Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общественно-экономическая формация и ее структура.



Здесь становится необходимым качественный переход, т.е. революционное уничтожение старых отживших экономических, социальных и политических форм, т. е. социальная революция, которая открывает путь к утверждению нового способа производства. Таким образом, Маркс раскрывает "механизм" исторического развития.

Общество представляет собой высший этап в развитии материального мира, высшую форму движения материи, оно есть составная часть материального мира, которая выделилась из природы и представляет форму деятельности, отношений людей в процессе их исторического развития. Общество - это система, главным элементом которой являются люди. Человек есть субъект исторического процесса. Без существования человека не может существовать общество. Рождение общества означает, в первую очередь, возникновение человека. Было бы заблуждением, однако, понимать его как простую совокупность людей. Общество составляют также различные процессы общественной жизни, т.е. отношения между людьми. В анализе общества как системы выделяются основные сферы общественной жизни, которые представляют относительно независимые элементы социальной структуры: экономический, общественный, политический, духовный.

В истории развития общества можно выделить большие исторические периоды, которые характеризуются по содержанию качественно определенными экономическими, общественно- политическими отношениями и определенными специфическими законами. Маркс дал им название "общественно-экономические формации". Если категория "общество" выражает качественную определенность общественной жизни, когда она сравнивается с природой, то категория "общественно-экономическая формация" выражает качественную определенность различных фаз общественного развития.

Проблема определения основных ступеней всемирной истории и ее периодизации возникла задолго до марксизма. Первоначально в основе исторической периодизации далекие от исторической реальности основания: библейские мифы и легенды, начиная от сотворения мира. Затем историю, например, делили на четыре периода, которые были связаны с существованием "четырех великих империй" - ассиро-вавилонской, медяно-персидской, греко-мекедонской и римской. Позже исторический процесс дифференцировали по эпохам - эпоха древности, эпоха средневековья, эпоха нового и новейшего времени. В таком подходе к периодизации история, с точки зрения марксизма, еще нет представления о качественно своеобразных этапах общественного развития, поэтому рубежи между ними установлены достаточно произвольно и произвольно переносятся.

В истории философии были и попытки обнаружения качественных сдвигов в развитии общества. Представители немецкой классической философии, например, пытались делить исторический процесс в зависимости от качественного изменения в уровне нравственного "совершенства" общества, или в зависимости от степени зрелости разума человеческого рода, по степени осознания, познания свободы. Выявление критериев периодизации истории было сделано Марксом в различных работах. И по сути дела выявление этих критериев связано с формированием материалистического понимания истории. Формулируя суть материалистического понимания истории, Маркс делает вывод, что способ производства материальных благ определяет сам процесс и направление исторического развития. Когда способ производства изменяется, изменяется также и общество вообще. Поэтому история развития общества есть, прежде всего, история смены способов производства. Общественно- экономическая формация выделяет и фиксирует в историческом процессе то, что превращает его ступени в общественные системы, отличные от всех других.

Общественно-экономическая формация - это исторически определенная ступень развития не отдельной страны или региона, а всемирной истории. История, согласно Марксу, знает пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и в перспективе, согласно Марксу, коммунистическая.

Структура любой общественно-экономической формации имеет основные элементы, которые ее составляют. Речь идет, в первую очередь, о базисе и надстройке общества.

Базис - это совокупность производственных, экономических отношений.

Надстройка - это система политических, юридических, религиозных и всяких других идей, идеологических отношений и институтов, которые им соответствуют, т.е. государство, политические партии, церковь и т. д.

Надстройка развивается не только под воздействием базиса, но и вследствие взаимодействия различных форм общественного сознания и всех ее структурных элементов. Относительная самостоятельность надстройки проявляется также в преемственности духовного развития человечества.

Наряду с понятием "общественно-экономическая формация" в научной и особенно в исторической литературе используется понятие "эпоха". Эти понятия следует различать, ибо они не всегда совпадают. Категория общественно-экономической формации фиксирует достигнутую ступень развития всемирной истории и соответственно исторический тип отдельного общества, его сущностные черты. Историческая эпоха охватывает все многообразие существующих социальных организмов различных исторических типов. Исторические эпохи - это всегда качественно особые периоды в истории, но понятие эпохи может фиксировать и переходные состояния всемирной истории.

Фундаментальный принцип исторического материализма, выражающий сущность материалистического понимания истории гласит: общественное бытие определяет общественное сознание. Это означает, что новые общественные идеи возникают не произвольно, но через отражение изменений, которые происходят в материальной жизни общества.

Рассмотрим структуру общественного сознания. Общественное сознание как духовный аспект исторического процесса несводимо к сумме индивидуальных сознаний. Общественное сознание - это целостный феномен с определенной внутренней структурой, которая включает в себя различные формы и уровни. К уровням относят обычно общественную психологию и идеологию; индивидуальное сознание и общественное. Основные же формы общественного сознания - это политика, право, мораль, эстетика, философия и религия.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь