Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В конец, о сынех Кореовых, псалом 46



Псалом пророчествует о непобедимой силе евангельской проповеди: воспевается от лица апостолов, которые увещевают язычников торжествовать (и как бы скакать) после их победы над духовными врагами. Просвещенным светом Христовой веры повелевается разумно петь молитвенные песни Подателю победы (Афанасий, Феодорит, Златоуст).

2 Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования.

Рукоплескания, клики, шумные возгласы... Мирной душе это не свойственно. Здесь же рукоплескания означают не телесное движение рук, но внутреннее веселие духа, высшую степень радости и победы (Златоуст).

3 Яко Господь Вышний страшен, Царь велий по всей земли.

4 Покори люди нам, и языки под ноги нашя.

5 Избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби.

Христос назван великим Царем в сравнении со смертными царями мира. Перемена во вселенной не апостолами произведена, но Тем, Кто руководил и управлял душами их. Всех противившихся апостолы рассеивали как прах и разгоняли как дым не оружием и богатством, но простым словом – призыванием имени Распятого. Слова под ноги означают великую покорность, а доброта – глубокую веру и прекрасные добродетели уверовавших (Златоуст).

6 Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне.

Давид предсказывает вознесение Господне. В воскликновении – херувимов, которые непрестанным гласом воспевают Богу Трисвятую песнь. Во гласе трубне – архангельском, предвозвещавшем Его восхождение на небеса (Златоуст).

7 Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте:

8 Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно.

Троекратным повторением пойте Пророк с великим усердием призывает к прославлению Бога не только устами, но и делами, и жизнью. Петь разумно – значит понимать то, что поем или слушаем в Церкви со вниманием и благоговением. Чтобы разумно приносить пение Богу нашему, потребна, кроме того, воздержная и, вообще, исправная жизнь. В особенности необходимо петь разумно – молитву, приступать к которой необходимо с великим благоговением, ибо как говорит Премудрый: прежде даже не помолишися, уготови себе (Сир. 18, 23), т. е отложи всякие житейские попечения и отсеки все суетные помышления... Молиться подобает со вниманием и разумением произносимых слов, с чистой совестью. Это относится не к поющим только, но и к слушающим пение (Златоуст, Василий В., Димитрий, Амвросий Оптинский).

9 Воцарися Бог над языки: Бог седит на Престоле святем Своем.

Пророк за 1000 лет до пришествия Богочеловека на землю сказал: воцарися Бог над языки, употребив прошедшее время вместо будущего; подобно ему и мы воскликнем: «Да приидет Царствие Твое, Господи!» – т.е. пусть приидут на нас милости Твои (Златоуст).

10 Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли зело вознесошася.

Пророк показывает силу Евангельской проповеди, как она победила и покорила не только простых и незначительных людей, но и царей, и правителей, и князей, так как они все собрашася со Христом, сделавшись частью и наследием Христовым. Державнии – апостолы и все верующие зело вознесошася, то есть стали выше всех земных предметов и не уловлялись ни мирскими удовольствиями, ни болезнями и скорбями (Златоуст).

1 Псалом, песни сынов Кореовых,
вторыя субботы, 47

Давид пророчески изображает в этом псалме возвращение иудеев из плена Вавилонского. В благодарность за это избавление иудеи воспевают эти песни. Отцы вообще разумеют здесь победу Церкви Христовой над врагами. Вторыя субботы – день воскресный, в который надлежало петь этот псалом сыновом Кореовым (Златоуст, Иероним).

2 Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его.

Велий Господь, а насколько велик, Пророк не объясняет, так как этого никто не знает. И хвален зело, т.е. величию Его нет предела. Под градом Божиим подразумевает Иерусалим, как посвященный Богу, а под горою святою – гору Сион. Многие отцы усматривают под горою и градом святую Церковь Божию (Златоуст, Афанасий).

3 Благокоренным радованием всея земли: горы Сионския, ребра северова, град Царя Великаго.

4 Бог в тяжестех его знаемь есть, егда заступает и.

Благокоренным радованием – т.е. утехою всея земли является Иерусалим, как источник благочестия и Богопознания. Ребра – силы северова, т.е. северная сторона Сиона, где проживали язычники, теперь стала божественным градом. Ибо демонская сила подразумевалась под именем севера. В высшем смысле под градом Великого Царя разумеется и всякое христианское селение. Тяжесть града – Церковь Христова, в Которой обитает Христос. Тяжести христиан – добродетели, так как только в добродетельных душах познается Бог, егда Он их заступает, и спасает, и от тесноты избавляет (Златоуст, Афанасий, Григорий Нисский, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).

5 Яко се царие земстии собрашася, снидошася вкупе.

6 Тии видевше тако, удивишася, смятошася, подвигошася:

7 Трепет прият я: тамо болезни яко раждающия.

8 Духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския.

Давид предсказывает будущие восстания на Церковь и обращение врагов к богопознанию, брань видимую и невидимую, и помощь Божию святым. Фарсисы переводятся как ефиопляне (под которыми разумей злых духов) (Афанасий, Феодорит, Ипполит).

9 Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог основа и в век.

10 Прияхом, Боже, милость Твою посреде людей Твоих.

Война происходила не по устроению человеческому, но Сам Бог был распорядителем войны. Ибо только Ему свойственно и избавлять от опасностей, и руководить к богопознанию. Пророк напоминает о давно прошедшем, чтобы через древние события грубейшие из слушателей верили и настоящему, чтобы слышание служило им вместо зрения (Златоуст).

11 По имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли: правды исполнь десница Твоя.

Не по достоинству получающих и не сами по себе, но по благости Дающего прияхом милость (Златоуст).

12 Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери Иудейския, судеб ради Твоих, Господи.

Пророк повелевает возвеселиться и возрадоваться Церквам Божиим и душам верных при виде праведных судов Божиих (Феодорит).

13 Обыдите Сион, и обымите его, поведите в столпех его.

14 Положите сердца ваша в силу Его, и разделите домы Его, яко да повесте в роде ином.

Давид пророчески предвозвещает славу Сиона, т.е. Иерусалима, восстановленного после разрушения с тем, чтобы познали все могущество Божие: яко да повесте в роде ином. Дух Святый повелевает пастырям Церкви, чтобы они своей жизнью и проповедью, подобно столпам, ограждали бы и назидали Сион – Святую Христову Церковь в целом и домы Его, т.е. отдельные храмы в городах и селениях (Златоуст, Феодорит).

15 Яко Той есть Бог наш во век, и в век века, Той упасет нас во веки.

Надлежит возвещать из рода в род всем грядущим поколениям о божественном промышлении: спасении каждого из нас, о том, что Бог всегда печется о нас, защищает и пасет нас, с тем, чтобы побудить новые поколения к богопознанию и добродетели (Феодорит, Златоуст).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь