Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структуралистские подходы в социологии.



Ритцер с 99, 523.

Структурализм зародился во Франции, истоки вне социологии. Существует несколько направлений, которые значительно отличаются друг от друга (пример: одни рассматривают глубинные структуры разума – З. Фрейд, другие – крупные структуры общества, кто-то считает, что так делал и Маркс, рассматривая невидимые экономические структуры капиталистического общества; + рассматривал структуры как модели социального мира, которые эти структуры создают изучение диалектических отношений между индивидами и социальными структурами. Отсюда связь между структурами разума и структурами общества. – К. Леви-Стросс).

Появляется постструктурализм – Мишель Фуко (изучает власть + зависимость между знанием и властью) → выходы за пределы структуры → постструктурализм – предвестник постмодернизма, грань между ними не ясна.

Структурализм – внимание к структурам → основной интерес к лингвистическим структурам (переключение с социальных на лингвистические структуры – «лингвистические переворот» - изучение языка, различного рода знаков.

Т.о. источник структурализма – лингвистика → особую роль творчества швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра. Различие между языком (langue) и речью (parole). Язык (общий для всех говорящих набор единиц, постоянно используется всеми, кто на них говорит) – формальная грамматическая система языка. Система звуковых элементов, отличия между которыми подчинены законам. Существование langue дает возможность parole → это фактически речь (конкретные высказывания индивидуальных носителей языка) – то, как говорящие используют язык для выражения своих мыслей – это всё субъективно. По Соссюру нужно изучать язык, а не речь. Langue – структура (значение каждого знака порождается взаимосвязью знаков в системе, важны отношения различия, особенно бинарные противоположности, пример: горячий-холодный).

Значение, разум и социальный мир (+сами люди) формируемой структуры языка.

Отсюда интерес к структуре → исследование знаковых систем → семиотика (не только язык + мимика, язык тела, литературные тексты). Исходным основанием семиотических систем РОЛАНА БАРТА → не только язык, но и социальное поведение = репрезентации, знаки.

Т.о., все социальные явления стали интерпретироваться как знаки.

Центральная фигура французский социолог → Клод Леви-Стросс (1908-2009) Работы: «Раса и история» (1952), «Структурная антропология» (1953, 1973), «Элементарные структуры родства» → распространял подход применявшийся Сосюром для изучения языка на вопросы антропологии→ использовал его для исследования мифов в примитивных обществах + для изучения всех видов коммуникаций.

Леви-Стросс создал новую концепцию многообразных социальных явлений (пр: исследование родовой), рассматривал как системы коммуникации → возможен структурный анализ (пр: обмен супругами приблизительно = обмен словами – это соц обмен). Пример: сходство между лингвистическими системами и системами родства → базовые единицы анализа и для лингвистических систем и систем → определял выражения описывающие и лингвистические системы и системы родства. И лингвистические системы и систем родства обретают значение лишь когда становятся частью более крупной системы (пример, сырое – готовое). И в лингвистических системах и системах родства есть эмпирические отклонения (хоть их и можно объяснить с помощью знаков. И лингвистические системы и системы родства - продукты структур разума (фундаментальная структура)– но это плод бессознательной логической структуры разума, функционируют на основе всеобщих законов.

Структурный марксизм. Луи Альтюссер, Никос Пулланцас, Морис Годелье. Многие считают, что структурализм начинается не с лингвистики Соссюра, а с К. Маркса. → исследование внутреннего функционирования структуры должно объяснять ее происхождение и эволюцию + рассмотрение структуры как системы, образуемые взаимодействием социальных отношений. Важны глубинные структуры общества (они невидимы, но реальны). Основной предмет анализа - социальные и экономические структуры + связь с марксизмом очень тесна.

Осипов. С 478.

Структурализм 60-е – Леви-Стросс, М. Фуко и др. – реакция на субъективизм в социологии (феноменология, экзистенциализм – человек творит среду) → попытка объективного анализа социального → Структуры – сущностные, устойчивые в каждый данный момент соотношения элементов социального, независимо от субъективных факторов. Идеальная структура – язык – изначально и прозрачно структурированное образование.

Структурализм во Франции – последователь лингвистического структурализма (первая четверть 20 века).

«Гипериррационалистический» подход к социальной реальности - во всех человеческих проявлениях есть обща субстанция – «коллективное бессознательное».

Клод Леви-Стросс – изучал структуры мышления и быта первобытных народов. Исторический (диахронный) подход лишь облегчает понимание, как возникают те или иные институты, важнее синхронный срез – как коллективное бессознательное формирует символические структуры данного общества (ритуалы, традиции, речевые формы).

Мишель Фуко – социоисторическое исследование культуры (=дискурсы) прошлого посвятил таким сферам коллективного бессознательного, как болезнь, безумие, девиация, история сексуальности. Фуко выводит дискурсивные (ментальные) структуры из структур социальных институтов (в статике). Эти структуры нужно изучать в соотношении со структурой власти. Субъективизм исчезнет –«смерть человека».

Громов. С119.

«Границы моего языка – границы моего мира». Проблема возникновения и функционирования социальных структур. Система не сводима к простой сумме своих элементов, у нее есть нечто – это структура – совокупность связей между элементами. Личность и ее поведение детерминированы внутренней структурой языка и мышления. Таким образом, структура – глубинные неявные модели мира.

Структурализм – метод в философии, социологии, лингвистике, литературной критике, культурологии, психоанализе, антропологии и т.д.

Зародился во Франции, особенно популярен в 60-70 гг . Основа структурализма – антропология Б. Малиновского, Редклифф-Брауна, Дюркгейма (социальные факт надиндивидуальны), И. Кант (рациональность и упорядочивание мира), Ф. де Сосюр.

Основные представители: Клод Леви-Стросс, Луи Альтюссер – социологическая теория и философия, Ролан Барт – литературная критика и культурология, М. Фуко, Деррида(ранний период , потом постмодернизм).

Идея в структурализме: наблюдаемый мир – продукт наших мыслей. Главное – показать пути, которыми м упорядочиваем окружающий нас мир - изучение внутренней структуры логики обыденных понятий (пример, для Леви-Стросса родство и термины. В которых оно выражается, одно и тоже).

Структурализм сосредотачивает внимание на внутренней структуре «общепринятых значений» - отражает глубинные отношения и законы мира (разум – часть Вселенной, мысли, которые он создает имеют ту де логику, что и мир). Структурализм тяготеет к крайнему детерминизму ( людей нет свободной воли, структурная предопределенность). Основы структурализма – Ф. де Сосюр – «Курс общей лингвистики» - чтобы понять язык, необходимо рассматривать элементы его составляющие. Язык – звуки+ правила их комбинации, отсюда структура, логика, лежащая в основе речи. Знак – единство «обозначающего» и «обозначаемого». Значение каждого знака на основании его отношений к другим знакам + «бинарная логика». Коннотации – ирерархия символов, соотношение обозначающего и обозначаемого в разных вариациях. Появляется понятие мифа метаязыка.

С помощью структурализма исследуют не только язык, но и традиции питания, мифологию современны СМИ и т.д. Структурализм отдает предпочтение отношениям. Связи могут придавать частям различные значения, оставляя сами части относительно неизменными. Следовательно, два уровня реальности:

  1. Поверхностный (элементы – факты, события, явления)
  2. Внутренний (структуры – объясняют то, что лежи на поверхности)

Критика структурализма – редукционизм – потеря вторичных, поверхностных, на значимых аспектов. Строится формальные уравнения (красивые, но бесполезные) игнорирование изменений (структура постоянна, не рассматриваются ситуационное окружение).

Структурный марксизм – вопрос №38.

Постструктурализм – заложил основу постмодернизма.

Громов, с 129.

Один из основателей – Мишель Фуко (1926 - 1984).

Критика Л. Альтюссера и марксизма в целом. Идеи нигилизма, анархизма, экзистенциализма, взгляды Ницше.

Ж. Деррида. Концепция «отсутствия значения». Во внешнем мире нет ничего, что подсказывало бы значение предмета. Значения нет и в слове – воспринимаемым мир создается «в» и «из» наших значений. Есть знаки, но они тоже не связаны с внешним миром. Следовательно, «выражаемого нет». Мир – калейдоскоп значений, в который субъект должен внести порядок. Это процесс «означения» мира, в мир мы вносим порядок, создавая дискурс (высказывания). Высказывание – событие / серия событий, которая создает личность, внося порядок к хаотический поток чувственного опыта. У высказывания нет фиксированного значения, их значения основаны на отношении к другим высказываниям. Порядок – постоянное движение, скольжение от высказывания к высказыванию. Мир текуч и хаотичен. Но постструктурализм выбирает точки, в которых значения имеют фиксированный характер.

М. Фуко: эти точки - власть. Дискурсы создаются во внешнем мире. Высказывания, фиксированные властными отношениями, которые им присущи. Высшая власть – знания, власть определять весь остальной мир. Знания – способ порабощения человека. Таким образом, дискурсы включают в себя знание, которое обладает властью. Существуют определенные правила, содержащиеся в высказываниях, определяющие кто и в каком контексте может эти высказывания создавать. У кого есть власть может зафиксировать хаотически перемещающиеся значения и определить остальные субъекты и объекты в собственных понятиях. Мир – бесконечное число властных отношений, и каждое обладание властью порождает противодействие. Мир – бесконечное число конфликтов по поводу власти.

Постструктурализм сближается с теорией конфликта.

Ритцер, с. 521.

Жак Деррида (1930-2004).

Основные работы: «О грамматологии», «Письмо и различие». Деррида рассматривает не язык, а письмо. Пример: традиционный театр (конструируемый, есть слова, роли, писатели, актер, все выражают ожидания друг друга) и «театр жестокости» (речь уже не управляет сценой, нет ограничений). Это два вида общества:

  1. Традиционное (характерен логоцентризм, Деррида его критикует)
  2. Современное (много свободы от, свобода от диктатуры автора, уничтожаются интеллектуальные авторитеты)

Деррида хочет, чтобы каждый из нас был свободным писателем. Отсюда децентрация – нудна игра и различи (общество, где статика, мертво). Общество открыто, мытворим будущее нашими поступками. Таким образом, у нас есть только письмо и действие, где существует игра и различия.

М. Фуко – «История безумия в классическую эпоху», «Слова и вещи», «Археология знания», «Надзирать и наказывать», «История сексуальности» (трилогия «Воля к знанию», «исполнение удовольствий», «Забота о себе»).

Два основных аспекта творчества Фуко: «археология знания» и «генеалогия власти».

Археологи знания (эмпирический анализ, ранний Фуко) – правила, условия дискурса. Генеалогия власти – связь знания и власти. Взял от Ницше. Критический анализ дискурсов - как люди управляют собой и другими через создание знаний . приме: с ходом истории у здоровых людей растет способность притеснять и угнетать сумасшедших. Еще в 17 веке они существовали на равных. Секс – часть жизни, по Фуко, самая важная часть. Общество устанавливает власть над сексуальностью человека (ее надо сдерживать) и общества (рождаемость, численность населения, его здоровье и т.д.). С помощью знания о сексуальности общество получает больше власти над самой жизнью. Необходимо освободиться от влияние секса (важны тела и удовольствия). Таким образом, постмодернизм – продолжение постструктурализма.

Фуко был геем, садомазохистом, секс у него был связан с пограничными переживаниями. Абсолютное удовольствие – это смерть, его нельзя вынести. Наркотики – тое пограничное переживание.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь