Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Распространение пасхального воскресенья.



Что побудило многих христиан оставить квадродециманскую Пасху и принять пасхальное воскресенье? Было ли это продиктовано некой необходимостью, как в случае с субботой, размежеваться с иудеями и их религиозными отправлениями? Большинство ученых считают, что антииудаизм сыграл здесь немаловажную роль. Дж.Джеремиас, к примеру, видит в «желании порвать с иудаизмом» основную причину, заставившую Рим и другие церкви перенести празднование этого праздника с даты иудейской Пасхи на следующее воскресенье112. Дж.Б.Лайтфут также считает, что Рим и Александрия приняли пасхальное воскресенье, чтобы избежать «даже подобия иудаизма»113. Кеннет А.Стрэнд отвергает это толкование, утверждая, что «антииудейские настроения четко прослеживаются в датированных началом 2 века упоминаниях о еженедельной субботе и воскресенье, но этого никак нельзя сказать в отношении квадродециманской Пасхи и пасхального воскресенья… Ведь Ириней в письме к Виктору говорит о том, что римские епископы от Сикста до Аникета имели сердечные отношения с квадродециманами»114.

Стрэнд не учитывает некоторые важные факты. Во-первых, наличие «сердечных отношений» между квадродециманами и приверженцами пасхального воскресенья не исключает антииудейских настроений. Иустин Мученик, например, говоря о тех субботствующих христианах, которые не принуждали других соблюдать субботу, заявляет: «Я нахожу, что мы дожны объединится с таковыми и входить с ними в общение как с братьями»115. Однако ранее мы отмечали, что Иустин считал субботу клеймом иудейской порочности. Это говорит о том, что «сердечные отношения» и «антииудейские настроения» вовсе не обязательно были взаимоисключающими. Во-вторых утверждение Стрэнда, будто «антииудейские настроения» присутствовали в противостоянии по поводу субботы и воскресенья, но отсутствовали в противостоянии по поводу квадродециманской Пасхи и пасхального воскресенья, едва ли соответствует действительности. В самой первой из дошедших до нас Пасхальной проповеди (написанной Мелитоном Сардийским ок.170) Пасха истолкована в свете «беспрецедентного убийства» Христа иудеями.

Вы убили Его во время великого праздника.
Бог поражен был, Царь Израиля повержен был десницей Израиля.
О ужасное убийство!
О неслыханное злодеяние!116.

А.Т.Краабель справедливо удивляется, что целые поколения исследователей читали этот квадродециманский документ, не обращая внимания на «постоянные, резкие, личные нападки на «Израиль»»117. Подобные же «антииудейские настроения» прослеживаются в так называемом Учении двенадцати апостолов (1-я пол. 3 века), где христианам предписывается поститься в страстную пятницу и страстную субботу «по причине непослушания братьев наших (то есть иудеев)…. ибо в сие время они погубили себя, распяв нашего Спасителя»118. Эти и другие документы119 ясно показывают, что антииудейские настроения присутствовали в соблюдении как квадродециманской Пасхи, так и пасхального воскресенья. Ведь изначально между этими традициями не было значительных теологических расхождений. В обоих случаях соблюдение Пасхи состояло из поста и последующего за ним праздневства в честь страстей Христовых. Споры велись не по поводу теологического значения Пасхи, а по поводу продолжительности поста и даты праздневства120. В обеих традициях присутствовали антииудейские настроения, и этот факт помогает объяснить наличие изначально сердечных отношений, несмотря на обрядовые несоответствия. Очевидно, христиане, праздновавшие Пасху в воскресенье вслед за иудейской Пасхой, могли более наглядно вызразить свое размежевание с иудеями, чем квадродецимане, придерживавшиеся иудейской даты. Этот фактор, как мы вскоре увидим, в значительной мере способствовал распространению пасхального воскресенья.

Во второй половине II века события приняли вполне ожидаемый поворот, повлекший за собой полный разрыв между двумя традициями. Квадродециманам, придерживавшимся иудейской даты, не трудно было принять и иудейский способ ее празднования. Именно это и произошло в 60-х годах, когда некторые из них, как сообщает Аполлинарий Иерапольский (ок.170) «по невежеству произвели раздоры…утверждая, что Господь вкушал пасхального агнца со Своими учениками 14-го нисана, а пострадал в великий день опресночный (15-го нисана)»121. Эти радикальные квадродецимане считали, что христиане должны праздновать ветхозаветнюю Пасху в то же время и таких же образом, что и иудеи – вкушать пасхального агнца в священный праздник 14-го нисана. Прочие же квадродецимане, однако, полагали, что христиане должны отмечать не иудейское пасхальное празднество, а смерть Христа122.

Разногласия распространились как во времени, так и в пространстве далеко за пределы Асии. В начале III века Климент в Александрии и Ипполит в Риме писали письма против радикальных квадродециманов, которые имели сторонников в их общинах123. Эта проблема обострилась в Риме, когда некий пресвитер Бласт примерно в 180 году стал лидеров независимой церкви124. Тертуллиан сообщает, что Бласт «возжелал подспудно ввести иудаизм, так как он утверждал что Пасху надлежит соблюдать не иначе как по закону Моисея 14-го нисана»125. Римский епископ Виктор (189-198) понимал, что одолеть иудействующих квадродециманов можно лишь непосредственными нападками на квадродециманскую традицию в целом, которая более всего укоренилась в асийских церквах.

Для достижения этой цели Виктор стал убеждать епископов не только в Асии, но и множества других провинций насаждать единое пасхальное воскресенье в своих епархиях путем созыва соборов. Призыв Виктора не остался незамеченным, и были созваны многочисленные соборы, которые в большинстве случаев приняли решение в пользу римской Пасхи. Помимо епископального влияния Виктора было еще, по меньшей мере, три фактора, способствовавших в то время повсеместному принятию римской Пасхи126. Во-первых, была радикальная квадродециманская фракция, которая настаивала на праздновании Пасхи не только в один день с иудеями, но и на иудейский манер — с вкушением пасхального агнца. Эта фракция, похоже, вызывала значительные раздоры не только в Асии и Александрии, но и в самом Риме127. Перенос пасхального праздника с иудейской даты (14-го нисана) на последующее воскресенье, вероятно, воспринимался многими епископами как эффективное средство противодействия рецидивным иудейским тенденциям в их церквах.

Во-вторых, принятию обычая праздновать Пасху в воскресный день, скорее всего, способствовало возрастание той теологической значимости, которую церковь придавала воскресению Христа128, поскольку пасхальное воскресенье давало возможность праздновать и смерть Христа, и Его воскресенье именно в те дни недели, когда эти события произошли. В-третьих, углублявшийся разрыв между церковью и синагогой, — о котором свидетельствует антииудейская литература тех времен, — подтолкнул многих христиан отмежеваться от иудеев и их специфических праздников, таких как суббота и Пасха129. Что касается субботы, то мы уже упоминали о тех мерах, которые предприняла римская церковь, чтобы отвратить христиан от ее соблюдения и побудить их соблюдать воскресный день. Что же касается Пасхи, то церковь в Риме ввела независимое календарное исчисление, разработанное так, чтобы день полнолуния всегда выпадал на время после весеннего равноденствия (который иудеи, как правило игнорировали). Этим они гарантировали себя от празднования пасхального воскресенья одновременно с иудейской Пасхой130.

Антииудейская мотивация новых исчислений четко выражена в трактате Об счислении Пасхи, который обычно приписывают Киприану. Он был написан в 243 году, по всей видимости, для исправления ошибки, вкравшейся в римские пасхальные таблицы Ипполита (ок.222). В самом начале он пишет: «Мы желаем показать тем, кто любит и стремится к Божественной науке, что христианам нет нужды уклонятся с пути истинного или ходить в слепоте и неразумии вслед за иудеями, как если бы они не знали, на какой день выпадает Пасха»131. Той же антииудейской мотивацией проникнуто написанное почти век спустя никейское примирительное письмо Константина, где император убеждает христиан единодушно принять пасхальное воскресенье, насаждаемое Римом, «дабы не иметь ничего общего с отвратительной иудейской чернью…Все должны объединится…в отказе от участия в лжеобрядах иудеев»132.

Мы надеемся, что этот краткий экскурс убедительно показал явное наличие антииудейских настроений в теологической интерпретации как квадродециманской Пасхи, так и пасхального воскресенья, а также то огромное влияние, которое эти настроения оказали на принятие и повсеместное соблюдение пасхального воскресенья. Тесные узы, связывающие пасхальное и еженедельное воскресенье, предполагают, что та же антииудейская мотивация способствовала в то время принятию воскресных богослужений вместо соблюдения субботы. Этот вывод подтверждается сходством мотивов и мер, предпринятых церковью в Риме для утверждения как пасхального, так и еженедельного воскресенья вместо так называемых «иудейских» праздников — Пасхи и субботы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь