Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 1 / 14 февраля, 19 ноября / 2 декабря (в Соборе новомучеников Крымских) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской



Николай Дмитриевич Мезенцев, фото с сайта fond.ru

Родился 8 / 20 сентября 1862[61] или 1863[62] года в селе Красная Слободка Трубчевского уезда Орловской губернии в семье псаломщика. Николай рано потерял родителей: мать умерла, когда ему было пять лет, а отец, когда ему исполнилось двенадцать. Как круглый сирота, имевший родителей из церковного клира, духовное образование он получил за казенный счет.

20 июня / 3 июля 1885 года окончил Орловскую духовную семинарию. 15 / 28 июля 1886 года поступил в Санкт-Петербургскую придворную капеллу, которую окончил в 1890 году с аттестатом регента.

В 1891 году назначен преподавателем церковного пения в Таврическую духовную семинарию.

Увлечение музыкой помогло Николаю сблизиться с семьей известного в Крыму протоиерея Михаила Маркова и вскоре он женился на его дочери, девице Елизавете. Впоследствии у них родилось четверо детей: Сергей, Анна, Ольга, Михаил.

16 / 29 января 1892 года был рукоположен во священника епископом Таврическим и Симферопольским Мартинианом (Муратовским). Был назначен духовником семинарии.

По благословению архиерея о.Николай занимался разработкой вопроса об устройстве в Таврической епархии вдовьего дома, состоял членом ревизионной комиссии по ревизии благочиннических и монастырских книг, законоучителем женской воскресной школы. Музыкальный талант и соответствующая подготовка помогли ему устроить курсы церковного пения для учителей и учительниц церковноприходских школ. Все это он делал безвозмездно.

В 1903 году был переведен в храм Рождества Богородицы при больнице Таранова-Белозерова в Симферополе и назначен законоучителем женской гимназии.

Был возведен в сан протоиерея.

С 1910 г. - казначей Таврического епархиального попечительства о бедных духовного звания.

В Симферополе отец Николай встретил революцию и захват власти большевиками, правление генерала Врангеля, последние бои между белыми и красными и уход Добровольческой армии из Крыма.

Сын о.Николая Сергей был офицером Добровольческой армии, но после эвакуации войск он остался с группой офицеров в Симферополе. Отец Николай помог им спрятаться у духовной дочери, укрывшей их на чердаке своего дома. После ухода Белой армии начались массовые аресты оставшихся в Крыму офицеров и бессудные расправы над ними. Беглецы решили пробираться в Севастополь, к морю. Вскоре по прибытии в Севастополь все они были арестованы и расстреляны. Наверное, в следствие этого о.Николай 4 декабря 1920 года подвергся аресту особым отделом 4-й Армии и в начале января 1921 г. был отпущен.

3 августа 1921 года он был арестован по доносу, обвинялся в том, что "агитировал в проповедях против Советской власти".

В марте 1922 года повсеместно по всей России началось изъятие церковных ценностей из храмов. Во многих случаях оно проходило при столкновении членов советских комиссий с церковными людьми. Не миновало это и храм Рождества Богородицы. Во время изъятия одна из женщин ударила в набат, храм быстро наполнился народом, но это не помешало комиссии довершить изъятие. Священник, псаломщик и женщина, звонившая в колокол, были арестованы.

С 5 ноября по 1 декабря 1922 года в Симферополе был организован открытый судебный процесс, на котором в качестве подсудимых оказались архиепископ Таврический и Симферопольский Никодим (Кротков) и почти все духовенство епархии. Среди других по групповому делу "Дело крымского духовенства во главе с архиепископом Никодимом (Кротковым) по изъятию церковных ценностей, 1922г." был привлечен к ответственности и отец Николай Мезенцев. Он обвинялся в "сопротивлении изъятию церковных ценностей; расхищении и сокрытии их; небрежном хранении; симуляции кражи ценностей; ведении пассивной обороны против изъятия". Виновным себя не признал.

1 декабря 1922 года был приговорен к трем годам заключения и отправлен в тюрьму в Нижний Новгород. Через

девять месяцев все осужденные по этому делу были досрочно освобождены.

Вернувшись в Симферополь, отец Николай стал служить в Петропавловском соборе. Вскоре Петропавловский собор захватили обновленцы, и он перешел служить в Свято-Троицкий греческий храм в Симферополе.

В 1933 году был арестован по обвинению в том, что будто бы утаил ценности, принадлежавшие Петропавловскому собору. Несколько месяцев священник провел в тюрьме под следствием и был приговорен к штрафу 640 рублей.

В феврале 1933 года Свято-Троицкий храм был закрыт и его начали перестраивать под интернат для детей. Но община всеми возможными средствами решила бороться, отстаивая свои права. Поскольку среди прихожан было много греческих подданных, то они обратились в Греческую миссию в Москве, в чем им деятельно помог отец Николай, составляя прошения в официальные учреждения и советуя, как в тех или иных случаях поступить. Власти в этот раз уступили, в 1934 году Свято-Троицкий храм вновь был открыт. Настоятелем его был поставлен священник-грек, которому было тогда восемьдесят пять лет, и хотя он еще мог совершать литургию, но по немощи с церковного двора уже никуда не выходил. Протоиерей Николай был назначен помощником престарелому священнику, он исполнял требы, служил, читал и пел на клиросе. В 1934 году власти запретили о.Николаю служить, он вынужден был уйти в за штат, но продолжал помогать престарелому настоятелю.

15 декабря 1937 года протоиерей Николай был арестован по обвинению в том, что "после закрытия храма принимал активное участие в его возвращении и тем возбуждал население против Соввласти" и, "будучи в курсе деятельности контрреволюционной греческой националистической организации, скрывал это от советской власти". В тот же день была арестована и вся церковная двадцатка. Всех их обвинили в контрреволюционной деятельности за связь с греческим консульством в Москве.

Отца Николая снова обвинили в сокрытии церковных ценностей; в том, что он помогал сыну, белому офицеру, скрываться от Советской власти. На допросах о.Николай ни разу не дрогнул, не поддался давлению следователя, в своих ответах был мужественен и лаконичен. Ни угрозы и рукоприкладство, ни возраст и болезни его не сломили. Священник виновным себя не признал и на этот раз. Были вызваны два лжесвидетеля - один был сокамерником священника, а другой членом церковной двадцатки. Они и подписали протоколы с показаниями, необходимыми для осуждения священника.

14 февраля 1938 года тройка при НКВД Крымской АССР приговорила протоиерея Николая к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в Симферополе. Вместе с ним расстреляли пятерых членов церковной общины греческой церкви.

В 1998 году протоиерей Николай Мезенцев был причислен к лику местночтимых святых Крымской епархии определением Священного Синода Украинской Православной Церкви. В августе 2000 года канонизирован для общецерковного почитания Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Награды

  • скуфья (март 1897, за ревностную службу по представлению ректора Семинарии)
  • наперсный крест (2 / 15 мая 1905)
  • орден св.Анны III степени (6 / 19 мая 1911)

Использованные материалы

  • Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль». Тверь. 2005. С. 4-7
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...106
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века" http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF...BU*

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена обычная вседневная вечерня (без всяких особенностей), а также обычная утреня[63], в которых совмещалась служба предпразднества Сретения Господня, а также мученика Трифона, с небольшой добавкой из Триоди (среды Сырной седмицы). При этом утреня была сокращена до предела (например, не читался 50 псалом перед каноном, а из трех читаемых канонов читались лишь по одному тропарю), даже в сравнении с тем, как служба обычно у нас совершалась (чтения двух или трех кафизм, кроме Великого поста у нас обычно не бывает). Службу совершал о.Димитрий Осипов при пении бокового хора. Внешне особенность службы этой была лишь в том, что в конце утрени читалась молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя земными поклонами: Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми¸ дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, любве даруй мне, рабу Твоему! Ей, Господи, Царю, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

После 1 часа молитва эта не читалась.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь