Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Евхаристия - источник и вершина



Евхаристия - " источник и вершина всей христианской жизни". " Все другие таинства, как и все виды церковного служения и апостольские труды, связаны с Евхаристией и устремлены к ней. Ибо Святая Евхаристия содержит в себе все духовное сокровище Церкви, то есть Самого Христа - нашу Пасху".

Как называется это таинство?

Неисчерпаемое богатство этого таинства выражено в различных названиях, которые ему даются. Каждое из этих наименований отражает определенный его аспект. Его называют:

- Евхаристия, потому что она есть благодарение Богу. Греческие слова эухаристеин (Лк 22, 19; 1 Кор 11, 24) и эулогеин (Мф 26, 26; Мк 14, 22) напоминают о иудейских благословениях, торжестенно возвещающих - главным образом, во время трапезы - о деяниях Божиих: творении, искуплении и освящении;

- Вечеря (Трапеза) Господня, потому что речь идет о Тайной Вечере Господа со учениками Его накануне Его Страстей и о предвозвещении брачной вечери Агнца в Небесном Иерусалиме;

- Преломление Хлеба, потому что этот обряд, являющийся характерным для иудейской трапезы, был использован Иисусом, когда Он как Хозяин застолья благословлял и раздавал хлеб - в особенности, на Тайной Вечере. По этому жесту ученики узнают Его после Его Воскресения Первые христиане таким же образом будут именовать свои евхаристические собрания. Это означает, что все, кто вкушает от единого преломленного хлеба - Христа, - входят в общение с Ним и составляют отныне с Ним одно Тело;

- Евхаристическое собрание (синаксис), потому что Евхаристия совершается в собрании верующих, видимом выражении Церкви.

Знаки хлеба и вина

В самом сердце совершения Евхаристии находятся хлеб и вино, которые через слова Христа и через призывание Духа Святого становятся Телом и Кровью Христа. Верная повелению Господа, Церковь продолжает в память о Нем, до Его возвращения во славе, совершать то, что Он совершил накануне Страстей: " Он взял хлеб..." " Он взял чашу, наполненную вином..." Таинственно становясь Телом и Кровью Христа, знаки хлеба и вина продолжают означать также, что творение благо. Так, в Приношении даров мы благодарим Творца за хлеб и вино, плод " трудов человеческих", но прежде " плод земли" и " лозы", дары Творца. В жесте Мелхиседека, царя и священника, " вынесшего хлеб и вино" (Быт 14, 18), Церковь видит прообраз своего собственного приношения.

В Ветхом Завете хлеб и вино принесены в жертву среди начатков земных плодов в знак благодарности Создателю. Но они получают новое значение в контексте Исхода: опресноки, которые Израиль вкушает каждый год на Пасху, напоминают о поспешности спасительного исхода из Египта; воспоминание о манне небесной в пустыне всегда будет напоминать Израилю, что он живет хлебом Слова Божия. И, наконец, наш насущный хлеб является плодом Земли Обетованной, залогом верности Бога Своим обещаниям. " Чаша благословения" (1 Кор 10, 16) в конце пасхальной трапезы иудеев придает праздничной радости вина эсхатологическое измерение - измерение мессианского ожидания, что Иерусалим будет восстановлен. Иисус установил Свою Евхаристию, придав новый - и окончательный - смысл благословлению хлеба и чаши

Первое провозглашение Евхаристии разделило учеников так же, как предсказание о Страстях возмутило их: " Какие странные слова! кто может это слушать? " (Ин 6, 60). Евхаристия и Крест - это камни преткновения. Это одна и та же тайна, и она не перестает быть причиной разделений. " Не хотите ли и вы отойти? " (Ин 6, 67) - этот вопрос Господа звучит сквозь века; в нем содержится призыв Его любви - чтобы мы узнали, что только Он " имеет глаголы вечной жизни" (Ин 6, 68) и что принять с верой дар Его Евхаристии - значит принять Его Самого.

Установление Евхаристии

Совершая Последнюю Вечерю со Своими апостолами во время Пасхальной трапезы, Иисус наделил иудейскую Пасху конкретным смыслом. В самом деле, переход Иисуса к Отцу через смерть и воскресение - новая Пасха, предвозвещен в Тайной Вечере и совершен в Евхаристии, которая довершает иудейскую Пасху и предвозвещает окончательную Пасху Церкви во славе Царства Божия.

" Сие творите в Мое воспоминание"

Повеление Иисуса повторять Его жесты и слова " доколе Он придет" требует не просто воспоминания о Иисусе и о том, что Он сделал. Речь идет о литургическом совершении Апостолами и их преемниками воспоминания Христа, Его жизни, Его смерти, Его воскресения и Его ходатайства перед Отцом.

С самого начала Церковь была верна повелению Христа. О Церкви Иерусалимской сказано:

И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. (...) И каждый день единодушно пребывали в храме, и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян 2, 42.46).

Христиане собирались вместе " для преломления хлеба" главным образом " в первый день недели" (Деян 20, 7), то есть в день воскресения Иисуса Христа. С тех пор и до наших дней совершение Евхаристии не прерывается, так что теперь мы находим его повсюду в Церкви с той же основной структурой. Оно остается центром жизни Церкви.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь