Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Церковная реформа патриарха Никона, раскол 1653-1655 гг.



Уже в первой половине 17 века встал вопрос, чтоб в церкви провести реформу. Не сразу на Русь пришли церковные книги на греческом языке, книги распространаялись переписыванием неграмотными переписчиками. Практика церковной жизни богослужение на Руси сильно отличалось от того как его вели в православных странах В Византии. В обиходе было крещение 2мя перстами,тогда как в других церквях тремя. Было многогласие- распределение литургии на 6 священников одновременное чтение-была путаница. Чтение литургии было поручено дьяконам и понамарям. Они так же прибавляли шуму. Почитание икон в Византии переросло в поклонение. Даже каждый должен был приносить свою икону и поклоняться и обращаться ей. Нельзя было подглядывать на чужую икону. Даже налагалась за это эпитимья.

Хождение в церкви совершалось не так как принято в церквях в других странах-с запада на восток. Иконы писались не по канону-произвольно. Всё это вызывало недоумение у церквей приезжавших в Русь. В разные времена в 1й половине 17 века раздавались голоса исправить церковные книги и практики. Иосиф предложил исправлять церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. К тем книгам, которые были во времена Василия и Ивана Грозного. Другие возражали-делать перевод по греческим книгам. Эта идея возобладала.

Слово Божие в храмах не допускалось это считалось признаком латинства. В1651 году умер патриарх Иосиф и новым патриархом стал Никон. В миру его звали Никита Милов он был из незнатного рода мордовских крестьян. Это был уникальный момент,когда человек из низов стал патриархом. Он был невероятно талантлив. С детства он любил слушать библейские истории от родителей и священника, заучивал молитвы, познавал церковные обряды. У него был интерес к православию. Он с детства знал все православие, рано женился на девушке из своего прихода. В 19 лет он был рукоположен в священиики. Брак был успешен но у них один за другим рождалось четверо детей. Дети в младенчестве умерли. После этого они поняли что на их брак нет благословения и решили постричься в монахи. Так Никон стал монахом. В 1635 году монах Никон проходил служение в Соловецком монастыре,потом попал в Новоспасский монастырь в Мск. В нем будучи иерромонахом Никон попытался проповедовать. Монанахи воспротивились проповеди. Этот монастырь посещал царь Алексей Мих. Он обратил внимание на Никона и стал с ним беседовать часто и они начинают дружить. Никон был общительным и остроумным.Никона продвигают по церковной лестнице. Он стает митрополитом Новгородским. Никон проявил мужество и удалось бунт усмирить. Никона избили во время бунта. Он потребовал самого жестокого наказания для бунтовщиков и 1651г умирает патриарх Иосиф и Никон с подачи царя становится патриархом. Никона стал готовить серьезную реформу. Трагедия Никона в том, что он был не из тех людей, кто умеет терпеливо разъяснять. Для Никона было важно только безоговорочное подчинение. Никон запрещает использовать иконы написанные не по греческим образцам. Это вызывало возмущение в церквях. Некаонническим иконам выцарапывали глаза и носили по городу и объясняли стращали всех. Люди были возмущены. Были сделаны переводы с греческих оригиналов, многогласие было отменено. Литургия была сокращена до 4-5 часов. Было введено 3х перстное крещение. Считалось что крест должен быть 4х конечный,что он так же свят. Реформа была воспринята неоднозначно. Часть поддалась уговорам из страха внешне. Царь благословлял все что делал Никон по реформе к церкви. В церквях зазвучала проповедь.

Но священники были неграмотны и привносили басни и поверия. Священнослужители рассказывали как колдовать, ворожить. Это было вполне нормальным, поскольку не могли нормално объяснить библию. Реформа была с 1653-1655 г . Началась война с Польшей но не в пользу России и эти жертвы противники Никона истолковывали как Божью кару за реформу. В 1654 прошли соборы РПЦ России. Цель собора была рассмотреть в правильном ли направлении ли идут реформы. Собор одобряет реформу, но предлагает привести реформу не в соответствии с практикой греческой православной церкви, но в соответствии с русской традицией.

Что касается дальней шей судьбы Никона. Произошел раскол в РПЦ. Не все было гладко, хоть и была поддержка царя и собора. Никон проявил себя как властолюбивый человек. Никон во время военных действий с Польшей во время отсутствия царя вел себя как царь. В конце концов царь был не доволен. Никон вел себя так потому что помнил опыт Филарета, как тот правил вместо Мих. Фед. Романова. Никон переоценил значение дружбы с царем. Царь уговаривал Никона быть не столь. Царь перестал ходить на патриаршии богослужения и принес серьезный урон по самолюбию патриарха Никона. Никон решил использовать пример Филарета и И. Грозного- Грозный рассорившись с бояремя ушел к себе в имение и народ упрашивал его вернуться на трон. Этим Грозный получил себе неограниченную власть. Алексей Мих. не пригласил Никона на гос. прием, самолюбие патриарха было задето и когда патриарх отслужил в Успенском соборе и в проповеди заявил что больше не хочет быть патриархом и удаляется в Воскресенский монастырь.

Никон ждал, когда Москва будет просить вернуться и царь. Но никто не шел к Никону на поклон. Через несколько лет царь стал готовить церковный собор для расправы с Никоном.

Вопросы- правомерность реформ и вмешательство Никона в царскую власть. В 1666 г. СОБОР НАЧАЛ свою работу. Никон отреагировал на этот собор-полный разрыв между царем и Никоном произошел в 1658 г. Никона привезли на собор и указали на место в первом ряду с епископами, архиепископами. Но Никон отказался сидеть с ними и хотел сесть с патриархами и решил стоять во всю работу собору стоя. На соборе выступил царь Алекс. Мих. и обосновал свои претензии.

Что Никон отрекся от патриаршества… Царь решил показать кто главный в стране. Царь был поддержан и осудили Никона лишить патриаршего сана и вечное заточение в монастырь.

Насчет церковной реформы-что Никон поступал правильно и реформа прошла правильно. Собор осудил церковный раскол ту часть, которая не пошла с Никоном и передать их лидеров (старообрядцев) в руки светских властей. Им грозила смерть.

Никон в 1666г был сослан на Фенопонтов монастырь и ему выделили апартаменты и прислугу и оказывали почести как патриарху. Никон много писал и подписывался как патриарх всея руси.

Алексей Мих умер в 1676г а Никон пережил его на 5 лет. В 1681г.   Никон просил нового царя вернуться в Новоиерус. монастырь и по пути Никону стало плохо и он не доехав умер в Ярославле.

Похоронен с патриаршими почестями.

Попытки со стороны Никона привели к конфликту светской власти и церкви и подготовила почву чтоб превратить РПЦ в придаток гос. власти. После этого РПЦ никогда не было единым, из него выделилось крыло старообрядцев, которое позже так же раскололось на несколько течений.

Епископов, которые могут рукополагать на сан, поэтому старообрядцы считали, что священники не нужны и заменили на наставников. Другие считали иначе. Власть реагировала на старообрядцев-искореняла насильственно. Старообрядцы бежали на север в тайгу, но власть их находила их и там.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь