Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Автор-составитель: С.П. ЦЕЦОХО



«В ГОРОД-ПАТРИАРХ ПОЛОЦК»

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

Рецензент:

кандидат философских наук,

доцент кафедры истории, политологии, эстетики БГТУ

П.В. ДЕДЮЛЯ

Минск

2006


Межи мои прошли по прекрасным местам и наследие мое приятно для меня. Псалтирь, т.15.

 

Полоцк… Город-патриарх, город-летописец, родина Евфросинии Полоцкой и Франциска Скорины.

Полоцк – центр Полоцкой земли, первого государственного объединения на территории современной Беларуси.

Полоцкая земля – колыбель белорусской народности и культуры. Свидание с Полоцком – свидание с вечностью. Эта вечность встретит нас у стен святой Софии, посмотрит глазами фресок церкви Евфросинии Полоцкой. Более восьми веков говорят с миром эти лики. Вечность запечатлена в оживших в бронзе Франциске Скорине, Евфросинье и Симеоне Полоцких. Полоцк, словно эпиграф к многовековой истории Беларуси, живой символ нашего далекого прошлого, символ давно минувших дней. По словам А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая человека образованного от дикости».

Экскурсия в Полоцк расскажет о прошлом края, познакомит с некоторыми этапами истории Беларуси, с памятниками архитектуры, которые были свидетелями событий, так или иначе отразившимися на его судьбе. Мы увидим город, который испытал все, что выпало на долю Беларуси и ее народа.

Интерес к прошлому способствует воспитанию любви к Родине. Это высокое чувство обязательно предполагает знание прошлого своего народа, его побед и поражений, его героев, мыслителей, великих мастеров, памятников его материальной и духовной культуры.

Память о прошлом... Она требует постоянного о нем напоминания, постоянной заботы. Это тем более относится и к нам с вами, к прошлому нашего народа, который очень часто оказывался в смерче военных действий и нес невосполнимые потери людей, материальных ценностей, духовных сокровищ. Интерес к прошлому кроется в существе человека – жизнь так коротка, но наш разум желает объять необъятное, заглянуть в будущее и проникнуть в прошлое.

Экскурсия в древний Полоцк – это попытка проникнуть в прошлое Беларуси.

Маршрут пройдет по древней Полоцкой Земле, по территории двух областей – Минской и Витебской, по живописным холмам Логойщины, партизанской Бегомльщине и Ушаччине, озерному краю Лепельщины и, наконец, цель нашей экскурсии – древний Полоцк.

Мы начинаем наше путешествие из современной столицы Беларуси к столице Полоцкого княжества или, как тогда говорили, Полоцкой земли. Это было первое государственное объединение и первое этническое образование на белорусской земле, одно из сильнейших раннефеодальных княжеств Восточной Европы. В конце X века летописи сообщают о полоцком князе Рогволоде (960 – 976 гг.), который был самостоятельным и независимым – «держало правил и княжым Полоцкую землю». Максимальные ее пределы в конце XI века в основном соответствовали теперешней Витебской, северной части Минской и, по-видимому, западной части Могилевской областей. На востоке Полоцкая земля граничила со Смоленском, лишь часть Смоленского княжества (восточная половина современной Могилевской области) располагалась на территории Полоцкого княжества[1]. В XII столетии оно по территории было равным таким в то время государствам Западной Европы, как герцогство Баварское и королевство Португальское. Вассалами Полоцка были города Герцике и Кукенойс, находившиеся в балтийских землях. Дань Полоцку платили племена литов и латов, которые жили ниже по Двине.

Княжество имело все атрибуты государственности: суверенную власть князя и вече, администрацию, столицу, войска, денежную систему и т.д. Полоцкое княжество проводило и свою геополитику, ему был подчинен ряд прибалтийских племен. Под его контролем находились земли вдоль всей Двины до Балтийского моря. В это время княжество стало настолько могучим, что союза с ним искали другие властители. И один из них – князь Владимир, сначала Новгородский, потом великий князь Киевский. Оскорбленный отказом в династическом браке с полоцкой княжной Рогнедой, убил Рогволода, а ее насильно взял в жены. Рогнеда впоследствии, из-за неудачного покушения на жизнь Владимира, оказалась вместе с сыном Изяславом на Родине – в Полоцкой земле. Кто бывал на экскурсии в Заславле, знает – многое тут связано с ее пребыванием в этом городе. Сын Рогнеды Изяслав стал родоначальником династии полоцких князей. Борьба Полоцка с Киевом продолжалась с перерывами 100 лет. Более 50 лет полоцкие дружины возглавлял князь Всеслав. Его военные успехи современники считали чародейством, а его решительность и энергия при защите полоцкой земли были исключительными. Вспомним уничтожение Минска в 1067 году и кровавый бой на Немиге, был и плен в Киеве. Но было и избрание его (1068 г) восставшими киевлянами на великокняжеский трон в Киеве, который Всеслав легко бросил ради Полоцка. Отношения киевских князей с Полоцком продолжали оставаться острыми и в первой трети XII века. В это время Киевская Русь окончательно распалась, а Полоцк еще многие годы оставался самостоятельным государством. Долгое время населению Полоцкого княжества и соседней Прибалтики пришлось вести упорную борьбу с внешними врагами, среди которых наиболее опасны были крестоносцы.

C IX – X веков на земли Беларуси начало проникать христианство, однако широкое распространение получило в конце X – XI в. Распространялось в виде православно-византийского обряда. Но еще продолжительное время древние языческие верования в Беларуси сохранялись среди отдельных категорий населения. Первые христианские епархии были основаны в Полоцке (992 г), затем в Турове (1005 г). В г. Друцке была построена одна из первых церквей (1001 г.) среди восточных славян. Первым памятником монументального каменного зодчества является Полоцкий Софийский собор, который мы сегодня и посетим. Уже в XII веке в городах Беларуси насчитывалось около 20 православных храмов. Особый вклад в развитие и распространение православия и белорусской культуры внесла внучка Всеслава Чародея княжна Евфросиния Полоцкая. Верующие белорусы считают ее небесной заступницей Полоцка и всей Беларуси. Она стала первой женщиной на землях восточных славян, которая православной церковью была канонизирована (объявлена святой).

Кроме Полоцкого княжества, на территории современной Беларуси находились Турово-Пинское и часть Черниговского княжеств. В средние века на территории бывшей Киевской Руси образовались два новых государства: на востоке – Московское княжество, на западе – Великое княжество Литовское, с историей которого связана дальнейшая жизнь городов и всей бывшей Полоцкой земли.

Изменчива судьба городов. Не исключение – города Полоцкой земли. Минск, Полоцк, Витебск, перенеся многочисленные войны, жестокие разрушения и губительные эпидемии, до сих пор сохраняют значение административных или экономических центров Беларуси. Другие древние города, такие как Лукомль, Друцк, со временем утратили городской облик, постепенно превращаясь в поселки, и только остатки древних искусственных укреплений да курганные холмы напоминают о былой славе их создателей. Наконец, третьи – Голотическ, Неколочь и другие, известные по письменным источникам, до сих пор не найдены. Изменились города, менялись их названия, другими становились и дороги, их соединявшие. И каждая из дорог тоже имеет свою историю, в том числе и наша.


ВИТЕБСКОЕ ШОССЕ

Эта дорога проходит в северной части Беларуси. Она в разное время меняла свое направление, но по ней всегда ехали в Полоцк, Витебск, Браслав, ближайший Логойск.

Когда же появились дороги? Трудно сказать, но определенно они появились тогда, когда люди стали создавать первые поселения-городища. И было это 5 – 7 тысячелетий тому назад. Тогда, по предположениям на территории современной Беларуси проживало около 5 тысяч человек, примерно на 40 км² – один человек. Уходя глубоко в лес на охоту или за сбором трав, грибов и ягод человеку обязательно надо было вернуться к своему очагу, жилищу. Остаться в лесу было равносильно смерти. Чтобы вернуться домой, человек делал отметки на деревьях – сдирал кору, т.е. делал деревья полосатыми.

Поглядите на границу дороги – и сегодня можно увидеть полосатые столбики. Может это и пошло оттуда?

А.С. Пушкин, путешествуя по дорогам, писал, что куда бы вы ни поехали «только версты полосаты попадаются одне». От сочетания слов «драть, сдирать кору» и пошло название «дорога». В западнославянских языках это особенно заметно – драга, в белорусском сочетании – «дарога».

Основная сеть дорог сложилась на Беларуси еще в период Полоцкого княжества. Так, в русских летописях XII века есть первое упоминание о белорусских дорогах. В это время на Полоцкой земле насчитывалось семь сухопутных дорог.[2] Они устанавливались стихийно между поселениями. Выбиралось наиболее удобное направление, но, тем не менее, дороги те были не совершенны. Ведь лента дороги не пересекала препятствия, а обходила их; повороты порой были очень резкими. Позже дороги стали мостить. Наиболее древним видом мощения являлось бревенчатое – оно применялось на городских улицах еще во времена Киевской Руси. В период Великого княжества Литовского на Беларуси получило развитие мощение камнем – «брукование». В Гродно, например, такое мощение было уже в XVI веке.[3] Археологи, основываясь на результатах раскопок, с очень относительной точностью могут определить возраст того или иного поселения. А как узнать, сколько столетий дороге? Одно можно отметить: вряд ли дороги моложе городов, которые они соединяют. Минск – Логойск – Плещеницы – Лепель – Полоцк – Витебск, в летописях они известны в XI – XIII столетиях. Нетрудно заметить, что находятся они вдоль дороги, по которой мы проезжаем. Но в глубокой древности основными путями сообщения были водные, реки с системой волоков. Исследователи предполагают, что слияние отдельных сухопутных путей между городами в единую систему относится к более позднему периоду, когда образовались государственные объединения: Польское королевство, Великое княжество Литовское, Московское государство (скорее всего это произошло в XV – XVII столетиях).

Первые гостинцы, тракты – благоустроенные дороги с широкой проезжей частью уже были известны в Великом княжестве Литовском. Статут Великого княжества Литовского определял размеры гостинца (шляху), порядок пользования и движения по нему. Гость, в давние времена купец (местный или иностранный), а также каждый чужеземец или человек, который нашел временное пристанище в другой стране, городе, у кого-нибудь, находился под охраной Статута ВКЛ. Всякая обида или ущерб, нанесенный ему местными жителями, вызывал применение определенных мер ответственности.

В Великом княжестве Литовском были дороги:

·  «дарога звыклая» – т.е. дорога обыкновенная (гостинец, тракт). За передвижение по такой дороге взымалась пошлина (мыта). Уже со времен Жигимонта I (1506 – 1548) на дорогах был «дозор», старосты наблюдали за состоянием дорог.

·  дороги добровольные, т.е. свободные, открытые для всех. Согласно Статута ВКЛ сборы за пользование ей не взымались, но и безопасность движения не гарантировалась.

Начало наиболее интенсивного строительства дорог в Беларуси связано с личностью генерал-губернатора З.Р. Чернышева. По его распоряжению в 70-х годах XVIII столетия в восточной части Беларуси началась прокладка широких дорог (до 15 м), т.н. «большаков». Первый из них соединил Витебск и Смоленск.

Наиболее значительными дорогами, трактами были на Беларуси: с Чернигова на Могилев (т.н. скотопрогонный), Волынь – Понемонье, с Пинска в Брест. Затем, в 1851 году была построена знаменитая Варшавка: Москва – Варшава, протяженностью 999 километров. Эта первоклассная по тем временам дорога была построена всего за 4 года. Это своеобразный памятник нашим предкам-белорусам, которые одними лопатами построили ее за рекордно короткое время.

Сколько же стоил проезд по белорусскому «гостинцу»? Согласно воспоминаний директора Московской конторы адресов М. Головина, ведшего дневник во время своего путешествия из Пруссии через Беларусь, проезд туда ему обошелся в 239 рублей, назад – в 370 рублей. От Минска до Смолевич он уплатил 6 рублей 72 копейки (за версту – 8 копеек). Проезд до Смолевич обошелся в сумму, за которую можно было купить по тем временам 8 килограммов сала[4].

Беларусь – страна транзитная, ее дороги являются одной из стратегических основ государства, без которой невозможно полноценное развитие всех сфер народного хозяйства.

В настоящее время сеть дорог общего пользования составляет 64,5 тыс. км, в том числе 15,5 тыс. км. – республиканского значения, из которых магистральные: Брест – Минск – Москва, Минск – Гродно, Минск – Вильнюс.

Много внимания уделяется строительству дорог в республике, вместе с тем, дороги наши далеко несовершенны.

В разных странах на содержание и ремонт одного километра дороги вкладываются значительные средства: в Швейцарии – 30 тысяч долларов, в Финляндии – 23 тысячи, в России – 10 тысяч, в Беларуси – всего 3 тысячи.

Любая дорога – большая и малая, современная автострада и скромный проселок – может быть и интересной и познавательной.

Дорога – всегда перекресток: поколений, судеб, жизней.

 

                             Дарогi, вечныя дарогi!

                             Знаць, вам спрадвеку самi богi,

                             Кал i красёнцы жыцця ткал i ,

                             I вашы лёсы вызначал i ,…

                             Хто вас аблiчыць,? Хто вас змерыць?

                             Хто вашы звiвы ў се праверыць?

                             Хто вашы ходы абшукае?

                             Бо ў сё сваю дарогу мае!

                                                                   Якуб Колас. Новая зямля

 

Дорога уже давно и неотъемлемая часть ландшафта. Порой частью ландшафта становятся некоторые сооружения вблизи дороги, например, спортивные. Вскоре справа, за холмом, будут видны спортивные сооружения комплекса «Раубичи».

Местный ландшафт и рельеф местности дали возможность строительства и открытия в 1974 году спортивного комплекса международного класса. Здесь неоднократно проходили международные соревнования по биатлону. Рядом со спортивными сооружениями просматривается два шпиля бывшего костела.

Интересна его история. Согласно преданию, когда-то здесь, на этом месте, кто-то из местных жителей увидел Богородицу. Ему поверили и поставили на вершине Халявщинской горы (так называлась деревня, которая была здесь) скромную каплицу. В конце XVIII – начале XIX столетия на ее месте построили деревянный костел. Затем был создан специальный комитет, который возглавила Мария Тышкевич из рода Радзивиллов. На средства верующих и членов комитета в 1858 году началось строительство костела. Ровно через 4 года (1866 г.) по распоряжению русских властей костел был закрыт, а затем освящен в православную Успенскую церковь. Действовала церковь до начала 30-х годов XX столетия. От сооружения остались одни руины. Разрушение церквей, костелов и других архитектурных памятников – такое же преступление, как и разбой. Ценность руин возрастает необыкновенно. Слишком скудна наша страна на старину, нищает с каждым днем. А ведь даже за золото старину не купишь, она не растет в поле, как не удобряй.

В Европе, Америке и других странах меняют направление федеральных дорог, чтобы не разрушить, не тронуть даже самый маленький осколок древности.

Даже самый маленький кусочек древности возвеличивает страну, а значит и нацию.

Наши потомки восстановят то, что не смогли мы, но будет ли что восстанавливать, найдут ли они хотя бы фотографии руин этих памятников, по которым можно было бы восстанавливать, как восстановили Минскую Ратушу, восстанавливают гостиницу «Европа», восстановили б. костел в Раубичах.

После реставрации (1976 – 1979 гг.) в нем находится филиал Художественного музея Республики Беларусь. Первых посетителей он принял в 1979 году. В нем размещена уникальная коллекция одежды наших предков XIX – начала XX столетия, а также демонстрируются все основные виды народного творчества – ткачество и вышивка, резьба и роспись по дереву, соломоплетение, гончарные изделия и деревянные скульптуры апостолов, святых, вырезанные из дерева неизвестными мастерами и много других интересных предметов, рассказывающих о народных традициях и народном творчестве.

Налево уходит дорога на Острошицкий Городок, вскоре вы увидите верхушки высоких тополей, растущих на его улицах.

 

ОСТРОШИЦКИЙ ГОРОДОК

Всего в 24 км от Минска, на берегу речушки Усяж раскинулся этот поселок, довольно известный своей историей, уходящий в глубину столетий. Эти места богаты загадочными курганами и холмами. Откуда же пошло название Острошицкий Городок, Острошицы?

Одна из легенд о названии местечка гласит, что здесь когда-то был построен «острог» – укрепленный пункт, т.е. либо тюрьма, либо это была передвижная башня – «острожек», который использовался во время осады и штурма городов. С течением времени он разрастался и превратился в населенный пункт – городок. Отсюда и название Городок.

Согласно другой версии эти места избрали потомки рода Острожских еще в далеком XV веке. Этот княжеский род происходит от пинских и туровских удельных князей, занимавших высокие государственные посты в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой, были крупными землевладельцами не только в Беларуси, но и в Украине. Выступали против распространения католицизма на землях Великого княжества Литовского, яростно защищая православные храмы, открывали школы.

Название местечка в течение 1567 – 1590 гг. несколько раз менялось: Острошичи, Острожичи, Острожчицы.

Местечко от Острожских перешло к некому Гавриле Горностаю, но в 1590 году его вдова Барбара продала К. Радзивиллу. В это время местечко стало называться Городок Острожчицкий. В документах 1650 года был описан Городокский ренессансный замок. В это время земли перешли к графскому роду Тышкевичей, которые владели им на протяжении нескольких столетий.

В Городке был построен замок. Он стоял на самом высоком месте на берегу реки Усяж, со всех сторон его окружали пруды и рвы, заполненные водой. Замок служил и усадьбой владельца. В Городке было три улицы, рынок, дома ремесленников. Скорее всего замок был разрушен во время войны (1654 – 1667 гг.).

Возрождение усадьбы и дворца относится к XVIII веку. Она была построена в одном километре от Городка на холме. Владелец усадьбы Михаил Тышкевич собрал ценную коллекцию военных доспехов, собрания живописи, древнего фаянса, фарфора и стекла, монет (коллекция была продана графу Гуттен-Чапскому и погибла во время пожара).

Последним владельцем дворца Острошицкого Городка был Альфред Тышкевич. После революции здесь вначале был детский дом, а затем короткое время – дача Тимошенко (командующего Белорусским военным округом).

В центре местечка расположено озеро, из которого вытекает небольшая река Усяж. Недалеко – курган. Именно о кургане на берегу Острошицкого озера и писал в своей одноименной поэме Я. Купала:

 

Паміж пустак, балот беларускай зямлі, На ўзбярэжжы ракі шумнацечнай Дрэмле памятка дзен, што ў нябыт уцяклі, - Уздзірванелы курган векавечны.

 

К сожалению, история не оставила местечку величественных замков и дворцов, но сохранилось несколько других старых построек. Это старая деревянная церковь (1843 г.) на сельском кладбище, рядом – небольшая часовня, построенная в XIX веке; есть памятник и братские могилы периода Великой Отечественной войны, школьный музей, посвященный подвигу воинов 100-й ордена Ленина стрелковой дивизии. В первые дни войны здесь, под Минском, у перекрестка дорог Вильнюсского и Витебского шоссе насмерть стояли воины 100-й и 161-й стрелковых дивизий, сдерживая противника на пути к Москве, защищая белорусскую землю.

 

ЛОГОЙСКИЙ РАЙОН. ЛОГОЙСК

Земля и история Беларуси! Какая она?

Историк Микола Ермолович, характеризуя историю Беларуси отмечал, что ее история – эпопея мужества и непобедимости. Ничто не давалось нам легко. Все добывалось народом в тяжком труде и борьбе. Судьба не была щедрой и милостивой к нам. Она не дала нам неприступных гор, которые могли бы оградить и защитить нас от врагов. Не наделила она нас ни урожайными землями, ни богатством полезных ископаемых.

Зато подарила нам красоту природа! И глаза путешественников никогда не устанут от ее разнообразия. Вокруг дороги зеленым ковром раскинулись леса. Сосновые боры, белые березовые рощи, тенистые ельники, шумные дубравы, многочисленные озера и реки. Вся карта Беларуси в голубых нитях рек и синих блюдцах многочисленных озер. Когда-то здесь проходил ледник, двигавшийся со Скандинавии и оставивший за собой долины рек и гигантские валуны.

С юго-запада на северо-восток протянулась Белорусская гряда. Она состоит из шести отдельных возвышенностей, но наиболее сильно она приподнята в своей центральной части, известной как Минская возвышенность. И нет в Республике Беларусь места более холмистого, чем Логойщина. На вершинах холмов раскинулись густые тенистые леса.

«Белорусская страна живописная, изобилующая прелестными местоположениями... Здесь на каждых десяти верстах находятся виды и места, вдесятеро красивее прославленной Ливонской Швейцарии», - восторженно писал уроженец Минской губернии Фаддей Булгарин в своих путевых записках в 1835 году. История края, на территории которого сталкивались и сменяли друг друга народы индо-скифского, финского, балтского, а позднее – славянского происхождения отмечена многочисленными памятниками старины. Кроме летописей и хроник, история многих из них отмечена легендами, преданиями, народными песнями и сказаниями. Большинство связано с войнами. Это относится и к Логойску, который лежит на нашем пути. Впервые Логойск упомянут в «Поучении» В.Мономаха вместе с Лукомлем и Друцком при описании похода на Всеслава Полоцкого (1078 г). Это было время наивысшего расцвета Полоцкого княжества. Мономах собрал тогда огромное войско и повел его на север. Дошли до Логойска, Минска. Города были взяты и разрушены. Владимир Мономах вновь и вновь организует военные походы на Полоцкую землю и снова разоряет такие города как Менск, Друцк, Оршу, в 1127 году – Полоцк, Изяслав и Логойск.

Земли Логойщины входили в состав Полоцкого княжества. Это была вотчина Всеслава Чародея. Логожск находился на самом коротком пути между Полоцком и самым южным центром владений Всеслава – Менском. После смерти Всеслава (1101 г.) Полоцкая земля была поделена между его сыновьями. Логожеск, очевидно, вошел в состав владений Глеба Всеславовича, центром которых был Менск. Глеб продолжал политику своего отца, направленную на независимость от Киева, но потерпел поражение, был взят в плен сыном Владимира Мономаха Ярополком, отвезен в Киев, где и умер (1119 г.). Но Менское княжество по-прежнему осталось независимым. Очевидно, в это время Логожеск и стал центром удельного княжества. Об этом поведала Ипатьевская летопись, которая называет логойским князем Всеслава Микулича (1180 г.).

Логойск – важный укрепленный пункт на южных границах Полоцкой земли, которая в течение XII – XIII столетий успешно защищала свои границы и достигла необычайно высокого расцвета духовной культуры. Она сопоставляла свои интересы с интересами соседних территорий и поэтому общими усилиями смогла отбить набеги татар и крестоносцев.

В XIII веке начался процесс объединения отдельных княжеств на просторах нынешней Беларуси. Центром консолидации становится Новогородское княжество. Особенно его мощь возросла при Миндовге, который в 1251 году принял христианскую веру, а в 1253 году получил от папы Римского Иннокентия IV королевскую корону и стал называться королем Литвы, что имело немаловажное значение для укрепления международного авторитета Новоградского государства и его преобразования в Великое княжество Литовское.

Процесс объединения начался еще в XII столетии на основе экономического, политического и военного развития княжеств на территории Клецкого, Копыльского, Слуцкого, Пинского, Минского, Несвижского и культурно-этнической родности кривичей, дреговичей и родимичей, и присоединения к ним жемойтов. Полоцкое княжество возникло не на пустом месте, а было образовано людьми, которые имели богатую государственно-политическую, религиозную и культурную общность еще с геродотовых, будинских, а также кривичско-дреговичских, родимичских времен. Первые попытки объединения были сделаны при Всеславе Чародее (1044 – 1101) и его наследниках. В 1182 году полочане, дручане и минчане ходили на Берестье, в 1232 году захватили Смоленск, объединив два княжества, положив начало образованию кривичско-дреговичского государства.

Оригинальную концепцию образования Великого княжества Литовского выдвинул белорусский исследователь Микола Ермалович. На основе анализа исторических источников он опроверг тезис русских дореволюционных и советских историков государства и права про завоевание литовцами белорусских земель. По его мнению, «образование Великого княжества Литовского началось не с завоевания Новогородской земли Литвой. …Исторические свидетельства и топонимики показывают, что собственно под Литвой в XI – XII столетиях понималась территория Верхнего Понемонья, которое находилось между Полоцкой, Турово-Пинской и Новогородской (Навагрудак) землями и, которая рядом с ними и являлась одной из исторических областей Беларуси[5]».

Вхождение Полоцкой земли в состав Великого княжества Литовского скорее всего произошло в конце XIII столетия при великом князе Витене, бывшем полоцком князе.

Согласно летописных сведений Витень принял герб Погоня. Вот так об этом говорит Густынская летопись: «А Витень нача княжить над Литвою, измысли себе герб и всему князству Литовскому печать: рыцар збройный на коне з мечем, еже ныне наричут погоня».[6] Погоня была одним из атрибутов Литвинского государства. Это государственное объединение стало первым этапом собирания Великого княжества Литовского.

Пути вхождения белорусских княжеств в состав ВКЛ были различны – мирные договоры, династические браки и союзы, военные захваты, нападения и т.п.

Наибольшего могущества Великое княжество Литовское достигло при великом князе Витовте (1392 – 1430 гг.), размеры его территории составляли свыше 900 тысяч км² и простирались от побережья Балтийского до Черного моря, а также от Берестья до Можайска под Москвой.

ВКЛ сформировалось и развивалось в первую очередь на белорусской территориальной, этнографической, культурной и языковой основе. Поэтому, не случайно, отдельные исследователи называли Великое княжество Литовское «Литовско-Белорусским государством», или «Белорусско-Литовским»[7].

К концу XIV века в его составе были все земли, находящиеся в границах современной Беларуси. В названии государства никак не отражалась его суть. Собственно литовское население (в современном понимании слова «Литва») оказалось в меньшинстве(1/15 часть) и жило оно в отдалении от той территории, которая называлась Литвой в XI – XIII веках. Таким образом, «Литва» – это историческое название Беларуси, как утверждают многие ученые. В то время земли современной Литвы были известны как Жемойтия и Аукштайтия. Название же «Белая Русь» по отношению к Полоцку – в XIV веке, в XVI веке распространилось на Приднепровье и Подвинье и лишь к XVII веку закрепилось за всей нынешней территорией расселения белорусов. Выгода от объединения, вероятнее всего, была взаимная. Литва получила возможность прорвать торговую блокаду Прусского и Ливонского орденов и вести торговлю с Полоцком, а также получить новые полоцкие дружины, на что указывают орденские и польские хроники (1293, 1298, 1306, 1308, 1311, 1315 гг.). Полоцкое княжество сохранило свою автономию в вопросах вероисповедания и торговли. Полочане получили право торговать по всей Литве, в то время, когда литовские купцы в пределах Полоцкой земли платили таможенный сбор. Кроме того, во время боевых действий Полоцк мог получить военную помощь, поэтому соседи остерегались нападать на полоцкие земли, почти тридцать лет на Полотчине был мир.

Со временем полное название государства звучало так: «Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское». Функции государственного языка выполнял старобелорусский или по традиции называемый русинским (жителей Московского княжества называли московитами, москалями, язык – московским).

В составе этого государства оказались и земли Логойщины. При великом князе Витовте (1392 – 1430 гг.), который по словам А. Мицкевича «всех славою затмил», были восстановлены многие города, в том числе и Логойск. Здесь были расширены городские укрепления и Логойск стал одним из укрепленных центров объединенного государства. Панорама Логойска открывается справа в низине, ложбине.

Вот как описывает Логойск наш земляк, уроженец минской губернии исследователь истории Белоруссии, путешественник Павел Шпилевский: «Логойск лежит между Минском и Борисовом, среди непроходимых пущ и лесов, над рекой Гайной и притоком Лопенцем и окружен семью старинными дорогами (гостинцами). Название свое получил, вероятно, от слова «лог» – логовье, долина, потому, что весь лежит в долине меж гор»[8].

Справка:

П. Шпилевский родился 12 ноября 1823 года в деревне Шепиловичи Бобруйского уезда Минской губернии в семье священника. Окончил Минскую семинарию, затем – Львовскую духовную академию. Однако отказался от духовной карьеры. Преподавал словесность в Варшавском уездном педагогическом институте, служил комнатным надзирателем в Петербургском Главном педагогическом институте, а в 1856 году стал постоянным сотрудником петербургских периодических изданий. Умер в октябре 1861 года, не дожив двух недель до своего 38-летия.

Отсюда и Логожеск – Логойск. Принадлежит он, без всякого сомнения, к числу самых древних славянских поселений и почем знать, может был он главным городом какого-нибудь маленького кривичского княжества, каких было много в кривичском крае, раздробленных между мелкими удельными князьями из поколения полоцких князей, происходивших от дома Рогнеды. Был он сильно укреплен, обнесен высокими валами, имел каменный замок, вокруг него – мелкие замки и остроги. Об этом свидетельствуют частично сохранившиеся следы замков, валов, окопов, курганов и каменищ, а также многочисленные характеристические названия урочищных мест на обширной территории земли, составляющей окрестности нынешнего Логойска, впервые упомянутого в летописи, как вы уже знаете, в XII веке[1].

Кто только не побывал за эти столетия здесь: крымские татары хана Менгли Гирея, войска шведского короля Карла XII, в 1812 году – солдаты Наполеона. Сколько бед принесла Логойску, как и всей Беларуси, Вторая мировая война. Но Логойск выстоял и навсегда вошел в страницы истории страны.

Всего в 10 км от Логойска на берегу реки Гайна, которая протекает через Логойск и по Логойщине, в деревне с одноименным названием, на месте былого языческого капища, великим князем, а затем и королем польским, Ягайло (около 1386 – 87 гг.) был построен католический храм, один из семи первых на территории Беларуси, с целью распространения католицизма[9]. При храме была открыта (1522 г.) одна из первых католических школ. Великий князь Ягайло подарил храму фольварок рядом с деревней Гайно и шесть валок земли. Князь Витовт (земли Логойска и Логойщины перешли в его владение в 1392 г.) подарил храму имение Котели вместе с деревнями. Жена Витовта передала храму серебряные литургические предметы.

После битвы под Оршей (1514 г.) в Логойске стоял с войском на отдыхе Жигимонт I Стары. В честь победы и в память погибших в этой битве в костеле были совершены набоженства. Король одарил храм в деревне Гайна богатыми королевскими подарками и новыми землями, подарил костелу серебряный крест итальянской работы начала XVI века (который затем находился в музее Тышкевичей). Храм простоял четыре столетия.

В 1781 году (по другим данным в 1791 г.) князья Тышкевич и Цыдик построили на месте старого деревянного храма новый – кирпичный.

В 1865 году в храме были приостановлены католические набоженства, он был передан православному ведомству, а собственность – в царскую казну. В 1866 году он был переосвящен в православную Свято-Успенскую церковь. Но дважды в год здесь разрешалось совершать имшу за упокой души великого князя Витовта. Костел был разрушен в годы Великой Отечественной войны, не восстановлен.

Широкую известность Логойску принесли братья Тышкевичи: Константин (1806 – 1868) и Евстафий (1814 – 1873) – основатели белорусской научной археологии.

Особенно значителен вклад в развитие археологии, изучение белорусских древностей Евстафия Тышкевича, оставившего после себя значительный след в изучении края. Именно им был открыт первый в Беларуси этнографический музей в Острошицком Городке, а затем в Логойске (1842 г.). Затем было разрешено открыть музей в Вильнюсе для Западного края (17 апреля 1856 г.). В. Сырокомля в честь этого события написал стихотворение-приветствие. Оно было отпечатано и вручено каждому присутствующему в качестве памятного знака. Официально музей был назван Виленским музеем древностей. Там работали такие известные деятели культуры, как В. Сырокомля, Киркор, Крашевский и другие. Музей работал до 1863 года. После его закрытия все ценности были отправлены в Москву. И хотя позже часть их вернулась, однако, сам музей не возродился. Как известно, около 800 предметов было вывезено во Львов и сегодня находятся там. В 1919 – 20 годах часть ценностей музея вывезено в Варшаву, часть (1864 – 68 гг.) Константин передал Румянцевскому музею Москвы (сейчас это Российский исторический музей). Большая часть коллекции и сейчас находится в историко-краеведческом музее[10] Литвы. В Логойске была собрана Тышкевичами огромная библиотека. В 1856 году она насчитывала 10 тысяч книг.

Научная деятельность Евстафия Тышкевича была высоко оценена: его избрали почетным членом Петербургской Академии наук (1859 г.), а позже он стал и почетным членом Стокгольмской Академии и членом Лондонской археологической школы.

Константин Тышкевич умер в 1868 году, похоронен в Логойске. Евстафий умер 25 августа 1873 года, похоронен на известном кладбище Роса в Вильнюсе рядом с могилой В. Сырокомли. Они работали вместе при жизни, встретились и после смерти, чтобы уже никогда не разлучаться.

В Логойске некоторое время работал белорусский и украинский церковный и общественный деятель, автор первой грамматики русского языка Милетий Смотрицкий (1572 – 1630 гг.). Его грамматику наравне с «Арифметикой Магницкого» Ломоносов в свое время назвал «вратами своей учености».

Логойщина – родина Савелия Антоновича Акулича, исследователя прошлого родного края, графика, искусствоведа и краеведа.

Логойщина – это родина Змитрока Бядули и Нила Гилевича. На Логойщине провел детские и юношеские годы поэт Янка Купала. Здесь в 1897 – 98 годах он учился в Белоручской народной школе. Многое в жизни Купалы связано с Акопами, где сейчас открыт музей, создан мемориальный заповедник. Именно в Акопах Янка Купала написал «Раскiданае гняздо», «Магiла льва», «Прымакi». Здесь он увидел прототипов своих будущих героев бессмертной «Павлинки».

Хорошо была известна эта земля и поэту, драматургу, писателю и издателю Леопольду Радзевичу, переводчику на польский язык произведений Байрона, а также древних греческих и римских авторов. Многим знакомо его произведение «Збянтэжаны Саўка».

Чтит Логойщина память Антона Левицкого, более известного под псевдонимом Ядвигин Ш. Он один из основателей белорусской художественной прозы. Был учеником Дунина – Марцинкевича, соратником Янки Купалы и Якуба Коласа, Максима Богдановича, старшим современником Максима Горецкого и Тишки Гартного. Родился Антон Иванович Левицкий 26 июня 1868 года. Последние годы его жизни связаны с деревней Карпиловка Янушковичского сельсовета, куда он приехал после освобождения из Бутырской тюрьмы в 1890 году, где находился за участие в студенческих волнениях Московского университета. Здесь, в Карпиловке, жила его мать. Одно время (до осени 1916 года) у него в доме находился беженский приют, который затем был переведен в Ратомку. В 1916 году у него побывал Максим Богданович. Не раз в Карпиловке были Янка Купала, Владимир Голубок, Змитрок Бядуля. Работал Левицкий помощником провизора в аптеке в Радошковичах (он не закончил Московский медицинский институт, так как был исключен за участие в студенческих волнениях). Сотрудничал Ядвигин Ш. в газетах «Наша доля» и «Наша нива». Вот что он пишет в очерках «Письма с дороги» (1910 год): «Пусть каждый, кому дорог родной край, заглянет в ближайшую деревню, заглянет под подгнившие крыши хат... Пусть каждый светлый человек идет мимо этого народа и зажигает в нем пламень науки, свободолюбия и справедливости».

На Логойщине (деревня Задроздзе) родился наш прославленный земляк белорусский прозаик Иван Пташников. Его перу принадлежит роман «Алімпіяда», повести «Лонва», «Тартак» и многие другие, вошедшие в скарбницу белорусской классики. По некоторым из них были сняты кинофильмы.

Не раз Логойск становился площадкой для киносъемок. В 1966 году здесь киностудия имени Горького снимала фильм по повести Э. Казакевича «Сердце друга», в 1967 году «Мосфильм» снимал кадры фильма «Конец Сатурна», в 1969 году «Беларусьфильм» проводил съемки кинокартины «Сыны» по сценарию Алеся Адамовича.

Многие писатели и поэты воспевали красоту этих мест: леса, перелески, безмятежное голубое небо над всем этим зеленым нарядом по обе стороны дороги.

Почти каждая дорога на нашей земле ведет к братской могиле, обелиску или величественному мемориалу.

 

ЗНАК-УКАЗАТЕЛЬ «ХАТЫНЬ»

Автобус приближается к 54-му километру... И впереди уже видна уходящая вправо от шоссе дорога на мемориальный комплекс «Хатынь». На повороте памятный знак-указатель. В пяти километрах от трассы – строгая тишина мемориала, открытого в 25-ю годовщину освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков (5 июля 1969 года) на месте бывшей деревни Хатынь, которую вместе с жителями фашисты сожгли 22 марта 1943 года. Авторы: архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин и скульптор С. Селиханов – удостоены Ленинской премии.

Мемориал напоминает о трагедии 186 белорусских деревень, навсегда превращенных в пепел вместе с их жителями, и еще о сотнях деревень с такой же судьбой, но возвращенных к жизни. Он увековечивает память о погибших в лагерях смерти. За годы войны погиб каждый третий житель Беларуси. Беларусь только в 1972 году восстановила довоенный уровень населения. Некоторые районы (например, Освейский в Витебской области) к этому времени не восстановили его.

Война никогда не бывает без жертв. Но жертвами не должны быть женщины, дети, старики. Да не должно быть и самих войн. Кто только и с кем только здесь не воевал!.. И каждый раз наш народ терял своих сыновей, дочерей. Давайте сравним эти потери в войнах разных веков.

Итак, Вторая мировая война, как мы уже знаем – погиб каждый третий (2 млн. 700 тысяч человек). Потери в Первой мировой тоже велики – каждый пятый (1 млн. 200 тысяч чел). Это в XX веке. Из века XIX-го давайте вспомним только одну – 1812 год – погиб каждый четвертый (1 млн). Довоенный уровень населения был достигнут лишь к 1863 году.

Теперь заглянем еще дальше вглубь веков. Более двадцати лет продолжалась Северная война (1700 – 1721 гг.). На белорусской земле сводят свои счеты Россия и Швеция. Проведенная Петром I кампания против Карла XII стоила белорусам каждого третьего (800 тысяч). Великий полководец, реформатор и преобразователь России первым из военных гениев применил на нашей территории тактику выжженной земли перед наступающим противником, лишь бы избавить армии последнего провианта, а боевую конницу и обозы – фуража.

Почти все XVI столетие на просторах Беларуси бушевало безжалостное кровавое побоище. «Тишайший» российский царь Алексей Михайлович – «папенька Петра I», затем Василий III, Иван IV (Грозный) пробивали себе дорогу на запад. Войну вели азиатскими методами: убивали, выводили в плен (в полон) людей. Их продавали не только в московских городах, но и на азиатских рынках. С небольшими перерывами войны шли в 1500, 1508, 1513, 1516, 1518, 1534, 1556 гг. Наши города и села не успевали отстраиваться. Сколько горя, слез и разрушений принесла т.н. «Ливонская война», длившаяся 24 года (1558 – 82 гг.).

Тринадцатилетнее побоище (1654 – 1667) для Беларуси стало национальной трагедией. Погиб каждый второй житель края (1млн. 800 тысяч). Некоторые города, казалось, обезлюдели навсегда. Например, в Полоцке погибло 93% жителей, а в Витебске – 94%. Лучшие ремесленники – кузнецы, кафельщики, резчики и др. – вывезены насильно в Московию[11]. Разрушенное хозяйство и демографические потери не удалось восстановить и за столетие. На восстановление довоенного уровня понадобилось около 200 лет.

Кажется сравнений хватает. Нелегко веками жить народу в почти непрекращающихся войнах, нелегко трудиться, не выпуская из рук меча. И все же жив наш народ, и жить он будет. 60 лет живет Беларусь под мирным небом. Да исчезнут все войны навеки.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.08 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь