Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Преподобная Мария, именовавшаяся Марином, и отец её Евгений



День памяти: 12 / 25 Февраля

Прп. Мария, именовавшаяся Марином. Икона из католического храма Santa Maria Formosa (Венеция), где почивают мощи святой

Преподобная Мария-Марин и отец ее преподобный Евгений жили в начале VI века в Вифинии (северо-западная область Малой Азии до пролива Босфор). Овдовев, преподобный Евгений решил уйти в монастырь, но дочь его не пожелала с ним расстаться и сопутствовала ему, переодевшись мужчиной. Они вместе вступили в обитель, недалеко от Александрии, где преподобная получила имя Марин.

"Брат" Марин весьма преуспевал в добродетелях, отличаясь смирением и послушанием. Когда через несколько лет отец святой Марии скончался, она еще усилила свои подвиги и получила от Господа дар исцелять одержимых нечистыми духами.

Однажды "инок" Марин в числе прочих братий был послан на монастырские огороды, по пути к которым им пришлось ночевать в гостинице. Дочь хозяина этой гостиницы, согрешившая с одним из постояльцев, оклеветала "инока" Марина (ранее она пыталась соблазнять «инока» на связь с ней, не зная, что перед ней – девица, но получила отказ), назвав "его" виновником своего падения. Отец ее пожаловался игумену монастыря, и тот изгнал "согрешившего брата". Преподобная не сказала ни слова в свое оправдание и стала жить у монастырской стены. Когда у согрешившей девицы родился мальчик, хозяин гостиницы принес его к Марину, молча бросил своего внука и удалился. Святая приняла младенца и стала его воспитывать.

По прошествии трех лет братия упросили игумена снова принять в обитель "инока Марина". Игумен, который весьма неохотно уступил просьбам, стал назначать "брату Марину" самые тяжкие послушания, которые преподобная исполняла с величайшим усердием, продолжая воспитывать своего мнимого сына.

Через три года святая мирно отошла ко Господу в своей келлии. Пришедшие братия увидели скончавшегося "инока" и мальчика, рыдающего над ним. Когда стали обряжать Преподобную для погребения, тайна ее раскрылась. Игумен монастыря со слезами просил прощения у усопшей, и его примеру последовал хозяин гостиницы. Тело преподобной Марии было с честью погребено в монастыре. Дочь гостинника пришла к гробу святой и открыто исповедала свой грех, отчего сразу же исцелилась от болезни беснования. Отрок, которого воспитывала преподобная, впоследствии принял иноческий чин.

Мощи святой были перенесены в Константинополь, а оттуда в 1113 году увезены в Венецию, где пребывают по сей день.

ПРЕПОДОБНЫЙ МЕЛЕТИЙ ИПСЕНИЙСКИЙ

Память 12 / 25 февраля

Родился в конце XVIII века в деревне Лардос на острове Родос[333] в Османской империи (ныне - Греция), в семье

Прп. Мелетий Ипсенийский. Икона

 благочестивых родителей Николая и Стаматии. При крещении был наречен Эммануилом. Уже в младенчестве стало ясно, что ребенок является избранным сосудом Божиим. Так, по средам и пятницам он отказывался от материнского молока. Позже, когда мальчик подрос, он раздавал нуждающимся пищу из дому. Небогатые родители укоряли его, но оказалось, что продуктов в кладовой чудесным образом не становилось меньше.

С малолетства был обучен грамоте. Очень любил чтение житий святых, церковные службы. Всей душой стремился к жизни добродетельной, чистой, целомудренной и исполненной любви к Богу.

Выпасая овец своего отца в окрестностях Лардоса, нашёл немало пустынных мест, где ничто не мешало ему предаваться молитвенным подвигам. Одним из таких мест были руины древнего монастыря на холме. Как-то ночью, когда он молился там, он увидел столп света от неба до самой земли. Подойдя ближе к тому месту, на которое указывал свет, юноша увидел очень старое оливковое дерево, а в его корнях - икону Божией Матери. Он в страхе опустился на колени, поднял руки и в духовной радости и ликовании стал возносить хвалы Богу и благодарить Божию Матерь за чудесное явление. В одну из следующих ночей ему явилась Сама Божия Матерь и сказала, что на этом месте нужно построить посвященный Ей храм и возродить разрушенную обитель. Богородица также указала ему место, где он найдёт нужные для строительства деньги. Действительно, в том месте он обнаружил клад. Воодушевленный благословением Пресвятой Девы Марии, он получил необходимое разрешение от османских властей на строительство церкви и келий вокруг нее. Когда храм в честь Успения Божией Матери был построен, святой принял монашеский постриг. Потом он был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха и поставлен настоятелем новообразованного монастыря "на возвышении" (Μονή του Ύψους, к началу XX века стал именоваться Ипсенийским (Υψενή)).

Вёл строгую подвижническую жизнь. По вечерам уходил в расположенную неподалёку от монастыря пещеру и молился там, а днем исповедовал приходящих к нему людей. Его слава распространилась по всему острову, и многие шли к нему, чтобы получить прощение грехов и услышать духовное наставление. Часто он сам посещал окрестные деревни, исповедовал, наставлял в истинной вере и благочестии. Бог наградил его даром исцеления и изгнания нечистых духов. Преподобный врачевал больных, подавая им и духовную помощь. Призывал христиан твердо стоять в вере своих отцов и жить по слову Божьему. С особой настойчивостью предостерегал женщин-христианок от плотских отношений и браков с иноверцами.

Прп. Мелетий Ипсенийский. Житийная икона.

 Среди прижизненных чудес святого особенно известен случай его перехода через вышедшую из берегов реку. Преподобный Мелетий, возвращавшийся ночью из Лардоса и свою обитель, перекрестил воды реки и перешел по ним как посуху. При этом путь его освещался неким небесным светом, который двигался перед святым.

Деятельность святого раздражала турок, которые делали попытки его убить, но Господь хранил Своего угодника. Мусульмане написали о нем клеветнический донос митрополиту Родосскому, пытаясь выставить святого отцом незаконнорожденного ребёнка. Преподобный Мелетий был вызван к владыке и, будучи в преклонном возрасте, скончался во время дознания у ног митрополита. Случилось это в первой половине XIX века.

Мощи и почитание

Святые мощи старца доказали его невиновность вскоре после его кончины. После того как митрополит Родоссий велел совершить погребение тела при кафедральном соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы, гроб преподобного был открыт, причём мощи источали благоухание свидетельствовавшее о святости. Христиане острова Родос с ранних пор почитали старца Мелетия как святого. Часть его мощей была роздана в разные места, часть - оставлена в монастыре Ипсени. По молитвам святого происходит много чудес и исцелений. 27 ноября 2013 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил преподобного Мелетия Ипсенийского к лику святых. Так как дата преставления преподобного Мелетия была неизвестна, память ему установили в день памяти его небесного покровителя святителя Мелетия Антиохийского – 12 / 25 февраля. 25 декабря 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил внести его имя и в месяцеслов Русской Церкви[334].

Использованная литература

  • Житие на сайте Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов):
    • http://www.saint.gr/4181/saint.aspx - материал использован частично

· "Canonization of Two New Saints by the Ecumenical Patriarchate", официальный сайт Гонконгской митрополии Константинопольского Патриархата, 27 ноября 2013: http://www.omhksea.org/2013/11/canonization-of-two-new-saint...te/

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Евгений Кузнецов. Чин полиелея возглавлял о.Антоний Новицкий в сослужении о.Евгения Кузнецова и о.Димитрия Осипова. Пели оба штатных хора собора, при этом попеременным было лишь пение стихир на бдении. Служба совершалась только по Триоди (то есть, песнопения воскресные и Недели торжества православия). Праздники дня, даже столь знаменательные, были полностью опущены. На практике это означает, что чин бдения был обычным, ибо праздник Торжества православия не предусматривает пения величания или еще чего-то в этом роде.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[335] пело духовенство в алтаре.

С началом Великого поста прекращается пение 136 псалма. При этом предписывается опустить и «Хвалите имя Господне…» (песнопение это, напомню, и называется «полиелей), заменяя его стихословием 17 кафизмы, но в приходских храмах этого обычно не бывает.

Евангелие (от Луки): 1В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2но нашли камень отваленным от гроба.

3И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

4Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

5И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?

6Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.

8И вспомнили они слова Его; 9и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.

10То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.

11И показались им слова их пустыми, и не поверили им.

12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят[336] от Иерусалима, называемое Эммаус; 14и разговаривали между собою о всех сих событиях.

15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.

21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

Как и вор все эти дни, на службе пелось «покаяния ми отверзи двери, Жизнодавче….»[337].

Каноны читались Воскресный, Недели Торжества православия и Божией Матери (обычный), от каждого прочитывалось по тропарю. Вообще, что касается службы, то она выглядела как бы попразднеством субботы, поскольку храм был полупуст (почти половина всех верующих была в южной части храма, там где проводится исповедь).

В конце службы о.Евгений напомнил всем расписание служб на грядущий воскресный день. О возможном архиерейском служении ничего сказано не было.

Литургия.

В сам день я был на поздней литургии в Свято-Успенском соборе. Служил о.Антоний Новицкий в сослужении о.Димитрия Осипова (последний, впрочем, большую часть службы проводил исповедь) при пении верхнего хора. Напомню, что в воскресные дни Великого поста литургия совершается по чину святителя Василия Великого (в отличие от суббот, когда совершается литургия святителя Иоанна Златоуста). Этот чин отличается более пространными молитвами, почему пение во время литургии (в особенности, при совершении евхаристического канона) более медленное и протяжное…

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

2В ней свидетельствованы древние.

3Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

4Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

5Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

6А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

7Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

8Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

9Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

11Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

12И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

13Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

15И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

17Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

27Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

28Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

29Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.

30Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

31Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Глава 12.

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

3Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.

4Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, 5и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

6Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

7Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

9Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

10Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

11Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

12Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени 13и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

Апостол приводит множество примеров праведников Ветхого Завета, которые, веруя Богу, на основании веры совершали многие дела, не имея ничего, кроме веры. Они имели и обетование о спасении, но не получили его. Многие поколения сменились, прежде чем Христос пришел в мир, принеся обетованное спасения. И все эти люди доверяли Богу, даже не видя исполнения обетования, довольстуясь тем, что Бог давал им прямо сейчас. И говоря об этом, апостол призывает не унывать из-за скорбей своих современников, которые находятся в куда лучшем состоянии, ведь Христос уже пришел в мир, спасение уже принесено, осталось лишь принять его. Если те верили Богу, не получая обещанного, то нам ли, не верить, ведь спасение возможн и для нас?! Бог не виновник зла и скорбей, но даже явное зло обращает во благо, так что если с нами что-то происходит, то это попущено нам ради нашего спасения. Посему, да не унываем.

Евангелие (от Иоанна): 35На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

36И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

37Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

38Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви́,- что значит: учитель,- где живешь?

39Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

40Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

41Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42и привел его к

Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа[338], что значит: камень (Петр).

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Начало призвание апостолов и эпизод с призванием апостолов Филиппа и Нафанаила. Последний слыша о том, что Тот, которого прочие ситают Мессией – из Назарета, имевшего репутацию языческого города, сомневается, однако Господь разрушает его сомнения. По поводу реакции апостола на слова, что Он видел его под смоковницей, обычно высказывается предположение, что он там молился. Отсюда и прилив веры у будущего ученика. Увы, многие видели великие чудеса, совершаемые Христом, и остались глухи, так и не поверив. Сей же поверил лишь услыша одно указание на то, что он делал недавно. «Блажени не видевшии и веровавшии» - Говорит Господь и здесь это справедливо. Впрочем, совершенной их вера станет лишь по Сошествии на них Духа Божия, а пока…. они лишь учатся ее основам…


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь