Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методические указания для будущих дизайнеров при проектировании современных интерьеров



Суть дизайнерской деятельности многогранен. С одной стороны, это комплекс знаний и навыков, превращены в метод проектирования, который в дальнейшем используется для создания дизайн-проекта. В иной проекции - это мировоззрение проектировщика, его взгляд на объект проектирования и окружающий мир, а также умение обобщать, синтезировать, отчислять существенные взаимосвязи и закономерности.______________________
«Метод (от греч. мethodos - путь исследования, познания, теория, учение) - совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных развязку конкретной задачи».
«Метод и методика в дизайне - порядок достижения проектной цели, решению поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задач, последовательность приемов или операций, необходимых для получения искомого результата; система мероприятий для оптимальной организации проектной (дизайнерской) деятельности. Включают немного тесно взаимосвязанных разделов знания и комплексов работ: метод, «ноу-хау», уточняющие порядок и последовательность проектных работ от самых общих работ к конкретным технологиям, обеспечивающих достижение проектной цели._______________
Особенностью метода и методологии в дизайне является направленность проектных действий одновременно и на прагматичный, и на художественный результаты, причем иерархия соответствующих установок и путей их достижения может меняться в процессе работы. Это означает, что метод и методика дизайнера должны содержать элементы, синтезирующих возможности и инженерно-технической и художественного творчества, определяет специфику его подготовки и технологии профессиональной деятельности ».
В дизайне становления нового отнюдь не является событием непредсказуемым, неуправляемым, случайным. Теория и практика дизайна разработали специальную технологию проектного поиска новых решений, что рационализирует и ускоряющую этот процесс. Технология эта называется - предпроектный анализ и имеет универсальный характер, так как действительно для проектных задач самого разного класса и типа.
Суть методики предпроектного анализа заключается в расчленении процесса исследования предлагаемой дизайнеру ситуации на ряд этапов, самостоятельных по целям и результатам работы.____________________
1. Обследование, знакомство с ситуацией, контекстом размещения будущего объекта, перечнем свойств, которыми он должен обладать. Техника этого этапа: изучение аналогов, обзор литературных данных и реальных прототипов, выяснения их положительных и отрицательных качеств, формулировка прямых задач дальнейшей работы._____________________
2. Проектировщик ставит перед собой задачу восприятия задачи как проблемы, то есть столкновения противоречий между обстоятельствами будущей жизни объекта и эксплуатационными характеристиками его структур.
3. Сравнение предложений отдельных узлов, рассматривают, проблемы, сведение их в разных вариантах общего развязку, и выбор среди этих вариантов наиболее эффективного. Это еще не проект, а - дизайн-концепция, принципиальная дизайнерская идея будущего проекта, но уже содержащая его реальные формы: инженерно-технические, пространственные, процессуальные и т. п._______________________________________________
Все варианты заданий композиционной организации можно разделить на две группы: «проектирование без аналогов» - создание объектов принципиально новых, где синтезируются, не встречавшиеся ранее технические, пространственные и образные характеристики; «Проектирование по прототипам» - внесение новых качеств в вид или техническое решение объектов и систем, уже знакомых потребителю. Речь идет о совершенствовании, модернизацию приема, зарекомендовавшее себя, приспособления отработанной технической или пространственной схемы с новыми вкусами или обстоятельств [25].__________________________
Разумеется, потребитель в обоих случаях получает какой-то новый вид услуг, новый товар, новое решение среды. Но характер проектных действий при этом далеко не идентичен.____________________________________________
Метод «инверсии» (перестановки слагаемых) позволяет преодолевать тупиковые ситуации в проектировании за счет изменения угла зрения на объект работы (магазин рассматривается не с позиций продавца или покупателя, а с точки зрения службы контроля, ремонтника, вора) за счет изменения творческой установки (главное не прочность конструкции, а простота ее изготовления) и т. д. Свежий взгляд на предмет, подсказав вариант, не зауважувався ранее, развязку той же задачи, «розгальмуе» воображение, позволит увидеть в уже откинутом предложения неиспользованные резервы._________________________________________
Те же задачи, но немного иначе, решает приема «проектирование в воображаемых условиях», когда реальные обстоятельства работы объекта условно подменяются неожиданными развязками ( «а если под водой») или даже фантастическими._____________________________________________
Хорошо зарекомендовали себя прием разложения проектного задания на самостоятельные фрагментарные действия с последующей ведомости отдельных результатов в единую цепочку подкрепляющих друг друга предложений. Но тут важно не допустить случайных проработок, чему помогает составление «дерева целей» - упорядоченной программы проектных мероприятий, раскладывают их совокупность в соответствии с разумной очередности работ, важности для свойств конечного продукта..
Другие способы направлены на привлечение к творческому процессу максимально широкого арсенала знаний и умений, накопленных человеческой проектной культурой. Такие разные варианты эвристических аналогий (то есть нацеленных на изобретение, открытие):
- «Прямые» заимствования форм из далеких проектным заданием сфер (так сделала многие свои открытия современная бионика, «почти», копирующая в технических объектах принципы и конструкции, подсмотренные у природы)
- «Субъективные», когда автор представляет себя каким-то условно выбранным персонажем; ___________________________________________
- «Символические» (что приписывают одному явлению необычные для него свойства - «деревянный велосипед», «жидкий огонь» и т. п.); ____________
- «Фантастические», когда придумываются явления и вещи, как бы в принципе невозможны ( «хорошо бы, чтобы дорога была только там, где едет машина»). Все эти ассоциации и предположения, ломая стереотипы проектного мышления, подталкивают дизайнера к применению «чужих» приемов и принципов к его проблемам, делают «невообразимое» возможным, как это произошло с «несущими дорогу с собой» гусеничными механизмами.
Подобным действием обладают приема, основанные на представлении:
- Мысленно, что «склеивает» нечто целое из частей, которые не сочетаются; акцентирование, выделение в целом какой-то одной черты, с последующим развитием до любого мыслимого предела; _____________________
- «Опережающее отражение» - доведенный до крайней точки, до абсурда прогноз возможных вариантов развития объекта или ситуации. Отталкиваясь от известного, эти приемы, выпячивая его отдельные моменты, превратят привычное в новое, нужно автору.________________-___________
- Метод «интерпретации», что объясняет задача, стоящая перед проектировщиком, в неожиданном для него ключе - в другом стиле, в чужой манере («работа в маске мастера» - если бы тот же проект сделал Ле Корбюзье.
Появление порожденных этими методами нетривиальных приемов пространственной или функциональной организации, состоящие всегда так или иначе отражается на композиционных особенностях объектов и систем среды. Одни - порождают неожиданные формы элементов композиции, «отстраняя», заостряя ее, другие образуют новые комбинации предметных и пространственных составляющих композиционного целого, третьи позволяют в другом ракурсе увидеть этапы и динамические особенности развития проектного процесса. Но в любом случае эти находки подсказывают новые версии образного решения среды, -абсолютно нетрадиционные, необычные зрителю, и поэтому не всегда для него приемлемы.
Реальные методики обычно включают в себя в той или иной степени элементы всех рассмотренных типов, каждый из которых чем-то дополняет другие.
Одной из основных задач каждого ВУЗА является подготовка качественных специалистов. К основным ценностям, которые воспитываются в студентах относятся: инициативность, креативность, толерантность, предприимчивость и многие другие. Процесс воспитания в университетах направлен на создание благоприятных условий для развития личности, формирования профессиональной и общекультурной компетенции, воспитание у студентов высоких духовно-нравственных качеств и норм поведения, формирование патриотического сознания и активной гражданской позиции, повышения эстетического вкуса студенчества, культуры поведения, речи и общения, развитие творческого потенциала. Поэтому очень важную роль играет организация учебного процесса.

Дизайн – вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных, рациональных началах. В своей работе дизайнер пользуется всем арсеналом проектных средств: от технического конструирования, компоновки – до композиционного формообразования, стилеутворення; от функционального анализа – до организационных, концептуальных моделей предметной среды. Цель дизайна – удовлетворение разнообразных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективная организация предметной и информационной среды жизни и деятельности на основе художественно-образных моделей. Одной из основных задач дизайнера является наиболее гармоничное сочетание желаний и вкусов заказчика и функциональность воплощаемого проекта. До основных профессиональных функций дизайнера относят: анализ потребностей клиента, его целей, желаний и вкусов, формулировка предварительных идей и концепций, разработка проекта в демонстрационном виде (рабочие эскизы, чертежи, перспективные изображения и 3D - визуализации, решение внутреннего пространства, расстановка мебели, оборудования, элементов декора), сотрудничество с архитектором, строителями, электриками и контроль общего процесса.

Интерье́ р (фр. inté rieur, лат. interior — внутренний, антоним экстерьер) — архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.

В основе дизайна интерьера лежит синтез прагматических и художественных идей и решений, направленных на улучшение условий существования человека в целостной эстетически совершенной форме. Интерьер складывается из трёх составляющих:

-строительная оболочка — пол, стены, потолок;

-предметное наполнение (оборудование, мебель);

-функциональные процессы, формирующие и пространство, и чувственно-психологическую атмосферу.

К основным задачам дизайнера можно отнести:

- решить проблемы, связанные с организацией пространства, в пользу комфорта, хорошего вкуса и удобства;

- все пожелания заказчика переработать в правильно выстроенный интерьер, увидеть его в цвете, форме и материалах;

- предложить на выбор перечень материалов с одинаковыми свойствами и характеристиками, но разных по цене, что предполагает прекрасное знание рынка;

- порекомендовать те или иные материалы, подходящие конкретному жилью, выявить наиболее удачные их сочетания;

- разработать стиль квартиры в целом и комнат, ее составляющих;

- определить цветовую гамму как всей квартиры, так и отдельных помещений;

- разработать и представить заказчику несколько вариантов размещения мебели и оборудования, элементов убранства;

- составить архитектурно-строительный план с указанными демонтированными стенами, перегородками и с учетом стен, возводимых, нанести на план схемы размещения электрических устройств и сантехники.

Для решения этих задач дизайнер должен использовать основные принципы проектирования интерьеров: работа над объемно-пространственным решением, максимально эффективное использование площади, работа с заказчиком, гармоничное сочетание его пожеланий, вкусов и функциональности, работа над внутренним пространством, уменьшение количества углов, цветное движение, освещение, оборудование и мебель. Нужно продумать каждую деталь: практичность открывания дверей, расположения розеток и выключателей, локальное и общее освещение. Разработка интерьера должна проходить по принципу эргономичности – дизайн оборудования, учитывающий взаимодействие людей и техники, учитывая безопасность материалов и общее стилевое движение.

Чтобы получить удачный проект, необходимо учесть все особенности проектирования помещений. Этому способствуют результаты исследования по теме «Особенности проектирования интерьера спальни в японском стиле» и разработана концепция. Все эти знания могут быть использованы при подготовке специалистов по дизайну интерьера и среды.

Подготовка специалистов в Луганском национальном университете имени Тараса Шевченко и его структурных подразделениях осуществляется по образовательно-квалификационным уровням «квалифицированный рабочий», «младший специалист», «бакалавр», «специалист» и «магистр». Результаты исследования данной работы могут быть использованы с любыми из приведенных образовательно-квалификационным уровням.

Для освоения профессии дизайнера нужно обладать следующими качествами: сочетание в человеке технической и художественной одаренности, практический интеллект, развитое наглядно-образное мышление, богатое воображение, хороший эстетический вкус, чувство стиля, развитое цветоощущение и точный пространственный глазомер, аккуратность, способность к длительной кропотливой работе, самокритичность, общительность, высокая работоспособность, умение чувствовать и понимать своих современников, учитывать их потребности, пристрастия, национальные особенности, возраст, материальное положение.

Целью методических указаний для будущих дизайнеров интерьера является расширение и углубление знаний в этой области, приобретение навыков в разработке интерьеров, поскольку от осведомленности и глубины знаний зависит уровень профессионализма дизайнера и его успех.

Поэтому указания должны основываться на уже приобретенном базе знаний, новейших технологиях и материалах, поскольку с каждым годом технологии меняются и совершенствуются. Указанные положения определяют подготовленность дизайнера интерьеров в практической деятельности.

3.2. Методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий по проектированию интерьеров в японском стиле

 

Поскольку будущий дизайнер должен иметь высокий образовательный уровень и глубокие знания по профильным дисциплинам, мы рекомендуем преподавателям дизайна для проведения занятий по проектированию интерьеров следующее лекционное занятие:

План-конспект лекции

Вид занятия: лекция.

Тема: «Проектирование интерьера спальни в японском стиле».

Основная цель занятия заключается в ознакомлении студентов с определением понятия «дизайн» и основами проектирования интерьеров в японском стиле.

Дидактическая цель: определить основные понятия дизайна; приобрести студентами знания об основах проектирования интерьеров в японском стиле.

Воспитательная цель: вызвать интерес и любовь к культуре другой страны (Японии), воспитать у студентов трудолюбие и внимательность, профессионально-художественный интерес к дизайну интерьера, художественно-эстетический вкус.

Развивающая цель: сформировать представление о японский этностиль, его историю, развить творческий потенциал личности во время разработки интерьеров, пользуясь приобретенными знаниями.

Методы: лекция-беседа, иллюстрация, демонстрация

Материально-техническое обеспечение и дидактические средства, ТНЗ: тетрадь для конспектов, таблицы, иллюстрации и фото примеров японских интерьеров, образцы учебных работ.

Литература (основная и дополнительная):

1. Бирюков Н. Ю. Дизайн интерьера: Учебное пособие для слушателей отделения смежных и дополнительных профессий ЛНУ им. Тараса Шевченко / М. Ю. Бирюков. – Луганск: СПД Резников В.С., 2009. – 156 с.

2. Бирюков Н. Ю. Стили в дизайне интерьера. Учебное пособие для слушателей отделения смежных и дополнительных профессий ЛНУ имени Тараса Шевченко / М. Ю. Бирюков. – Луганск: СПД Резников В. С., 2011. – 164 с.

3. Браиловская Л. В. Дизайн интерьера в восточном стиле: Япония, Китай, Индия, Египет / Л. В. Браиловская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 246 с.

4. Васюкова А.Т. Проектирование предприятий общественного питания./А.Т. Васюкова.- М.: Дашков и Ко, 2011. - С. 24.

5. Дружкова, Н. Л. Педагогическая концепция Баухауза и ее традиции в современном художественном образовании: автореф. дис.... д-ра пед. наук / Н. Ы. Дружкова. – М., 2008. – 40 с.

6. Клее, П. Педагогические эскизы / П. Клее; пер. с нем. Н. Дружковой; под ред. Л. Монаховой / Предисловие Л. Мона - ховой. – М.: Изд. Д. Аронов, 2005. – 56 с.

7. Раннев В. Г. Интерьер: Учеб. Пособие для архит. спец. вузов / В. Г. Раннев. – М.: Высш. шк., 1987. – 232 с.

8. Самара Т. Эволюция дизайна. От теории к практике / Тимоти Самара. / Перевод с англ. - М.: РИП-холдинг, 2009. - 272 с.

9. Степанов Н. Н. Цвет в интерьере / Н. Н. Степанов. – К.: Вища шк. Головное изд-во, 1985. – 184 с.

10. Щеглова А. В. Основные правила выполнения архитектурно-строительных чертежей и текстовой документации к ним: Учебное пособие. – Н. Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2004. – 63 с.

Структура лекционного занятия

Отведенное время

1. Организационная часть...............................................................................1-2

2. Актуализация опорных знаний...................................................................2-3

3. Сообщение темы, формирование цели и основных заданий.......................2-3

4. Мотивация и актуализация процесса усвоения нового материала.............3-5

5. Изложение основного лекционного материала.............................................60

6. Подведение итогов урока. Мотивированная оценка работы и ответы на вопросы студентов............................................................................................5-7

Развернутый план-конспект лекции

I. Организационная часть (1-2 мин):

Приглашение студентов в аудитории, проверка отсутствующих, проверка подготовки класса к занятию.

II. Актуализация опорных знаний (2-3 мин.):

Для повторения ранее изученного материала на опрос в форме беседы выносятся такие вопросы:

- Что такое «дизайн»?

- Какие этностиле вам известны?

- Какие особенности японского стиля вам известны?

- Какие особенности проектирования заведений общественного питания вам известны?

III. Сообщение темы, формирование цели и основных задач (2-3 мин.):

Объяснение актуальности, цели, задач, которые поставлены с целью изучения новой темы. Объяснение хода работы в течение занятия, плана занятия, формы проведения контроля знаний. Объяснение взаимосвязей с предыдущим материалом и перспективами применения знаний, умений и навыков, которые осваивают студенты.

IV. Мотивация и актуализация процесса усвоения нового материала (3-5 мин):

Понятие дизайна стало довольно распространенным в наше время. Сегодня нам известно много этностилей и одним из них является японский стиль. Стили формировались под влиянием культурного, социального, политического и экономического жизни общества. Японский стиль занимает особую позицию в развитии дизайна в целом.

Особенностями японского стиля является использование натуральных материалов, японской орнаментики, господство гармонии, минимализма и функциональности. Японский интерьер связан с философией, которой характерно сосредоточение на внутреннем мире, неподверженность суете внешнего мира, способность видеть прекрасное в простом.

V. изложение нового материала (60 мин.):

Записать: План лекции.

I. Основные понятия дизайна интерьера.

II. Японский этностиль в дизайне интерьера.

III. Основы проектирования интерьеров ресторанов.

I. Основные понятия дизайна интерьера.

Рассказать: Слово «дизайн» используется почти повсеместно: от дизайна прически – до инженерного дизайна, от дизайна кино декораций – до дизайна кондитерских изделий, от фитодизайна и ландшафтного дизайна – до дизайна среды и даже ТВ-дизайна. Знание истории дизайна может способствовать не только осознанию профессии, но и внедрению методов образного моделирования, планирования, рационализации в другие области профессиональной деятельности. История дизайна как вида проектно-художественной деятельности разворачивается во взаимодействии с научно-технической и визуальной, художественной культурой, поэтому она обязательно отражает влияние новаций и изобретений в технике, инженерном и художественном творчестве. Дизайн – это одновременно и продукт культуры, инструмент культурного строительства, и фактор, активно формирующий культуру. В своей работе дизайнер пользуется всем арсеналом проектных средств: от технического конструирования, компоновки – до композиционного формообразования; от функционального анализа – до организационных, концептуальных моделей предметной среды.

Дискуссия: считаете Ли вы, что нужно учитывать законы дизайна? Возможно, стоит лишь прислушиваться к пожеланиям клиента, даже если они не являются целесообразными?

Объяснить, подытоживая ход дискуссии: Дизайн играет важную роль в оформлении любого помещения, поэтому важно акцентировать внимание на основах и законах дизайна, учитывая пожелания заказчика. Задачей дизайнера является суммирование его прихотей и их грамотное оформление в концепцию.

Записать: Дизайн – вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных, рациональных началах. Законы дизайна интерьера – законы конструирования, планировки и украшения жилья связаны с одной стороны со стилем жизни людей, обитающих в нем, с их мироощущением, культурой, поведением, отношением друг к другу; с другой стороны – с природными законами и гармонией человеческого битую среди этого природного окружения. Цель дизайна – удовлетворение разнообразных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективная организация предметной и информационной среды жизни и деятельности на основе художественно-образных моделей. На разработку дизайнерского решения влияет много факторов. Это, непосредственно, пространство – его измерения и конструкция, с его потенциалом и ограничениями, возможности его использования для работы или досуга, развлечений или отдыха. Зарождение дизайна как самостоятельной профессиональной деятельности связано с развитием массового производства, технологий, прикладных наук. Поэтому в настоящее время дизайн стал неотъемлемой частью всех сфер жизнедеятельности человека.

II. Японский этностиль в дизайне интерьера

Рассказать: Существует множество этностилей, каждый из которых имеет шарм и свои особенности. К этническим стилям дизайна интерьера мы относим: мексиканский стиль, афростиль, колониальный стиль, японский стиль, индийский стиль, индонезийский стиль, марокканский стиль, средиземноморский стиль, английский стиль, арабский стиль, стиле кантри, русский стиль, украинский национальный стиль. Одним из самых ярких представителей этнического стиля является японский стиль. Японский стиль в оформлении интерьера занимает заметное и значительное место в современных этнических дизайнерских тенденциях – и это еще одно доказательство неугасающего интереса к культуры этой загадочной страны. Японская культура – одна из самых не подверженных влиянию со стороны. Довольно долго эта страна развивалась сама по себе, просачиваясь в европейские интерьеры исключительно в виде небольшого количества этнического декора.

 

Записать: Японский стиль отличается простотой и асимметрией. Интерьер в японском стиле – это максимум открытого пространства, которое ограничивают лишь необходимые конструктивные элементы, такие как стены, пол, потолок, в отдельных случаях - опорные столбы или перегородки.

Как известно, в японском доме традиционным продолжением интерьера всегда был и остается пейзаж. У японцев внутреннее пространство дома отличается отсутствием стационарных стен; оно разделяется передвижными перегородками или ширмами, текстильными или бумажными занавесями. Легкие и мобильные перегородки, как правило, имеют каркас из дерева, в который вставлены квадраты из матового стекла или рисовой бумаги. Японцы называют их «седзи».

В европейском пространстве все чаще проявляется западный менталитет к восприятию восточной эстетики, поэтому его принято разделять на функциональные зоны с помощью перегородок. Предметная среда японского интерьера с поправкой на комфортное существование в нем нашего соотечественника формируется чаще всего функциональной мебелью. Главное условие – мебель должны быть выполнены из природных материалов. Не стоит особо увлекаться декорированием пространства. Характерной чертой японского интерьера остается минимализм, который проявляется в пространстве и элегантности деталей. Используя в интерьере дерево, мастера оставляли стволы деревьев почти необработанными, так как красота заключалась в его первородным фактуре.

Характерными мотивами считаются иероглифы, изображение листьев или цветов, кроме того, в качестве компонентов покрытий, предназначенных для декорирования, все чаще выступают соломка, рафия, джут, сизаль, бамбук и другие растительные материалы.

Аксессуарами и элементами декора также есть шкатулки, миниатюры – нэцкэ, куклы из дерева (фарфора), бронзовые статуэтки, свитки с иероглифами, светильники, фарфор, бонсаи, икебаны, различные талисманы.

Рассказать: Японский стиль – минималистично-декоративный стиль, в котором ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и выразительный. Нужно помнить, что особое внимание уделяется текстилю. Приветствуются не только лишь занавеси и матерчатые ширмы, но также всевозможные ковры и циновки, они же используются для зонирования помещения и украшения стен. Эту национальную особенность сегодня с успехом позаимствовали западные производители, создав целую индустрию тканей и настенных покрытий в японском стиле. Говоря об освещении в японском стиле, следует заметить – света должно быть много. Абажуры из рисовой бумаги простых форм, которые делают свет мягким и рассеянным. Такой свет визуально раздвигает пространство. В оформлении интерьера используются два-три цвета, среди которых могут быть песочный, кремовый, черный, белый или серый.

Японский стиль в интерьере подойдет людям, которые любят пустоту, тишину и свет. Хозяин дома, решивший оформить дом в японском стиле, мудр, хаос и суета внешнего мира его не беспокоит, потому что он наделен даром видеть в обыкновенной вещи прекрасное.

III. Основы проектирования интерьеров спален

Рассказать: Под понятием спальной комнаты подразумевается помещение в доме или квартире, предназначенное для сна и отдыха. Спальная комната характеризуется уютом и ощущением комфорта. Данное помещение считается одной из самых важных комнат в доме или квартире. От атмосферы и обстановки, созданной в спальне, зависит настроение, эмоциональное и физическое состояние человека, ведь люди проводят в спальне третью часть суток. Понятие атмосферы уюта и комфорта у каждого человека отличается, однако существуют некоторые общие требования для спальной комнаты:

1. Не рекомендуется совмещать спальню и рабочий кабинет, так как спальня предназначена для отдыха, а значит, не должно быть даже намеков на работу и труд.

2. Лучше, чтобы спальня размещалась поодаль от входной двери, а в комнате была создана максимальная звукоизоляция.

3. Мебель для комнаты рекомендуется выбирать из натуральных материалов. Расставлять ее можно по-различному, однако главным аспектом является наличие в комнате свободного пространства. Многие руководствуются принципами древнекитайского учения фэн-шуй.

4. Важную роль в спальной комнате играет цвет. Рекомендуется оформлять комнату пастельными тонами; любителям яркости можно внести в интерьер несколько насыщенных пятен.

5.Освещение комнаты также важно. Лучше, если в комнате будет два источника света - основной и дополнительный.Важнейшим условием, которое необходимо соблюдать при создании проекта является продуманность и совместимость всех элементов дизайна: отделки, освещения, мебели, дверей, окон, элементов декорирования.

 

Беседа: В чем заключается главная задача проекта дизайна спальни?

Записать: Главная задача проекта дизайна спальни – гармоничность всех элементов, которая создает атмосферу комфорта и уюта в сочетании с уникальностью стиля спальни. Разработка дизайна комнаты отдыха должен основываться на специфике гармонии с природой. Единение японцев с окружающей средой формирует особый подход к обустройству жилища. Яркий тому пример – далеко выступающие навесы над окнами с круто загнутыми вверх карнизами; навесы и веранды – энгава –становятся еще длиннее, окна убираются японской бумагой хосё;; иероглифы, изображение листьев или цветов; распространёнными японскими текстурами и материалами являются: кедр, рисовая бумага, клён, бамбук, камень и плетёная лоза,  раскрашенный шёлк, тщательно вышитые кимоно и оби (пояс для кимоно); для пола характерно использование татами – напольных циновков; мокоси-ярус в виде открытой галереи с навесом большого выноса, завершающий основной объем японской культовой постройки; токонома -ниша в стене помещения, в которой располагается либо традиционная японская гравюра, либо свиток с каллиграфически написанным изречением, девизом или стихотворением; фусума— скользящая дверь в виде обклеенной с двух сторон бумагой деревянной рамы, используется для деления большой васицу; ширма-от нем. schirm защита)-представляет собою элемент интерьера, небольшую портативную перегородку, отделяющую часть комнаты, например, для переодевания; в интерьере этого стиля должны быть контрасты; в качестве японских аксессуаров возможны подобрки шкатулок, кукол в кимоно, соломенных или бамбуковых ковров; вееров с японскими рисунками (изображения сакуры); керамических ваз. Данные аксессуары придают уникальность интерьерной атмосфере. Чайные сервизы; традиционные керамические блюда, расписанные вручную и хранящиеся в специальных подставках; палочки для еды.

 

Рассказать: Поэтому дизайн интерьера в японском стиле является ответственной задачей и нужно помнить об основных характеристиках при оформлении помещения: выдержанность колористики, лаконичность, свет и воздух, натуральность материалов. Основным и обязательным заданием является гарантия гармонии, покоя и удобства. Выполняя данное задание, необходимо проектировать каждую деталь.

Следовательно, условно можно выделить девять особенностей японского интерьера: ничего лишнего, отсутствие ярких красок, наличие прямых штор, единство с природой, пустота и пространство, оригинальность мебели, аксессуары, глубокая философия, универсальность

Беседа: От каких факторов кроме дизайна зависит успех спальни?

Записать: Необходимо отметить, что интерьер и дизайн не создаются только с помощью мебели. Важную роль в процессе создания уникального стиля играет и цветовая гамма, символика, экологичность материалов, текстильный дизайн интерьера.

Рассказать: Текстильный элемент добавляет в дизайн интерьера любой спальни шарм, определенный уют. Законченность в дизайне интерьера спальни привносят шторы и гардины, текстильные обои и просто вставки из материала, обладают стилистическим шиком. Таким образом, дизайн интерьера спальни создается разнообразными способами, каждый из которых действенный и неповторимый.

Записать: Дизайн-проект включает в себя: трехмерные эскизы интерьера, план раскладки полов, расстановки мебели, обмерный план, план возводимых перегородок, расположения сантехники, расположения и открывания дверей, спецификация отделочных материалов, спецификация дверных проемов и многое другое.

Рассказать: Особое место в проектировании спален занимает выбор кровати. Кровать — мебельное изделие, предназначенное для сна при расположении человека лёжа; данная мебель представляет собою длинную раму с ножками и двумя спинками, на которой находится матрас и постельные принадлежности. Начинать дизайн-проект спальни необходимо с кровати. Именно кровать, как правило, определяет и стиль оформления комнаты. Мебельные салоны и дизайнерские студии отличаются в нынешнее время богатством выбора кроватей по форме, дизайну, материалам и странам производства. Для того, чтобы не ошибиться в выборе, следует знать некоторые особенности конструкции кровати. По размерам конструкции кроватей делят на одно-, двуспальные и полуторные. Обычная односпальная не превышает в ширину 1 м, в длину - 2 м, ширина полуторных - от 110 до 150 см, двуспальные имеют ширину не менее 160 см, хотя иногда достигают и 2 м. Сама кровать состоит из каркаса и рамы, на которую кладется матрас. Рамы делаются из длинных досок или металлических трубок с закрепленными поперек деревянными рейками. И чем их больше, тем ложе прочнее. Упругие многослойные рейки, деревянные пластины хороши своими ортопедическими качествами, так как помогают позвоночнику постоянно оставаться прямым. А если на такой раме еще и ортопедический матрас, то можно считать, что нашему позвоночнику и осанке ничто не угрожает.

 

Беседа: Какие факторы влияют на функциональное зонирование пространства в спальне?

 

Записать: Если в доме достаточно много комнат, то при выборе помещения для спальни необходимо учесть несколько факторов. В первую очередь, она должна быть максимально удалена от самых шумных мест: кухни, столовой, гостиной.

Важным является и то, куда будут выходить окна спальни. Здесь не обходимо учесть личные склонности. Если хозяин является «жаворонком», т. е. встает рано, уместнее выбрать для спальни комнату с окнами на восток, тогда лучи восходящего солнца будут радовать хозяина. Но если, же владелец помещения является «совой» и встает ближе к обеду, то окна должны выходить на запад, тогда утром в спальне будет полумрак, и солнце не сможет заставить встать ранее обычного.

Также дизайн интерьера спальни зависит от размера комнаты. Размер определяется исключительно личными предпочтениями: можно выбрать небольшую комнату, возможен вариант выбора и самой просторной в квартире. Главное, чтобы в спальне могло разместиться все необходимое. Поэтому если человек собирается в данной комнате только спать, и не намерен ставить в ней много мебели, то можно выбрать для спальни небольшое помещение. Но если квартира достаточно велика, для спальни стоит выделить просторную комнату. В этом случае спальня может стать не только местом для сна, но и местом для полноценного отдыха, и тогда в ней смогут поместиться и бар, и небольшая библиотека с книжным шкафом, журнальным столиком и двумя мягкими уютными креслами, и многое другое.

Центральным и основным элементом спальной зоны является кровать, которую лучше расположить параллельно наружной стене с окнами. В непосредственной близости от кровати следует отвести место для ночного столика, тумбочки, кресла. Вполне уместным будет в спальне небольшой музыкальный центр, компьютер, ноутбук: вечером спокойная музыка поможет расслабиться и заснуть, а утром бодрая, ритмичная музыка поможет проснуться, сделать зарядку. Что же касается телевизора, представители медицины не рекомендуют ставить его в спальне: его излучение вредно для здоровья, поэтому его лучше поставить в комнате, где человек проводит менее времени. Однако если человек принял решение поставить телевизор в спальне, следует позаботьтесь о том, чтобы он находился на безопасном расстоянии (не менее 2 м). Телевизор следует смотреть высоко подняв подушку, т. е. в положении сидя.

Дизайн интерьера спальни неотделим от правильного цветового оформления. Многое зависит, в первую очередь, от индивидуальных предпочтений: некоторые люди лучше отдыхают в светлом помещении, кто-то- в темных стенах, создающих ощущение полумрака. Но следует помнить о том, что темные цвета зрительно сужают пространство, а светлые, наоборот, - расширяют.

Главным условием для любой спальни остаются комфорт и удобство, ведь именно здесь человек набирается сил и отдыхает душой и телом[12].

Рассказать: Вся проектная документация разрабатывается в программах ArchiCad, AutoCad, Autodesk 3ds Max (ранее 3D Studio MAX), Adobe Photoshop CS6, CorelDRAW. Обязательно должны соблюдаться как юридические, так и строительные нормы и правила. Требования пожарной безопасности, ГОСТ должны быть соблюдены.

Записать: ArchiCAD — графический программный пакет САПР для архитекторов, созданный фирмой Graphisoft. Предназначен для проектирования архитектурно-строительных конструкций и решений, а также элементов ландшафта, мебели и т. п.

При работе в пакете используется концепция Виртуального Здания. Суть её состоит в том, что проект ARCHICAD представляет виртуальную модель реального здания, существующую в памяти компьютера. Для её выполнения проектировщик на начальных этапах работы с проектом фактически «строит» здание, используя при этом инструменты, имеющие свои полные аналоги в реальности: стены, перекрытия, окна, лестницы, разнообразные объекты и т. д. Завершив этап моделирования, пользователь может извлечь из " виртуального здания" все необходимые данные для создания проектной документации: планы этажей, фасады, разрезы, экспликации, спецификации, визуализации и пр. ARCHICAD является одним из первых приложений в АИС-индустрии, реализовавших поддержку подхода OPEN BIM на основе межплатформенного формата взаимодействия IFC IFC.

AutoCAD — двух- и трёхмерная система автоматизированного проектирования и черчения, разработанная компанией Autodesk. Первая версия системы была выпущена в 1982 году. AutoCAD и специализированные приложения на его основе нашли широкое применение в машиностроении, строительстве, архитектуре и других отраслях промышленности. Программа выпускается на 18 языках. Уровень локализации варьирует от полной адаптации до перевода только справочной документации. Русскоязычная версия локализована полностью, включая интерфейс командной строки и всю документацию, кроме руководства по программированию.

Autodesk 3ds Max (ранее 3D Studio MAX) — полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, доразработанная компанией Autodesk. Содержит самые современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа. Работает в операционных системах Windows и Windows NT (как в 32‑ битных, так и в 64‑ битных). В марте 2014 года выпущена версия 17.0 этого продукта под названием Autodesk 3ds Max 2015. Написана на C# (WPF), также использует библиотеку Developer Express (DevExpress).

Adobe Photoshop— многофункциональный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. В основном работает с растровыми изображениями, однако имеет некоторые векторные инструменты. Продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений и наиболее известным продуктом фирмы Adobe. Часто эту программу называют просто Photoshop, на жаргоне российских пользователей — «ФШ». В настоящее время Photoshop доступен на платформах OS X, Windows, в мобильных системах iOS, Windows Phone и Android. Также существует версия Photoshop Express для Windows Phone 8 и 8.1. Сейчас в США идёт бета-тестирование стриминговой версии продукта для Chrome OS. Ранние версии редактора были портированы под SGI IRIX[источник не указан 564 дня], но официальная поддержка была прекращена, начиная с третьей версии продукта. Для версий 8.0 и CS6 возможен запуск под Linux с помощью альтернативы Windows API — Wine.

CorelDRAW Graphics Suite (англ: «Интегрированный комплект программ CorelDRAW») — начиная с версии 12 пакета CorelDRAW — маркетинговое официальное наименование пакета программного обеспечения для работы с графической информацией производства компании Corel (Оттава, Онтарио, Канада). До этой версии комплект назывался просто «CorelDRAW», хотя слова «Suite» и «Graphics Suite» впервые появляются на коробках и в документации начиная с версии 9. Комплектация пакета никак не была связана с переименованием.

В пакет CorelDRAW Graphics Suite также входит редактор растровой графики Corel PHOTO-PAINT и другие программы — например, для захвата изображений с экрана — Corel CAPTURE. Программа векторизации растровой графики Corel TRACE до 12 версии входила в пакет как самостоятельная программа.

 

Рассказать: При проектировании интерьера особое внимание необходимо уделить мебели.

Антикварная японская мебель носит название тансу — это необычные комоды на колесиках, дорожные сундуки с массивными крышками, которые также могут служить и в качестве скамеек, буфеты и лестницы-шкафы, в которых каждая ступенька является вместительным ящиком. В переводе с японского тансу означает — «коробка», то есть обычное место хранения вещей, представляющих собой особую ценность для семьи, надежное, вместительное и легко перемещаемое в пространстве.

В японском интерьере именно тансу заменяют традиционные для Европы стенки, шкафы-купе и многочисленные открытые полки. Даже книги зачастую складываются именно в закрытые сундуки, чтобы не загромождать пространство лишними предметами.

Еще одна особенность японских шкафов — они имеют гладкие фасады, без выразительной резьбы, украшений, рисунков и фурнитуры.

Японская кровать — это не обязательно татами или просто кинутый на пол матрац, хотя такой вариант имеет полное право на существование, в современной интерпретации — это обычная в целом кровать с изголовьем, только низкая и без привычных ножек.

Итак, мы можем сделать вывод, что проектирование интерьеров ресторанов- довольно сложное дело, которое требует высокого профессионализма и глубоких знаний. Существует множество нюансов, правил и законов, которые надо учитывать при проектировании. Дизайнер должен правильно использовать их на практике, опираясь на законы композиции, архитектуры, конструирования и цветоведения.

IV. Подведение итогов урока. Мотивированная оценка работы и ответы на вопросы студентов (5-7 мин):

В конце изложения лекционного материала необходимо проверить усвоение и обобщение материала. Для обобщения и усвоения материала предлагаем следующие вопросы:

- Дайте определение дизайна.

- Какие существуют этнические стили в дизайне интерьера?

-Какие особенности проектирования интерьера в японском стиле Вам известны?

Студенты задают вопросы. В конце лекции студентам предлагается распечатанный список литературных источников для дальнейшей подготовки к лабораторно-практического занятия. Студенты собирают свои вещи, приводят рабочие места в порядок. Организационное окончание занятия.

Для развития творческого мышления и практических навыков нами предложено следующее лабораторно-практическое занятие

План лабораторно-практического занятия

Вид занятия: лабораторно-практическое.

Тема: Японский стиль в дизайне интерьера.

Цель занятия: рассказать о японский стиль в проектировании интерьеров, закрепить знания на практике во время разработки дизайна интерьера в данном стиле.

Методы: словесные: рассказ-объяснение, беседа, наглядные: иллюстрация, демонстрация, практические: упражнения по теме.

Материально-техническое обеспечение и дидактические средства, ТНЗ: образцы репродукций существующих интерьеров (фотографии), журналы по дизайну интерьера, образцы учебных работ, бумага для эскизов, акварельная бумага, натянутая на планшет, карандаши, резинка, кисти, салфетки, цветные карандаши, пастель, тушь, перо, фломастеры, акварельные краски.

Литература (основная и дополнительная):

1. Бирюков Н. Ю. Дизайн интерьера: Учебное пособие для слушателей отделения смежных и дополнительных профессий ЛНУ им. Тараса Шевченко / М. Ю. Бирюков. – Луганск: СПД Резников В.С., 2009. – 156 с.

2. Бирюков Н. Ю. Стили в дизайне интерьера. Учебное пособие для слушателей отделения смежных и дополнительных профессий ЛНУ имени Тараса Шевченко / М. Ю. Бирюков. – Луганск: СПД Резников В. С., 2011. – 164 с.

3. Раннев В. Г. Интерьер: Учеб. Пособие для архит. спец. вузов / В. Г. Раннев. – М.: Высш. шк., 1987. – 232 с. 4. Степанов Н. Н. Цвет в интерьере / Н. Н. Степанов. – К.: Вища шк. Головное изд-во, 1985. – 184 с.

Структура лабораторно-практического занятия

Отведенное время

1. Организационная часть...................................................................................1-2

2. Актуализация опорных знаний......................................................................2-3

3. Сообщение темы, формирование цели и основных заданий..........................................................................................................2-3

4. Мотивация учебной деятельности (вопросы, задачи, проблемные ситуации).......................................................................................................3-5

5. План занятия......................................................................................................60

• изложение теоретического материала...............................................................10

• самостоятельное выполнение практических заданий студентами................50

6. Подведение итогов.....................................................................................5-7

1. обобщение материала;

2. мотивированная оценка работы и ответы на вопросы студентов.

Развернутый план-конспект лабораторно-практического занятия

1.Организационная часть (1-2 мин).

Поздравление со студентами. Проверка готовности студентов к занятию.

2. Актуализация опорных знаний (2-3 мин).

Вопрос к актуализации опорных знаний:

- Какие этнические стилей в дизайне интерьера вы знаете?

- Какие признаки японских интерьеров вы можете назвать?

- С чего правильно начинать проектирование интерьера?

3. Сообщение темы, формирование цели и основных задач (2-3 мин.).

Сообщить студентам тему занятия: «Японский стиль в дизайне интерьера.». Сформировать цель: рассказать о японский стиль в проектировании интерьера ресторана, закрепить знания на практике во время разработки дизайна интерьера в одном в данном этническом стиле.

4. Мотивация учебной деятельности (3-5 мин).

Задать мотивационные вопросы студентам связанные с проектированием:

- Какие факторы надо учитывать при проектировании интерьера?

- Какие средства используются для воспроизведения разработанной концепции дизайна интерьера?

5. План занятия (60 мин.).

Изложение теоретического материала (10 мин):

Основной задачей стиля в дизайне является облегчение поисков дизайнерских решений. Стиль характеризуется некоторой идеальностью, целостностью, гармонией, это – образ, идея.

Япония является одной из величайших цивилизаций мира, которая имеет богатую историю, культуру, философию. В искусстве, дизайне данной страны возможно наблюдать синтез самобытных, многовековых традиций и последних достижений прогресса, что представляет широкий интерес для жителей Европы, Запада, чей стиль жизни в XXI столетии по многим аспектам можно охарактеризовать как интерьерный. Поскольку японский минимализм, как стиль дизайна помещения, синонимичен элегантности, функциональности и искусству простоты, он актуален, обладает рядом преимуществ, а также необходим современному человеку.

Интерьер в японском стиле завораживает своим лаконизмом и выразительностью. Изящный дизайн проникнут глубокой философией, истоки которой лежат в единении природы и человека. Японский минимализм основан на внутренней архитектуре синтоистских храмов, где  цветовые сочетания и простые формы подобраны с безупречной точностью. Дизайн в японском стиле – особая философия эстетики, которая утверждает, что любой лишний элемент – неэстетичный. Такой интерьер отличается изысканным лаконизмом и теплыми, спокойными, приглушенными оттенками натуральных материалов, из которых сделаны мебель, аксессуары в помещении. Главным образом-это светлая древесина, ротанг, рогожка, бамбук.

Цветовая гамма является особой темой при разработке интерьера в японском стиле, которая включает в себя пастельные и матовые тона бежевого и кремового. Конечно уместно использование контраста за счет розово-коричневого, черного, белого, вишневого цветов.

Что же касается мебели, то благодаря лишь необходимом их использованию, создается пространство. При этом интерьер сохраняет свою функциональность и комфортабельность. Обычно используются низкие мебель с колоритными подушками. Нужно помнить, что пространство делится на функциональные зоны, где посетители чувствуют себя более комфортно.

Технические требования к отделочным материалам для полов отмечают качества – износостойкость, снижение уровня ударного шума, влагостойкость, достаточно гладкую поверхность (средняя скользкость). Для стен не рекомендуется сильная шероховатость и глубокая рельефность поверхности, которые затрудняют извлечение пыли.

Проектирование начинается с разработки эскизной части дизайн-проекта. Эскизная часть зон отражает: зонирование помещений; фасад; концептуальные решения интерьера в 3D изображениях. После утверждения заказчиком концептуальных решений происходит разработка рабочего проекта: план перегородок; план пола; план потолка; развертки и разрезы; план расстановки мебели; план вывода вентиляции, кондиционирования, электроснабжения; полная спецификация отделочных материалов. Важным является авторский надзор. В ходе реализации работ строительной организацией, необходимо внесение поправок в детали интерьера от автора дизайн-проекта. Иначе в результате может получиться интерьер, который отличается от задуманного и утвержденного заказчиком. В некоторых случаях не требуется полноценный дизайн-проект, достаточно нескольких декоративных решений и существующий интерьер становится удивительным и неповторимым.

Самостоятельное выполнение практических заданий студентами (50 мин.)

Далее, после изучения основ проектирования спальни в японском стиле, студенты разрабатывают клаузурне решение (наброски, эскизы) будущих интерьеров, после согласования и консультации с преподавателем выполняют работу в выбранной технике. В течение самостоятельной работы студентов при необходимости нужно помогать в выполнении задания, подчеркивать характерные данного интерьера.

При оформлении работ важно напомнить о законы, приемы, средства композиции и эстетическую выразительность и привлекательность произведения.

6. Подведение итогов (5-7 мин)

Провести обобщение материала и ответить на вопросы студентов. Просмотр и оценивание работ студентов. Демонстрации лучших и удачных работ студентов.

Студенты собирают свои вещи, приводят рабочие места в порядок. Организационное окончание занятия.

 

Выводы по третьему разделу

В нынешнее время высшее образование занимает важную часть в жизни каждого человека и имеет большое значение. Благодаря качественной системе образования Украина имеет немало известных ученых и выдающихся людей.

Основной задачей каждого ВУЗА является подготовка высококвалифицированных специалистов. Подготовке специалистов по дизайну способствует не только наличие сильной теоретической базы, но и практический грунт, который включает в себя разнообразные олимпиады, конкурсы и практические занятия. Основной целью высшего образования по дизайну – является подготовка настоящих профессионалов своего дела с глубокими знаниями, сильной теоретической базой, практическими навыками, творческим мышлением и подходом к делу. Важно не только иметь представление о будущем проекте, но и уметь реализовать его.

Одной из основных задач является умение грамотно воплотить замысел, который будет соответствовать концепции, требованиям безопасности, потребностям человека.

Для студентов кафедры дизайна Луганского национального университета имени Тараса Шевченко за отраслью знаний 0202 «Искусство» направление подготовки 8.02020701 «Дизайн» специальности «Дизайн (Дизайн интерьера и среды)» мы подготовили методические указания по проектированию интерьеров в японском стиле. Мы предоставили теоретически-методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий по проектированию интерьеров, которые заключены в лекционном и лабораторном занятиях. Проведя детальный анализ учебных планов, мы пришли к выводу, что для совершенствования учебного процесса необходимо:

- более частое проведение практических занятий;

- использование наглядных примеров;

- ознакомление с новыми материалами, оборудованием и другими новинками дизайна.

Поэтому, совершенствование системы высшего образования имеет очень важное значение, поскольку от этого зависит уровень профессионализма потенциальных сотрудников, и как следствие, уровень профессионализма в данной сфере страны в целом.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.202 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь