Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Две школы Шри-вайшнавизма



Традиционно считается, что этим поэтом был один из представителей направления Шри-вайшнавизма, которое впоследствии получило название тенкалай и с которым последователи Веданта Дешики до сих пор дискутируют из-за восемнадцати философских различий, окончательно сформулированных только в 18 веке. Самого Веданта Дешику считают основателем другой школы Шри-вайшнавизма – вадакалай, хотя разделение на эти две школы произошло уже после ухода Веданта Дешики и его старшего современника, великого Пиллай Локачарьи. Хотя 18 различий между этими двумя направлениями Шри-вайшнавизма довольно техничны и иногда даже незначительны, в целом эти две школы часто характеризуют при помощи двух крайних примеров – марджара-ньяя («пример с котенком») и марката-ньяя («пример с обезьянкой»). Эти два примера, по сути, иллюстрируют только четвертый из 18 пунктов различия, касающийся природы милости Господа, но, тем не менее, они стали общеизвестными описаниями этих двух школ. Вадакалай («Северная школа»), в соответствии с этим описанием, придерживается мнения о том, что милость Господа нужно заслужить своими усилиями – отсюда и пример с обезьяной, которая сама своими усилиями держится за свою мать. Тенкалай («Южная школа») наоборот считает, что милость Господа не зависит ни от чего и ее невозможно заслужить. Отсюда возник и пример с котенком, которого кошка сама переносит из места на место в своей пасти, при этом котенок не прилагает никаких усилий к своему передвижению. Это довольно обобщенные описания двух школ и обе из них, несмотря на различия, представляют собой авторитетные, основанные на шастре направления среди последователей Рамануджи.

Разные тилаки двух школ

У меня иногда возникала мысль, особенно во время размышления об этих разногласиях между тенкалай и вадакалай, что нечто подобное возникло и среди последователей Шрилы Прабхупады, которые часто также придерживаются диаметрально противоположных мнений относительно некоторых вопросов (которые при этом также часто не являются самыми жизненно важными). Некоторые из разногласий между двумя школами, например, заколючаются в том, что последователи вадакалай считают, что Господь пронизывает всю вселенную за исключением индивидуальных душ, тогда как тенкалай считает, что Господь всемогущ и может пронизывать даже и дживу. Вадакалай относится к Лакшми как к равной Нараяне, Его вечной спутнице, неотделимой от Него по сварупе, но тенкалай считает Лакшми дживой, но наделенной могуществом и качествами Нараяны. Последователи Мадхвы также считают Лакшми дживой, хоть и особенной. Еще одно различие касаетсяадхикари для прапатти, предания себя, – все или только те, кто не квалифицированы длябхакти-йоги (то есть вайшьи, шудры и женщины, так как в вишиштадвайте проводится различие между преданием себя и бхакти-йогой, нечто отдаленно похожее на бхагавата-марг и панчаратра-марг). Из этих отличий можно увидеть, что среди членов ИСККОН также есть нечто подобное: например, некоторые придерживаются мнения о падении души, тогда как другие считают наоборот; некоторые считают, что женщины могут и должны бытьдикша-гуру, тогда как другие считают наоборот и т.д.

Согласно традиции, сочинив 1000 стихов о падуках Господа и победив таким образом в состязании, Веданта Дешика произнес дополнительный стих, в котором он молится об отсутствии вражды между последователями Рамануджи. Этот стих перекликается с утверждением Шрилы Прабхупады о том, что Движение Сознания Кришны невозможно разрушить извне:

а ̄ -па ̄ да-чу ̄ д ̣ ам анапа ̄ йини дарш́ане ‘смин
на ̄ ш́ а ̄ сани ̄ йам апарам ̇ на випакша-хетох ̣
а ̄ -па ̄ да-ш́а ̄ нти-мадхура ̄ н пунар асмади ̄ йа ̄ н
анйонйа ваира-джанани ̄ виджаха ̄ тв асу ̄ йа ̄

«Нет нужды молиться о защите нашей традиции от внешних нападок, так как наше учение совершенно от головы до пят. Но пусть же зависть, которая порождает враждебность среди нас же самих, оставит наши ряды, которые сами по себе очень приятны и спокойны».




Смирение Веданта Дешики

Даже победив в этом состязании, Веданта Дешика нисколько не гордился своим произведением и, по преданию, когда поэт-вайшнав признал свое поражение перед ним, Дешика произнес следующий стих:

су ̄ те су ̄ кара-йуватих ̣ сута-ш́атам атйанта-дурбхагам ̇ джхат ̣ ити
карин ̣ и ̄ чира ̄ йа су ̄ те сакала-махи-па ̄ ла-ла ̄ литам ̇ калабхам

«Молодая свинья очень быстро рожает сотни очень неудачливых поросят, тогда как слониха рожает только спустя долгое время, но зато все великие цари радуются новорожденному слоненку». (Многие источники утверждают, что Веданта Дешика включил этот стих в «Хамса-сандеша». К сожалению, я не смог его там обнаружить).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь