Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДОРОГА И УКАЗАТЕЛЬ «ЧАШНИКИ»



Среди полей и лесов Чашницкого района есть современная деревня Черея, бывшее местечко. Ее история, как колодец – темный и таинственный. Основана она в глубокой древности. Историки считают, что она является ровесницей Полоцка. Летописная история Череи начинается с упоминания достопочтенного Ивана, у которого было шесть сыновей и одна дочь. Особенно прославились два его сына Мисаил и Михаил, основавшие в этих местах монастырь. Мисаил был епископом Смоленским. Около 1475 года он был избран митрополитом Киевским и всея Руси с центром (резиденцией) в Новогрудке, был известным сторонником союза православной и католической церквей. В 1475 году братьями был основан Троицкий монастырь. Сегодня память о монастыре хранит деревня Монастырь, которая находится рядом с Череей, сохранились и руины Троицкой церкви.

В 1884 году местечком Черея владела семья Милошей. Знаменитый представитель этого рода поэт Чеслав Милош[2], получая в 1980 году Нобелевскую премию по литературе заявил, что он является гражданином государства, которого сегодня, увы, нет на карте – Великого княжества Литовского[24].

ОЗЕРО ЛЕПЕЛЬСКОЕ

Справа – раскинувшаяся панорама озера Лепельского, обрамленного мягко очерченными холмами. Возникло оно в конце ледникового периода, одно из группы 57 больших и малых озер, называемых Лепельскими. Озеро Лепельское находится в южной группе этих озер, занимая площадь 10 км², в длину – 8 км, в ширину протянулось на 2 км. Оно проточное, в него впадает река Эсса, а вытекает приток Западной Двины – река Улла. Со времени образования озеро вдвое уменьшилось, часть его заросла камышами, заболотилось. Но оно по прежнему богато рыбой. Здесь водятся окунь, язь, лещ, щука, корюшка и другие. Лепельское озеро – зона отдыха, на его берегах два санатория, дом отдыха, турбаза. Влекут сюда песчаные пляжи, зеленые дубравы, тенистые рощи, голубая гладь озер. Местные жители называют его Белым, а прилегающие к нему деревни – Беленица и Белая.

УШАЧСКИЙ РАЙОН

(территория, указатель «Ушачский район» – справа).

Ушаччина… Край более чем 250 озер, рек Дива и Ушачка, сотни животворных криниц. На географической карте ее очертания похожи на опаленный с краев лист пергамента, на котором история сделала многочисленные отметины. Эти опаленные очертания совсем не случайные. С запада и востока через этот край шли многочисленные войны и восстания. Самой опустошительной для Белоруссии, особенно Полотчины, а значит и Ушаччины, была война России с Речью Посполитой (1654 – 1667 гг.), которую часто называют кровавым потопом. Дважды прокатилась военная лавина через Полотчину: войска Шереметьева (1657 г.), затем – войска Хованского (1660 г.). Их преследовали войска П. Сапеги, которые тоже прошли через Ушаччину. Витебский епископ Колист писал московскому воеводе Хованскому: «На что столько обид, грабежей издевательств и убийств в городах и деревнях, в лесах и на полях, за что в каждом месте слышится плач и льются слезы?»

После этой войны на Беларуси численность населения уменьшилась более чем наполовину. На Полотчине она уменьшилась на 75%, погибли трое из четверых. Демографические потери были настолько велики, что численность населения не была восстановлена и за столетие. Опустела земля, ее не было кому обрабатывать.

Еще раньше по этой земле прокатились события известной нам Ливонской войны, которую белорусские историки называют Полоцкой.

Не минула эти земли и война 1812 года. В Ушачах некоторое время дислоцировался штаб генерала П. Витгенштейна, а затем побывал и Наполеон, он провел здесь ночь с 22 на 23 июля. Эта война принесла новые жертвы и разрушения.

Не обошло Ушаччину и восстание 1863 – 64 гг. Многие из ушачан стали участниками этих событий. Среди них: О.Н. Грабницкий, Ф.Ф. Тапчевский, А.И. Вериго-Даревский.

Свое отражение нашли здесь и события, связанные с Брестской унией, когда на белорусской и украинской землях произошло объединение православной и католической церквей. При введении унии королем Жигимонтом III было основано униатское архиепископство. В XVII столетии на землях Речи Посполитой, после принятия унии, был образован униатский орден базилиан, хотя на землях восточных славян базилиане были известны с принятия христианства.

Первым униатским протоархимандритом в Речи Посполитой стал униатский митрополит И.В. Руцкий. На землях Беларуси существовало 55 монастырей базилиан. Одним из крупнейших был Полоцкий. В Ушачах монастырь базилиан был основан в 1672 году. При этом монастыре была открыта одна из старейших школ на территории Беларуси. Монахи этого монастыря в 1835 году выступили с протестом против насильственного принуждения униатов к православию.

Еще в 1834 году царские власти на Полотчине подготовили артиллерию для усмирения униатов.

Монахами монастыря было написано прошение о прекращении преследования униатов. Митрополит И. Булгак обратился к министру внутренних дел России с просьбой об оказании помощи униатам Ушаччины в свободном исповедовании униатской веры. Как свидетельствуют исследователи, в это время на землях Беларуси, присоединенных к России в 1772 году 80% сельского населения были по вероисповедованию униатами.

С проблемой принудительного введения униатства столкнулось население Белоруссии после Брестской церковной унии; но с еще большей проблемой оно столкнулось при возвращении в православие после ликвидации унии на церковном соборе в Полоцке (1839 г.). Проблема исторического и духовного принуждения свидетельствует о том, что нельзя насильственно насаждать «добро», «прогресс», «справедливость», «согласие», «культуру», «социальную справедливость» даже с самыми добрыми намерениями. Все это дает обратный эффект, что и происходило в Беларуси в начале XVII и середине XIX столетий.

Известна Ушаччина и своими целебными водами. Уже в 1502 году на швейцарских курортных картах средневековья впервые упоминается о Барковщинских целебных водах. Именно тогда заговорили «о замечательной ушачской криничке с целебной водой», последующее упоминание о целебных источниках Ушаччины относится к 1704 году.

Врач Немировский в 1855 году создал в этих местах частный санаторий, где лечились не только состоятельные люди Российской империи, но и богатые люди Германии, Польши, Франции и других стран.

В настоящее время на этих водах находится пансионат «Лесные озера».

Ушаччину называют землей не только озер, но и поэтов. Здесь, на этой земле родился Артем Верига-Даревский – один из ведущих белорусских писателей 50 – 60 годов XIX века, которого хорошо знали В. Дунин-Марцинкевич, Сырокомля, Коротынский, А. Киркор и многие другие знаменитые люди.

Как активного участника восстания 1863 года Веригу-Даревского сослали в Сибирь, где он и умер в 1884 году.

Ушаччина – родина поэта Петруся Бровки. В центре его родной деревни Путилковичи – обелиск. На этом месте стояла хата его матери. Дом сожгли фашисты, мать убили в Освенциме.

Недалеко от Путилковичей родина Василя Быкова – сурового и бескомпромиссного летописца войны, окопных будней, делившего со своими героями все беды, невзгоды и радости. Его произведения разошлись по всему свету[25]. Само имя Быкова – визитная карточка Беларуси.

А сколько проникновенных строк посвятил родной Ушачской земле поэт Рыгор Бородулин, многие из них о той страшной войне, что оставила после себя свой кровавый след и столько скорбных и величественных памятников на этой земле. Один из них – «Мемориальный комплекс «Прорыв».

 

УКАЗАТЕЛЬ «УШАЧИ»

Первое летописное упоминание об Ушачах относится к XIV веку. Немало титулованных владельцев сменилось в Ушачах, известных с XVI столетия.

Согласно Полоцкой ревизии «вольнае сяло» Ушача (Вшача) принадлежало сыновьям Андрея Селявы, затем магнатам Кляновским, Радзиминским-Франкевич – основателям в Ушачах доминиканского костела (1716 г.). С 1746 года Ушачи – собственность воеводы Казимира Жабы.

В середине XVIII века Ушачи занимали значительное положение в Полоцком воеводстве. Почти одному из последних король Август III дал местечку Магдебургское право (23 июля 1758 г.). Город получил свой герб: на белом коне возле золотой раки изображение святого мученика Лаврентия, который держит в левой руке папирус (символ учености, письменности в крае), в правой – бёрды (символ трудолюбия).

Городом Ушачи оставались до 1863 года.

После первого раздела Речи Посполитой (1772 г.) вся территория правобережья Двины, в том числе и Полоцк, отошли к России. Ушачи остались в составе Речи Посполитой и стали центром Полоцкого воеводства. С 1776 года в Ушачах проходили широко известные малые сеймики, на них делили должности, избирали послов на сейм Речи Посполитой.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь