Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В конец, о Идифуме, псалом Асафу, 76



Дух Святым устами Давида преподает в этом псалме образец молитвы от лица бедствующего. Идифум и Асаф – начальники певцов Давидовых, которым Давид и передал этот псалом, чтобы они попеременно с ликами своими воспевали его в честь и славу Божию. Пророк наставляет унывающих в искушениях обращать свой дух в созерцание чудесных дел Божиих, и этим укреплять свою веру и надежду на Бога (Августин, Иероним).

2 Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми.

Научает этим Пророк, что Бог близок к призывающим Его и не отстоит далеко от вопиющих (Афанасий, Евсевий).

3 В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя.

Такая скорбь объяла душу мою, – говорит Давид, – что не только днем совершал я моления, но самое нощное время проводил я в молитвах и не прельщен бых: и не обманулся в надежде на Бога, ибо душу, погруженную в печаль, ничто не может так возвеселить, как памятование о Боге. Печаль человеческая, отвергающая всякое утешение, не уступающая никакой отраде, от одного памятования о Боге обращается в ничто (Афанасий, Пелусиот).

4 Помянух Бога и возвеселихся: поглумляхся, и малодушествоваше дух мой.

Для праведных радость – память о Боге. От памятования о Боге человек получает великую пользу. Поскольку и Бог, приемля молитвенную беседу, как любимый и как именуемый, и как на помощь взыскуемый – неизреченную подает радость молящейся душе; и душа, призывая Бога, в молитвенной беседе веселится о Господе. Поэтому, насколько можем, прославим Его Единого Святейшего. Когда же Пророк глумляхся, т.е. пользовался человеческим рассуждением, тогда впадал в легкомыслие. Давид показывает врачевство в тесных обстоятельствах – надежду на Бога. Ибо никто не исцелит тебя ни друг, ни сродник, ни советник, ни страждущий, ни рассказывающий о своих бедствиях... Утешение близко в устах твоих, в сердце твоем. Помянух Бога и возвеселихся – какое удобное врачевство! Какое величие дара! Нет ничего дивнее памяти Божией, которая исполняет всякого духовным веселием. Вспомни лишь только искренно Бога – и ты возрадуешься душою. Почему? – Потому что Он с тобою и в тебе. Помысли от всего сердца о Боге, о духах и душах умерших и живых людей – и они будут сразу присущи тебе, как существа мысленные: Бог всегда и необходимо, а другие – по дару и власти Божией. Для этого мы изображаем на себе часто крестное знамение, чтобы Святая Троица и Един от Троицы пострадавший, умерший и воскресший за нас, были постоянно и в мыслях, и в памяти, и в сердцах наших, и прославляемы были делами и всею жизнью нашею (Златоуст, Афанасий, Феодорит, Григорий Богослов, Иоанн Кронштадтский, Илиа).

5 Предваристе стражбы очи мои: смятохся, и не глаголах.

Жалость и сокрушение о грехах отнимают сон у кающегося и сетующего о своих прегрешениях. Всеми мерами надо стараться, чтобы сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для этого нужно всячески стараться удерживать гнев и приобучаться к такому расположению духа, как бы их оскорбления не до нас, а до других касались. Если же невозможно, чтобы не возмутиться, то по крайней мере нужно стараться удерживать язык: смятохся и не глаголах. Смущается душа у того, кто доверяет много себе и не желает высказывать своих помыслов (духовнику) (Феодорит, Серафим).

6 Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся:

Воспоминая прошедшие лета (сколько людей, городов и царств превратилось в ничто...), приводил я себе на память и ожидающую нас в безконечной жизни вечность, и какой по продолжительности настанет век будущий, которому не будет конца?.. (Димитрий).

7 Нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой.

Наилучшее для размышления время есть ночное, в которое ни слух не увлекается, ни взор не отвлекается к чему-либо другому и не отвлекают ум от созерцания (Исихий).

8 Еда во веки отринет Господь, и не приложит благоволити паки;

9 Или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род;

10 Еда забудет ущедрити Бог; или удержит во гневе Своем щедроты Своя;

Этими словами святой Давид упрекает нас за слабость человеческую и малодушие в скорбях и болезнях, когда кто говорит: забыл меня Бог. Господь столь милостив, что изливает щедроты Свои на создание Свое даже тогда, когда люди прогневляют Его: солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5, 45). Ошибка и заблуждение человечества происходит от того, что мы не понимаем намерения Божьего о нас. Господь хочет даровать нам вечное блаженство в Царстве Небесном, а мы, по слепоте своей, ищем благополучия временного на земле. Поэтому Он и вразумляет нас разными скорбями, бедствиями и болезнями, чтобы мы, безропотно пострадавши ради Него, – с Ним (бы) и прославились в вечной жизни (см. Рим. 8, 17) (Амвросий Оптинский).

11 И рех, ныне начах: сия измена десницы Вышняго.

После мучительных размышлений и предположений Пророк пришел к выводу, что причиной и началом всех бедствий людских является сам человек, навлекающий своими грехами изменение благой десницы Вышняго в тяжкие наказания для себя. Ибо десница Вышняго есть десница Отца – Единородный Сын Иисус Христос, подающий всякое благо каждому человеку. Поэтому всякий, обращающийся от зла, или преуспевающий в добродетели, должен говорить: ныне начах добрым изменением десницы Вышняго. Ходя, сидя, лежа, собеседуя, во всякое время молись сердцем о даровании веры и любви. Ты не просил еще как следует с жаром и постоянством, не имел твердого намерения стяжать их. Отселе скажи: се начах (Феодорит, Кирилл, Никита, Иоанн Кронштадтский).

12 Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя.

13 И поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся.

Блаженно то поучение, когда кто поучается не в словах, не в выражениях, но во всех делах Божиих. Ибо, что, по заповеди Божией, совершается нами, то принадлежит Богу, от Которого зависит всякий успех человеческий. А начинания божественные состоят в том, что Он изыскивает способы нашего спасения (Исихий).

14 Боже, во святем путь Твой: кто бог велий яко Бог наш;

Углубившись в начинания, Пророк находит То, Что спасает человека; и тотчас же прибавляет: Боже, во святем путь Твой, ибо никто не может придти ко Отцу, как только чрез Христа, Который поистине Свят как Бог (Афанасий).

15 Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою.

16 Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы.

Избавил Христос Бог уверовавших в Него от демонского порабощения (Афанасий).

17 Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны.

Не предсказывает ли Давид бегство вод Иордана? Не убояшася ли воды, увидев Господа, когда вошел Он в них для крещения? (Златоуст, Севир).

18 Множество шума вод: глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят.

19 Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля.

Давид в этих словах делает олицетворения, усвояя безчувственным стихиям душу и чувство. Чувственные громы и молнии пусть обращают нас к производящему их Богу. Подобно молнии, и дарования Святаго Духа освящают всю вселенную, и спасительная евангельская проповедь, подобно раскатам грома, чистым страхом объяла уверовавших (Афанасий, Севир).

20 В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих, и следы Твои не познаются.

Поскольку в житейском море Господь невидимо шествует со Своими, то следы, т.е. пути Божии остаются невидимыми и непознанными для неверующих людей: неизследовани путие Его (Рим. 11, 33) (Афанасий).

21 Наставил еси яко овцы люди Твоя рукою Моисеовою и Ааронею.

Как овцы направляются жезлом пастырей, так и христиане ограждаются Крестом Христовым. Поэтому и упомянул Пророк о Моисее и об Аароне, которые во образ Креста носили жезл, производивший чудеса в Египте и в пустыне (Исихий).

 

КАФИСМА ОДИННАДЦАТАЯ

Разума Асафу, 77

Псалом этот, разума пророческого исполненный, предостерегает от бедствий, которые случились с иудеями по их неразумию. Говорит в этом псалме пророк Давид как бы от лица Христа к верующим христианам, увещевая их внимать закону евангельскому (Златоуст, Афанасий).

1 Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих.

Спаситель требует от своего народа напряженного слуха, чтобы он не подвергся одной участи с прежним иудейским народом, не послушавшим Бога. Повелевает тщательно исследовать закон евангельский и от всего сердца выслушать пророчество (Евсевий, Златоуст, Феодорит).

2 Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва.

Ганания – тайные слова пророческие, открытые светом Евангелия Христова (Иероним).

3 Елика слышахом и познахом я, и отцы наши поведаша нам:

4 Не утаишася от чад их в род ин, возвешающе хвалы Господни и силы Его, и чудеса Его, яже сотвори.

5 И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили: елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим.

6 Яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я сыновом своим.

7 Да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди Его взыщут.

 8 Да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй, род иже не исправи сердца своего, и не увери с Богом духа своего.

Род строптив – сердце непостоянное: то к Богу, то к Моисею, то к тельцу, то к другим идолам (Феодорит).

9 Сынове Ефремли наляцающе и стреляюше луки, возвратишася в день брани.

Особенно неверно Богу было колено Ефремово, которое само впало в идолопоклонство золотым тельцам и вовлекло в него и другие 9 колен. За эту измену Бог лишил их мужества: обладая большим искусством стрелять из лука, они, впав в малодушие, убоялись и обратились назад в день битвы (Феодорит).

10 Не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити.

11 И забыша благодеяния Его, и чудеса Его, яже показа им.

12 Пред отцы их, яже сотвори чудеса в земли Египетстей, на поли Танеосе.

В немногих словах Пророк напомнил им все чудеса, за забвение которых он их упрекает. Поле Танеосе – это обширнейшее владение фараона, находившееся вблизи города Таниса, столицы царства фараона (Златоуст, Феодорит).

13 Разверзе море, и проведе их: представи воды яко мех.

15 И настави я облаком во дни, и всю нощь просвещением огня.

15 Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе.

16 И изведе воду из камене: и низведе яко реки воды.

17 И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней.

Пророк обвиняет иудеев в том, что они, получая такие чудеса, продолжали грешить против Чудотворца, оставаясь неблагодарными Щедродавцу (Златоуст, Феодорит).

18 И искусиша Бога в сердцах своих, воспросити брашна душам своим.

Они вознамерились искусить Божию силу и, захотев пищи, не просили ее, но жаловались на Бога, как якобы не могущего пропитать их (Феодорит).

19 И клеветаша на Бога, и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни;

Самое тяжкое преступление – клеветать на Бога (Златоуст).

20 Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу людем Своим;

21 Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля:

22 Яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его.

За ропот Бог справедливо разгневался и попалил огнем безблагодарных (Златоуст).

23 И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе:

Пророк говорит об облаках, находящихся выше естественных облак и называет их дверями небес (Златоуст).

24 И одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им.

25 Хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости.

Апостол говорит: брашно духовное ядоша (1 Кор. 10, 3), т.е. Бог питал их души (кроме манны) еще некоторою разумною небесною силою, какою питает и ангелов – хлебом ангельским (Афанасий).

26 Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею лива:

27 И одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты.

28 И нападоша посреде стана их, окрест жилищ их.

29 И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им.

30 Не лишишася от желания своего: еще брашну сущу во устех их,

31 И гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Израилевым запят.

32 Во всех сих согрешиша еще, и не вероваша чудесем Его:

Бог удовлетворил страстное желание иудеев иметь мясо; но когда они ели его, Он убил упитанных в нечестии за ненасытимость; за то, что не поверили в то, что Бог может дать им пищу. Однако нечестивые продолжали согрешать (Златоуст, Феодорит).

33 И исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием.

Предавшись суете со всем тщанием – они во грехах и отходили из этой жизни (Феодорит).

34 Егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утреневаху к Богу:

Всяцей бо злобе научила праздность (Сир. 33, 28). Это изречение Писания подтверждают как ежедневные события, так и случившееся с нашими предками. Итак, скорби, искушения и все случающиеся с нами неприятности не менее радостей доказывают Божие о нас попечение. Поэтому и наказывает Господь по Своей благости, чтобы человек вразумился от наказания и сделался лучшим. Кроме того, настоящее наказание уменьшает тяжесть будущего мучения. Видишь ли неизреченное человеколюбие и безпредельное богатство благости, как Бог предпринимает все, чтобы мы, и согрешивши, потерпели наказание легче заслуженного (Златоуст).

35 И помянуша, яко Бог Помощник им есть, и Бог Вышний Избавитель им есть.

36 И возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему:

37 Сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его.

38 Тойже есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит, и умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего.

39 И помяну, яко плоть суть: дух ходяй и не обращаяйся.

Бог умилосердился над ними; хотя видел, что совершенно предались они плотскому мудрованию и не обращаются к покаянию. Только по великому Своему человеколюбию Он не погубил всех евреев в пустыне, но пощадил и помиловал (Афанасий).

40 Коль краты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней;

41 И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Израилева раздражиша.

Давид показывает Божие долготерпение и удивляется глубине нечестия иудеев – даже в пустыни, в земле безводней, терпя нужду – они прогневляли и многажды преогорчевали Его, когда следовало бы быть смиренными. Святой Израилев – Моисей и Христос. Ибо как на Моисея, так и на Иисуса Христа роптали они (Златоуст).

42 И не помянуша руки Его в день, воньже избави я из руки оскорбляюшаго:

Описывает второй способ благодетельности, а именно: бедствия, постигшие врагов (Афанасий).

43 Якоже положи во Египте знамения Своя, и чудеса Своя на поли Танеосе.

44 И преложи в кровь реки их, и источники их, яко да не пиют.

45 Посла на ня песия мухи и поядоша я, и жабы, и растли я.

46 И даде рже плоды их, и труды их пругом.

47 Уби градом винограды их, и черничие их сланою.

48 И предаде граду скоты их, и имение их огню.

49 Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание ангелы лютыми.

Псалом дополняет то, что умолчано Моисеем (см. Исх. 12, 29). Ангелы люты – это силы, служащие для исполнения наказаний. Бог наказывал египтян не Сам, но через добрых ангелов. Яростию, гневом и скорбию Пророк называет жестокие казни (Златоуст, Феодорит).

50 Путесотвори стезю гневу Своему: и не пощаде от смерти душ их, и скоты их в смерти заключи.

51 И порази всякое первородное в земли Египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых.

52 И воздвиже яко овцы люди Своя, и возведе я яко стадо в пустыни,

53 И настави я на упование, и не убояшася: и враги их покры море.

54 И введе я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его.

Повелел твердо уповать на Него и не приходить в боязнь. Гора святыни – Иерусалим и Церковь Святая, юже десница Божия, Христос Господь, стяжа Себе Кровию Своею на Кресте излиянною на Голгофской горе (Златоуст).

55 И изгна от лица их языки, и по жребию даде им [землю] ужем жребодаяния, и всели в селениих их колена Израилева.

56 И искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и свидений Его не сохраниша.

57 И отвратишася, и отвергошася, якоже и отцы их: превратишася в лук развращен.

58 И прогневаша Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша Его.

59 Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля,

60 И отрину скинию Силомскую, селение еже вселися в человецех.

61 И предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов.

62 И затвори во оружии люди Своя, и достояние Свое презре.

63 Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы быша.

64 Священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут.

Девы их не осетованы, быша, потому что некому было попечалиться и пожалеть об умерших (Златоуст).

65 И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина.

66 И порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им.

67 И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра:

68 И избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби.

69 И созда яко единорога святилище Свое: на земли основа и в век.

И избра колено Иудово ради Мессии; гору Сион возлюби ради храма, на ней построенного; святилищем называет иерусалимский храм, настолько сильный и славный, как силен и славен между зверями единорог (носорог) (Афанасий).

70 И избра Давида раба Своего, и восприят его от стад овчих.

71 От доилиц поят его, пасти Иакова раба Своего, и Израиля достояние Свое.

Давид был даже не совершенный пастырь, а помощник пастыря, который обхаживал рождающихся овец. И этот пастух соделался для евреев учителем добрых нравов, преподав им то, чем в особенности сам отличался: кротостью и незлобием сердца (Афанасий, Феодорит).

 

72 И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть.

Пророк явно говорит здесь о Христе; поистине в сердце Которого не было злобы, и разумом рук Своих Он упас, наставил и восстановил все погибшее человечество. Давид был отцом и образом Христа, почему и взят не от стада, но от стад овчих, потому что много стад у Христа человеческих, ангельских и других разумных и невидимых сил (Исихий, Златоуст).

Псалом Асафу, 78

Давид, по Божественному откровению свыше, возвещает свою пророческую скорбь о предстоящем разорении Иерусалима нечестивыми, что впоследствии и сбылось. Содержится в псалме и плачевный глас к Богу бедствуемой Православной Церкви (Афанасий, Иероним).

1 Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой.

Благодать Святаго Духа премудро вразумила начать так свою молитву терпящих жестокие бедствия. Пророк от лица благочестивых изображает не собственные свои страдания, но нечестивое поругание божественного храма, который ни в чем не согрешил против закона Божьего (Феодорит).

2 Положиша Иерусалим яко овощное хранилище: положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным.

3 Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй.

После избиения жителей Иерусалим сделался пустым, как овощное хранилище. Тела служителей Божиих (трупия раб и плоти преподобных) отдали нечестивые на съедение зверем земным и птицам плотоядным. По безмерию безчеловечности враги не позволяли сродникам даже погребать мертвых (Афанасий, Феодорит).

4 Быхом поношение соседом нашым, подражнение и поругание сущым окрест нас.

5 Доколе, Господи, прогневаешися до конца; разжжется яко огнь рвение Твое;

Оплакивая избиение людей и зверскую лютость врагов, Псаломник подвигает себя к теплейшей молитве.

6 Пролей гнев Твой на языки не знающыя Тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша:

7 Яко поядоша Иакова, и место его опустошиша.

Намереваясь хотя бы немного смягчить постигший праведный гнев Божий за беззакония людей, Пророк называет народ Иаковом, чтобы воспоминанием угодившего Ему праотца приклонить Бога на милость. Под местом Его переводчики текста подразумевают Дом Божий (Феодорит).

8 Не помяни наших беззаконий первых: скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело.

9 Помози нам, Боже, Спасителю наш: славы ради имене Твоего, Господи, избави ны, и очисти грехи нашя имене ради Твоего.

Молитва здесь обращена ко Христу, Который есть слава имени Бога Отца. Да и кому свойственно очищать грехи, как не Христу, слава Которого выражается в милосердии к грешнику. Спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек имел нужду в Спасителе. Так как грех передал грешника во власть диавола, а диавол подверг его смерти, то не было никакого способа избавиться от смерти. Были присылаемы врачи, т.е. пророки, но они только яснее указывали на немощи; видя, что болезнь превышает искусство человеческое, они с небес призывали Врача. Поэтому присносущный Бог пришел и дал в уплату Свою Кровь, отдал Свое Тело, уничтожив смерть Своею смертью: Христос ны искупил есть от клятвы законныя (Гал. 3, 13) (Златоуст, Прокл).

10 Да не когда рекут языцы: где есть Бог их; и да увестся во языцех пред очима нашима отмщение крове раб Твоих пролитыя.

11 Да внидет пред Тя воздыхание окованных: по величию мышцы Твоея снабди сыны умерщвленных.

Окованные узами греха, потому что каждый связывается цепями своих грехов. Умоляет также и снабдить сынов умерщвленных, т.е. спасти оставшихся в живых (Златоуст, Афанасий).

12 Воздаждь соседом нашым седмерицею в недро их поношение их, имже поносиша Тя, Господи.

Для каких же соседей просит Пророк многократного воздаяния, как не для демонов, которые стали соседями иудеев по их нечестию? Ибо о воздаянии людям божественный Давид не стал бы так молиться, зная, что Судия этого не допустит; как бы в таком случае он мог и петь Ему: Ты воздашь каждому по делам его? (Златоуст).

13 Мы же, людие Твои и овцы пажити Твоея, исповемыся Тебе, Боже, во век, в род и род возвестим хвалу Твою.

Верные, питающиеся Христом чрез участие в Таинствах, являются овцами пажити Его. Они то и исповедятся Ему во век, то есть возблагодарят Его за благодеяния (Златоуст).

1 В конец, о изменшихся,
свидение Асафу, псалом 79

Псалом, Давиду Духом Святым вдохновенный, поучает, какими словами должно умилостивлять Бога и преклонять Его к помилованию изменяющихся спасительным покаянием. Изложен псалом в виде молитвы, как бы самими иудеями Богу. Предсказывает также будущее спасение всем человекам Владыкою Христом (Златоуст, Феодорит).

2 Пасый Израиля вонми, наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися

Пасущий Израиля есть ни кто иной, как Иисус Христос, сказавший: Аз есмь Пастырь добрый (Ин. 10, 11). Израиль знаменует всех верных Христовых, устремляющих непрестанно ум свой к Богу. Иосиф – в целомудрии живущий. Херувим – множество разума и премудрости (Исихий).

3 Пред Ефремом и Beниамином и Манассием: воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас.

Обозначив несколькими коленами весь народ, Пророк просит Бога скорее придти во плоти и освободить нас от мысленных врагов (Златоуст, Феодорит).

4 Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.

Видеть Христа лицем к лицу – в этом заключается спасение наше; но не чисто божество просит увидеть, так как на это никто не в состоянии взирать (Златоуст).

5 Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих;

6 Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру.

7 Положил еси нас в пререкание соседом нашым, и врази наши подражниша ны.

До тех пор Пророки питались хлебом слезным и питием, оплакивая род человеческий, пока Сам Христос не стал Хлебом и Чашей Жизни (Златоуст).

8 Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.

Усиленно повторяет ту же просьбу, желая показать ее необходимость и научить нас не падать духом, когда не получаем просимого, но оставаться твердыми, в уверенности, что получим непременно (Златоуст).

9 Виноград из Египта принесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и.

Писание часто в переносном смысле называет виноградом Израиля (Василий В.).

10 Путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения его, и исполни землю.

11 Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия:

12 Простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его.

Пророк повествует о том, как заботился Бог о спасении народа Своего израильского: как вывел его из Египта и насадил в земле обетованной, как укрепил и умножил отрасли Его, т.е. пришельцев из язычников, которых научил Богопочитанию (Златоуст, Феодорит).

13 Вскую низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем;

14 Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и.

Здесь Пророк оплакивает бедность, в которую впал народ по Божьему гневу за беззакония. Озоба – опустошение, а именами многих диких зверей Писание обычно изображает диавола, который получил доступ в виноградник Христов вследствие низложения оплота, т.е. Божьего покровительства (Василий В., Златоуст, Феодорит).

15 Боже сил, обратися убо, и призри с Небесе и виждь, и посети виноград сей:

В высшем духовном смысле виноградом называется всякая душа, от которой требуется достойное плодоношение. Поэтому, если посвящаем себя чистой жизни, Бог вспомоществует нам в очищении себя от страстей, усовершая нашу старательность и ревность о добре (Василий В.).

16 И соверши и, егоже насади десница Твоя, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе.

17 Пожжен огнем и раскопан: от запрещения лица Твоего погибнут.

Умоляет Владыку воззреть на погубление виноградника и уврачевать его злострадания, ибо он пожжен огнем и раскопан, и нуждается в особой спасительной помощи Сына Человеческого. Кто же есть сей Сын Человеческий, как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях? (Афанасий).

18 Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе.

Рукой означает Пророк спасение народа, совершенное десницею Отчею – Иисусом Христом (Афанасий).

19 И не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя Твое призовем.

И не отступим от Тебе, как причастившиеся жизни Твоей и наименованные Твоим именем – христиане (Афанасий).

20 Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.

Пророк часто повторяет эти слова, показывая, что ни обратиться, ни спастись мы не можем иначе, как только через воссияние Лица Божия, то есть воплотившегося Бога Слова (Златоуст).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.09 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь