Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Великое повечерие с чтением покаянного канона св. Андрея Критского.
Накануне, в понедельник вечером, я как всегда, был на службе в Свято-Успенском соборе. С этого дня начинается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея, архиепископа Критского. Службу совершал о.Димитрий Осипов при пении обоих хоров собора. Как и всегда, в дни чтения этого канона повечерие начинается 69 псалмом, входящим в состав третьего последования повечерия[216]. Этот псалом – мольба человека, страждущего от врагов, жаждущих погубить человека, просьба к Богу о немедленной защите, поскольку враг не дремлет и человек в большой опасности от них. Поэтому перед чтением канона этот псалом вполне оправдан. Пока читается псалом, духовенство выходит в центр храма, где установлен аналой. Чтение канона возглавлял правящий архиерей – епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност в сослужении о.Евгения Кузнецова, о.Антония Новицкого, о.Кирилла Вовк (Свято-Алексадро-Невский храм в Борисовке), о.Димитрия Осипова, о.Сергия Видяева и о.Иоанна Смирнова. Как и в прошлом году, весь канон читал сам правящий архиерей. Ирмосы песней при этом попеременно пели оба хора собора, а не только верхний хор, как это было обычно. Сразу по окончании чтения канона, когда в заключение второй раз был пропет ирмос последней, 9 песни этого Великого канона, духовенство уходит в алтарь. При этом правящий архиерей с амвона произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы ныне с вами, дорогие Братья и сестры, вступили на поприще поста и подобно Евангельскому пахарю, положили руки на плуг или по-славянски это говорится: «на рало», и Господь нас, через песнопения церковные призывает нас не бояться, не оглядываться назад, говорить: «Боже, что предстоит нам впереди?», не коснеть. И все в Церкви направлено на то, чтобы помочь нам, укрепить нашу ослабленную грехом волю, мобилизовать наши физические и душевные силы, мобилизоваться в том, чтобы положить начало исправлению, как бы говоря: «Я не знаю, Господи, доживу ли я до следующего поста, но дай мне возможность ЭТОТ пост, насколько хватит мне сил, таким образом пройти, чтобы хотя бы увидеть себя, чтобы эта суета, все эти всплески воды мирской жизни утихли, остановились, а я увидел свой образ: кто я есть на самом деле.» Церковь предлагает нам чтение канонов, стихир. Утром тот, кто был на службе, слышал, как читался трипеснец (канон, состоящий из трех песен), чтения Священного Писания - Ветхого Завета. На 6 часе предлагалось чтение пророческих книг – пророка Исаии, где Исаия, Величайший из пророков, которому Господь открыл будущее, не его, конечно, но народа иудейского – о том, что в мир явится Христос. От кого Он явится? Он явится, от Пречистой Богоматери, родится от Девы, придет в мир, научит человеки, создаст Церковь Свою, над Ним будут глумиться, бить, потом убьют Его, пригвоздят ко Кресту. Так вот, пророк Исаия говорит сегодня нам в первой главе к народу иудейскому, а по сути, обращается ко всем нам. Вся история иудейского народа – это история, по сути, каждого народа, каждого народа, верующего в Единого, в Троице Славимого Бога, а в Ветхом Завете – Единого Бога – тогда от людей было скрыто Троическое начало Божества, так как люди легко могли впасть в многобожие. Поэтому Господь скрывал от них эту тайну до поры, до времени, пока в мир не придет сам воплощенный Бог Слово и не откроет людям тайну Боговоплощения и тайну Божества. Так вот, все народ эти, по сути, повторяют этот путь. И Исаия говорит, пересказывая слова Бога, который обращался к нему: Пойди к этому народу и скажи: Я не терплю ваших праздников, они Мне противны, эти ваши новомесячия – то есть, богослужения, связанные с началом каждого нового месяца, и посты ваши, и жертвы ваши, и каждения фимиама, мне протитвны. Почему так говорит Господь? Далее Господь говорит? Далее Исаия продолжает: Потому что руки ваши полны крови! Потому что вы дышите злобой, вы постоянно думаете о деньгах, вы думаете о том, как бы ВАМ было хорошо. Вы совершенно забыли о том, что есть милость, что есть любовь, что есть терпение. И далее Он говорит: Придите и истяжемся (то есть – ответ дадите), и если вы покаетесь и изменитесь, напитаете пришельца, напитаете сироту, защитите вдовицу. И тогда если грехи ваши будут, красные, как пурпур – как снег убелю, и если они будут червленые – как волну (то есть, как шерсть овечки) убелю…., сделаю чистыми. И далее пророк приводит пример двух городов, обращается к жителям Содома и Гоморры. Конечно же, к тому времени эти города уже погибли. Тем не менее, он берет их, как образец, подразумевая, что опять совершается такое же беззаконие. Тем самым, Господь подразумевает, что может снова истребить и их также, как Он уже истребил эти города, если они не прекратят это нечестие. Мы с вами посещаем богослужения, слушаем канон святого Андрея Критского. Нельзя сводить все только к слушанью, да к определенной диете. Это будет неправильно, духовная жизнь тогда будет проходить совершенно вхолостую, это будет движение по кругу. Нужна деятельность, нужна деятельность напряженная, которая будет следствием благочестивой жизни, праведная деятельность, наполненная милосердием, любовью. Вот чего ждет Господь от нас! Он ждет, чтобы мы, по мере наших сил стремились исполнять Его заповеди, твори дела милосердия, настолько, насколько это позволяет нам. Надо помнить о том, что есть те, кто нуждается в нашей помощи, не просто как читалось ныне в Писании, в отрывке из книги пророка Исаии, что «мне противно»… Почему, ведь Господь сам все это установил – все эти богослужения, эти жертвоприношения. Но они должны быть следствием правильного образа жизни, а если этого нет, конечно же, они противны Богу, потому что это лицемерие, это только форма, лишенная содержания. И апостол Иаков, брат Господень говорит: «вера без дел мертва есть». Вроде мы верим, но и бесы верят, а мало того и трепещут, ты постишься, ты воздерживаешься, а они вообще ничего не едят. Так вот, нам подобает помнить, что к нашей вере, нашей молитве надо приложить дела, дела милосердия, настолько, насколько нам позволяют наши возможости. Если мы не можем приложить наши финансовые средства, то мы можем что-то сделать доброе руками своими. Мы можем хотя бы оказать поддержку, навестить немощного, больного или хотя бы постирать ему белье, сделать что-то такое, что мы можем сделать. Это должно войти в нашу жизнь, а не совершаться только ради Великого поста, ради этих сорока дней, а также Страстной седмицы, которая не входит в число этих дней, но совершаться всю жизнь. Пусть дело будет небольшое, но чтобы оно совершалось постоянно. Мы читали сегодня читали первую часть канона святителя Андрея Критского, и в первой его части, в первой песни есть такие слова: «Вместо Евы чувственней мысленная мне бысть Ева - во плоти страстный помысл, показуя сладкое и вкушая присно горькаго напоения…». То есть, вместо Евы, которая физически существовала (мы ныне говорим – как же они могли нарушить одну-единственную заповедь? Он жили и блаженствовали и все равно протянули руку и вкусили запретный плод, а потом, когда Господь спрашивал, она говорила: Змей, которого Ты сотворил, прельстил меня и я ела и дала мужу), мысленная быть Ева, то есть душа развращенная, которая легко склоняется ко греху, она легче принимает грех, легко склоняется ко греху. Этот Адам, хоть и понимает, что это грех, но легко склоняется к нему и совершает и таким образом, также отвергается Богом. Господь, конечно, попустил этому быть. Для Него, конечно же, это не было каким-то сюрпризом. Ему было известно задолго до того, как была сотворена Земля и человек, что это произойдет, что человек во зло использует эту свободную волю, данную ему, как одно из Божественных, богоподобных свойств. Свободная воля – это свойство Божества. И настанет время, через какое-то время человек взыщет Бога. Когда он столкнется со своей волей, с исполнением своих желаний, своих хотелок – он взыщет Бога. И когда человек взыкал Его, то Господь пришел, чтобы спасти нас. И все, что совершается в жизни нашей, все Господь направляет к нашему спасению. Внимательная душа, которая внимательно относится к своей жизни, которая живет, насколько это возможно, помня о Боге, она во всем видит Промысел Божий, действие Благодати Божией в своей жизни. Даже то, что было для нас, казалось бы, очень плохим, нехорошим, все удивительным образом обращается нам ко благу, разумеется. Благо здесь разумеется, имеется в виду не материальное, но благо души человека. Порой Господь удерживает нас отчего-то через обстоятельства жизни. Потому мы должны доверять Богу так, как не доверяли Ему наши прародители. Они не доверяли Богу, а поверили больше диаволу, а не Богу, сказавшему: «В день, когда ты вкусишь [плод от древа познания добра и зла], смертью умрешь». Адиавол взял, как повод стремление человека к познанию, сказал: «Будете, как боги, знающие добро и зло». И они действительно узнали. Они узнали и лишились Благодати Божией. Так вот, мы должны доверять в своей жизни Богу, должны помнить, что Господь о нас заботиться. Господь, на самом деле, о нас заботится. Не надо думать, что Провидение слепо, что оно не может объективно принимать участие в моей жизни. Нет, это неправда. О каждом человеке Господь заботится, как Он заботился о пастырях, о волхвах, которых, как мы сегодня слышали (речь идет о традиции чтения Евангелия на часах в дни Великого поста – прим. моё), Ирод мог бы погубить, но Господь сохранил им жизнь, дав им возможность уйти другой дорогой. Господь по-разному заботится о разных людях. Если даже заканчивается жизнь, не успев начаться, как это было с Вифлеемскими младенцами, то все это в руках Божиих (ведь Ему одному известно – что полезно человеку). Богу нужно доверять. Этот вопрос – частый, на который, якобы, нет ответа, даже у ученых. Господь обо всем промышляет, Он знает, когда прервать бег нашей жизни. Мы думаем, что это произойдет, когда мы состаримся, будем ветхими и жизнь нам станет неинтересной, что тогда Он и прервет нашу жизнь. Но Господь один знает, когда ее прервать, ради нашего спасения. Он прервет ее, когда считает это небоходимым, самым лучшим моментом для обретения жизни вечной, будь то младенческий возрост, возраст старости или преполовение лет. Во всем нужно доверять Ему и благодарить Бога, как благодарил Бога праведный Иов. Он все знал – и радость семейной жизни, и богаттво, и всего этого лишился. Сначала он лишился детей, богатства, потом и здоровья. Но и тогда продолжал благословлять Бога, даже когда к нему пришли его друзья, ища причины его невзгод, может быть, ты в чем-то согрешил. Но он говорил: «Я знаю, что Создатель мой жив, и Он восставит в нужное время мою распадающуюуся плоть» - то есть, он пророчествовал о дне всеобщего воскресения. И он благословлял Бога. Даже когда его жена говорила: «Похули Бога, чтобы ты умер, чтобы тебе не мучиться, ведь ты так страдаешь, от этой болезни – проказы». Но Иов и ее укорял: «Ты самая безумная женщина, которую я толко знал в жизни. Когда мы принимали доброе – мы благодарили. Когда же Господь посетил, проверил нас – на самом ли деле мы такие постоянные во всем, как же мы будем хулить имя Божие?! Буди им Господне благословенно от ныне и до века». «И ни в чем Иов не согрешил пред Богом….» - заключает это повествование автор Кнги Иова[217]. Да даст нам Бог помнить об этом, и стремиться не просто декларировать нашу веру, не просто ходить в храм, не сводить все к диете, не ходить с унылыми лицами. Мы можем радоваться жизни, благодарить Бога за все, за то, что мы живем, дышим, двигаемся, можем принимать пищу, можем есть или не есть. Но мы можем и помочь кому-то. Мы востребованы, мы имеем возможность кому-то помочь. Хуже, когда мы уже не можем двигаться, когда сил нет, а душа начинает скорбеть, когда страсти утекают, а перед ее мысленным взором протекают картинки ее «боевой» молодости. Она начинает скорбеть по поводу того, что она натворила, а сил хотя бы что-то сделать доброе, в противовес тому злому, уже нет. Тогда намного хуже. Потому мы должны, пока живы, пока есть силы, должны делать добрые дела. Не надо думать, что мы, как будто, покупаем что-то. Это наша обязанность, как говорит апостол Павел. Даже и Господь говорит: «Когда вы сделаете все, что вам заповедано, говорите – мы – рабы, ничего не стоящие, потому что сделали только то, что нам было велено». Вот, и мы должны все это исполнять. Мы не должны быть просто слушателям Закона, но исполнителями этого Закона. Аминь». После этого Владыка поздравил всех с началом Великого поста, пожелав всем крепости душевных сил, не впадать в уныние или ложную сдержанность, но чтобы внутри нас была молитва, внутренний наш человек плакал, стенал о грехах своих, но чтобы этого никто из окружающих не видел…. Благословив всех, он ушел в алтарь. Орлецы с амвона скоро были унесены, а повечерие продолжалось и началось чтение 4 псалма, с которого обычно повечерие и начинается. На сей раз псалмы читались без сокращений. После чтения 90 псалма чтец возглашал: «С нами Бог, разумейте языцы и покоройтеся, яко с нам Бог[218]», повторяемые хором. Обычно читающий призносит стихи, полагающиеся при этом, а хор, попеременно с этим, поет «Яко с нами Бог…», но на сей раз читающий подряд произносил эти возгласы, а хор одновременно повторял упомянутые выше слова. После Символа веры священник выходит на амвон, прося молитв Божией Матери, Небеснвх Сил и всх святых Божиих, прося помощи и милости Божией, при этом совершая земные поклоны. Хор повторяет каждое из прошений (про них говорится, что будь в храме хоров хоть десять – все должны повторить по очереди каждое из прошений, но у нас ради экономии времени этого не делается). А после «Отче наш…» в первом и втором последовании на этой службы мы слышали троичные тропари, обычно помещаемые в последование молитв на сон грядущий. Здесь стоит напомнить, что само повечерие и посвящается отходу ко сну, ведь она изначально совершалась «по вечери», то есть, после ужина, перед тем, как монахи расходились по кельям, в нем многие молитвы посвящены этой теме.… В конце третьего последования снова читается молитва прп. Ефрема Сирина, она читается первый раз с тремя земными поклонами, после чего 12 раз священник произносит «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя!», кладя поясные поклоны, после чего творит молитву во второй раз, уже с одним поклонам. Чтец читает заключительную часть повечерия. Завершается оно чтением молитвы, которую обычно священник читает на всенощном бдении, во время литии, после чего начинается молитва о живых и усопших, заменяющая ектению. По окончании повечерия была отслужена традиционная заупокойная лития, которая теперь будет совершаться после почти всех будничных служб, на которой вместо «Вечная память», поется «Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братья, и сестры наша, приснопоминаемии». По ее окончании о.Димитрий поздравил всех с окончанием первого дня Великого поста, пожелав всем достойно провести этот пост, и чистым сердцем встретить Святое Воскресение Христово – Пасху. Напоследок, он напомнил, что в сам день служба начнется не в 8.30, а в 8.00…. Утреня, часы и вечерня. В сам день в соборе, где я обычно бываю, служба прошла таким же образом, как и накануне утром. Службу совершал о.Димитрий Осипов. Паремия на 6 часе. Книга пророка Исаии (Главы 1 и 2): 1Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии - царей Иудейских. 2Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. 3Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. 4Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева,- повернулись назад. 5Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. 6От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. 7Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. 8И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. 9Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. 10Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! 11К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. 12Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? 13Не носи́те больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! 14Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. 15И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. 16Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 17научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. 18Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как во́лну убелю. 19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят. 21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы. 22 Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; 23князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них. 24 Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим! 25 И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое; 26и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: "город правды, столица верная". 27 Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его - правдою; 28всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся. 29 Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе; 30ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды. 31 И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит. Глава 2. 1 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме. 2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. 3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима. 4И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Грозные обличения народа Израилева, впавшего в язычество и в пример иноплеменникам, поклоняющихся иным богам. И тут же – обличения грехов, вообще, полезные для всех нас. И здесь же слова, явно относящиеся к времени Нового Завета, ибо только в новозаветный период Иерусалим стал местом поклонения Богу для всех народов мира, а не только евреев, как было во времена Ветхого Завета…. И перемии на вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Глава 1): 1В начале сотворил Бог небо и землю. 2Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. 6И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] 7И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй. 9И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] 10И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. 11И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. 13И был вечер, и было утро: день третий. 14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. 19 И был вечер, и было утро: день четвёртый. 20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] 21И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. 22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23 И был вечер, и было утро: день пятый. 24И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. 26И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; 30а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Сотворение мира. Сотворение солнца на четвертый день творения смущает даже некоторых богословов-рационалистов, нкоторые из которых считают нужным «подправить» Писание. Однако, кто может рассудить лучше Духа Божия, вразумляющего Моисея написать именно так? Ведь и слова в начале Книги Бытия «вначале сотворил Бог небо и землю» следует понимать не просто как сотворение почвы и воздуха, а мира видимого и мира невидимого. Именно в первый день было сотворено Ангельское воинство, хоть об этом в Книге Бытия не упоминается. Потому и в остальных случаях, слова, написанные в книге, куда более сложные по значению, чем принято понимать. Так, много копий ломается вокруг самих дней творения. Одни цитируют преподобного Иоанна Дамаскина, написавшего о днях творения, что это «обычные дни по 12 часов», другие в опровержение приводят приписыыаемые святителю Василию Великому слова о том, что мы не знаем, что это за дни. Я написал, «приписываемые», потому что первые утверждают, что вторые просто придумали эту фразу, приписав ее Великому святителю, чтобы не выглядеть рассуждающими «от ветра главы своея» (как они, по преимуществу, рассуждают, непрестанно строя предположения и догадки, занимаясь игрой слов, пользуясь своим блестящим знанием древних языков). Впрочем, человек склонен придавать значение второстепенным вещам в тексте Писания, и вокруг них устраивать споры и прения, подчас пустые, главное оставив вовсе без внимания… Мы же оставим это занятие богословам, предпочтя просто читать написанное в Книге, созерцая процесс сотворения мира, как его описал Моисей… Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Глава 1): 1Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, 2чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; 3усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; 4простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность; 5послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; 6чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. 7Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление. 8Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, 9потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. 10Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; 11если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, 12живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в могилу; 13наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; 14жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас",- 15сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, 16потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. 17В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, 18а делают засаду для их крови и подстерегают их души. 19Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. 20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, 21в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: 22"доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? 23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. 24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; 25и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. 26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; 27когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. 28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. 29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, 30не приняли совета моего, презрели все обличения мои; 31за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. 32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, 33а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла". Премудростью часто иносказательно именуется Сын Божий, Господь Иисус Христос, потому, если считать эти слова пророчеством о Христе, то все эти, на первый взгляд, отвлеченные общие слова, приобретают конкретный смысл. Здесь и о проповеди Христа, и о том, что народ еврейский отверг Его, и о том, что плодом этого отпадения от Бога стали бедствия, в результате которых Иерусалим был разорен, а народ еврейский – рассеян по всему миру. И тут же – о Сошествии Духа Господня на апостолов…
Среда 21 февраля. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы