, внутренняя недифференцированность, сопутствующая ранним стадиям развития биологических или культурных явлений.

Синкретика— отрасль современного методологического знания, связанная с мягкой привязкой и взаимной адаптацией разнородных начал вместо жесткого подчинения или ущемления прав одного в пользу другого.

Синод—учрежденный Петром I административный орган, ведающий церковными делами. Учреждение с. означало устранение автономии церкви, прежде воплощаемой независимой от светской иерархии фигурой Патриарха.

Синология— комплекс научных дисциплин, посвященных изучению Китая.

Системно-функциональный подход в социальных науках — рассмотрение общества в целом и отдельных сфер общественной жизни как взаимозависимых элементов, каждый из которых действует в качестве функции целого. Этот подход, с одной стороны, противостоит представлениям об обществе как механической сумме или конгломерате элементов, с другой — представлениям о безыскусном органическом единстве, которое не нуждается в умышленном упорядочении со стороны власти. Система есть такой тип социальной целостности, который представляет собой проблему власти и управления.

Скептицизм— зародившаяся в Греции вместе с движением скептиков (X в. до н.э.) философия. Установка на сомнение в надежности наших знаний и наших верований. «Подвергай все сомнению и воздерживайся от категорических суждений» — вот кредо скептицизма.

Социализация— процесс усвоения личностью в ходе взросления социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому она принадлежит.

Социальное государство—государство, ответственное за состояние социально незащищенных граждан, имеющее соответствующие социальные программы и институты, смягчающие последствия рыночной конкуренции.

Софизм— сознательная подмена тезисов в споре или при доказательстве сомнительных истин. Название ведет свое происхождение от школы софистов в Древней Греции, расшатавших не только идеал достоверного объективного знания, но и многие нравственные ценности.

Социал-дарвинизм—перенесение на общество биологической теории естественного отбора и выживания сильнейших.

Сциентизм— мировоззренческая позиция, считающая научное знание высшей ценностью, а науку— центральным, нормообразующим элементом общества, с рекомендациями которого все должны сверять свое поведение. Сциентизм, с одной стороны, преувеличивает социальные возможности науки и ее самостоятельность, с другой — недооценивает другие формы общественного сознания и связанные с ними социальные институты.

Танатос — персонифицированный образ смерти или сил, несущих смерть.

Темология— религиозно-философское учение о высших целях мироздания, которым подчинена его видимая историческая динамика.

Теократия— форма правления, при которой глава духовенства, церкви одновременно является и фактическим правителем государства.

Трайбализм — архаичная идеология племенного мышления, эноцентризма и этносепаратизма.

Унитарное государство— государство, не предоставляющее автономии входящим в него регионам и сосредоточившее все решения в центре как единственном носителе суверенитета.

Фатализм — учение о царстве непреложной необходимости или предопределении, не оставляющем места ни случайным вариациям, ни альтернативам и связанной с ними свободе человека.

Фаустовский человек — сформировавшийся в недрах западной культуры тип человека, ориентированный на «выпытывание» последних тайн природы с целью окончательного ее покорения.

Формационная теория— теория о закономерной смене фаз общественного развития, представляющего своего рода лестницу восхождения человечества от низших ступеней к высшим.

Хартленд (от англ, heartland) — разработанное в геополитике понятие «центральной земли», несущего континента планеты, овладение которым открывает возможность господствовать над миром.

Ценности культурные — разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основные средства достижения этих целей.

Центризм— политическая установка на то, чтобы избегать крайностей левого и правого радикализма и стремиться к сближению позиций различных политических сил на основе реформистской умеренности.

Цивилизация— общество, достигнувшее определенной целостности благодаря единству религии, языка, культурных традиций.

Эвристика— отрасль научного знания, изучающая пути и методы решения различных познавательных задач и пытающаяся оптимизировать сам процесс познания.

Эзотерический—тайный, предназначенный для посвященных.

Экзотерический—явный, открытый, предназначаемый для общего пользования.

Экоцид—убивание природы, Земли как геобиосистемы—носительницы жизни.

Экономика-центризм — воззрение, согласно которому высшей ценностью и центром общественной жизни является экономика, предопределяющая все остальные характеристики человеческого бытия.

Характеризуется недооценкой автономной роли других факторов: моральных, культурных, политических и т.п.

Экуменизм — движение за объединение церквей.

Эмпиризм — установка на наблюдаемые факты, на чувственный опыт, а не на умозрительные концепции и поспешные обобщения.

Эндогенный— внутренний, внутренне обусловленный (в противоположность экзогенному — вызванному внешними влияниями).

Энтропия— понятие, заимствованное из термодинамики и обозначающее характерный для замкнутых систем процесс превращений всех видов энергии в тепловую; в более общем виде — стихийный процесс возрастания хаоса как наиболее вероятного состояния.

Эпоха Просвещения — XVIII век в Европе, когда сложилась идея общественного устройства, основанного на разуме, а не на традиции, и разумного переустройства общества. Все докапиталистические порядки были объявлены пережитками.

Эсхатология— религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде.

Этатизм — превознесение государства как высшей ценности, стремление поставить под контроль все сферы общественной жизни.

Язычество — религиозные верования, характеризующиеся обожествлением сил природы. Впоследствии были вытеснены монотеистическими религиями (христианство, магометанство, буддизм), но сохранились как рудимент культуры, связанной с эстетизацией и одухотворением природного начала.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКс

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Политическая глобалистика и регионалистика»

 

 


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.306 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь