Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Историческое и его сущность, историческое и метафизическое в концепции Н.Я. Бердяева.



В предисловии к своей книге Бердяев уведомляет читателя, что построение религиозной философии истории есть призвание русской философии, ибо самобытная философская русская мысль обращена к эсхатологической проблеме. И Н.А. Бердяев и реализует это призвание, написав книгу на основе лекций, прочитанных им в 1919-1920 гг. в Москве. Приступив к теме философии истории, Бердяев предлагает предварительно разобраться с тем, что есть "историческое", т.е. необходимо выяснить сущность исторического. Разбирая этот вопрос, он рассматривает различные периоды понимания "исторического", которые ведут к необходимости познать существо "исторического" как некой особой реальности, как особого объекта, неразложимого на другие объекты, материальные или духовные. Но затем, вдруг, начинаются интересные превращения. Мы неожиданно узнаем, что историческое познание - это один из путей познания духовной действительности, а философия истории, имея своей задачей судьбу человека, есть наука о духе и млеет дело с конкретной духовной действительностью. И таким образом получается, что историческая действительность - это особая и высшая духовная действительность. Материальный фактор, действующий в исторической действительности, имеет духовную основу и, в конечном счете, является духовной силой. И если нельзя развалить историческую действительность на два объекта, материальный и духовный, ибо она есть особая реальность, то можно свести все к одному - к духовному. В судьбе человечества я должен опознать мою родную судьбу и в моей судьбе я должен опознать историческую судьбу. А "настоящий путь философии истории есть путь к установлению тождества между человеком и историей, между судьбой человека и метафизикой истории".

Исследуя дальше сущность исторического и связь исторического с метафизическим, Бердяев заявляет, что история есть миф, а не эмпирическая данность. Здесь мы сталкиваемся с некоторыми проблемами методологии познания истории, о которых немного и поговорим. Позиция Бердяева как философа истории вырастает, во-первых, на почве христианской теологии и, во-вторых, на почве метода, разработанного Вильгельмом Дильтеем

Итак, разберемся с первой позицией. Христианская теология традиционно исходит из "несовершенства" истории. Поскольку в реальной земной жизни, земной истории человек не может найти спасения, то неверно было бы сводить весь мир к земной истории, утверждают теологи. История должна истолковываться с позиций, отличных от собственно исторических.

Второе основание, о котором мы говорили - это методология Вильгельма Дильтея. Вильгельм Дильтей разработал метод " понимания" как непосредственного постижения некоторой душевно-духовной целостности (целостного переживания). Понимание, интуитивное проникновение одной " жизни" в другую Дильтей противопоставляет методу объяснения, который применяется в естественных науках, имеющими дело с внешним опытом и конструирующих свой предмет с помощью рассудка. Факт истории оказывается понятным лишь тогда, когда он соотнесен с определенными субъективными процессами, с духовными измерениями, которые рассматриваются как историческое воплощение определенных типов мировоззрений. Таким образом, речь идет о попытке толкования истории через посредство типов мировоззрения, их определяющего воздействия на историю. Рассматривать психологическую интерпретацию истории в качестве исчерпывающей ее объективной интерпретации означало бы впасть в иллюзию.

Но вернемся к концепции Н.А. Бердяева. Возникновение идеи исторического он связывает с мессианской идеей разработанной в иудаизме. В отличие от древних греков, мысливших мир как завершенный и гармонический космос, в котором все повторяется и все находится в вечном круговороте, евреи отвергают круговорот. Еврейское сознание всегда было обращено к грядущему, к будущему: это напряженное ожидание какого-то великого события, разрешающего судьбы народов, судьбу Израиля.

Теперь становится уже совершенно ясно, что история предполагает Богочеловечество. Сам характер религиозного и исторического процесса предполагает, по Бердяеву, глубочайшее столкновение и взаимодействие Божества и человека, Божественного промысла, Божественного фатума, Божественной необходимости и неизъяснимой таинственной человеческой свободы. Свободу же он понимает как иррациональное начало человеческой жизни.

А что же понимать под небесной историей? Это не что иное, как глубины внутренней жизни духа, где и предопределяется история земная. Вывод отсюда весьма прост: земная судьба предопределяется небесной, в небесной жизни свершаются трагедия просветления и избавления через Божественные страсти, трагедия, которой определяется процесс просветления в истории мира.

Если все это изложить кратко, то получается следующее: "Человек есть дитя Божье, претерпевающее трагическую судьбу в мире, в котором есть процесс ниспадения и процесс развития, потому что в основе этой судьбы, в самих ее источниках, лежит первородная свобода, которой дитя Божье было наделено. Эта свобода, которой наделен человек, как дитя Божье, потому и явилась источником его судьбы, трагизма истории, со всеми конфликтами и ужасами, что свобода по самому существу своему, предполагает не только свободу добра, но и зла... Мировой процесс и исторический процесс существуют потому, что в основе заложена свобода добра и зла, свобода отпадения от источника высшей Божественной жизни, свобода возвращения и прихождения к ней. Эта свобода зла и есть настоящая основа истории".


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь