Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сыном Кореовым, псалом песни, 86



Псалом песни или песнью псалма называются такие произведения, в которых пророчество о Христе соединяется с песнопением. Воспевают сыны Кореовы этот псалом о Церкви, проповедуя призвание в нее язычников и славу божественной спасительной благодати (Златоуст, Афанасий).

2 Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих.

Основания Христа – пророки и апостолы, научившие мир благочестию. Они же, по причине возвышенности проповедуемого учения, уподобляются святым горам. Сион – Небесный Иерусалим, врата Сионя – святые Церкви на земле, посредством которых входят христиане в горний Сион. Селения Иаковля – подзаконное древнеиудейское служение (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

3 Преславная глаголашася о тебе, граде Божий.

Градом Божиим именует святую Церковь и святую душу Преславное изглаголано о них то, что в них вселится Единородный Сын Божий. Одушевленный град Божий есть и Дева Мария (Афанасий, Епифаний, Златоуст).

4 Помяну Раав и Вавилона ведущым мя: и се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, сии быша тамо.

Слова эти, сказанные Пророком от лица Бога, ясно учат нас что Церковь Христова составлена из всех народов и даже самых беззаконных; ибо Раав блудница – означает Церковь из язычников. Вавилон – город зверонравный и злочестивый. Иноплеменницы или филистимляне – люди суеверные и беззаконные. Нечестие Тира в плачевных чертах представил пророк Иезекииль. А людьми ефиопскими названы не только черные телом, но и все очерненные душою (Феодорит).

5 Мати Сион речет: человек и человек родися в нем, и Той основа и Вышний.

Каждый человек наименует Сион, т.е. Церковь, – Матерью, как духовно рожденный ею и питающийся от нее святыми Христовыми Тайнами; и как вожделенному и возлюбленному для чад – ибо нет ничего вожделеннее матери. А также исповесть рожденного Богочеловека Иисуса Христа, Который и основал святую Церковь (Афанасий, Феодорит).

6 Господь повесть в писании людей и князей сих бывших в нем:

Господь удостоит написания в «Книгу жизни» родившихся духовно в умственном Сионе – в Церкви Христовой или христианской, как Сам Он сказал: радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех (Лк. 10, 20) (Афанасий, Феодорит).

7 Яко веселящихся всех жилище в тебе.

Пророк удивляется – как и в какой мере веселятся все обитающий в Сионе? – Подлинно же веселятся и обитают в Божием жилище те, кто живет Духом, потому что Сион – есть храм Духа (Златоуст).

1 Песнь псалма сыном Кореовым,
в конец, о Маелефе еже отвещати,
разума Еману Израильтянину, 87

В конец о Маелефе переводится как победная песнь хором, которую начинал один псалмопевец – Еман Израильтянин, а ему соразмерно и согласно отвечал хор. Псалом изображает предсмертные борения Иисуса Христа, Его страдания и смерть. Поскольку таинство Христово глубоко и к разумению его необходим крайне тонкий духовный разум, то в надписании сказано: разума. Пророчество излагается в виде молитвы к Богу и показывает болезни человеческого рода после грехопадения. Молитва эта приличествует всякому благочестивому, подверженному скорби, но неотступному в молитве и уповании Божией помощи (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

2 Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою.

3 Да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему.

Этими словами Христос Спаситель взывал к Богу Отцу во время предсмертных борений. К Отцу неоднократно Христос взывал во дни – на горе, а в нощи – в Гефсимании. Так и каждый из нас должен во дни и в нощи взывать перед Богом, если желает, чтобы молитва его дошла до Господа и прошения имели успех (Златоуст).

4 Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися.

5 Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи.

Пророчество это исполнилось в Гефсимании, когда Христос сказал ученикам: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26, 38). Тогда же Он привменен бых, то есть причислен к нисходящим в ров смерти и бых яко человек без помощи, ибо действительно тогда ученицы вси оставльше Его бежаша (Мф. 26, 56). Один Иисус умер ради беззакония людей, и, когда был мертв, пребывал свободным, поскольку не имел греха, который соделывал бы Его повинным смерти (Афанасий).

6 В мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша.

Христос уподобил Себя не только людям язвенным (раненым), но и изглажденным из памяти Бога, отринутым от руки Его, спящим во гробе, т.е. лишенным сил и деятельности за грехи свои. Христос же был помянут у Отца за Свое незлобие. Тело Христово и по смерти было исполнено животворной силы, почему оно в одно и то же время источило из ребра кровь и воду: первую – как доказательство человека, а вторую – в доказательство того, что выше человека; так как невозможно этому произойти от мертвых тел (Златоуст, Афанасий).

7 Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней.

8 На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя.

Яростию Божиею называет наведенное на род человеческий проклятие смертию. А так как Христос сделался за нас клятвою – то ярость Божия утвердилась в Нем. Волнами называет искушения, понесенные Господом ради нас (Афанасий, Евсевий).

9 Удалил еси знаемых моих от мене, положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах.

Во время страданий все Его оставили: стояху же еси знаеми Его издалеча, и жены споследствовавшыя Ему от Галилеи, зрящя сия (Лк. 23, 49). Положиша Мя мерзость себе – смотри, как и доныне иудеи гнушаются именем Христовым (Златоуст, Афанасий).

10 Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои.

Очи Христа изнемогосте от нищеты, то есть от страданий, ибо Он много о нас печалился и плакал. Он проливал слезы даже о погибели предателя, когда свидетельствова, возмутися духом и рече: аминь, аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя (Ин. 13, 21), где смущение духа означает плач, а воздеяние рук выражает мучительную скорбь души (Златоуст, Афанасий).

11 Еда мертвыми твориши чудеса; или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе;

Изможденный от страданий Христос в предсмертных борениях обращается к Отцу, прося Его помощи: ибо не для мертвых творит Бог чудеса и нет врача, который мог бы освободить от смерти; ни для находящихся в погибели невозможно познать истину, ни преданным земли забвенной, т.е. лишенной плодов Св. Духа – никому из них невозможно быть причастником божественного человеколюбия. Поэтому, ради таковых Христос снисходит и причисляет Себя к ним, сущим во аде (Афанасий).

12 Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели;

13 Еда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней;

14 И аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя.

Эти слова показывают, что молитва Спасителя, в которой говорится: ты же, Господи, возставь мя, пришла в действие поутру, когда Он и воскрес. Поэтому и желающему в этой жизни освободиться от всякого рода бедствий необходимо усердною молитвою предварять утро (Феодорит, Евсевий).

15 Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене;

16 Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея: вознес же ся, смирихся, и изнемогох.

Христос с воплем молился как принявший наше лицо, которое Бог отверг за непослушание. Богат Сый, стал нищ ради нас (см. 2 Кор. 8, 9) и был в трудех от юности, и подвергался многим кознем. И будучи вознесен на Крест смирихся и изнемогох (Златоуст).

17 На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя:

Поскольку Христос воспринял на Свое тело грехи всех людей, поэтому по Нем прошли все гневи за различные грехи, смутили и проникли в самое сердце (Златоуст, Евсевий).

18 Обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе.

19 Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей.

Здесь Христос упоминает о дне страдания, когда Его окружали распинатели, а ученики – впав в малодушие, бежали. Но причину этого Божественный Страдалец приписывает не им, а Отцу, потому что таинство креста, как совершавшееся по мысли и благоволению Отца, превышало их силы. Это моление прилично и сообразно всякому страждущему и скорбящему, и обуреваемому помыслами. Хотя псалом этот не воссыланием благодарения, но плачевною жалобою заканчивается, однако, не менее прочих полезен для удержания нас в подвиге молитвы. Ибо, по словам божественного апостола, елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашеся: да терпением и утешением писаний, упование имамы (Рим. 15, 4) (Златоуст, Феодорит).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь