Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
См. раздел 207, «Политика»
36 – ЛУЧШИЕ ИЗ БРАТЬЕВ 90 – Посланник Аллаха (С): лучшие из братьев – те, кто споспешествовал тебе в поклонении Аллаху, удерживал тебя от совершения прегрешений перед Ним, и повелевал тебе творить то, чем Он будет доволен Танбих-уль-Хаватир, 2/123. 91 – Имам Али (А): лучший из братьев – тот, кто меньше всех проявляет витиеватость в наставлениях Гурар-уль-Хикам, 4978. 92 – Он же (А): лучший из братьев – тот, кто тебя утешает, а лучший из них – кто тебе поддержку оказывает, а если потребуется – от беды тебя избавит Гурар-уль-Хикам, 4988. 93 – Он же (А): лучший из братьев – тот, чья дружба – во имя Аллаха Гурар-уль-Хикам, 5017. 94 – Он же (А): лучший из братьев – тот, кто, стремясь к добру, увлекает тебя за собой, призывает тебя к праведности и помогает тебе на этом пути Гурар-уль-Хикам, 5021. 95 – Он же (А): лучший из братьев – тот, кто не скупясь бранит тебя за дело Гурар-уль-Хикам, 5009. 96 – Он же (А): лучший из братьев – тот, кто не дает братьям своим испытывать нужду в чем-либо кроме себя самого Гурар-уль-Хикам, 4985. 97 – Имам Ас-Садик (А): для меня лучший из братьев – тот, кто открывает мне глаза на мои недостатки Аль-Бихар, 74/282/4.
См. «Друг», раздел 1093.
37 – ХУДШИЕ ИЗ БРАТЬЕВ 98 – Имам Али (А): худший из братьев – тот, кто собой других обременяет Нахдж-уль-Балага, Хикма 479. 99 – Спросили Повелителя Верующих (А): какой из друзей худший? – и он (А) ответил: тот, кто приукрашивает в твоих глазах прегрешения пред Аллахом Маани-ль-Ахбар, 4/198.
38 – ИСПЫТАНИЕ БРАТЬЕВ 100 – Посланник Аллаха (С): если увидишь в брате своем три достоинства, то водись с ним: скромность, доверие, правдивость, а если не найдешь их в нем, то не водись с ним Канз-уль-Уммаль, 24755. 101 – Имам Али (А): кто побратался с человеком после тщательного его испытания, то дружба эта будет долговечна, а в поддержке его не будет сомнения, но кто побратается с кем-либо непроверенным, тот навлечет на себя неприятности. Гурар-уль-Хикам, 8921 и 8923
102 – Имам Ас-Садик (А): Испытуйте братьев своих на наличие двух достоинств, и добро, если найдете их в них, но если нет, то – прочь от таких братьев, прочь, прочь: совершение молитв в предписанное для них время и праведность поведения с братьями как в часы легкости, так и в принуждении. Аль-Кафи, 2/682/7 39 – НАСТАВЛЕНИЕ БРАТЬЕВ НА ПРЯМОЙ ПУТЬ
103 – Посланник Аллаха (С): верующий – зеркало для своего верующего брата, он наставляет его наедине, и устраняет его видимые пороки. 104 – Имам Али (А): кто наставляет брата своего наедине, тот представляет его в лучшем свете, кто же наставляет брата своего на людях, тот его оскорбляет. 105 – Имам Ас-Садик (А): кто видел брата своего, совершающего недостойное, и не отвратил его от совершения этого, имея таковую возможность, тот предал своего брата. Аль-Бихар, 74/233/29 и с.166/29, 75/65/2
См. заголовок «подарок», 375 – «наставление»
40 – ПОЧИТАНИЕ БРАТЬЕВ И ИХ ВОСХВАЛЕНИЕ 106 – Посланник Аллаха (С): нет в моей общине такого верующего, кто, оказав милость в чем-либо своему брату, не обрел бы от Аллаха милость со стороны прислужников рая. Аль-Кафи, 2/206/4
107 – Имам Ас-Садик (А): к кому придет его брат-мусульманин и он окажет ему почтение, тот выразит почтение самому Аллаху, Великому и Всевышнему. Аль-Бихар, 74/298/32 См. заголовок 283 – «возвеличивание»
41 – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ НУЖД СВОИХ БРАТЬЕВ 108 – Имам Али (А): да не поколеблется никто из вас в удовлетворении просьбы брата, когда узнает, что тот в нужде пребывает Аль-Бихар, с. 166/29
109 – Имам Ас-Садик (А): Аллах поможет верующему по мере того, как тот помогает своим братьям. Аль-Бихар, с. 322/89
110 – Он же (А): Кто удовлетворит нужду брата своего, тому Аллах Всевышний и Преславный удовлетворит сто тысяч нужд в Судный День. Аль-Бихар, с. 89/90
111 – Он же (А): довольно человеку, дабы удостовериться, что он может положиться на своего брата, уверенности в том, что он не оставит его в нужде. Аль-Кафи, 2/198/8
См. «Нужда», раздел 585, «Прошение», раздел 904, «благоденствие», 925, 928.
42 – ЭТИКА ОБЩЕНИЯ С БРАТЬЯМИ 112 – Посланник Аллаха (С): если кто братается с человеком, пускай спросит его имя, имя его отца и племени, и дома его, поистине, это требование – справедливо во имя чистоты братства, иначе это – безрассудная дружба. Аль-Бихар, 74/166/30
113 – Он же (С): встречай брата своего с улыбкой Аль-Бихар, 74/171/38
114 – Бихар-уль-Анвар: когда не было видно его брата в течение трех дней, Посланник Аллаха (С) спрашивал о нем, и если тот отсутствовал, он (С) посылал ему приглашение, если же присутствовал, то навещал его и помогал ему, если тот был нездоров. Аль-Бихар, 16/233/35
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ – ВЕЖЛИВОСТЬ
43 – ЭТИКА 115 – Имам Али (А): вежливость – совершенство человека. Гурар-уль-Хикам, 998
116 – Он же (А): О, верующий, поистине, знания и вежливость – вот цена души твоей, так прилагай же усердие в постижении их, и что прибавит тебе знаний и вежливости, то прибавит тебе цены и значения. Мишкат-уль-анвар, 135
117 – Он же (А): из врожденных качеств вежливость – лучшее. Гурар-уль-Хикам, 967
118 – Он же (А): вежливость – лучшее из того, что отцы оставляют сыновьям в наследство. Гурар-уль-Хикам, 5036
119 – Он же (А): Поистине, в праведной вежливости у людей больше нужды, нежели в серебре и злате. Гурар-уль-Хикам, 359
120 – Он же (А): высота этики – лучшая родословная и благороднейшая причина. Гурар-уль-Хикам, 4853
121 – Он же (А): завещаю вам вежливость, ибо она – лучшее качество. Гурар-уль-Хикам, 6096
122 – Он же (А): добрая этика происходит от достоинства. Аль-Бихар, 75/68/8
123 – Он же (А): нет приобретения выгоднее, чем вежливость. Аль-Бихар, 71/428/78
124 – Он же (А): пропала прибыль того, кто не преуспел в вежливости. Тухаф-уль-укуль, 96
125 – Он же (А): вежливость – ваше украшение. Нахдж-ус-Саада, 2/50
126 – Он же (А): нет украшения лучше, чем вежливость. Гурар-уль-Хикам, 10466
44 – ВЕЖЛИВОСТЬ И РАЗУМ 127 – Посланник Аллаха (С): вежливость с окружающими – украшение разума. Аль-Бихар, 77/131/41
128 – Имам Али (А): всякая вещь нуждается в разуме, а разум нуждается в этике. Гурар-уль-Хикам, 6911
129 – Он же (А): этика в человеке подобна древу, корень которого – разум. Гурар-уль-Хикам, 2004
130 – Он же (А): кто подчинил свой разум этике, тот уподобился пастуху, ведущему большое стадо. Гурар-уль-Хикам, 8886
131 – Имам Хасан (А): не проявляет вежливости тот, кто лишен разума. Аль-Бихар, 78/111/6
45 – ВОСПИТАНИЕ ДУШИ
132 – Имам Али (А): возьмите себе за правило воспитывать душу, и избавляйтесь от вредных привычек. Гурар-уль-Хикам, 4522
133 – Он же (А): кто воспитывает свою душу и наставляет более достоин уважения, нежели тот, кто воспитывает других людей и наставляет их. Аль-Бихар, 2/56/33
46 – НАСЛЕДСТВО ЭТИКИ 134 – Тухаф-уль-Укуль: Сказал Аллах Всевышний Исе (А): наставляй сердце свое богобоязненностью. Тухаф-уль-Укуль, 500
135 – было сказано Исе бин Марьям (А): кто наставлял тебя? Он ответил: наставлял меня Единый, я узрел мерзость невежества и сторонюсь ее. Танбих-уль-Хаватир, 1/96
136 – Имам Али (А): этика – первопричина оттачивания моральных качеств. Гурар-уль-Хикам, 552
137 – Он же (А): кто сторонится вежливости, у того расчет склоняется не в его пользу. Гурар-уль-Хикам, 8271
138 – Он же (А): води компанию с учеными, дабы знания твои приумножились, этика твоя отточилась, а душа твоя просветилась. Гурар-уль-Хикам, 4786
139 – Он же (А): вежливостью оттачивается понимание (жизни). Гурар-уль-Хикам, 4333
140 – Он же (А): когда растет знание человека, вместе с ним растет и его вежливость, и удваивается вместе с нею его богобоязненность. Гурар-уль-Хикам, 4174
См. раздел «Опыт», 326.
47 – РАСКРЫТИЕ СМЫСЛА ЭТИКИ 141 – Имам Али (А): для этики души твоей довольно, чтобы ты сторонился для себя тех пороков, которые не выносишь в других. Аль-Бихар, 70/74/27
142 – Он же (А): довольно для раба проявления этики в том, чтобы не придавать Господу своему сотоварища в стяжании милостей и благодати. Аль-Бихар, 94/94/12
143 – Имам Ас-Садик (А): наставлял меня отец (А) в трех вещах… говоря: сынок, кто выбирает себе плохого друга, тот не будет смиренным, кто не управляет своим языком, тот будет посрамлен, кто же входит вратами нечестия, на того ляжет подозрение. Тухаф-уль-Укуль, 376
48 – ВЫСОЧАЙШАЯ ЭТИКА 144 – Имам Али (А): высочайшая этика – в том, чтобы мог человек остановиться у известной черты и не преступал предписанного. Гурар-уль-Хикам, 3241
145 – Он же (А): лучшая этика – в том, что удерживает тебя от совершения запретного. Гурар-уль-Хикам, 3298
146 – Он же (А): смирение души перед лишениями и искушениями – наилучшая этика. Гурар-уль-Хикам, 5932
49 – ПОБУЖДЕНИЕ К ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА 147 – Посланник Аллаха (А): уважайте своих детей и воспитывайте их наилучшим образом, и да простит вам Аллах (ваши прегрешения). Аль-Бихар, 104/95/44
148 – Имам Али (А): в обращении к Хасану (А): молодое сердце – как свежевспаханная почва, принимающая все, что брошено в нее, так стремись научиться вежливости прежде, нежели зачерствеет твое сердце и разум твой будет занят другими вещами. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы