Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В конец, псалом Давиду, 63
И этот псалом одного содержания с предыдущим: ибо описывает злоумышления Сауловы, и предсказывает о будущем избавлении от них, почему и надписан: в конец. Приличен (же) и всякому верующему, неправедно преследуемому гонителями (Феодорит). 2 Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе: от страха вражия изми душу мою. 3 Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду. Вражий страх происходит от бесов и противен дерзновению (смелости) Христовой. Он омрачает душу и выводит ум из себя, подобно действию вина. Сонм лукавых – собрание зломыслящих (Василий, Феодорит). 4 Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой вещь горьку, 5 Состреляти в тайных непорочна: внезапу состреляют его, и не убоятся. 6 Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их; Давид сравнивает языки врагов с мечами, а ядовитые и огорчительные слова со стрелами. Они презирают страх Божий и стыд человеческий, думая, что нет никакого Судии над делами их (Феодорит). 7 Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко. Благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо заметит; безумный человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то и сказано: испыташа беззакония, исчезоша испытающии испытания (Лествичник). 8 И вознесется Бог: Стрелы младенец быша язвы их. Должны мы быть готовы во всю жизнь при многих искушениях сохранять исповедание, – не устрашаясь злых духов и никаких нападков человеческих, но почитая воистину страшным Единого Бога и боясь одних вечных мук. Настоящее же все – и радостное, и прискорбное – скоро, подобно снам, преходящее, почему и написано: стрелы младенец быша язвы их (Студит). 9 И изнемогоша на ня языцы их: смутишася вси видящии их. 10 И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша. 11 Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него: и похвалятся вси правии сердцем. Вред же обратился на самих нападавших. Увидев, что обманулись в своих замыслах, они исполнились смятения и страха от праведного божественного возмездия. Правые сердцем – люди чистосердечные, устремляющие помысл свой к Богу, исполнившись радости и веселия, утвердятся в уповании на Бога (Афанасий, Феодорит).
КАФИСМА ДЕВЯТАЯ 1 В конец, псалом песни Давиду, Этот благодарственный псалом составлен богоносным пророком Давидом. Приписывается также пророкам Иеремии и Иезекиилю, как предвозвестникам возвращения народа израильского из Вавилона в Иерусалим. Некоторые толкователи говорят, что последние пять стихов, начиная от слов: (Ты) посетил еси землю, и упоил еси ю, дают основания думать, что Давид написал этот псалом после получения изобильного дождя во время засухи, почему и надлежит читать его при бездождии. В духовном смысле описывается здесь жертвенная любовь Христа к Церкви и ниспосылаемое от Него на всю землю благословение (Кирилл). 2 Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме. Сионом называется небесная и земная Церковь, в которой подобает воссылать песнь Богу (Кирилл). 3 Услыши молитву мою, к Тебе всяка плоть приидет. Этим благовествует призвание всех людей, согласно со сказанным у пророка Иоиля: излию от Духа Моего на всяку плоть (Иоил. 2, 28) (Афанасий, Феодорит). 4 Словеса беззаконник премогоша нас, и нечестия наша Ты очистиши. Стон плененных евреев из Вавилона, за свои нечестия осужденных в рабство. Просят очистить их от того нечестия, какому предавались они во время своего заблуждения (Феодорит). 5 Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих. Исполнимся во благих дому Твоего: свят храм Твой, Блажен пребывающий в освященных дворех святых Божиих Церквах и пользующийся благоволением Божиим. Блажен (счастлив) и всякий усовершившийся в добродетели: ибо Бог избирает готового подвизаться до смерти и победившего (уже) берет на небо, где и вселяет его во Своих дворех, о которых говорил апостолам: в дому Отца Моего обители многи суть (Ин. 14, 2). Храм свят и дивен – есть всякий достойный христианин (см.1 Кор. 3, 17) (Афанасий, Феодорит). 6 Дивен в правде. Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли, и сущих в мори далече. Сущий в концах земли есть те, которые находятся в конечной злобе; а сущии в мори далече – те, которые пребывают в крайнем неразумии; однако, Христос есть упование и таковых (Дорофей). 7 Уготовляяй горы крепостию Своею, препоясан силою: 8 Смущаяй глубину морскую, шуму волн его кто постоит; смятутся языцы, Этими словами Давид проповедует могущество Божие. Уготовляяй (утверждающий) горы; смущаяй (укрощающий) моря; препоясан силою божественною, Христос с великой легкостью может совершить все, что Ему угодно (Феодорит). 9 И убоятся живущии в концах от знамений Твоих: исходы утра и вечера украсиши. Это пророчество о евангельской проповеди апостолов, которая величием знамений (чудес) произвела в людях смятение и страх. И они, оставив прежнее заблуждение и познав истинного Бога, при наступлении утра и окончании дня возносят приятное и угодное Богу песнопение (Феодорит). 10 Посетил еси землю, и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю: река Божия наполнися вод: уготовал еси пищу им, яко тако [есть] уготование. Это благодарная молитва Пророка за обильное напоение дождем земли после продолжительного бездождия и обогащение ее плодами. Под рекой Божиею здесь разумеется Иордан, славившийся своей полноводностью. А это было после той страшной засухи, которую предсказывал пророк Аггей (см. Агг. 1, 10-11). В духовном смысле святые отцы под землей разумеют человека, которого Христос обогатил дарами Святаго Духа и уготовал ему в пищу Пречистое Тело и Кровь Свою прежде сложения мира (Феодорит, Афанасий, Максим Грек). 11 Бразды ея упой, умножи жита ея: в каплях ея возвеселится возсияющи. Да возвеселится рождающая земля чрез орошение ее росою и дождем! В духовном смысле броздами называет глубины сердечные, а житами – благочестивые помыслы. Капли божественных дарований веселят и приготавливают к возсиянию (прозябению) мысленного плода (Афанасий). 12 Благословиши венец лета благости Твоея, и поля Твоя исполнятся тука. Венец – есть символ величия и счастья и означает здесь особенное плодородие земли. Поэтому благословлять венец лета благости Божией – значит благословлять на особенное плодородие и благополучие, на тучность полей, т.е. обилие земных плодов. В духовном смысле летом Пророк называет время будущего века, его же именует и венцем благости, потому что святые увенчаются в нем с великою щедростью (Афанасий). 13 Разботеют красная пустыни, и радостию холми препояшутся. Да умножится и сделается плодоносной красота лугов и пастбищ (места пустые – пустыня), и холми да украсятся цветами и деревьями. В духовном смысле под пустынею подразумевается Церковь Христова, а под холмами – ее предстоятели (Афанасий). 14 Одеяшася овни овчии, и удолия умножат пшеницу: воззовут, ибо воспоют. Да оденутся лучшею шерстью пасущиеся овцы и удолия – долины да умножат хлеб. В духовном смысле под овнами овчиими подразумеваются правители народные, которые оденутся в одежду Крещения, а под удолиями – души смиренные, которые умножат свои плоды. При виде всех этих щедрот Божиих люди воззовут и воспоют Богу хвалебно-благодарственные гимны своей сыновьей признательности (Афанасий, Лествичник). 1 В конец, Боговдохновенный пророк Давид составил этот псалом в безконечное хваление и благодарение Богу за Его неизреченные благодеяния роду человеческому. Написан он от лица пленных иудеев, переселяемых из Вавилона в Иерусалим, но приличествует каждому христианину, поскольку воскресение означает переселение от греха к добродетели через покаяние (Феодорит, Иероним, Августин). 2 Воскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Вся земля – все народы земли. Как иудеи освободились от Вавилонского рабства, так все люди вочеловечением Бога и Спасителя избавились от горького мучительства диавола (Феодорит). 3 Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя; во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои. Зная великую леность и безпечность людей, которые изредка холодными словами славословят Бога, божественный Давид обвиняет их в безчувствии и призывает к тщательному рассмотрению величия страшных дел Божиих, чтобы обуздать их непокорность (Афанасий). 4 Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе: да поет же имени Твоему, Вышний. Это предсказание о настоящем времени, в которое у всех народов земли песнословится Вышний Владыка Христос. Восхваляя Бога, мы не Ему доставляем честь, но самим себе. Прославляя Бога, не Ему даруем славу, а самих себя облекаем в безсмертную славу. Прославляющие Меня, – говорит Бог, прославлю, и уничижающие Мя посрамятся (1 Цар. 2, 30) (Златоуст, Феодорит). 5 Приидите и видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих. 6 Обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами: тамо возвеселимся о Нем, 7 Владычествующем силою Своею веком. Очи Его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе. Здесь перемена времени: о прошедшем сказано, как о будущем. Какие страшные и чудные знамения употребляет Бог для спасения человека. Очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники. Испытай, не развлекается ли твой помысл при псалмопении и непременно найдешь, что он развлекается; а следовательно, и ты Бога преогорчеваешь, т.е., презирая страх Божий, поешь неразумно и непокорно (Феодорит, Варсонофий В.). 8 Благословите, языцы Бога нашего, и услышан сотворите глас хвалы Его, 9 Положшаго душу мою в живот, и не давшаго во смятение ног моих. 10 Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. 11 Ввел ны еси в сеть: положил еси скорби на хребте нашем. Эти слова написала благодать Святаго Духа от лица пленных: Даниила, Иезекииля, Азарии, Мисаила и других благочестивых мужей, как от известных наставников ко благочестию, которые указывают, что Бог предал их людям злочестивым, и попустил претерпеть многие скорби с тем, чтобы очистить души их пламенем скорбей, через всякое стеснение и злострадание, подобно разженному сребру, многократно влагаемому в огонь для очищения (Феодорит). 12 Возвел еси человеки на главы наша: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой. Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: проидохом сквозе огнь и воду, т.е. чрез скорби и бедствия, и извел ны еси в покой. Да и всем, хотящим угодить Богу, надлежит пройти через многие скорби, бедствия и болезни в несомненной уверенности в божественном воздаянии за терпение. Душа, если для совершенного очищения от греха не пройдет чрез произвольные и невольные труды и тяготы, не может оставаться неуязвленною при встрече неприятностей (Варсонофий В., Серафим, Венедикт, Илия Екдик). 13 Вниду в дом Твой со всесожжением: воздам Тебе молитвы моя, 14 Яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя в скорби моей. Эти узаконенные жертвы обещались принести в иерусалимском храме пленные иудеи после освобождения из Вавилона. Да и нам всем многие скорби надлежит пройти, чтобы войти в дом Небесный (Царство Небесное. Ничто великое не бывает без искушения и испытания; ибо по естественному порядку маловажное сопровождается удобством, а высокое – трудностью (Григорий Богослов, Афанасий). 15 Всесожжения тучна вознесу Тебе с кадилом, и овны, вознесу Тебе волы с козлы. Упитанные животные приносились по Закону непорочными и совершенными. Пророк Малахия проклинает тех, которые имеют в себе таковых животных, а в жертву приносят увечных. Это было началом бед и для братоубийцы Каина. И мы научаемся из этого чествовать Бога тем, что имеем у себя драгоценного. Все виды животных жертв мы должны понимать духовно. Всесожжения тучна – пост, милостыня и другие духовного благоухания добродетели. Овни – чистые мысли, волы – покорность воли к ношению ига Христова. Козлы – скорость от злого к добру (Феодорит, Афанасий, Иероним, Августин). 16 Приидите, услышите, и повем вам, вси боящиися Бога, елика сотвори души моей. Этим научаемся боящихся Бога иметь своими сообщниками и им преимущественно открывать о божественном. Ибо сказано: не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями (Мф. 7, 6), и тайны Мои Мне и Моим – слова эти по некоторым изданиям содержатся у пророка Исаии (Феодорит). 17 К Нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим. Вознесох под языком – указывает на тайную молитву; а вообще здесь говорится о внутреннем и сильном вопле, который рождается от разженного сердца. Ибо как вопиющий истощает свою силу, так и взывающий от сердца собирает весь ум. И к Нему должно вопить. Есть много таких, которые устами вопиют к Богу, а сердце не чувствует силы слов. Таковые не молятся Богу. Ибо не какие-нибудь молитвенные слова приносят пользу, но с пламенным расположением воссылаемые. Фарисей оный к себе молился, а не к Богу, ибо молитва его возвращалась к нему, как произносимая во грехе гордости (Златоуст). 18 Неправду аще узрех в сердце моем, да не услышит мене Господь. Тот имеет неправду в сердце, кто взирает на неправду с вожделением и в тайне сердца любит грех. Находятся многие такие, которые, по-видимому, и словами и делами ненавидят грех, да еще и укоряют; однако, сами во внутреннем сердце, где никто не видит, что делается, с наслаждением взирают на неправду (Мф. 5, 28). Таковых никогда не услышит Господь (Макарий В.). 19 Сего ради услыша мя Бог, внят гласу моления моего. 20 Благословен Бог, иже не отстави молитву мою и милость Свою от мене. Прекрасно дерзновение святых... Они смело молятся Богу, связывая со своими прошениями и свою честность. И это не есть дело тщеславия, потому что ум святых чужд надменности. По доброте своей, обнаруживая свои правые действия, святые научают нас, как надлежит проводить жизнь (Кирилл). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы