Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чин Торжества православия.
После пения «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» духовенство выходит в центр храма. Начинается торжественный молебен, делающий службу этого дня одной из самых торжественных периода Святй Четыредесятницы. Как уже писалось, в этот день вспоминается победа над ересью иконоборчества – последней из крупных ересей, в память о чем и был учрежден этот чин. После возгласа на начало и всеобщего пения «Царю небесный» чтец читает Трисвятое по «Отче наш» …» и 74 псалом, как бы обращенный к еретикам, «глаголящим на Бога неправду», выбранный к этой службе совсем не случайно. Затем, следует Великая ектения с особыми прошениями. После этого диакон возглашает традиционное: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне». Верхний хор поет три благодарственных тропаря, в которых поется благодарность Богу за все благодеяния, изливаемый на нас с вами. Тропарь, глас 4-й: Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи,/ о Твоих великих благодеяниих, на нас бывших,/ славяще Тя, хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие/ и рабски любовию вопием Ти:// Благодетелю, Спасе наш, слава Тебе. Слава, глас 3-й: Твоих благодеяний и даров туне,/ яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко,/ к Тебе усердно притекающе,/ благодарение по силе приносим/ и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием:// слава Тебе, Боже Прещедрый. И ныне, глас 4-й: Якоже вышния тверди благолепие,/ и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи,/ утверди сие во век века/ и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления Богородицею,// всех Животе и Воскресение. После этого был провозглашен прокимен. Здесь положено Апостольское чтение, как раз посвященное теме противодействия еретикам. Это отрывок из послания Апостола Павла к Римлянам: 17Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; 18ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. 19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло. 20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь. Слово апостол адресовал современникам, но в наше время, когда лжеучителей и производящих разделения и соблазны также много, это слово также актуально…. Евангелие (от Матфея): 10Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. 11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. 12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? 13и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. 14 Та'к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. 15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта'рь. 18 Истинно говорю вам: что' вы свяжете на земле, то' будет связано на небе; и что' разрешите на земле, то' будет разрешено на небе. 19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Господь здесь призывает не презирать никого из ближних своих, ибо Бог не желает никому погибели, но спасения. Первым человеком, вошедший в рай, был разбойник. Вместе с ним Господь хочет привести ко спасению и всех людей, даже самых страшных грешников. Посему и нам не подобает никого презирать, а подражать любви Божией к людям.… Вместе с тем, здесь Господь объясняет – как решать вопросы, которые вскоре возникнут в созданной Церкви. А еще Господь говорит об общей, соборной молитве, которая выше молитвы частной, поскольку голос нескольких человек, дружно молящихся об одном и том же, выше голоса одного человека (это стоит помнить всегда)…. После чтения Евангелия провозглашается сугубая ектения с особыми прошениями о даровании мира Церкви и искоренении расколов и ересей. После этого священник произносит молитву, начинающуюся благодарением Богу, а завершающуюся прошением о победе над расколами, ересями и прочими нестроениями, даровании мира Церкви и укреплении православных христиан в вере. А после пения диаконом «Кто бог велий, яко Бог наш, ты еси Бог, творяй чудеса един» вышедший специально для этого протодиакон Евгений Габов читал особое воззвание к верующим с провозглашением Символа веры, провозглашения Вечной памяти всем скончавшимся проповедникам веры и умершим в борьбе за укрепление веры, а также многолетия всему Священноначалию Вселенской православной Церкви и всем православным христианам. Затем была прочитана особая молитва, а затем – сразу окончании службы и отпуст с многолетием. Духовенство уходит в алтарь. На сей раз положенное при совершении Чина Торжества православия песнопение, нааписанное святителем Амвросием Медиоланским было опущено вовсе. Однако, привести его здесь будет полезно: Тебе, Бога, хвалим,/ Тебе Господа исповедуем,/ Тебе Превечнаго Отца вся земля величает;/ Тебе вси Ангели,/ Тебе Небеса и вся Силы,/ Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают:/ Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф,/ полны суть Небеса и земля величества славы Твоея,/ Тебе преславный апостольский лик,/ Тебе пророческое хвалебное число,/ Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство,/ Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь,/ Отца непостижимаго величества,/ покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына/ и Святаго Утешителя Духа./ Ты, Царю славы, Христе,/ Ты Отца Присносущный Сын еси:/ Ты, ко избавлению приемля человека,/ не возгнушался еси Девическаго чрева;/ Ты, одолев смерти жало,/ отверзл еси верующим Царство Небесное;/ Ты одесную Бога седиши во славе Отчей,/ Судия приити веришися./ Тебе убо просим:/ помози рабом Твоим,/ ихже честною Кровию искупил еси./ Сподоби со святыми Твоими в вечней славе Твоей царствовати./ Спаси люди Твоя, Господи,/ и благослови достояние Твое,/ исправи я и вознеси их во веки:/ во вся дни благословим Тебе/ и восхвалим имя Твое во век и в век века./ Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам./ Помилуй нас, Господи, помилуй нас:/ буди милость Твоя, Господи, на нас,/ якоже уповахом на Тя;/ на Тя, Господи, уповахом,// да не постыдимся во веки. Аминь. По окончании службы о.Антоний поздравил всех с праздником. В первое воскресенье Великого поста мы отмечаем праздник Торжества православия. Кто-то спросит: Торжества над чем? Это праздник торжества над расколами, над ересями. Учрежден он в память о победе над ересью иконоборчества, которая почти сто лет тревожила Церковь, хоть уже прошел VII Вселенский Собор, осудивший ересь эту, но только в правление императрицы Феодоры состоялся Поместный Собор в Константинополе, который окончательно осудил иконоборчество. В знак победы этой было совершено празднество, когда духовенство с крестным ходом прошло по столице с чтимыми иконами. Так и был учрежден этот праздник, знаменующий то, что Церковь отстояла чистотиу веры нашей. В связи с этим можно вспомнить и то, что в этот день также отмечается праздник в честь Иверской иконы Божией Матери. Некогда икона хранилась у некоей вдовы, которая, в связи с разгулом иконоборчества, прятала ее. Однако, некий воин узнал об этом и ворвавшись к ней, пронзил икону копьем, и из иконы потекла кровь. Вы, вероятно, представляете, что из себя могла представлять икона. Обычно это доска или литография. А здесь – из нее потекла кровь! И воин больше не трогал ее….. Сейчас эта икона находится на Афоне, хранясь в надвратном храме Иверской обители. Когда она оказалась там, то монахи неоднократно приносили ее в храм, но всякий раз она оказывалась над воротами. Тогда Божия Матерь дала им понять, что ОНА будет хранительницей обители. От этих времен икону называют Вратарницей. Но вернемся к празднику Торжества православия. Еретики упрекают нас, дескать, православные поклоняются иконам. Но мы поклоняемся не иконам, а Тем, кто на них изображен: тем или иным святым или Божией Матери, или самому Христу. И молясь, мы возносим молитву не иконам, а им, а они слышат наши молитвы и помогают нам. А через изображения эти действует Благодать Божия…. Победа над иконоборчеством явилась победой над последней из серьезных ересей, волнующих Церквовь, в связи с этим и совершается столь торжественный чин. Все слышали читаемые на молебне тексты и молитвы, в которых говорится об ограждении Церкви от расколов и ересей, а также возносился вопль к Богу, дабы он привел к познанию истины всех отпавших от НЕЕ. И ныне в мире тысячи так называемых «церквей», каждая из которых называет себя истинной, а все другие считая ложными. Но истинная вера одна и Церковь одна, и о ней Господь сказал: «созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ю…». Мы называем себя православными, то есть, мы свидетельствуем о том, что мы правильно верим и правильно славим Бога. Все же прочие веры – дело рук человеческих, дело ума человеческого. Люди приводят людей к себе молясь в построенных для этого зданиях. Но Бога там нет. Бога же найти можно только в Церкви, которая одна…. Одна вера, одна Церковь, одно крещение, один Бог. Мы познаем, что верим правильно по тому, что мы молимся, и чувствуем, что Бог отвечает на наши молитвы, чувствуем близость к Нему. Бог исполняет наши прошения, а святые Его ходатайствуют за нас. Итак, будем молиться, чтобы Господь укрепил и нашу веру, дабы твердо свидетельсьвовать о ней пред всеми…. После этого о.Антоний напомнил всем расписание служб на предстоящую седмицу…. А мы, поцеловав Крест, расходимся по домам…. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы