Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Конспекты экзаменационные билеты.
Учился в Петроградском университете, позже эмигрировал из России в Берлин, Прагу, Париж (он оформил французское гражданство), Нью-Йорк, Франция (после войны). Социология должна избавиться от опасности аналитического эмпиризма и спекулятивной теоретизации, от излишней американизации, детерминизма, догматизма. Ищет новое обоснование диалектики. Гурвич выступает против теорий трансцендентального права – социальные группы и ассоциации порождают новые права, направленные против единовластия государства. В традиции Маркса и Прудона – Гурвич рассматривает глобальные общества + отношение к ним социальных фактов. Опыт должен быть связан с его теоретизацией, объяснение с пониманием, эмпирическое с теоретическим. Но нет противопоставляемы индивидуальное и социальное (коллективное). Подход Гурвича к познанию социальной реальности – диалектический гиперэмпиризм. Основа социологии – диалектика, интерпретируемая в духе релятивизма и плюрализма. Отказ от заранее принятой философской позиции в подходе к изучению человека - надо истолковывать человеческий опты как разнообразный и непрерывно обновляемый. Общество нельзя свести к базису и надстройке (как считал Маркс), нужно изучать формы знания, мифы, идеологии. Необходимо изучать изменяющиеся конкретные формы общественной жизни. На смену капитализму придет децентрализованная демократия, построенная на принципах самоуправления (согласен с федерализмом Прудона). Метод Гурвича должен решить проблему субъекта и объекта, изучение свободы и социологического детерминизма (управление, планирование). Социальный детерминизм – осознанное начало свободы, рациональности без догмы. Гурвич выделяет аструктурный, универсальный микросоциальный детерминизм, детерминизм частных групп, детерминизм социальных классов и глобальных обществ (горизонтальное деление социальной реальности). Вертикальный срез – деление на глубинные уровни. Это микро и макросоциология. Гурвич исследовал горизонтальные и вертикальные среза – многочисленные уровни социального анализа. Он пытается открыть пути, как свобода вмешивается в водоворот социального детерминизма. Можно исследовать автономно группы, плюрализм их отношений. => динамизм группы. Гурвич предлагает три метода изучения социальной реальности: 1. Систематизирующий (преследует практические цели, исследование одного из уровней социальное реальности, который выделен из целостности) и аналитический. 2. Индивидуализирующий (история, этнография - изучение клана, семьи, в архаическом обществе). 3. Качественная и дискретная типология (в социологии) Социология изучает три типа социальной реальности: 1. Микросоциологический (формы социабельности) = социальные связи, наиболее абстрактные и общие типы 2. Типы частных групп – целостные социальные феномены, коллективные единицы – структурные типы. 3. Типы социальных кланов и глобальных обществ – макрокосмы, макросхемы частные группы являются более конкретными и повторяются редко. Эти три типа взаимодополняют друг друга, социология должна их изучать все одновременно. Гурвич рассматривает глобальное общество и структуры (пример, нации, международное сообщество, раньше – племена, империи). Глобальный (нельзя свести к универсальный) = всеохватывающий. Это макрокосмы объединений. Глобальные общества обладают социальным суверенитетом над своими элементами + юридическим суверенитетом (определяют компетенцию всех функциональных группировок). Глобальное общество = глобальная структура. Все группы структурированы, также когда они не организованы + все глобальные общества крупномасштабны. Любое глобальное общество принадлежит к цивилизации и способствует ее созданию. Между обществом, глобальной структурой и цивилизацией существует диалектические отношения. Глобальное общество – совокупность всех перечисленных выше характеристик. Социология изучает тотальные социальные феномены в ансамбле их аспектов и их движения, заключая их в диалектированные микросоциальные, групповые и глобальные типы в процессе их становления и разрушения. Предмет социологии – целостные социальные феномены, исследуемые на всех глубинных уровнях, во всех аспектах их структурации. Общественное развитие имеет противоречивый характер, социальный антагонизмы неизбежны, нужна социальная революция. Преодолеть напряжения и конфликты на время помогает социальный контроль (религия, мораль, право, искусство, познание и обучение – в каждом типе общества выстреливаются в определенную иерархию). Гурвич критиковал капитализм. «Человеческая свобода» - изначально присуща человеку, коллективу, двигатель общественной трансформации и прогресса. В качестве точек отсчета свобода использует различные детерминизмы (социальные, психологические, биологические), она находится между действием в процессе и действием завершенным. Свобода – пытается изменять, воссоздавать; это компромисс между случайным и необходимым. Ступени человеческой свободы: произвольная свобода (из предпочтений человека), свобода новаторских достижений, изобретение, решение, созидание (высшая степень человеческой свободы). Осипов. С 294 Учился Дж. Гурвич, Франция после второй мировой войны. Старался объединить и преодолеть схемы, основанные на марксизме. В противоположность Р. Арон – возврат к либеральной традиции в науке. Георгий Давыдович Гурвич (1984 – 1965). Влияние на Гурвича оказал Л.И. Петражицкий. Дружил с Гессеном. Был генеральным секретарем Международного института социологии и права в Париже. Принимал активное участие в русской революции, но был вынужден уехать после критики Ленина. Преподавал в Сорбонне, Париже, Страсбурге, активно участвовал в общественной жизни русской эмиграции. Пишет разные статьи («Государство и социализм»). Основные работы: «Идея социального права» (1932), - принесла ему в международное признание, «Социальный детерминизм и человеческая свобода» (1955), «Диалектика и социология» (1962). К власти пришел Гитлер и Гурвич уехал в Нью-Йорк, разрабатывал программу восстановления Франции, читал курс социология знания в Гарварде. После войны вернулся во Францию, профессор в Сорбонне. 1946 г. – создал Центр социологический исследований, выпускает Международный журнал социологии. Всегда был политически активным (награжден орденом Почетного легиона). Другие работы – «Будущность демократии» (1927), «Актуальность наследия немецкой философии» (1930), «Эссе по социологии» (1938), «Социология в 20 столетии» (1945) и т.д. Истоки взглядов Гурвича – Фихте, Бергесон, Гуссерль, Сен-Симон. Маркс, Вебер, Дюркгейм, Мосс. Гурвича рассматривает как одного из основателей теории малых групп. Вместе с Морено, Мэйо, Левинни. Социолог должен обнаруживать под эмпирической поверхностью феноменов различные степени их глубины. Социологию необходимо строить на основе диалектики, интерпретируемой в духе релятивизма и плюрализма. Гурвич выдвигает принцип радикального эмпиризма (диалектический гиперэмпиризм) – уважительное отношение к изменяющимся конфликтным формах общественной жизни. Попытка описать ограничения социального детерминизма согласно случайности и взаимовлиянию человеческой свободы. Каждое глобальное общество – не только структурирующее, но и эффективно структурированное. Реальные коллективные общности – состояние структурализации и деструктурализации, могут потенциально дать начало группам неструктурированным, + соревнование с аструктурированными элементами. Глобальное общество супрафункционально – организация не равно структура. ИТС. Гурвич – один из первых в западной социологии констатировал наличие в ней кризиса общей теории. Критика эмпиризма американских социологов и их французских последователей. Социологические теории Гурвича очень абстрактные. Социология должна базироваться на диалектике, но диалектика не должна быть связан с философской доктриной. – ориентация на непрерывно меняющийся и разнообразный человеческий опыт. Это «диалектический гиперэмпиризм». Метатеоретическая основа социологического знания, которая позволяет познать подвижную и изменяющуюся социальную реальность, которая обладает «вулканическим элементом». Типологический метод Гурвич использовал особо широко. Конструирует огромное количество типов и подтипов. Специфика социологического метода – всегда принимать во внимание все уровни, измерения и секторы (структуры, структрированные и структурируемые) социальной реальности одновременно. Предмет социологии: «Целостные социальные феномен» (термин М. Мосса). Ттикм образом, социология Гурвича – парадоксальное сочетание призыва к конкретности и сближению с историей, к диалектике, + к реальной абстрактности и схоластичности теоретических суждений, антиисторизм, формализм типологий и дефиниций. Гурвича критиковали, считали «философию» в социологии анархизмом. При жизни Гурвич не имел последователей но повлиял на Жоржа Белендье (призывал создавать глубинную социологию на основе диалектики) + рост интереса к Гурвичу.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы