Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социологические взгляды Р. Арона. Теория позднего индустриального общества и критика марксизма.
Осипов, с 365. Раймон Арон (1905 – 1983) – один из наиболее влиятельных социологов второй половины 20 века. В разное время испытывал влияние неокантианства (Риккерт) и Вебера, Зиммеля, Брюнсвика, знакомился с феноменологией Гюссерля, полемизировал с Сарторм. Во время войны Арон был в армии за освобождение Франции, но когда фашисты оккупировали, был в Лондоне. Сыграл значительную роль в институализации социологии в Франции (в университет открывается факультеты общественных наук и т.д., выпущен журнал «Европейские архивы по социологии», 1959 г. – Центр европейской социологии). С 1962 г. – вице-президент Всемирной социологической ассоциации , член Академии моральных и политических наук, был в составе экономического и социального Совета четвертой и пятой республики. Основные работы: «Современная немецкая социология» (1955), «Опиум для интеллигенции» (1955), «18 лекций об индустриальном обществе» (1963), «Классовая борьба» (1914), «Этапы развития социологической мысли» (1967), «разочарование в прогрессе» (1969), «Политические исследования» (1972). Арон – выразитель либеральной традиции (верность демократии, свободная конкуренция, частное предпринимательство). Стремился совместить субъективный и объективный подходы в социологии (как Вебер). По Арону, социология – исследование, претендующее на научный подход в социальному как таковому либо на элементарном уровне межличностных отношений, либо на макроуровне (классы, нации, цивилизации, глобальное общество). Критика марксизма. Критиковал и догматический марксизм, и экзистенциализм (Сартр),, Альтюссера. Пример, работа «От одного святого семейства к другому». Критикует «религию сталинизма» - мобилизует людей, обещает им светлое будущее, но оно все оттягивается. Социологические взгляды. Политика – это и действительность и наше ее осознание, особый раздел социольной совокупности, сама эта совокупность (рассматривает с определенной точки зрения). Противопоставляет идеи де Токвиля и Маркса. По Токвилю демократические развитие общества - стирание различий в статусе и условиях жизни людей. Два типа общества: уравнительно -деспотичное и уравнительно-либеральное. По Марксу, капитализм содержит противоречия – революция – социализм + уничтожение государства – бессклассовое общество. По Арону, это неверно, преобразования в экономике не всегда определяют социальную структуру, политичсекую организацию общества, экономические, как и политические факторы не определяют все общество в целом, неверно, что при данном способе хозяйствования государство имеет строго определенную форму. Примат политики: Концепция индустриальных обществ – «18 лекций об индустриальном обществе». Установил связь экономического роста, определенного чисто математическим путем, с общественными отношениями, с возможными видами роста. Надежды на поступательное развитие общества в результате научно-технического прогресса. Но критиковал и «концепцию пределов роста» Римского клуба. Характерные черты различных типов индустриальных обществ зависят от политики – все общества демократичны (см. конспект). Типология политических режимов: Четыре основные схемы, дающие возможность рассматривать в перспективе различные типы режимов: 1. Односторонняя эволюция к какому-либо данному режиму – идея прогресс (делится на марксизм и западных демократов) 2. Разнообразие режимов из-за многообразия обстоятельств – в странах не установились ни конституционный плюрализм, ни монопольное право на идеологию – невысокоразвитые промышленные страны (Испания, Португалия) 3. Революционные движения, движения с националистическими идеологиями (Ближний Восток, Египет). 4. Цикл. Пример: исходный пункт – конституционный плюрализм – анархия – революционные процессы – однопартийный режим – идеологическая вера изнашивается – догматизм – бюрократическое самосдерживание – рационализирующая бюрократия считает свой фундамент крепким, разрешает другие партии – все возвращается на круги своя. Таким образом, экономический рост ведет к лучшему режиму, но эти режимы могут быть разными в разных индустриальных странах – разнообразие политических структур. Арон анализировал проблемы войны и мира – исследовал взаимозависимость дипломатии и стратегии, цели, средства, внешние факторы. Арон описывает два идеальных типа систем: · Мультиполярный · Биполярный Диалектика мира и войны (+ промежуточные формы – холодная война, революционная война. не только история (исследует единичное), но и социология должна изучать международные отношения (случаи регулярные, типичные – исследовать нацию, цивилизацию, стиль войны, характер внешней политики).площадь, число, ресурсы, определяющие материальные факторы и средства политики, нации с их режимом, цивилизации, человеческую и социальную природу, на является более или менее постоянной детерминантой. Взгляды Арона нашли свое отражение у П. Бурдье, Турена, Будона. ИТС. С. 171. Арон - его концепция – коренная трансформация капитализма, единое индустриальное общество, «конец идеологии». Борьба идеологий – анахронизм (они сохранились еще в традиционных обществах). Происходит деидеологизация, в том числе в науке, в двух типах общества: 1. В социалистических странах марксизм превращается в формальную догму – уже не руководит мыслями людей – будет продолжаться преклонение перед доктриной, но она не будет больше определять практическую деятельность. 2. У запада появляется больше преимуществ. Арон стремится разрушить миф о слиянии (конвергенции) двух типов индустриального общества – у них различна политическая сфера (социализм – унификация власти, капитализм – плюрализм). Но Арон допускал, что в будущем обе системы сближаются - экономическое равенство, социальное однородность. Арон называет свою концепцию «пессимистическая диалектика» - развитие науки и техники создают иллюзии, которые они не могут удовлетворить. Чем больше человечество овладевает природой, чем больше оно теряет власть над «собственной судьбой». Антиноним индустриального общества. 1. Несовместимость эгалитарного идеала и иерархизма 2. Противоречие между стремлением к индивидуальности и нивелирующий ее механизмом технико-экономического развития. 3. Антиноним международных отношений – столкновение универсализма и традиции Но смертельная классовая борьба – рост коллективного богатства – «полумироное» соперничество - классовые конфликты в прошлом – антагонизм богатых и бедных народов.
Конспекты: Взгляды: умеренный радикал-социализм – либерализм – неоконсерватизм. Многие социологические взгляды Арона отражены в книге «Этапы развития социологической мысли (отношение Адорно к предшественникам). Проследил взгляды социальных мыслителей, начиная от Аристотеля и кончая М. Вебером, говорит об этапах социологической мысли, сопоставляет точки зрения. Адорно показывает, как с ходом истории растет значимость социологии для общества. Лучше говорить об этапах, а не об истории, сопоставлять точки зрения, а не одобрять, критиковать их. Книга начинается: начало истории социологии с Ш. Монтескье, О. Конт, К. Маркс (его учение – анализ буржуазного строя), А.де Токвиль, Дюркгейм, Парето и М. Вебер (очень его ценил). Последние крупные социологи, которые проанализировали человеческое поведение, интерпретировали современную эпоху и дали картину долговременного исторического развития. По Арону, современная социология должна анализировать социальное поведение (не объясняется натурализмом, важно понимание), искать отдельные концептуальные понятия и рассматривать ход развития эмпирических исследований. Вебер для Адорно ценнее Маркса, ценностный подход лучше экономического детерминизма. Критика марксизма: марксизм – составная часть «опиума интеллектуалов» (книга «Опиум для интеллигенции, 1955 г.). Маркс увидел специфику обществ (развитие производительных сил – разные критерии развития), но возложил ответственность за все грехи современного общества на то, что не любил – на капитализм – и придумал режим, где не будет его омерзительных черт. Национализация орудий производства и планирования – это упрощение, Маркс переоценил значение классовых конфликтов. По мнению Адорно, марксизм превратился в догму, в религию, которая также учит послушанию и утверждает абсолютную власть правителей (христианство никогда не позволяло произвола правителей). На примере СССР Адорно показал, что итог применения марксизма – бюрократический деспотизм. Маркс способствовал зарождению бесконечной веры (где оно – светлое будущее), он спаивает интеллектуальные круги, все это вызывает насилие и пассивность, скептицизм и фанатизм – война всех против неверующих. Марксизм превратился в идеологию только своих творцов. Социально-политические взгляды: политика – программа, метод действий и сами действия (по отношению к какой-то проблеме общества), это осознание действительности, область общественной жизни, это борьба людей за свои интересы. Что означает примат политики? Концепция «индустриальных обществ» - «18 лекций об индустриальном обществе» (1955 – 1956). Сравнение между капиталистическими и социалистическим обществом. Экономический рост влияет на общественные отношения. Общество поступательно развивается ко все более ее высоким уровням технологической деятельности. Но социальные идеалы справедливости неосуществимы (равенство, свободы, всеобщее благосостояние). Работы «Разочарование в прогрессе», «В защиту упадочной Европы». Все современные общества демократичны (стираются различия в условиях жизни или личном статусе людей), но могут иметь как деспотичную, тираническую, так и либеральную форму. Современные общества различаются структурами государственной власти. Именно политика (определяет тип индустриального общества) – сфера, где отдаются приказы и выбираются методы их исполнения. Политическая жизнь – каждого общества определяется политическим режимом. Адорно не ищет лучший, универсальный режим – в каждом обществе институты власти должны быть приспособлены к особенностям конкретной исторической обстановки. Два основных типа политических режимов. Конституционно-плюралистический – борьба соперничающих партий С единственной партией – одна идеология (СССР) У каждого их них есть свои недостатки, но режим, в котором царит мир, лучше режима, основанного на насилии. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы