Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, 57



Настоящий псалом продолжает содержание предыдущего псалма и сохраняет то же надписание (Афанасий).

2 Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии;

Давид эти слова обращает к Саулу и его сообщникам, но относятся они и ко всем подражателям лукавства Саула. Рассмотри и ты, согласны ли дела твои со словами? (Феодорит).

3 Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают.

Господь тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружноявными. Словами: в сердце беззаконие показывает, что источником и началом всякого греха бывает преобладание зла, которое проявляется через помышление в делах: неправду руки ваши сплетают. Ибо начало греха в сердце, а конец – в делах; касательно же обращения к Богу, началом его бывает отступление от злых дел, концом же – чистота сердца (Макарий В., Григорий Нисский).

4 Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу.

Пророк с негодованием оплакивает лишивших себя спасения. С самого рождения (от ложесн) нечестивые отчуждишася; от утробы матери (чрева) – заблудиша, говоря ложь. Бог и до создания знал дела их. Так Иеремии пророку сказал Он: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя (Иер. 1, 15), и фараону: на истое сия воздвигох тя, яко да покажу тобою силу Мою (Рим. 9, 17). Но не предведение Божие сделало фараона злым, а Иеремию – святым; напротив того, Господь, как Бог, предузнал только, каковы они будут (Григорий Нисский, Феодорит).

5 Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои:

6 Иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра.

Быть человеком в том состоит, чтобы благоугождать Богу, а кто не хочет даже слышать о том, как это исполнить – что есть иное, как не зверь? Аспид затыкает уши свои от чрезмерной злости, чтобы не быть очаровану обаяниями заговаривающих зверей мудрецов. Не по природе он глух, но затыкает уши, чтобы не допустить до себя слышания обаятельных слов. Ярость их по подобию змиину, то есть в памятозлобии и злокозненности подражают они змею (Златоуст, Феодорит).

7 Бог сокрушит зубы их во устех их: членовныя львов сокрушил есть Господь.

Бог сокрушит зубы и членовная (челюсти) львов, т.е. всю силу и ухищрения врагов. У львов глаза извращены, потому что естество их плотоядное и кровожадное. Поэтому узнаешь загадочный смысл и извращения глаз у тех, которые смотрят непрямо, и неприятного дыхания у тех, которые на хулу употребляют уста свои и от того имеют сродство со зловонием греха (Григорий Нисский, Феодорит).

8 Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук свой, дондеже изнемогут.

Напряжет лук свой дондеже изнемогут – не перестанет (Господь) поражать наказаниями, пока не сокрушит их силу (Феодорит).

9 Яко воск растаяв отъимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца.

Подобно воску, который вблизи огня тает – будут они ввержены в вечный огнь и не увидят Солнца – Правды Иисуса Христа (Афанасий).

10 Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я.

Священное Писание всякий грех называет тернием, а рамн – есть самое большое терние, похожее на дерево. Поэтому Пророк говорит: прежде, нежели лукавство ваше возрастет и уподобится рамну – постигнет вас казнь Божия и обратит в ничто. Это угроза скорого наказания нечестивым (Феодорит).

11 Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника.

Праведник будет радоваться не о наказании грешника, но о вразумлении его, а через это и сам сделается осторожнее по поводу наказания грешника и умыет руце свои, т.е. очистит действия свои от всякой скверны, когда увидит, что грешник наказывается смертью. Ибо не кровью умывает, как полагали некоторые, но умывает при виде крови, как не имевший никакого общения с грешником (Златоуст, Феодорит).

12 И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли.

Каждый благоразумный, видя как злочестивый подвергается наказанию, исповесть, что есть Бог Судия земли, Который воздает соразмерные трудам награды и достойные беззакониям казни (Феодорит).

1 В конец, да не растлиши, Давиду
в столпописание, внегда посла Саул, и стреже
дом его, еже умертвити его, 58

Саул, позавидовав своему благодетелю Давиду, искал умертвить его: то бросая в него копье, то окружая стражами в доме, чтобы схватить его. Но супруга Давидова, Саулова же дочь Мелхола, извещает Давида об этом злоумышлении и способствует ему спастись бегством. Псалом относится и к лицу Спасителя, благодеющего неблагодарным израильтянам и преследуемого их же наветами. Надписание да не растлиши указывает, что не должно малодушествовать в искушениях, но взирая на конец их, укрепляться в терпении (Афанасий, Феодорит).

2 Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя.

3 Избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя.

Это подобно словам молитвы Господней: избави нас от лукавого (Августин).

4 Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи.

 5 Без беззакония текох и исправих: востани в сретение мое, и виждь.

Пророк усердно просит Господа избавить его от врагов чувственных и мысленных, указывая, что ниже беззакония (великого преступления) ниже греха (малого) он не сделал врагам своим (Афанасий, Григорий Богослов).

6 И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие.

Просит Бога не быть сострадательным ко всем делающим беззаконие, но наказать их, чтобы другие, видя наказание их, вразумились и отстали от грехов своих, ибо благоразумный, увидев злого наказуемым, сильно сам вразумляется (см. Притч. 22, 3). Этим Давид также благовествует и о призвании язычников, вместо отпадших за свое злочестие иудеев (Феодорит).

7 Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град.

Как псы обыкновенно вечером бегают по граду (городским улицам), вынуждаемые истощением чрева, так и (делатели беззакония) будут лишены всякого духовного о них промышления. Беззаконных уподобляет псам по причине особой алчности их и душевного безстыдства (Григорий Нисский, Феодорит).

8 Се тии отвещают усты своими, и меч во устнах их, яко кто слыша;

9 И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки.

Тии усты своими будут изрыгать хулы, как будто нет Всеслышащего их (Афанасий).

10 Державу мою к Тебе сохраню: яко Ты, Боже, Заступник мой еси.

Т.е.: к Тебе обращаюсь за помощью. Ибо и сохранение державы сердечного и мысленного безмолвия, от которого рождаются все добродетели, бывает в нас от содействия Господа (Исихий).

11 Бог мой, милость Его предварит мя: Бог мой, явит мне на вразех моих.

Благодать Божия и предваряет наше желание: когда Бог видит, что мы хотим добра, то укрепляет и направляет нашу готовность; когда же мы охладели к добру, то делает нам спасительные внушения, через которые доброе расположение возобновляется или образуется. Но благодать Божия и последует за нашею волею: когда Пророк говорит: и утро молитва моя предварит Тя (Пс. 87, 14) (Кассиан).

12 Не убий их, да не когда забудут закон Твой: расточи я силою Твоею и низведи я, Защитниче мой, Господи.

13 Грех уст их, слово устен их: и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине.

14 Во гневе кончины, и не будут: и уведят, яко Бог владычествует Иаковом, и концы земли.

Заметь долготерпение и милосердие Давида! Перечисляя беззакония иудеев против Христа Спасителя, он умоляет не подвергать (евреев) конечной гибели, не убий их, потому что многие из них уврачуются врачевством покаяния, претерпевая наказания за свои беззакония. И не будут они уже именоваться народом Божиим. Кончиною называет не конечную гибель народа, но падение славы его после умерщвления ими Владыки Господа. И да познают (уведят), что распятый ими Христос есть Бог, владычествующий над племенем Иакова и над всеми народами, живущими во всех концах земли (Феодорит, Афанасий).

15 Возвратятся на вечер, и взалчут, яко пес, и обыдут град.

16 Тии разыдутся ясти: аще ли же не насытятся, и поропщут.

Для того повторил один и тот же стих дважды, чтобы показать, что люди и в худом и в хорошем, какими бывают здесь, такими будут и в будущей жизни; а те, которые не живут в настоящей жизни во граде добродетели, в будущей жизни будут изгнаны из вышнего града Иерусалима (Григорий Нисский).

17 Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей: яко был еси Заступник мой, и Прибежище мое в день скорби моея.

 18 Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя.

Восчувствуй в себе эти слова благодарной признательности; подобно Пророку и всякий так должен петь Богу.

1 В конец, о изменитися хотящих,
в столпописание Давиду, в научение:
2 внегда сожже средоречие Сирийское,
и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази
Едома в дебри Солей дванадесять тысящ, 59

История предлагаемого псалма, которая бы соответствовала вполне его надписанию, до сих пор не отыскана ни в каком из боговдохновенных сказаний. Без сомнения, все это было, но только не описано священными писателями, как и многое из другого не написано, – как это показывает книга Паралипоменон. Сила написанного относится к концу, то есть к тому, что случится при скончании веков. А изменитися хотящими называет тех, которые будут изменять свои нравы с евангельской строгостью. Столпописание указывает на то, чтобы хранить слова псалма написанными в душе, как на столпе, навсегда укорененными в памяти. Псалом приложим к Вавилонскому плену; в нем усматриваются мольбы еврейского народа о возвращении в свое отечество. Лице Давида в этом псалме прилагается к лицу Господа, Который в последние времена дал всему миру изменение и обновление, и попрал иноплеменные народы, т.е. темные силы (Василий В., Афанасий).

3 Боже, отринул ны еси, и низложил еси нас: разгневался еси, и ущедрил еси нас.

Бог отревает удаляющихся от Него грехами своими (Василий В.).

4 Стрясл еси землю, и смутил еси ю: исцели сокрушение ея, яко подвижеся.

В переносных словах изображает бедственное состояние народа от нашествия врагов (Феодорит).

5 Показал еси людем Твоим жестокая: напоил еси нас вином умиления.

Вино умиления – слезы раскаяния (Псалтирь с толкованием).

6 Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука.

Знамение – Крест Христов, защищающий верных от демонского стреляния (Златоуст).

7 Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею, и услыши мя.

8 Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю.

Дух Святый не может солгать, вещая, как Ему угодно, устами святых Своих... Ибо Бог говорит устами вопрошаемого и кто этому не верует, такой считается неверным (Варсонофий).

9 Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем – крепость главы Моея, Иуда – царь Мой.

Галаад – это потомок Манассии (см. 1 Пар. 7, 17). Этим показывает нисходящий от Бога последовательный ряд патриархов, от нихже Христос по плоти (Рим. 9, 5). Словами Галаад и Манассий указывает, что в пришествие Свое иудеям прежде проповедует благодать. Но и Ефрем и Иуда, два царственные колена в Израиле, приимут также благодать. Сказано же: крепость главы моея – вместо: крепость властительства Моего, потому что Ефрем был крепостью Израиля; ибо от Ефрема произошло Израильское царство. Иуда – царь, от колена Иудина Христос – Царь Иудейский. Итак, расторженные колена соединяет единомыслием (Василий В., Афанасий).

10 Моав – коноб упования Моего, на Идумею простру сапог Мой: Мне иноплеменницы покоришася.

Моав и Аммон – сыны Лота, родившиеся через беззаконные браки от дочерей его. Моав был отверженный, имевший запрещения входить в Церковь Господа. Да не внидет Аммонитин и Моавитин в Храм Господень: и даже до десятого рода да не входят в Храм Господень, и даже до века (Втор. 23, 3). Коноб – сосуд для омовения. Итак, моавляне – этот прежде безбожный народ возымеет надежду на Бога посредством омовения водами святого Крещения. На Идумею простру сапог мой, то есть пройду и по Идумее, заселенной иноплеменными народами. И этим дает знать, что и язычники приимут веру в Него, почему и говорит: мне иноплеменницы покоришася (Василий В., Афанасий, Феодорит).

11 Кто введет мя во град ограждения; или кто наставит мя до Идумеи;

 12 Не Ты ли, Боже, отринувый нас; и не изыдеши, Боже, в силах наших.

Кто же иной введет нас во град ограждения – т.е. в святую Церковь, кроме Тебя Самого, Бога Спасителя нашего, отринувшего нас за беззакония наши (Афанасий).

13 Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо.

14 О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам.

Убедим себя во время искушения прибегать не к человеческим надеждам, и не здесь, на земле, искать себе помощи, но совершать моление со слезами и воздыханиями, с прилежною молитвою, с напряженным бдением, потому что тот только получает помощь от скорби, кто человеческую помощь презирает, как суетную, и полагает всю надежду во Христе (Василий В.).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь