Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПАНОРАМА ПОЛОЦКА. РЕКА ЗАПАДНАЯ ДВИНА



Итак, мы с вами преодолели путь длиной 220 километров и перед нами панорама Полоцка – одного из древнейших городов нашей белорусской земли.

Стоит город на Западной Двине. Длина реки составляет 1020 километров, в пределах Беларуси – 328 километров. Впадает она в Балтийское море, протекая по территории России, Беларуси, Латвии, где ее называют Даугавой. В Западную Двину впадает 12 тысяч рек и речушек. В связи с многочисленными перекатами судоходство ограничено.

Первое летописное упоминание об этом городе относится к 862 году в «Повести временных лет». Эта дата условно считается годом рождения города. Но ведь это значит, что к этому времени город уже существовал. Из небольшого городка и селища в IX – X веке с населением более тысячи человек он уже в X – XII веках вырос в большой крупный город, занимая территорию более 80 га с населением свыше 8 тысяч человек. Полоцк – центр Полоцкого княжества. С конца XI до середины XIII столетия «Полоцкая земля – крупнейшее княжество восточных славян. По западно-европейским масштабам – это такое же средневековое государство, как герцогство Бавария или королевство Португалия... Ни одно из княжеств древней Руси не жило такой обособленной жизнью и не было так изолировано от Киева, как Полоцкое... Полоцкое княжество первым освободилось от власти Киева, а фактически никогда ему и не подчинялось». Такую оценку роли Полоцкого княжества дал историк Н. Улащик еще в 1967 году рецензируя книгу Л. Алексеева «Полоцкая земля».

В XII веке в городе уже было 10 церквей, быстро развивались ремесла. Здесь в пятидесятые годы XI столетия князем Всеславом был построен третий и последний в Киевской Руси храм Святой Софии – символ христианской веры. Для нас встреча с Софией – как свидание с вечностью. Далеко по всей Руси были слышны колокола Полоцкой Софии – собора, частично уцелевшего в войнах столетий, восстановленного и глядящего из седых веков на нас сегодняшних.

Вспомним древние строки из «Слова о полку Игореве»: «Тому в Полотеске позвониша заутреннюю рано у Святыя Софии въ колоколы, а онъ въ Кыеве звонъ слыша...», то есть «Для него в Полоцке позвонили к заутреннюю рано у святыя Софии въ колокола, а онъ в Кыеве звон тот слышал».

Есть в этом колокольном перезвоне голоса великих наших земляков – Евфросинии Полоцкой, первопечатника и просветителя Франциска Скорины, первого стихотворца российского Симеона Полоцкого и многих других, прославивших эту землю.

Полоцк занимает выдающееся место среди других древних городов Беларуси. Здесь находится наибольшее число памятников древнего зодчества. Здесь сложилась самобытная архитектурная школа. Письменными источниками установлено имя одного из крупнейших зодчих древней Руси – Иоанна. Этим талантливым зодчим был построен собор Евфросиньевского монастыря в XII веке. Увидим мы и сохранившиеся остатки валов Ивана Грозного, насыпанных за два года для защиты Верхнего замка.

Оставило свой след и пребывание Петра I в г. Полоцке во время Северной войны 1700 – 1721 гг. Здесь Петр I прожил около месяца. Вел он себя здесь как настоящий оккупант. В доме, где он жил, сейчас размещается музей. По его личному приказу до основания были разрушены многие замки, монастыри, усадьбы. Входя в беспричинный гнев и кураж, император сам взрывал и жег храмы, уничтожал святыни, казнил священников, если ему казалось, что они не «истинно православны».

В городе много мест связано с войной. Например, с войной 1812 года – одно из них Красный мост. О войне 1941 – 45 гг. – памятник Туснолобовой – Марченко, А. Горовцу и памятник на берегу Двины. Он увековечивает подвиг 23 гвардейцев – григорьевцев, которые обеспечили переправу через Западную Двину, захватив мост и разминировав его.

Итак, мы в Полоцке. Здесь у нас обзорная экскурсия по городу, в ходе которой мы побываем в Спаско-Евфросиньевском монастыре, где хранятся мощи преподобной Евфросинии Полоцкой, посетим историко-архитектурный заповедник «Софийский собор», послушаем в нем концерт органной музыки, побываем в музее белорусского книгопечатания.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы совершили экскурсию в древний город Полоцк, увидели его исторические и архитектурные памятники, побывали на родине Рогнеды и Евфросинии Полоцкой, Франциска Скорины и Симеона Полоцкого, побывали у стен древней Софии и на Красном мосту, познакомились с современным городом.

Теперь мы знаем, как богата история этой земли. В будущем вы можете совершить другие экскурсии по этой тематике, такие как: «Архитектурные памятники Мира и Несвижа», побывать в Слониме, Жировицах, Гродно, Крево и Гольшанах, совершить экскурсии на Менку, познакомиться с памятниками истории и архитектуры г. Минска на экскурсии «Следы истории». Человек счастлив, когда живет одновременно в трех измерениях – настоящем, прошлом и будущем. Постоянно неизбывно в нас чувство родины, чувство гордости за героическую историю родной земли. По словам Вл. Короткевича: «Любовь к Родине прежде всего пробуждает родная история». Этому белорусскому писателю всегда были понятны и близки слова великого полочанина Ф. Скорины: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя. Птици, летающие по воздуху, ведають гнезда своя. Пчелы и тым подобныя боронять ульев своих. Такоже и люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають[28]». Думаю, что под этими словами могли бы подписаться и мы с вами...


 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арлоў У, Сагановіч Г. Дзесяць вякоў беларускай гісторыі (862 – 1918).

2. Арлоў У. Таямніцы полацкай гісторыі. – Мн, 1994.

3. Асіноўскі С. Поле памяці. Постаці і падзеі беларускай мінуўшчыны. – Мн, 1999.

4. Асіноўскі С. Орша. – Мн, 1997.

5. Беларуская Савецкая энцыклапедыя. Т 12. – Мн., 1975.

6. Березинский биосферный заповедник. Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 1996.

7. Беларуская энцыклапедыя: ў 18 т. Т.1-10. – Мн, 1996 – 2000.

8. Букчин С. К мечам рванулись наши руки. – Мн., 1985.

9. Варавва А. Этюды о Беларуси. – Мн, 2002.

10. Вiцебская вобласць. – Мн.: Беларусь, 1988.

11. Гирилович М.П. Дальва – сестра Хатыни. Мн, 2004.

12. Голубеў В.Ф. Ці ведаеце вы гісторыю сваей краіны?/ У.П. Крук П.А. Лойка. – Мн, 1994.

13. Дробов Л.Н. Живопись Белоруссии XIX – начала XX века. – Мн., 1974.

14. Ермаловiч М. Па слядах аднаго мiфа. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1989.

15. Ермаловiч М. Старажытная Беларусь: Полацкi i Новагародскi перыяды. – Мн, 1990.

16. Жучкевич В. Краткий топонимический словарь Белоруссии. Мн.: БГУ им. Ленина, 1974.

17. История Беларуси: словарь-справочник / Под ред. С.Ф. Дубеницкого. – Мн, 2000.

18. История Беларуси. Ч. 1/ Под ред. Я.К. Новика и Г.С. Марцуля. – Мн, 2000.

19. Имена в истории: краткий биографический справочник. – Мн, 1993.

20. Iгнатоўскi У.М. Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi. – Мн.: Беларусь, 1992.

21. Канфесіі на Беларусі (канец XVIII – XX ст.). – Мн, 1999.

22. Кулагін А.М. Каталіцкія храмы на Беларусі. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2001.

23. Кулагін А.М. Праваслаўныя храмы на Беларусі. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2001.

24. Логойск. – Мн.: Беларусь, 1988.

25. Лепель. – Мн.: Беларусь, 1988.

26. Малiшэўскi У.А, Набока П.М. Нашы гарады. – Мн, 1991.

27. Мысліцелі і асветнікі Беларусі: энцыклапедычны даведнік. – Мн, 1995.

28. Мяснiкоў А. Айцец i патрыёт Айчыны // Народная воля. – 1997. – 17 чэрвеня.

29. Памятные места Витебщины. – Мн.: Беларусь, 1987.

30. Полоцк. – Мн.: Беларусь, 1988.

31. Преподобная Евфросиния Полоцкая. – Мн, 1997.

32. Прокопчик Л. В краю Налибокской пущи. – Мн. 1979.

33. 100 пытанняў, 100 адказаў. З гiсторыi Беларусi. – Мн.: Звязда, 1993.

34. Сардаров А.С. История и архитектура дорог. – Мн. 1979.

35. Симонович Д. Сквозь даль времен. – Мн.: Юнацтва, 1984.

36. Старонкi гiсторыi Беларусi. АН БССР. – Мн, 1992.

37. Сынам Отчизны. – Мн.: Вышэйшая школа, 1980.

38. Тарасаў С.В. Полацк IX – XVII ст. – Мн, 1998.

39. Тарасов К. Память о легендах. – Мн.: Полымя, 1984.

40. Тарасаў К. Памяць пра легенды. – Мн, 1994.

41. Шышыгіна-Патоцкая К.Я. Нясвіж і Радзівілы. – Мн.: Полымя, 2001.

42. Штыхов Г.В. Города Полоцкой земли. – М., 1978.

43. Шпилевский П.М. Путешествие по Полесью и белорусскому краю. – Мн, 2004.

44. Энцыклапедыя гiсторыі Беларусi: ў 6 т. Т. 1-5. – Мн, 1993 – 99.

45. Беларускі гістарычны часопіс. – 2003. – №9. – 2001. – №3.

46. Буклет «Мемориальный комплекс «Прорыв». – Мн., 1976.

47. Гiсторыка-публiцыстычны часопiс «Беларуская мiнуўшчына» 1995. №5-6, 1996 г. №1-6, 1997 г. №1

48. Сагановiч Г. Невядомая вайна. 1654 – 1667. //Спадчына. – 1993. №1, 3-6, 1994, №1,2.

49. Спадчына. – 2003. – №1.

 

Сноски

К тексту экскурсии


[1] В 1128 году Мстислав, сын В.Мономаха, желая овладеть землей кривичей, выслал против них дружины под предводительством своих братьев. Укрепленные борисовский и логойский замки были им препятствием для вступления вглубь кривичского края. Всеволод Ольгович напал на борисовский и разрушил его; Изяслав же ворвался в Логойск и овладел им на третий день своего пребывания в Логойске: «Изяслав же перестряпав два дня у Логожески» - так гласит Ипатьевская летопись. Следующее упоминание о Логойске относится к 1186 году: «На зиму идее Давид из Смоленска, а сын его из Новгородца, из Логошьска Василько Володарович». В киевской летописи вспоминается о логойском князе Всеславе Володаровиче. Дальнейшие свидетельства о Логойске относятся к документам, связанным с историей Великого княжества Литовского.

В конце XIV столетия Логойск был центром отдельной волости; накануне 1387 года – принадлежал частью литовскому князю или боярину Войтвилу, другая – какому-то Риту. В 1387 году, после Кревской унии, Ягайло передал значительную часть Логойщины, в т.ч. и Логойск, своему младшему брату Скиргайло. Но уже в 1392 году, когда после длительной борьбы Витовт стал великим князем Литовским, Логойщина перешла непосредственно в число великокняжеских владений, а в 1420 году Логойск и Логойщина пожалованы одному из Гедыминовичей – Андрею, сыну Владимира Ольгердовича. В начале XVI века Логойск стал местечком и наследственным владением князей Черторижских. В это время, в 1505 году, татары, опустошая минский край, добрались и до Логожеска, сожгли замок, взяли в плен сыновей князя Семена Черторижского. После смерти князя (1514 г.) часть Логойска перешла к Борису Образцову, который женился на младшей дочери Черторижского, другая - Гнешевскому, женившемуся на старшей дочери князя. Но в 1516 году Образцова овдовела, а через год вышла замуж за подляшского воеводу Василия Тышкевича, который откупил у Гнешевского вторую часть Логойска. Только в 1531 году последовала от Сигизмунда I подтвердительная грамота на право владения Тышкевичами Логойском. Окончательно решилась судьба Логойска, когда жмудьский епископ Антоний Тышкевич выкупил раздробленные и заложенные земли Логойска и Логойщины, отстроил Логойск и передал его любимейшему из родственников, тоже Тышкевичу. Логойск и Логойщина во владении Тышкевичей была 400 лет, вплоть до 1920 г. Они превратили Логойск в свою резиденцию, первый майорат на территории Великого княжества Литовского (это случилось при Василии Тышкевиче).

[2] Милош Чеслав (р. 1911), польский поэт. Сборники социально-политических стихов («Поэма о застывшем времени», 1933; «Спасение», 1945). Главная тема медитативной лирики (сборники «Город без имени», 1969, «Где восходит солнце и куда садится», 1974, «Хроники», 1987) — естество человека в его связях с историей и культурой. Эссе  («Порабощенный разум», 1953). С 1951 в эмиграции (Франция, США). Нобелевская премия (1980).


[1] Очерки по археологии Белоруссии. АН БССР. Мн, 1972 г., с.73.

[2] Л.Прокопчик. В краю Налибокской пущи. М. 1979 г., с.7-8.

В.А.Жучкевич. Улицы помнят. Мн. 1979, с.97-98.

[3] А.С.Сардаров. История и архитектура дорог Беларуси. Мн. 1978, с.15.

[4] С.Асiноўскi «Вялiкi галоўны гасцiнец», Ч. Беларуская мiнуўшчына. №2. 1996 г.

[5] Беларускі гістарычны часопіс, 2003, №9, с.11.

[6] Вiтаўт Чаропка. Iмя ў летапiсе. Мн, 1994, с.168.

[7] Гісторыя Беларусі. Частка 1. Пад рэдакцыяй Я.К.Новіка і Г.С.Марцуля. Мн, 2000, с. 101.

Беларускі гістарычны часопіс. 2003, №9, с.11

[8] П.М. Шпилевский. Путешествие по Полесью и Белорусскому краю. Минск, 2004, с.170.

[9] Согласно свидетельств современников в 20-е годы XIII столетия на престоле Полоцкого княжества появились родственники Миндовга – Тавтил в Полоцке, в Друцке – Едивил. В 1263 – 67 гг. престол в Полоцке занял Гердень, затем ненадолго – русские князья, но в конце XIII столетия его вновь занял литовский князь (имя неизвестно). Известно, что он принял католичество, не имея наследников, завещал княжество Рижской архиепископии. Это способствовало проникновению в город немецких рыцарей и католических миссионеров. Однако, великий князь литовский Витень изгнал немецких рыцарей (1307 г.) из Полоцка, а уже в 1307 – 08 гг. выкупил его земли у ордена. Так окончательно Полоцкая земля оказалась в составе Великого княжества Литовского. После Кревской унии (14 августа 1385 г.) великий князь Ягайло становится и королем Польским и великим князем Литовским (1386 г.). В этом же году он принимает католичество. Используя новые политические возможности, Ягайло начинает католическую экспансию на земли Великого княжества Литовского. Уже в 1387 году появились три католические парафии: в Крево, Абольцах (возле Толочино) и в д. Гайно. Католичество охватывает северо-западную и западную части Беларуси по линии Браслав – Поставы – Вилейка – Минск – Пинск. Согласно привилегий Ягайлы католическая церковь получает полный иммунитет во всех владениях, финансовых и судебных делах, освобождалась от государственных налогов и повинностей.

[10] В экспозиции музея было 140 различных монет, 420 медалей, большое количество гравюр, крест времен Жигимонта I, два древнейших меча с позолоченным изображением Стефана Батория, знамя, отобранное у шведов Стефаном Чернецким, оружие Петра I. Особую известность представляли 200 картин итальянской живописи из Рима, Флоренции, Неаполя, 48 копий барельефов греческого Парфенона, 220 гравюрных медных блях литовской работы, собрание древнейших ваз, найденных в Помпеи и Герокулакуме. Всего экспонатов было 66 тысяч.

Создание общенациональных музеев в Европе началось во второй половине XVIII века.

В числе других государственных суверенитетов, национальных престижей той или иной страны было и создание музеев, книгохранилищ древностей и других памятников истории и культуры. Первым таким хранилищем древностей стал Британский королевский музей в Лондоне (1753 г.), созданный из нескольких частных коллекций. Позже фонды музея пополнялись ценнейшими памятниками истории и культуры со всего мира.

В 1807 году начал свою работу Национальный музей Дании, в 1837 году Версальский дворец был преобразован в Национальный исторический музей Франции.

В Российской империи первые шаги сохранения памятников истории и культуры были сделаны при Николае I (1826 г.).

В Беларуси музейное дело получило свое развитие только благодаря энтузиазму немногих коллекционеров.

После того, как территория Беларуси была включена в состав Российской империи, создание национальных музеев всячески затягивалось. Было разрешено открыть только один музей: или в Минске, или в древней столице ВКЛ Вильно. Приоритет был отдан Вильно, где он и был открыт 17 апреля 1856 года, его основателем и стал Е.Тышкевич. Судьбу этого музея вы уже знаете.

[11] Г.Сагановiч. «Невядомая вайна», Мн, 1995, с.130-133

[12] В.Клейн. Найдено в архиве. Мн, 1968, с.21

[13] У.Арлоў. Г.Сагановiч. Гiсторыя Беларусi.

Часопiс «Беларуская мiнуўшчына», №1. 1996 г., с. 56.

[14] Е.В.Тарле. «Наполеон». Минск. 1992, с.264.

[15] Этот полк был сформирован из уроженцев белорусских губерний 16 мая 1803 г.

Начало боевого пути – 10 октября 1809 г. в боях с турками при Татарицах.

[16] В военной энциклопедии т. XIV (Сиб 1914). Указано, что Ланской родился в 1774 г. и был смертельно ранен в 1814 году, т.е. на 40-м году жизни.

[17] В Беларуси сохранилось много больших камней и почти нет ни одного, который не имел бы своего собственного имени: Великий камень, Святой камень, Кравец, Степан, Змеиный камень, Чертова ступня…

На Лепельщине, через которую лежит наш маршрут, на берегу Воронечского озера стоял камень, известный в народе под названием Витовтовы тарелки. На нем были замечены следы шести углублений, действительно имеющих вид тарелок. Легенда говорит, что на этом месте обедал великий князь Витовт, когда в 1426 году брал приступом замок Воронеч. Есть на берегу реки Ушача камень – Витовтовы вилки. Встречаются самые разнообразные и загадочные знаки, выбитые на валунах. Они имеют рукотворный характер. Возможно, это связано с охотничьими ритуалами, указанием направления дорог, старинных границ племени, проявлением культа бога солнца, который идет по Вселенной, приносит свет и дает урожай. Камни, по древним представлениям белорусов, не что иное, как прогневавшие Бога, заколдованные за грехи земля, люди, животные, пни, хлеб, то есть все то, что когда-то имело живую форму, росло, двигалось, чувствовало. Культовых камней на Беларуси осталось не так уж и много – всего пару сотен.

Люди верили в разное: кто связывал валуны со светлыми, а кто и с темными силами – есть камни со следами Богородицы, а есть и «чертовы камни». Считается, что некоторые камни обладают лечебными свойствами.

В Любанском районе есть «Божий камень», рядом с Долгиновским трактом лежит «Дождьбогов камень», на Сенненщине – «Перун камень», у дороги Бешенковичи – Шумилино расположился «Вялікі камень» – самый большой в Беларуси, 11 метров длиной.

Сколько тайн хранят камни. Совсем недавно ученые из Томска, которые наблюдали за камнем агат в течение семи лет установили, что этот камень проявляет все признаки органической жизни. Оказалось, что агаты бывают «мужчинами и женщинами», меняют кожу, внутри «женского» агата зарождается маленький зародыш. Значит ли это, что камни все-таки живые, как считали наши предки? (см. газета «Путешественник», №4 (236) 2004 г., ст. Александра Каменчукова «Живые камни»).

Откуда же взялись камни, особенно в северной и центральной части Беларуси. Ну конечно же, их ледники притащили из самой Скандинавии, с Кольского полуострова, а самые экзотические – жители подводного царства, которые ледник разрастаясь, вытащил со дна Балтийского моря. Их округлая форма объясняется тем, что многие сотни километров ледник шлифовал обломки горной породы.

[18] Станіслаў Асіноўскі. Поле памяці. Мн, 1999, с. 99-100.

[19] 100 пытанняў i адказаў з гiсторыi Беларусi, Звязда. 1993 г. с. 36.

[20] Гісторыя Беларусі. Частка 1. Пад рэдакцыяй Я.К. Новіка і Г.С. Марцуля. Мн, 2000, ст. 183.

[21] Газета «Народная воля» 17 чэрвеня 1997 г. Анатоль Мяснiкоў. «Айцец i патрыет Айчыны» (да 440 гадоў з дня нараджэння Льва Сапегi).

[22] Ливонская война 1558 – 83 гг. – война России (Московии) за захват территории Ливонской конфедерации государств (Ливонский орден, Рижское архиепископство, Дерптское, Эзель-Викское и Курляндское епископства) и выход к Балтийскому морю. Первоначально Московия воевала против Ливонии с 1561 года с Польско-Литовским государством и Швецией, которые также стремились к захвату Ливонской конфедерации государств. Московское государство стремилось захватить Прибалтику, прорвать блокаду со стороны Ливонии и установить непосредственно общение с европейскими странами через Балтийское море.

Иван Грозный начал войну в январе 1558 года. Уже в первый год войны были заняты Нарва и Дерпт (Тарту), русские войска дошли до Ревеля. Однако в 1559 году было заключено перемирие. Ливония воспользовалась перемирием и заключила союз с польским королем Сигизмундом II Августом, по которому орденские земли и владения Рижского архиепископа переходили под протекторат польского короля. В обстановке острых политических разногласий в руководстве Ливонского ордена магистр его В.Фюрстенберг был смещен, новым магистром стал Т. Кетлер (1559 г.), державшийся пропольской ориентации.

В 1560 году войска Ивана Грозного одержали новые победы (взяты Мариенбург (Алуксне) и Феллин (Вильянди), орденская армия разбита под Эрмесом (Эргеме), а бывший магистр ордена Фюрстенберг взят в плен. Произошел распад Ливонского ордена. Немецкие феодалы северной Эстонии перешли в подданство Швеции. По Виленскому договору от 28 ноября 1561 года владения Ливонского ордена перешли под власть Польско-Литовского государства.

С 1561 года Ливонская война вступает во второй период, когда Московии пришлось вести войну с Польско-Литовским государством – Речью Посполитой. и Швецией. Этот период, в свою очередь, можно разделить тоже на два этапа: на первом этапе войска Ивана Грозного еще добивались успехов, на втором – терпели неудачи.

 

Хроника Ливонской войны

· 1558 г., январь – начало войны. 40-тысячное русское войско под командованием В.М.Глинского и Шиг-Алея вступило на территорию Ливонии. Взяты Нарва, Дерпт и др. крепости.

· 1559 г. – перемирие между Ливонским орденом и Россией. Соглашение между орденом и польским королем Сигизмундом II Августом.

· 1560 г., январь – возобновление военных действий. Русские войска под командованием П.И. Шуйского, В.С. Серебряного и И.Ф.Мстиславского одержали новые победы. Происходит распад Ливонского ордена.

· 1561 г., 28 ноября – Виленский договор между Орденом и королем Сигизмундом II Августом, согласно которому орденские переходят под власть польского государства, а северная Эстония отходит к Швеции.

· начало второго этапа Ливонской войны. Ивану Грозному приходится воевать против Швеции и польско-литовского государства.

· 1562 г., декабрь – 80-тысячное русское войско во главе с Иваном Грозным выступает в поход на Полоцк.

· 1563 г., январь-февраль – осада и взятие Полоцка.

· 24 февраля – заключение перемирия с Сигизмундом Августом.

· 1564 г., 26 января – поражение войск П.И.Шуйского на реке Улле.

· 30 апреля – бегство в Литву А.М.Курбского.

· 2 июня – поражение русского войска под Оршей.

· 1566 г. – прибытие в Москву посольства Великого княжества Литовского с предложением мира (на условиях раздела Ливонии).

· 1569 г. – объединение польского королевства и ВКЛ в единое государство – Речь Посполитую.

· 1573 г., январь – войска Ивана IV взяли Вейсенштейн (Пайду).

· 1575 г. – русские войска взяли Пернов (Пярну).

· 1576 г. – захвачено все юго-восточное побережье Прибалтики, за исключением Риги и Ревеля (Таллина).

· 1577 г. – 100-тысячное войско Ивана Грозного захватило крепости Люцин, Крейцбург, Лаудон (Левдун), Венден (Цесис) и др. Перемирие с Речью Посполитой.

· 1577 г. – перелом в ходе войны. Объединенное войско Речи Посполитой вступило против Ивана Грозного.

· август – взят Полоцк, затем Невель, Великие Луки и др. крепости.

· 1581 г. – войско Стефана Батория осадило Псков (1581 – 82 гг.). Шведские войска заняли Нарву и Корелу.

· 1582 г., 15 января – в Ям-Запольском заключено 10-летнее перемирие между Россией и Речью Посполитой: Полоцк и Ливония отходят к Речи Посполитой, захваченные земли возвращены России.

· 1583 г. – Плюсский мирный договор со Швецией: к Швеции отходят Нарва, Ям, Копорье, Ивангород. Так закончилась 25-летняя война.

[23] Станіслаў Асіноўскі. Орша. Мінск, 1997, с.116-117.

[24] Валерий Гриневицкий. «Загадки Череи». Газета «Туризм и отдых» №28, 18 июля 2002 г.

[25] Быков Василь (Василий) Владимирович (р. 19 июня 1924, дер. Череновщина Ушачского района Витебской области.

Родился в бедной крестьянской семье. «Я не люблю своего детства, — вспоминал писатель. — Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть... Единственное, что было отрадой, — это природа и книги. Летом — озеро, лес, рыбалка. Если позволяло время, конечно. Ведь надо было работать. И надо, да и заставляли». После окончания семилетки Быков поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, однако вскоре вынужден был вернуться в деревню — отменили стипендии.

В 1942 был призван в действующую армию, попал в инженерный батальон, строивший оборонные укрепления, участвовал в боях на Юго-Западном фронте, затем был направлен в пехотное училище в Саратове. Окончив училище, воевал в должности командира стрелкового взвода, взвода автоматчиков и взвода противотанковой артиллерии на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии до победы. Дважды был ранен. После войны начал работать в газете в Гродно, однако вскоре был снова призван в армию и до конца 1955 служил в одном из дальних гарнизонов на Курилах.

Возвратившись после демобилизации в Гродно (затем он переехал в Минск), Быков отдается литературному творчеству. Одна за другой публикуются его повести: «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (1960), «Третья ракета» (1961). Последняя после перевода на русский язык поставила автора в первый ряд писателей фронтового поколения (тех, кто были на войне солдатами и офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантской литературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов, встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду».

Особенно жестоким нападкам подверглись повести Быкова «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968) и «Круглянский мост» (1969). В результате книжное издание повести «Круглянский мост» появилось после журнальной публикации через 11 лет, «Атаки с ходу» — через 18, «Мертвым не больно» — только через 23 года.

Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы, русского литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.

После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков: повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972; за эту повесть и повесть «Дожить до рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973), «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983; Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993) — посвящено партизанской войне в Белоруссии. Сам он объяснял это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была усложненнее, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу.

Многие повести Быкова экранизированы. Наибольшая удача — фильм «Восхождение» (1977, режиссер Л. Е. Шепитько) по повести «Сотников».

ст. Л.И.Лазарева. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003.

[26] Д.Симанович. Сквозь даль времен. Мн, 1984, с.160.

[27] Д.Симанович. Сквозь даль времен. Мн, 1984, с.165.

[28] Сцяпан Александровiч. Тут зямля такая. Мн, 1974, с.12.

 



СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ЦЕЦОХО Софья Петровна с 1964 г. – старший методист, с 1969 г. по 1993 г. – заведующий методическим отделом «ТЕПО «Минсктурист». В настоящее время – преподаватель экскурсоведения Института туризма.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.087 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь