Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Духовные искания в среде русского народа. Нестяжатели, иосифляне, стригольники, жидовствующие.



Нестяжатели

15-16 век-церковь окрепла материально,монастыри были центрами мат богатств.

Сыграло вероучение что заупакойные молитвы явл условием спасения христианина пусть даже во грехе. Богатые люди завещали монастырям свое богатство.

Игумены монастырей и церковная иерархия смотрела поразному на это

Иосиф Волоский ввел устав для монахов. У монаха нет собственности-келия, иконы.

Безукоризненное послушание. Иосиф Волосский считал, что монастыри должны быть богатыми. Тогда монастырь может благотворить бедным. Нищий монастырь не сможет выполнять этой задачи. И у Иосифа это работало. У Иосифа нашелся противник-Нил Сорский. Он выступал за нестяжательство -иначе монастыри забудут слова Христа. Он пошел дальше Иосифа в том, что считал, что монастыри должны быть отделены от государства. Деятельность Гос. властей была на стороне Нила Сорского, т.к. не хотели чтоб монастыри влияли на гос. политику. Серьезнее разногласия были с теми группами христиан, кто критиковал учение православной церкви.

 

Учение Матвея Башкина. И Феодосия Косого.

Великий пост 1553г. Пришел на исповедь боярин Матвей Семенович Башкин и завел беседу о вере в процессе которой он стал поучать священника с призывом жить по Христу. Он ввел священника недоумения. Как учение о любви к ближнему как себе относится к тому что они держат холопов.?

Если Христос называет братьями, почему тогда накладывают кабалу и если кто-то не отдает, то почему забирают силой?

Он стал поучать священника в его обязанностей-не держать учение Христа в себе, а проповедовать людям. 

Башкин не хотел признаваться в ереси-он стал бесноваться, кричать голосами(со слов противников)…якобы он услышал потом глас Богородицы с призывом во всем сознаться и выдать единомышленников. Что Башкин и сделал.

1-Башкин считал, что Христос сын Бога, но не Бог. Т.е. троица отрицалась.

2-Он считал что причастие не заповедь, а просто хлеб и вино, а не кровь и тело Христа.

3-церковь-это не здание, а собрание возрожденных душ

4- Отрицание икон.

5- Покаяние-это не исповедь…это отречение от греха и перемена все жизни.

6-Отеческое предание отрицает в том числе житие святых.

7-Им приписывалось вольное толкование апостольских посланий.

Такое учение он принял от некого Матюшки из Литвы. Русь не осталась без влияния реформаторских идей. Башкин был посажен на пожизненное заключение.

 

Феодосий Косой-беглый дворовый человек, монашествовал в Белозерском монастыре.

Принцип единобожия был превратно понят. О Д Св. нет упоминания.

 Он считал, что Богу надо поклоняться внутренне, а не внешним образом- поклоны, крестное знамение… Церковь-отрицание церкви с иерархией, таинствами и церковной практикой.

Он призывал в храмы не ходить. Не причащаться от священников, кресты и иконы сокрушать, святых не призывать и не поклоняться их мощам, преданий не читать,

Он считал что истинное христианство не во внешней набожности а в соблюдении заповедей Христа. Он отменил ветхий завет. Тк считал что Христос отменил закон,чтоб поклоняться Богу духом. Вместо обрядов поднял нравственную заповедь-Люби ближнего как самого себя.

Его смущало, что религии стали национальной. Для властей это был серьезный выпад.

Феодосий спасся, сбежав в Литву.

 

Игумен Троицкого монастыря Артемий.

Считал,что то,что не оговорено в евангелии и апостольких учениях-исполнять не нужно.

Артемий не приследовал Новгородских еретиков-был с ними заодно. Положительно относился к латинянам. После дознания еще 4 монаха были осуждены с Артемием 1554 были отправлены в соловецкий монастырь. Артемий бежал и скрылся в Литве. Эти выпады против православия были локальными и непродолжительными и не получили массовую поддержку.

Это произошло потому:

Что это было мощью церковно гос аппарата и все подавлялось

Народ воспитывался в мощной покорности. Люди боялись репрессивных мер.

Люди были не знакомы с евангельскими истинами и не могли оценить правильно говорят проповедники или церковь.

Есть и положительные моменты:

Русь не была так изолирована от Запада как казалось. Эти нововведения просачивались через приезжающих торговцев.

 

Стригольники и жидовствующие.

Они зародились в Новгороде и Пскове. Там была особенная ситуация. Оно находится на севере с Балтийским морем Нева 72 км, река Волхов, Ладога. Балтика-туда сходились все морские пути.

Они выходили на Новгород. До Новгорода Монголо татары не дошли. Новгород обнаглел и не испытал нищеты и завоеваний. В Новгороде существовала демократическая республика. ВЕЧЕ

Народ сам принимал решения. Князь имел формальные полномочия и во время войны водил войско, а в мирное время никто его не слушал.

Могли ли гос власти влиять? Не так. И новые вероучения не могла подавить РПЦ.

Стригольники- крупное внецерковное учение. В Пскове и Новгороде. В конце 14го века.

Симония в этих местах была велика у РПЦ. Покупка церковных должностей за деньги. Ставленные пошлины…фактически покупка должностей. И это было ощутимо. 1273г уже известны факты-в небольших размеров со всех поставленных служителей снималась мзда. Борьба с симонией пошла из среды низшего духовенства.

Псковские дьяконы Никита и Карп -развратники христинской веры в Новгородской летописи 1375

Они подали голос против таинстств людьми которые получили свои должности за деньги.

Все таинства таких людей не действительны.

Они увидели отклонения от евангелия. Они стали отрицать поповщину- т.е. признавали всеобщее священство согласно 1Петра.

Всеобщее священство.

Отрицание икон.

Стали отрицать исполнение церковных обрядов.(совершение молитв по усопшим)

Отрицание крещения младенцев.(стригольники) выстригали на 3 перста волосы под ухом.

Проповедовали только на основании священного писания и отрицали предания церкви.

Они направили усилия на чистоту евангельского учения.

Они действовали в Пскове и Новгороде.

Они для молитв собирались по домам и на улицах.

Они в отличие от православных вели строгую жизнь. Они не предавались крайностям аскетизма.

Они не ссорились не мздоимствуют, не пьянствуют и хорошо знали библию. Их проповедников называют книжными. Это семена евангельского пробуждения в России.

В Новгороде власть князя ограничена поэтому стригольники чувствовали себя свободнее.

Стригольников терпели но в 1375 г против них начинаются гонения. Никита и Карп и еще один они были утоплены в р. Волхов. Но движение не прекратилось. Еще 50 лет 1380-1430г власти занимались борьбой со стригольниками. Д. Донской просил в Новгороде войска. В 1382 г войска Тохтамыша ворвались в Мск и сожгли и Д. Донской принимает решение платить дань.

Возможно это повлияло на отношение к стригольникам. Духовенство РПЦ приписывали гневу Божьему и винили стригольникам. После 1430г стригольники не упоминаются.

 

Жидовствующие.

Метрополит Филипп 1470г …

Они возникли в Пскове и Новгороде. Киевский князь Александр приехал в Новгороде он беседовал со священниками. Они ставили ВЗ выше НЗ. Кто то на них повлиял. Это учение не очень согласовалось с учением РПЦ. Они сслылались на слова Христа что он учил на отменять закон но исполнить. Жидовствующие учили что догмат о троице противоречит библии, иконы –это идолы,

Жидовствующие вели благочестивый образ жизни. Алексия и Денис протопопы были приглашены в Мск и их взяли на служение. В 1480г кончилась монголо-татарское иго.

Денису и Аллексия берут в Мск храмы и они успешно распространяют учение и слушали их великий князь…и стало быстро распространяться. Д и А не сразу открывают свои взгляды на иконы. В 1487г в Мск несколько священников напились и в пьяном виде стали срывать иконы и тут открылось что это учение не только против икон но против догматов РПЦ. Епископ Геннадий стал вести борьбу с жидовствующими. Власть же не поощряла эту борьбу . В 1490 г собрался собор.

Им руководил Иосиф Волосский. Он вынес осуждение жидовствующим. Жидовствующих казнили и пытали. Власть же пошла на попятную. В 1505 г начались серьезные гонения на жид.

На них произнесена была анафема. Часть жид. Была сожжена а часть была сослана в монастыри.

Оставшиеся собирались в тайные кружки…они досуществовали до 70х годов 20го века.

В этот период 14-16веков на Руси возникали люди которые предпочитали еванг учени учению официальной РПЦ. Большинство этих учений было навеяно учением запада из-за торговых путей. Эти учения имели общие черты выведенные из евангелия и апостольских посланий.

Отрицание икон

Крещение как сознательное обращение к Богу.

Отрицание обрядов

Обращение к библии как богодухновенному писанию

Отрицание предания.

 

Эти движения не были свободны от специфических взглядов

Отрицая поклонение святым они отрицали догмат о троице…

Они не получили своего распространения. Это было предтечей духовного побуждения.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь