Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 7 / 20 февраля, 27 января / 9 февраляя (Киев.) и в Соборе Киевских святых



В миру Виноградский Дамиан Федорович, родился в 1785 году в с. Михайловка Александрийского уезда Екатеринославского наместничества в семье государственных крестьян. С детства стремился к монашеству, но по настоянию матери в 1805 году женился.

В 1811 году поступил в четвертый уланский Малороссийский полк, принимал участие в Отечественной войне 1812-1814 гг. В 1818 году вернулся в родное село. Владел обширным хозяйством, отличался милосердием и странноприимством.

Получив согласие жены, решил принять постриг, перед уходом из дома половину имущества раздал нищим. Покинув семью, поселился в соседнем с. Хайновка, собирал пожертвования для восстановления обветшавшей деревянной церкви, посетил Жаботинский монастырь[210], жил в киевском Вознесенском и Флоровском монастыре, затем служил

сторожем в Троицкой церкви в Киеве.

Неизвестная киевская старица и прп. Феофил (Горенковский) предсказали ему монашество, священническое служение, благословили помогать нищим и обездоленным. С 1848 году вместе с киевским блаженным Иоанном Босым Виноградский собирал пожертвования, на которые в двух комнатах при киевской Андреевской церкви основал приют для странников и калек, где ежедневно обедали до 500 чел. При поддержке киевского губернатора И. И. Фундуклея подвижники в одном из домов недалеко от храма устроили больницу для нищих.

8 / 21 июля 1850 году был определен в заштатный Ржищевский монастырь[211], настоятель которого позволил подвижнику жить при основанной им странноприимнице в Киеве. На собранные пожертвования Дамиан Федорович заказывал облачения и утварь для киевских храмов и обителей.

14 / 27 октября 1851 года поступил в Киевский Михайловский Златоверхий монастырь[212].

19 декабря 1854 (это было бы 1 января 1855) года был пострижен в монашество с именем Вонифатий, служил "блюстителем святых частиц угодников Божиих" в храмах обители.

8 / 21 декабря 1856 года рукоположен во диакона, 10 мая 1860 года - во иерея.

На собранные пожертвования (30 тыс. р.) построил в Златоверхом монастыре каменную трехэтажную гостиницу со Смоленской церковью, кухню с трапезной для нищих. По его инициативе монастырь кормил ежедневно до 400 странников.

Земляки иером. Вонифатия, посетившие монастырь в 1861 году, просили открыть скит при храме в родном селе. Однако в ответ на это ходатайство Чигиринский еп. Серафим (Аретинский) поручил подвижнику основать скит на монастырском хуторе Феофания близ Киева, устроенном в 1802 году первым Чигиринским еп. Феофаном (Шияновым).

Вскоре после приезда иером. Вонифатия в Феофании была отремонтирована деревянная Михаило-Архангельская церковь, в которой возобновились богослужения, в 1863 году подвижник установил чтение неусыпаемой Псалтири. К 1864 году в Феофании жили ок. 30 чел. братии, были построены кельи, в 1867 году - каменная Всехсвятская церковь, деревянная колокольня, новый летний архиерейский дом. Иером. Вонифатий расчистил св. источник под горой, ранее освященный свт. Иннокентием (Борисовым) в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», и устроил над ним часовню. По благословению настоятеля в скиту появились гостиница для паломников, дом для неимущих. В деле нищелюбия старец советовал не "распознавать достойного от недостойного", но подавать всем просящим.

В 1868 году он был возведен в сан игумена. Его жизнь, по словам келейника иером. Леонида, была "постоянным подвигом молитвы и богомыслия", каждые сутки подвижник прочитывал Псалтирь и несколько канонов, особым аскетическим деланием подвижника была продолжавшаяся всю жизнь борьба с бесовскими страхованиями. В последний год жизни старец страдал болезнью ног, молился и принимал посетителей, стоя на коленях, предсказал день своей кончины.

Скончался 27 декабря 1871 года в скиту Феофания. Погребен за алтарной стеной Всехсвятской церкви.

Согласно его завещанию, переданному Чигиринскому еп. Порфирию (Успенскому), 28 декабря 1871 года управление Феофанией было поручено духовному другу старца иеросхим. Иринарху (Дорогавцеву) "с оставлением того же самого порядка без всякаго изменения... и по возможности неоставление и принятие странных и бедных". Ученик игум. Вонифатия иером. Евстратий (Голованский) собрал и в 1872 году опубликовал жизнеописание старца с хранившимися в Феофании его наставлениями и беседами.

Среди учеников подвижника известны буд. настоятель Ильинского скита на Афоне прп. Гавриил Афонский, иеросхим. молчальник Иринарх.

С середины 1930-х годов перестроенное здание Всехсвятской церкви принадлежало филиалу Киевской психиатрической больницы, с 1948 года - Институту электротехники АН УССР. С восточной стороны храма, предположительно над могилой игум. Вонифатия, был построен лабораторный корпус. В 1993 году на месте Феофании открылся Пантелеимоновский скит киевского Покровского мужского монастыря, в скиту совершалась панихидная память старца. 9 июня 2002 года обитель стала самостоятельной. На конец 2004 года захоронение игум. Варсонофия не было найдено.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2010 года игумен Вонифатий был причислен к лику местночтимых святых Киевской епархии с установлением памяти 27 декабря[213]. 30 ноября 2017 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви было установлено общецерковное почитание преподобного. Вонифатия Феофановского с установлением памяти 7 / 20 февраля[214].

Сочинения

  • Ответы на вопросы от разных лиц // Великие русские старцы: Жития, чудеса, духовные наставления / Трифонов Печенгский мон-рь. М., 2000.

Литература

  • ЖПодв. Дек. Ч. 2. С. 316-332;
  • Евстратий (Голованский), иером. Игум. Вонифатий, основатель и строитель скита Феофании и наставник его Иван Босой. К., 1873;
  • Троицкий И., свящ. Феофания: муж. общежительный скит, приписной к Киево-Михайловскому Златоверхому мон-рю. К., 1901. С. 10-16;
  • Вестн. пресс-службы УПЦ. К., 2003. Вып. 24.

Использованные материалы

  • Д. Б. Кочетов. "Вонифатий (Виноградский)" // Православная энциклопедия, т. 9, с. 320-321

http://www.pravenc.ru/text/155226.html


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь