Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Субъективный идеализм философии Фихте.



Поставленные Кантом проблемы первым в немецкой классической философии попытался решить И. Фихте (1762-1814 гг.). Его философская система строится на признании активной, практически деятельной сущности человека. Исходное понятие системы Фихте - "Я", которое утверждает себя как таковое в акте самосознания. "Я" есть волевое, действующее существо. Из "чистого Я" должна быть выведена не только форма знания, но и все его содержание, т.е. естественный мир. Помимо индивидуального "Я" существует "абсолютное Я", абсолютное начало всего существующего, из деятельности которого должна быть объяснена вся полнота реальности, весь окружающий человека мир, т.е. "не Я".

 Согласно Фихте, деятельный субъект "Я", преодолевая сопротивленния природы, развертывает все свои определения, т.е. наделяет природу своими характеристиками. Тем самым предметная сфера человека оказывается продуктом его деятельности. В конечном счете "Я" осваивает "не Я" и достигает тождества с самим собой. Однако такое тождество не может быть достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество.

 Взаимоотношения индивидуального "Я", т.е. конкретного индивида с присущими ему волей и мышлением и абсолютного "Я", т.е. человечества в целом характеризует процесс освоения человеком окружающей среды. Индивидуальное и абсолютное "Я" то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпадений-расхождений составляет ядро диалектики Фихте, движущий принцип его системы. Идеал всего движения и развития состоит в достижении совпадения индивидуального и абсолютного "Я". Однако достижение этого идеала привело бы к прекращению деятельности, которая по Фихте абсолютна. Поэтому вся человеческая история есть лишь приближение к идеалу.

 

Натурфилософия.

Одна из задач - необходимость охарактеризовать Не-Я в фихтовском втором основоположении, где «Я» полагает «Не-Я», потому что Фихте никак его не охарактеризовал. Второе основание, которое подвигло Шеллинга к разработке натурфилософии, - необходимость философского обобщения новейших достижений естествознания конца XVIII века. Это, во-первых, открытие Гальвани так называемого животного электричества (гальванизма), точнее, связи электрических процессов с процессами, происходящими в биологии живых организмов. Во-вторых, это открытие Вольтом связи химических процессов с электрическими. Кроме того, это связь деятельности живых организмов с определёнными магнитными процессами, ибо тогда проводились определённого рода эксперименты о воздействии магнитов на живые организмы. Результаты такого рода экспериментов также нуждались в обобщении. Кроме того, возникла также идея родства электричества и магнетизма. И последнее, что стало отмечаться в конце XVIII века, это всё более выходившая на авансцену науки идея о том, что природа не является неизменной, она развивается.

 

Основные идеи натурфилософии

Сущностное единство. Первое положение - положение о сущностном единстве различных сил природы. Наиболее ярким эмпирическим подтверждением этого, по мнению Шеллинга, как раз и был гальванизм, где как раз в совокупности находились электрическая деятельность, магнитная, химическая и специфическая животная деятельность. Более того, даже сам гальванизм он назвал центральным явлением в физическом мире, которое показывало связь живой материи с неживой.

Шеллинг выделил первичные сущностные силы природы: электричество, магнетизм и химизм. Правда, в более поздних произведениях он относил силы притяжения и отталкивания, здесь он не был последовательным.

 

Единство противоположностей. Следующая идея в его натурфилософии связана с положением о том, что различные противоположные сущностные природные силы находятся в единстве. Пример такого единства противоположных сил - это различные полюса магнита. Поэтому это единство противоположных сил Шеллинг назвал полярностью. Примеры такой полярности, помимо полюсов магнита, Шеллинг нашёл в положительных и отрицательных электрических зарядах, в кислотах и щелочах, в процессах возбуждения и торможения в органических образованиях, а также это объективное и субъективное в сознании. Он выдвинул предположение, что такого рода полярности являются главным источником развития природных образований. Причём эта полярность, как считал Шеллинг, в конечном итоге не приводит к тому, что происходит сглаживание между этими противоположными сущностными силами. По его мнению, это единство противоположных сил говорит об их борьбе, они находятся в постоянной борьбе.

 

Борьба противоположностей. В зависимости от результатов этой борьбы противоположных сил Шеллинг подразделял определённым образом природные образования на механические, химические и животные. Если борьба противоположных сил приводит к равновесию, то речь идёт о продуктах борьбы, которые он предпочёл назвать механическими природными образованиями, они механичны. Если же для результата характерно неравновесное состояние, то речь идёт о химических природных образованиях, которые по мере прихода в равновесие природных сил трансформируются в механические. Кроме того, есть и третий вариант результата этой борьбы, когда наступающее равновесие сменяется неизбежно неравновесным состоянием, а это в свою очередь равновесным и т.д. То есть это состояние равновесия носит относительный характер. Для такого рода продуктов борьбы противоположных сил Шеллинг нашёл название органических природных образований, живых природных образований.

Шеллинг трактовал жизнь предельно широко, как универсальную сущностную форму всякого бытия. И организм он также трактовал предельно широко, как принцип всякой вещи. Однако такая картина развития природы посредством единства сущностных сил, полярности как главного источника развития природных образований, их борьбы и т.д. говорила о том, что мыслящее Я Фихте не может быть основой созидающей весь окружающий наш мир. Об этом как раз идёт речь в натурфилософии. Если же он начинал писать о мыслящем я, то оно выступало у него уже не в субъективном духе, а в объективном, намечался переход на позиции объективного идеализма.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь